Напоминание

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

Автор: Агишева Ксения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Варенька"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 10.01.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у

детей младшего дошкольного возраста.

Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить.

А.М.Горький.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот

период

начинается

процесс

социализации,

устанавливается

связь

ребенка

с

ведущими

сферами

бытия:

миром

людей,

природы,

предметным

миром.

Происходит

приобщение

к

культуре,

к

общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Дошкольное

детство

-

время

первоначального

становления

личности,

формирования

основ

самосознания и индивидуальности ребенка.

Детский сад - это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки,

участвуют

в

занятиях,

труде,

общении.

При

построении

педагогического

процесса

основное

образовательное содержание программы «От рождения до школы» педагоги осуществляют с детьми

путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является

игра. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной

игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем

значении,

о

том,

какой

она

должна

быть

на

каждом

возрастном

этапе,

а

также

уметь

играть

соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Свободная сюжетная

игра

-

самая

привлекательная

для

детей

дошкольного

возраста

деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее

субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в

практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние

внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной

ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно,

все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди,

хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить»

больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии.

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают

ему внутренний мир эмоциональный комфорт.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это

не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее

благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. В своем развитии сюжетно-ролевая игра

проходит через следующие этапы:

Первый этап - это период, где основным содержанием игры являются действия с предметами.

Они

осуществляются

в

определенной

последовательности,

хотя

эта

последовательность

часто

нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые.

На второй этапе, как и на первом уровне, основное содержание игры -- действия с предметом.

Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже

обозначается

словом.

Последовательность

действий

становится

правилом.

Возникает

первое

взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.

Третий этап - это по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями,

направленными

на

установление

разнообразных

контактов

с

партнерами

по

игре.

Роли

четко

обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с

ролью.

И

на

заключительном

этапе

основное

содержание

игры

-

это

отражение

отношений

и

взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная она определяется опытом

детей.

Для продуктивного развития сюжетно-ролевой игры важная роль отводится соответствующим

образом оформленной предметно – развивающей среде. С этой целью в нашей группе оформлены

центры

для

игр

«Доктор

Айболит»,

«Магазин»,

«Парикмахерская»,

«Библиотека»,

которые

пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов

формирования игры. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С

этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для

милиционера), в изготовлении которых оказывают помощь родители. Развитию игровой деятельности

способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление

атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение

художественных произведений.

Большинство игр отражается труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки,

работе воспитателя, врача, учителя, шофера. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко

всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко мы наблюдаем, как долго и увлеченно дети

мастерят, готовятся к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные

круги и т. д.

В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы,

согласование

действий

при

достижении

общей

цели,

умение

справедливо

разрешать

спорные

вопросы, а также формировать межличностные отношения между собой.

Очень

тесно

связаны

между

собой

сюжетно-ролевая

игра

и

межличностные

отношения.

С

помощью сюжетно-ролевой игры мы можем посмотреть, какие в группе отношения между детьми.

Межличностные

отношения

зарождаются

и

наиболее

интенсивно развиваются

в

детском

возрасте. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает возможность удовлетворения

своих потребностей в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения - сверстников

и взрослых.

Формирование,

развитие

этих

потребностей

происходит

в

условиях

активных

и

достаточно широких межличностных взаимодействий.

Межличностное

отношение -

субъективно

переживаемые

взаимосвязи

между

людьми,

объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности

совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих

диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Отношения между детьми складываются в игровой деятельности. В сюжетно-ролевых играх

складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.

С формированием личности развитое качество общественности, укрепленное практикой жизни в

играх, практикой действительных поступков, способно открыть путь к тому, чтобы действия и

поступки детей определялось мотивами, продиктованными этими моральными принципами. В играх

протекает жизнь детского общества с его непосредственными потребностями. Отношения в этом

обществе строят сами дети.

Главное, что в игре как форме организации жизни детей и их деятельности существует детское

общество, в котором каждый ребенок занимает определенное место как член этого общества. В таких

условиях

отдельный

ребенок

меньше

всего

является

объектом

воспитания. Взрослый

имеет

отношение прежде всего к детскому коллективу и только с этой точки зрения сможет правильно

понять происходящее и быть справедливым судьей и умным советчиком. Дети сами создают свою

жизнь в играх, свои отношения, а воспитатель должен помочь, разумно направляя этот процесс.

Влияния взрослого опосредованы детским коллективом, который живет своей жизнью. Поэтому

приемлем только широкий воспитательный подход, принимающий во внимание собственные силы

детского коллектива, его организованные формы, складывающиеся нормы морали применительно к

детским проявлениям, к детской жизни.

Список литературы:

1.

Воронова

В.Я.

Творческие

игры

старших

дошкольников:

Пособие

для

воспитателей

детского сада. М. Просвещение,1981

2.

Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника /

Под. ред.А.В. Запорожца и А.П. Усовой.

3.

Михайленко Н.А. Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Пособие для воспитателей. Москва 2001