Напоминание

Диагностика деятельности по развитию у обучающихся интереса к обучению, результативности успеваемости и качества знаний

Автор: Колупаева Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ ВСШ г. Омутнинска
Населённый пункт: г. Омутнинск Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Диагностика деятельности по развитию у обучающихся интереса к обучению, результативности успеваемости и качества знаний







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Кировское областное государственное общеобразовательное

бюджетное учреждение "Вечерняя средняя школа г.Омутнинска"

Диагностика деятельности

по развитию у обучающихся интереса к обучению,

результативности успеваемости

и качества знаний

Работу выполнила

учитель русского языка и литературы

Колупаева Светлана Александровна

г. Омутнинск

2017

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение

интереса

у

обучающихся

к

русскому

языку

и,

как

следствие,

снижение

грамотности, косноязычие, неумение правильно выразить свою мысль. Решая

проблему развития интереса у обучающихся к изучению русского языка,

следует учитывать, что русский язык – предмет большой функциональной

значимости. Русский язык – это не только предмет изучения. Но и средство

обучения в работе по другим предметам, так как во многих сферах общения

язык выступает как «непосредственная действительность мысли».

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его

объяснении

на

уроке использовать

принцип

занимательности

и

разнообразные

игровые

моменты,

вызывающие

у

учеников

положительную

мотивацию

к

изучению

русского

языка.

Различные

опорные

схемы,

таблицы,

занимательные

истории,

сказки

благотворно

влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету,

способствуют

развитию

у

них

наблюдательности,

фантазии,

зрительной

памяти.

Пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если

систематически

накапливать

и

вдумчиво

отбирать

увлекательный

дидактический материал, способный вызывать интерес, привлечь внимание,

заставить мысль работать.

Под

интересом

понимают

«такое

эмоциональное

отношение

обучающихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое

и

стимулирует

увлечение

этим

предметом.

Внешне

это

отношение

выражается в пытливости, в любознательности обучающихся, в их внимании

и активности на уроке.

Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.

Нетрадиционные уроки как средство повышения познавательной

активности.

Урок – викторина

Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и

понимание терминов, событий, процессов решения учебных задач, норм,

практическое

применение

правил.

Вопросы

могут

быть

розданы

обучающимся заранее или содержаться в тайне.

Урок – поиск

Требует серьезной предварительной подготовки, привычки обучающихся

и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный

урок.

Этапы урока:

1.Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми

выступают учитель и обучающиеся.

2.Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые

возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и

обозначаются проблемы.

3.Учитель знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными

правилами и образцами.

4.Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых

идей, подходов, мыслей.

5.Анализ и рефлексия обсуждения. Поиска, участия.

Урок взаимообучения

Обучающиеся

попарно

задают

вопросы

по

изученной

теме

и

выслушивают ответы. Затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и

за вопросы, и за ответы.

Обучающиеся совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных

проблем, задач, и в конце каждой работы

проставляют себе оценки за

активность и участие.

Урок – пресс-конференция

Этот урок завершает изучение темы и проводится двумя способами.

1.Несколько обучающихся готовятся к проведению пресс-конференции.

Класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за

каждый вопрос и каждый ответ.

2.Обучающиеся

задают

вопросы

на

пресс-конференции

самому

учителю, а специальное жюри проставляет оценки обучающимся и

учителю за вопросы и ответы.

Интегрированные уроки

Проводятся в течение целого учебного дня в режиме погружения, в

разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно

проведение серии уроков в рамках одной темы. Ведут уроки 2-3 педагога.

Используются

различные

способы

воздействия

на

учащегося:

видео

художественный,

музыкальный

ряд,

телевидение

пресса,

чтение

и

показ

нужных материалов.

Урок – сказка

Урок построен на основе сюжета известной сказки и использованием

героев произведения.

Урок – игра

Игра

со

всеми

ее

атрибутами,

преодолением

препятствий,

фантазированием, актерством.

Урок – поход

В

классе

моделируются

станции

преодоления,

класс

делится

на

подгруппы,

движение

осуществляется

от

станции

до

станции,

группа

контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки и решения.

Урок самостоятельного поиска знаний

Учитель дает гуманитарную или другую задачу учащимся, на столах

разложены

разнообразные

источники,

приборы

и

материалы.

Дело

детей

найти ответ, рассуждение, доказательство.

Урок творчества

Обучающиеся разбиваются на несколько групп. Они получат задание,

например: внимательно посмотреть в окно – 1 группа - пишет стихи, вторая

– прозаический текст.

Наиболее интересны уроки – соревнования, уроки-праздники - Клуб

Веселых и Находчивых, Клуб знатоков русского языка и многие другие

типы уроков.

Нестандартные формы работы на уроках

Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с

нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета.

Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации,

то есть ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления

которого

следует

творчески

искать.

Нестандартность

работы

помогает

возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивление перед необычным,

нередко

радостного

чувства

в

процессе

деятельности,

удовольствия

от

полученного результата.

Все нестандартные задания разделены на два типа: учебно-поисковые и

исследовательские.

Исследовательские задания могут быть различными. Интерес к ним

рождается

под

влиянием

предлагаемой

деятельности.

Удивляющей

своей

необычностью:

ученику

предлагается

вести

посильное

исследование.

Интерес

вызывают

многие

задания

необычностью

формулировки

темы,

занимательным характером.

Учебно-поисковые

задания

разграничиваются

по

источникам

возникновения интереса на две группы: проблемные задания и задания с

компонентами

занимательности.

Проблемные

задания

это

задания

с

опознавательной

и

объяснительной

функциями.

Сущность

проблемных

заданий

заключается

в

создании

учителем

проблемной

ситуации,

в

постановке

такого

вопроса.

Который

стал

бы

для

учащихся

проблемой,

задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов – догадок, а ученик

должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать лишь один верный

ответ.

Поиск

правильного

пути

решения

проблемы

активизирует

мыслительную деятельность ребенка.

Игровые технологии

Игровые технологии являются не только одним из способов повышения

мотивации

к

изучению

русского

языка

в

школе,

формированию

познавательного

интереса,

но

и

позволяет

преодолевать

барьер

неуверенности, развивает устную и письменную речь у учащихся. В игре

проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как

выиграть?

Желание

решить

эти

вопросы

обостряет

мыслительную

деятельность

играющих.

В

игре

все

равны.

Она

посильна

даже

слабым

ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать

первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой

более

важными,

чем

знание

предмета.

Чувство

равенства,

атмосфера

увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает

возможность

ребятам

преодолеть

стеснительность,

мешающую

свободно

употреблять

в

речи

слова

чужого

языка

и

благотворно

сказывается

на

результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с

этим возникает чувство удовлетворения.

Грамматические игры позволяют закрепить знания некоторых разделов

грамматики:

временные

формы

глаголов,

порядок

слов

в

предложении,

употребление

предлогов

и

т.

д.

Лексические

игры

помогают

освоить

орфографию слов, вспоминая их или комбинируя из предложенных букв или

частей слова , проверить или пополнить свой словарный запас, определить

свой

диапазон

знания

лексики,

и,

может

быть,

расширить

его.

Игры

с

пословицами напомнят о том, что русский язык также богат и неисчерпаем.

Ролевые

игры

способствуют

развитию

речевых

навыков

и

умений.

Целесообразно использовать дидактические игры на уроках русского языка,

которые способствуют не только активизации мыслительной деятельности,

но и повышению качества знаний.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на

уроке. В начале урока - цель игры - организовать и заинтересовать детей,

стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна

решить задачу усвоения темы ; в конце урока игра может носить поисковый

характер.

На

любом

этапе

урока

игра

должна

отвечать

следующим

требованиям:

быть

интересной,

доступной,

включать

разные

виды

деятельности детей. Она используется также и на уроках разного типа.

Игра

один

из

приёмов

преодоления

пассивности.

Игра

развивает

умственную

деятельность

учащихся,

внимание,

тренирует

память,

стимулирует интерес к предмету.

Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество

детей и создают прочную базу знаний на данном этапе обучения. С самых

первых дней обучения должно обогащать ребенка знаниями и способами

умственной

деятельности,

формировать

познавательные

способности

и

интересы.

В

связи

с

этим

особое

значение

приобретают задания

с

компонентами занимательности. В процессе выполнения занимательных

компонентов

задания

с

его

лингвистической

сутью

обычно

начинается

решение проблемной ситуации, предложенной в задании.

Использование занимательного материала

Занимательный материал: ребусы, кроссворды, чайнворды,

шарады, загадки, сказки и др.

Ребус

-

загадка,

в

которой

искомое

слово

или

фраза

изображены

комбинациями фигур, букв или знаков. Ребусы развивают у детей мышление,

сообразительность,

воображение,

интерес

к

предмету

и

повышает

эффективность урока. Их я использую при объяснении новой

темы,

закреплении ее и на обобщающих уроках.

Кроссворды

-

игры-задачи,

в

которых

фигуру

из

квадратов

нужно

заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Кроссворд

таит в себе

большие возможности для развития творческие способностей

ребенка,

тренировки

памяти

и

развивает

интерес

к

урокам.

Работа

с

кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она на

закреплении материала.

Загадки - один из самых распространенных жанров устной народной

поэзии у всех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский

язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные

темы.

Самые

древние

загадки

раскрывают

нам

образные

представления

наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных. В

наше

время

загадки

создаются

не

только

сказителями,

но

и

профессиональными писателями.

Лингвистические сказки на уроках русского языка можно использовать

по-разному:

- в качестве дидактического материала;

- как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и

воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

-

как

вид

творческой

работы

по

развитию

речи

(сочинение

детьми

лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

"Сказочность"

является

обрамлением

увлекательных,

но

вполне

реалистичных рассказов о русском языке.

Использование ИКТ на уроках

Также

одним

из

эффективных

методов

пробуждения

интереса

к

предмету

является

использование

ИКТ

на

уроках.

Информационные

компьютерные

технологии

заняли

прочное

место

в

процессе

обучения.

Практика

использования

ИКТ

показывает,

что

они

имеют

немало

преимуществ перед традиционными методами. На уроках и во внеклассной

деятельности возможно использование интерактивной доски. Обучающихся

привлекает

не

только

работа

с

панелью

инструментов,

но

и

работа

с

мультимедийной

программой.

Особенно

в

старших

классах

учеников

привлекают

уроки

–презентации.

активно

принимают

участие

в

сборе

материала по жизни и творчеству писателей, создают самостоятельно слайд-

шоу.

Важным

моментом

является

то,

что

ИКТ

необходимо

использовать

систематически

и

правильно.

Не

нужно

превращать

мультимедийные

установки только для отображения текстов или заданий. Нужно дать ребятам

возможно сть

само стоятельно

подготовить

материал

( т а бл и ц у,

орфографический компакт, презентацию) по теме и продемонстрировать в

классе свою работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занимательный материал

Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же

количества букв, что и соответствующие им слова.

Кроссворд по теме «Лексика»

По горизонтали: 1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. 2. Слово,

имеющее несколько лексических значений (два и более). 3. Слова одной и той

же части речи с противоположным лексическим значением. 4. Совокупность

слов языка, какого-либо произведения, диалекта и др. 5. Слова, вышедшие из

активного

употребления.

6.

Жаргонные

слова

или

выражения.

7.

Слова,

которые пришли к нам из других языков. 8. Особая группа слов, которые

называют понятия разных наук. 9. Новые слова, возникающие в языке. 10.

Устойчивые выражения с самостоятельным значением. 11. Раздел науки о

языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

По вертикали: 1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно

и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и

употребления в речи. 2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по

звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3. Слова,

употребляемые жителями той или иной местности. 4. Слова, употребляемые

в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. 5.

Слова, известные всему народу и употребляемые всеми. 6. Единица языка,

служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний,

признаков, связей, отношений, оценок.

Ребусы

Анна, Алла, Геннадий, Инна.

Сверкать.

Лингвистическая сказка

«Глагол и его дети»

Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь

в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни! Всю свою

деятельность он согласовывал с Существительным, управлял и командовал

другими существительными или Местоимениями. А около Существительного

очень часто находилось Прилагательное. Эта была такая чудесная часть речи,

что не обратить внимание на её качества просто было невозможно. И Глагол

обратил! Это был прекрасный союз! Красивый! Что с качественной, что с

действенной

стороны.

И

от

этого

союза

родилась

новая

форма

глагола:

Причастие! Это было прелестное создание, похожее как на папу – Глагол, так

и на маму – Прилагательное.

Как

Глагол,

Причастие

обозначало

действие

предмета,

только

через

признак:

несгибаемая,

несомая,

придумавшая,

проверенная.

Как

Глагол,

Причастие

имело

вид:

совершенный

и

несовершенный,

изменялось

по

временам

(настоящее

и

прошедшее

время),

но

только

формы

будущего

времени у него не было, а почему – узнаете позже. Как Глагол, Причастие

могло быть возвратным и невозвратным.

А

как

Прилагательное,

Причастие

изменялось

по

родам,

числам

и

падежам,

в

предложении

согласовывалось

с

существительным,

в

полной

форме чаще всего было определением, а в краткой – сказуемым.

А почему у Причастия не было формы будущего времени? А потому что

в будущем Глагол покинул эту семью.

По

долгу

службы

Глаголу

всё

чаще

всего

приходилось

общаться

с

Наречием.

Наречие

верой

и

правдой

служило

Глаголу

и

обозначало

его

признак.

В

своих

привязанностях

Наречие

было

неизменяемым

и

постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это, в конце концов,

заметил и оценил: Прилагательное – то какое? Всё около Существительного,

да около Существительного. А Наречие-то вот, здесь, около.

Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них

родился, всем на зависть! Как Глагол, обозначал действие, правда добавочное

при основном, выраженным Глаголом. На то он и сын.

Но действие того же лица, что и Глагол. Отвечал на вопросы: что делая?

что сделав?, имел вид: совершенный и несовершенный. Возвратность. Но как

Наречие, не изменялся, примыкая к Глаголу . И даже как член предложения

отвечал на вопросы обстоятельств, как Наречие.

Вот так и появились у Глагола его производные особые формы. А в

нашей лингвистической терминологии появились новые термины: причастие

и деепричастие. Иногда их даже называют самостоятельными частями речи.

Прочитайте

лингвистическую

сказку.

Сформулируйте

правило

правописания суффиксов имен существительных –чик-/-щик-.

Жили-были два брата – ЧИК И ЩИК. ЧИК БЫЛ ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ И

ГОСТЕПРИИМНЫЙ, А ЩИК

БЫЛ

НЕ

ОЧЕНЬ

ДРУЖЕЛЮБЕН.

ОДНАЖДЫ

ПОСТУЧАЛИСЬ

В

ДОМ

ЩИКА

БУКВЫ

Д,

Т,

З,

С,

И

Ж.

НО

ЩИК

ИХ

НЕ

ВПУСТИЛ.

СКАЗАЛ: «ВАС СЛИШКОМ МНОГО! У МЕНЯ И ТАК МЕСТА МАЛО!»

ТОГДА ПОШЛИ БУКВЫ К ЧИКУ. ЧИК ВСЕХ ПРИНЯЛ, НАКОРМИЛ И

СПАТЬ УЛОЖИЛ. ДА ТАК И ОСТАВИЛ ИХ У СЕБЯ ЖИТЬ. С ТЕХ ПОР

БУКВЫ Д, Т, З, С, И Ж ЖИВУТ С ЧИКОМ. А ЩИК ОДИН ЖИВЁТ.

Игры

Игра «Найди ошибку!» Прочитайте письмо Пети Ошибкина. Найдите

все допущенные ошибки, запишите исправленный вариант.

«Дарагие рибята! Я петя Ошибкин. Мой папа – стекольчик, моя мама –

перевочик. Мой дедушка был фонарчиком, а дядя – автопогрузщиком. А кагда

я вы расту, стану каменчиком. Ведь неместо красит челавека а чилавек место.

Буду

я

атличником

но

может

и

харашыстом.

Рибята!

Пришлити

мне

пажалуста учебнек по рускому изыку и славарь. Буду занимаца. Дасведание».

Игра

«Найди

лишнее!» В

каждой

строчке

найдите

лишнее

слово.

Соединив буквы-орфограммы, найдите загаданное слово.

1). Ра(с,з)крутил, ра(с,з)вил, ра(с,з)пустил, ра(с,з)красил.

2). Мес(т?)ный, радос(т?)ный, сер(д?)це, грус(т?)ный.

3). Вын(е,и)с, выл(е,и)л, выч(е,и)стил, выч(е,и)тал.

4). Ра(с,з)цвет, ра(с,з)бег, ра(с,з)дел, ра(с,з)дул.

5). Плащ(ь?), грач(ь?), лещ(ь?), рож(ь?).

(Ответ: Здесь)

Игра « Схема предложения»

На доске начерчены схемы сложных предложений. Учитель

вызывает

отвечать

по

очереди

учеников

от

двух

соревнующихся

групп.

Учащийся берёт со стола карточку с написанным на ней предложением, чётко

читает

вслух

два

раза,

объясняет

знаки

и

показывает

схему

этого

предложения. Если ошибка не допущена, команде записывается условленное

количество очков. Если же ученик не разобрался в структуре предложения, то

отвечает

кто-нибудь

из

другой

группы

и

при

правильном

ответе

очки

записываются этой команде.

Игра вырабатывает навык быстро и безошибочно разбираться в

структурных

особенностях

предложений,

простых

и

сложных,

находить

данное синтаксическое явление среди других.

Игра «Ответ без слов»

Эта игра проводится при закреплении слитного и раздельного

написания слов, но может использоваться и в других случаях.

Учащиеся класса делятся на две группы (по рядам). Учитель

договаривается со школьниками, какими условными знаками надо показать

правописание

слов,

которые

будут

называться.

Например,

при

слитном

написании учащиеся должны поставить локти на парту и прижать ладонь к

ладони. При раздельном написании слова учащиеся разводят руки в стороны.

Учитель ведёт учёт, какая группа делает меньше ошибок, вызывает кого-

нибудь из допустивших ошибку и просит объяснить правописание. Вместо

условных знаков можно предложить детям поднимать карточки с нужными

морфемами или буквами.

Игра «Перевертыш»

Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово

стало употребляться в переносном значении.

Железный

гвоздь,

румяная

девочка,

глухая

собака,

кудрявый

малыш,

спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль,

бархатная штора, стальная балка.

Игра «Корректор»

Найди ошибку в выборе слова.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.

4) В центре города построен памятник герою.

Игра «Шеренга»

Расставь синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

Творческие задания

В 8 классе при изучении темы «Назывные предложения» предложить

школьникам следующие разноуровневые задания:

- организовать внутриклассный конкурс на лучший сценарий (например, из

школьной жизни);

- переделать заданный текст так, чтобы он состоял только из назывных

предложений (при этом для слабых ребят был дан образец);

- написать сочинение «Я. Взгляд в зеркало»: опишите, кого вы там видите,

используя назывные предложения;

- найти такие стихи, басни, где много односоставных назывных предложений,

и подготовить их выразительное чтение, можно наизусть.

Контроль, проверка и оценивание

Диагностика деятельности по развитию у обучающихся интереса к обучению

результативности успеваемости и качества знаний является неотъемлемым

компонентом дидактического процесса.

Диагностика

это

точное

определение

результатов

дидактического

процесса.

В диагностике огромное значение играют: контроль, проверка, оценивание.

1.

Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и

навыков.

Контроль бывает разных видов, форм, может осуществляться с помощью

разнообразных методов.

Виды контроля:

Предварительный

контроль

проводится

с

целью

выявления

имеющихся знаний, умений и навыков учащихся.

Текущий

к о н т р о л ь дает

возможность

определить

степень

сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и

прочность.

Периодический

контроль подводит

итоги

работы

за

определенный

период времени.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для

определения степени усвоения данного материала.

Итоговый

ко н т р ол ь призван

определить

конечные

результаты

обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по

предмету.

Отсроченный

контроль–вид

контроля

соответствует

требованию

судить об эффективности процесса по конечному результату.

Формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля :

Устный контроль (опроса обучаемых).

Письменный контроль (выполнение упражнений, контрольных работ,

сочинений, отчетов и т.д.).

П р а к т и ч е с к и й

к о н т р о л ь п р и м е н я е т с я

д л я

в ы я в л е н и я

сформированности умений и навыков практической работы.

Самоконтроль

2.

Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением

знаний, умений и навыков.

3.

Оценивание – это определение степени усвоенности знаний, умений и

навыков.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими

средствами (словесное одобрение, вынесение благодарности и т.д.)

Как повысить интерес обучающихся к обучению

Интерес обучающихся к обучению во всех его видах и на всех этапах

развития характеризуется обязательными моментами:

положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этой эмоции;

наличием

непосредственного

мотива,

идущего

от

самой

деятельности.

1.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных

эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам

и методам осуществления.

Содержание

должно

отвечать

требованиям,

в

соответствии

с

принципами обучения (научности, связи с жизнью, систематичности и

последовательности, комплексного образовательного, воспитывающего

и развивающего влияния и т. д.).

Приемы должны быть направлены на повышение влияния содержания

обучения

(создание

ситуации

новизны,

актуальности,

приближения

содержания к самым важным открытиям и достижениям в

науке,

технике, литературе).

2.

Эмоциональное

состояние

всегда

связано

с

переживанием

душевного

волнения:

отклика,

сочувствия,

радости,

гнева,

удивления.

Именно

поэтому

к

процессам

внимания,

запоминания,

осмысливания

в

таком

состоянии

подключаются

глубокие

внутренние

переживания

личности,

которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более

эффективными в смысле достигаемых целей.

3.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения

целой

группы

методов

и

приемов

(разъяснения

общественной

и

личностной значимости обучения; приучения к выполнению требований;

поощрения

их

за

успешное,

поощрения

промежуточных

действий

школьников путем специального подбадривания его на новые усилия,

добросовестное выполнение своих обязанностей и т.д.)

Использование форм и методов текущего контроля

Формирование интереса к обучению и получение результативности

и

успеваемости

обучающихся

в

особых

условиях

требует

от

учителя

правильного подхода к постановке целей и задач; использованию различных

методов,

форм

и

приемов

контроля;

проверке;

оценке

знаний,

умений,

навыков обучающихся.

1.

Цели

и

задачи

обучения

должны

быть

направлены

на

использование

полученных знаний, умений навыков как в дальнейшем обучении, так и в

дальнейшей жизни обучающихся.

2.

Контроль

знаний

обучающихся

в

особых

условиях

особенно

необходим,

поскольку данное обучение носит очно-заочный характер. В процессе обучения

должны

применяться

все

виды

контроля

знаний,

умений,

навыков

обучающихся.

На

уроках

русского

языка,

например,

я

часто

использую

текущий

и

предварительный контроль.

На уроках литературы наряду с итоговым и др. видами кантроля, текущий

контроль

является

эффективным.

Текущий

контроль

дает

право

на

закрепление и повторение изученного материала прошлого урока (3-5 мин.),

который я провожу перед изучением новой темы. (см. Приложение 1)

Можно использовать и предварительный контроль знаний, умений, навыков

обучающихся. В этом случае легче определить степень их знаний по предмету.

Использование

предварительного

контроля

мотивирует

обучающихся

на

получение, либо коррекцию имеющихся у них знаний.

Формы контроля я использую как групповые, так и фронтальные.

Методы

контроля

могут

быть

как

устными

(опрос

учащихся),

так

и

письменными (на уроках литературы - тест; на уроках русского языка - мини-

диктант, тест), а также самоконтроль обучающихся (на уроках русского языка -

проверка в парах, самопроверка; на уроках литературы – рефлексия).

(см. Приложение 2)

3.

При использовании данного вида контроля можно оценивать знания, умения,

навыки

обучающихся. Также это может быть

самооценка, либо оценка в

парах.

Оценка

знаний,

умений,

навыков

обучающихся

не

всегда

может

представляться в баллах. Словесное одобрение, подбадривание, похвала – это

оценивание, которое дает положительные эмоции обучающихся по отношению

к учебной деятельности.

4.

Сильное стимулирующее влияние на формирование интереса обучающихся к

обучению оказывает содержание учебной деятельности.

Для

уроков

хорошо

использовать

и

подбирать

специальные

факты,

яркие

актуальные

примеры,

иллюстрации,

вызывающие

всеобщий

интерес,

публикующиеся в печати и т.д. Такие примеры я стараюсь использовать на

уроках литературы в виде презентаций, видеороликов в соответствии с темой

урока. (См. Приложение 1)

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и

интересом

учащихся

к

учебному

предмету.

Способы

познания

должны

стать

предметом контроля и диагностики, поскольку знания – это результат процесса их

приобретения, а главный итог обучения – умение учащихся применять знания на

практике в дальнейшей учебе и жизни.

I.

Приложение

Приложение 1

Основные этапы урока русского языка в 10А классе

Дата проведения: 25.09.2017г.

Тема: Фразеология. Лексикография.

Тип урока: комбинированый

Базовый учебник: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,– М., ООО ТИД Русское слово-

РС, 2012

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная,

парная, групповая, фронтальная и др.

Оборудование урока: презентация, проектор, материал для учеников.

Цели урока:

Выработать у обучающихся определенные знания, умения, навыки

Формирование знаний, умений, навыков;

Применение знаний на практике

1. Организационный момент.

2. Поверка знаний, умений обучающихся по пройденному материалу

Тематический контроль

Метод контроля: самопроверка.

Обучающиеся в теч.3 мин. Выписывают из предложенных слов неологизмы:

(уезд,

перст,

помещик,

дружина,

тренажер,

секретарь,

дьяк,

урядник,

челобитная, дружина, эксклюзив, приватизация, имение, секретарь, холоп,

волосник,

безглагольный,

космодром,

кризис,камзол,

армяк,

зело,

уста,

орбита

Проверьте себя (На доске слайд с правильными ответами).

(правильно: эксклюзив, приватизация, космодром, кризис, орбита, секретарь,

тренажер).

3.Изложение нового материала

4.

Первичное закрепление изученного

5.

Подведение итогов урока ( устно):

Я узнал... Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

Приложение 2

Основные этапы урока литературы в 11А классе

Дата проведения: 29.09.2017г.

Тема: Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тип урока: изучения нового материала

Базовый учебник: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.

Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1, Ч 2 / С. А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО

«Русское слово – учебник», 2014.

Формы организации учебной деятельности на уроке: парная, групповая,

фронтальная.

Оборудование урока: презентация, проектор,учебник.

Цели урока:

Восприятие обучающимися и первичное осознание нового учебного

материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения

1. Организационный момент

2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и

актуализацию опорных знаний.

Текущий контроль знаний, умений, навыков обучающихся

Метод контроля: устный

Форма контроля: фронтальный опрос (3-5 мин.)

3. Ознакомление с новым материалом (объяснение учителя)

4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах

изучения.

Использование наглядного метода обучения (прием: демонстрация видео

материала)

5. Контроль и проверка знаний с использованием методического приема

( синквейн)

Форма контроля: групповая

Задание 1: группе описать образ Наташи Ростовой

Задание 2 группе: описать образ Элен Курагиной

6.Подведение итогов урока (устно)

Заключение.

Воспитание любви к родному языку – одна из важных задач учителя.

Орфографическая

грамотность

это

составная

часть

общей

языковой

культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Заложить основы для овладения устной и письменной формами русского

литературного языка невозможно, если не заинтересовать обучающихся.

Если учебная деятельность управляется с помощью отметки, то радость,

переживаемая в самом процессе познавательной деятельности и после ее

завершения, покидает школьника. Отметки неизбежно подменяют прямые

мотивы учения косвенными, и, кроме того, насаждают в процессе обучения

страх, нервозность, неприязнь к учителю.

Важным

условием

формирования

осмысленного

отношения

к

изучаемым

фактам

языка

является

широкое

использование

такой

формы

педагогического общения, при которой обучающийся чувствовал бы себя не

только

как

обучающийся

(т.е.

как

объект),

но

и

как

самостоятельно

действующая личность (т.е. как субъект). Такой формой общения является

сотрудничество. При этом обучающийся ощущает доверие к себе, уважение

к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются,

мнение которой ценят. Педагог не только информирует обучающегося, но и

обращается

к

нему

за

помощью,

советом.

Они

вместе

выясняют,

устанавливают связи, намечают пути решения

Список литературы:

1.

"Воспитание

у

учащихся

интереса

к

изучению

русского

языка",

И.М.Подгаецкая, Москва, "Просвещение", 1985г.

2.

Грибанская

Е.Э.,

Новикова

Л.И.,

«Лингвистические

сказки

и

рассказы»: Метод. пособ., Брянск, «Курсив», 2008г.

3.

Милославский

И.Г.

«Зачем

нужна

грамматика?»:

Кн.

Для

внеклассного чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение,

1988г.

4.

«Формирование

познавательных

интересов

учащихся

на

уроках

русского языка и литературы», Дюсенбаева А.К.