Напоминание

"Технологии оценивания образовательных результатов обучения по программам ФГОС на уроках математики"

Автор: Кутник Сергей Николаевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 33
Населённый пункт: город Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии оценивания образовательных результатов обучения по программам ФГОС на уроках математики"
Дата публикации: 10.01.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Кутник Сергей Николаевич

учитель математики МБОУ СОШ № 33

г. Симферополь, Республика Крым

Технологии оценивания образовательных результатов обучения по

программам ФГОС на уроках математики

Знания обучающихся должны оцениваться практически на каждом уроке,

причем

необходимо

стараться

оценить

не

отдельно

взятого

ученика

или

группу учеников, а весь класс. Поэтому я применяю систему оценивания

предметных,

метапредметных,

личностных

результатов

с

выходом

на

формирующее

оценивание,

которое

мотивирует

обучающегося

на

дальнейшее обучение и развитие.

Применяемая

мною

ретроспективная

оценка,

при

которой

самооценка

ученика предшествует учительской оценке, позволяет совместно с учащимся

анализировать

их

деятельность

на

уроке,

научить

их

адекватности

и

объективности.

Также

несовпадение

оценок

становится

предметом

обсуждения, что порождает работу над параметрами и критериями оценки. В

своей работе использую накопительную оценку, оценивание проводится на

протяжении всего урока, а не за несколько минут активной деятельности.

На уроке каждому учащемуся предлагается лист оценивания (Приложение1),

по

которому

можно

проследить,

каким

образом

проходит

усвоение

изучаемого материала. Каждое задание, выполняемое на уроке, оценивается

определенным количеством баллов, причем алгоритм их выставления заранее

известен ученику.

Просуммировав баллы в конце урока, каждый может

поставить себе за урок отметку, а учитель для себя сделать вывод, усвоен ли

изучаемый материал на конкретном этапе.

На различных этапах урока использую следующие приемы.

На этапе «Проверка домашнего задания» учащимся можно предложить,

работая в паре провести «Взаимоопрос» по вопросам, которые им были

предложены учителем, например

1.Как выполнить сложение целых чисел с одинаковыми знаками?

2. Как выполнить умножение целых чисел?

3.Записать распределительный закон умножения.

4.Как выполнить раскрытие скобок, перед которыми стоит знак плюс, минус?

Учащиеся, отвечая поочерёдно друг другу на поставленные вопросы,

выставляют в лист оценивания за ответы, соответствующее количество

баллов.

При выполнении данной работы отрабатываются не только предметные

умения и навыки, но и регулятивные действия (осуществлять контроль по

образцу и вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать

правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную

трудность и собственные возможности её решения; сравнивать способ

действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения

отклонений и отличий от эталона;), формируются коммуникативные действия

(организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками), происходит

формирование личностных действий (оценивание усваемого материала),

познавательных действий (структурирование собственных знаний)

На

этапе

«Актуализация

опорных

знаний

и

деятельности

учащихся»

м о ж н о

п р о в е с т и «Математический

диктант»

с

п о с л е д у ю щ е й

взаимопроверкой,

которая

осуществляется

следующим

образом

учащиеся

откладывают в сторону ручку, берут карандаш и сверяют свои ответы с

правильными,

посчитав

количество

верных

ответов,

выставляют

в

лист

оценивания определенное количество баллов. Задания для диктанта можно

предложить следующие

При этом также формируются вышеперечисленные универсальные учебные

действия.

На

этапе

«Первичное

применение

приобретенных

знаний»

можно

применить

прием

«Найди

ошибку»,

состоящий

в

том,

что

учителем

намеренно допускается ошибка или несколько ошибок. Причем, начиная

работать с классом изначально жестом или интонацией можно дать понять,

что в решении имеется ошибка, но в дальнейшем учащиеся должны находить

ее самостоятельно. На этом этапе те учащиеся, которые обнаружили ошибку

выставляют в лист оценивания определенное количество баллов. Если это

упражнение использовать при работе в группе, то учащиеся в сотрудничестве

находят ошибку и приходят к общему решению. Таким образом происходит

формирование регулятивных действий (адекватно оценивать правильность

или ошибочность выполнения учебной задачи), коммуникативных действий,

личностных

действий

(критичность

мышления,

умение

распознавать

неккоректные записи).

На этапе «Первичной проверки понимания, закрепления

усвоенного»

можно применить упражнение «ДА - НЕТ». Для этого учащимся можно

предложить, работая в паре, совместно выполнить некоторые упражнения.

После того как задания выполнены учитель предлагает каждой паре

поочерёдно озвучить полученный результат, а остальным учащимся

предлагается после ответа по команде учителя

1.Закрыть глаза

2. Поднять карточку «ДА» или «НЕТ», в зависимости от того согласен он с

ответом или нет.

После этого, в зависимости от правильности ответа, каждый выставляет в

лист оценивания соответствующее количество баллов.

И уже после этого какой – либо учащийся класса формулирует правило,

которое соответствует данному заданию, причем если у учащихся возникли

разногласия, то учащимся предлагается найти подтверждение своей правоты

при помощи учебника.

Таким образом происходит формирование регулятивных действий (адекватно

оценивать

трудности

и

собственные

возможности

решения

задачи),

коммуникативных действий (организовано учебное сотрудничество, контроль

действий партнера), личностных действий (умение ясно, точно, грамотно

излагать свои мысли в устной и письменной речи).

Если

работу,

о

которой

шла

речь

правильно

организовать,

проводить

систематически и целенаправленно, то обучающиеся быстро её осваивают, и

она

даёт

хорошие

результаты.

Установка

на

постоянную

самопроверку,

отыскивание

ошибок

и

исправление

их

самим

учеником

повышает

активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность

детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение

каждого

задания,

вырабатывается

привычка,

а

затем

потребность

в

самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во

всех сферах деятельности

Приложение 1

Лист оценивания

Деятельность

Количество

баллов

1 ученик

самооценка

2 ученик

оценка

напарника

Взаимоопрос по

теоретическим вопросам

Каждый правильный ответ на вопрос

оценивается 2 баллами.

Максимально 8 б.

«Математический

диктант»

Каждый правильно выполненное задание

оценивается 1 баллом.

Максимально 10 б.

«Найди ошибку»

Каждая найденная ошибка оценивается 3

баллами.

Максимально 12б.

Решение упражнений

Каждый правильно выполненное задание

ПЕРВЫМ оценивается 5 баллами,

ВТОРЫМ оценивается 4 баллами,

ТРЕТЬИМ оценивается 3 баллами.

Максимально 20 б.

«Да - Нет»

Каждый правильно выполненное задание

оценивается 1 баллом.

Максимально 10 б.

Подведение

итогов

Отметка «5» (90%- 100%) 54- 60 баллов

Отметка «4» (70%- 89%) 42 -53 баллов

Отметка «3» (40%- 69%) 24 -41 баллов