Автор: Низамова Руфия Ринатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 184
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "День прав ребенка"
День прав ребенка.
Программное содержание:
- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- способствовать развитию правового мировоззрения и
нравственных представлений;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений К. И. Чуковского
«Федорино горе», «Мойдодыр», « Тараканище», «Бармалей»,
В. Осеевой «Волшебное слово», С. Маршака «Вот какой
рассеянный», р. н. сказки «Снегурочка», «Маша и медведь».
- разучивание стихотворений о правах ребенка,
- рассматривание иллюстраций,
- рисование на тему: «Моя семья», «Моя любимая игрушка».
- проведение занятий на темы: «Назови свое имя», «Дом в котором
я живу».
Материал: календарь, картинки с буквой «Я», генеалогические
древа, иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении.
Дети садятся на стульчики. Вбегает человек Рассеянный.
Человек Рассеянный: Здравствуйте ребята! Я- человек Рассеянный,
с улицы Бассейной! А пришел я к вам не с пустыми руками, я
принес вам подарок (достает календарь). Ребята кто знает, что это
такое? (ответы). А почему в календаре одни числа – черные, а
другие- красные?
Дети: Красные числа-это выходные и праздники, а черные числа-
это будни.
Воспитатель: Ребята, а какие праздники вы знаете? (ответы)
Ч.Р.: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А
есть ли праздники для детей?
Дети: Да есть. 1 июня- День защитников детей.
В-ль: Какие вы молодцы! Правильно, но до этого праздника еще
далеко! Что же нам делать?
Ч.Р.: Кажется, я придумал! Давайте устроим праздник прямо
сегодня, сейчас! И назовем его- «День прав ребенка»-согласны?
Внимание! Внимание! Объявляется праздник-«День прав ребенка.»
В-ль: Ребята, а какие права есть у детей? Об этом нам расскажет
Лиза.
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Ч.Р.: Ну, а я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у
меня в кармане! (начинает искать в карманах). Где же оно? Ах, вот
нашел! (находит конверт в носке, открывает, достает карточки с
буквой «я» (7 штук), выкладывает их на мольберте). Сколько букв
«я»? Верно, семь. Семь-я! Что у нас получается? (семья).
В-ль: Ребята, расскажите мне, что это за право?
Ребенок: Каждый ребенок имеет право на семью.
-Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой.
-У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и
дедушку.
В-ль: Юля нам расскажет стихотворение.
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю.
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Витя нам расскажет стихотворение:
Папа, мама, брат, сестра
И конечно бабушка
И конечно дедушка
Очень, очень счастлив я.
Вместе вся моя семья!
В-ль: А ты знаешь, Ч. Р., о семье можно не только говорить, писать
стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа?
Ч. Р.: Как интересно! А вы научите меня?
В-ль: Обязательно! Но сначала, посмотри, какие древа приготовили
дети нашей группы и их родители. (Ч. Р. и дети рассматривают
генеалогические древа.)
Влад и Максим рассказывают про своих родственников.
В-ль: Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического
древа своей семьи?
Дети: Чтобы знать своих родственников, близких.
В-ль: Правильно, молодцы! А сейчас давайте поиграем с нашими
пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать!
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья! (упражнение «фонарики»)
Ч. Р.: Я все понял, у детей есть право на семью, и у меня есть право
на семью.
В-ль: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть еще и
обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Ребята: Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
-Я заправляю постель.
-Дети обязаны слушаться своих родителей?
В-ль: Замечательно! Ч.Р., ребята хотят с тобой поиграть. Согласен?
Ч.Р.: Согласен! А что мне нужно делать?
В-ль: Тебе нужно быть внимательным и сообразительным. Игра
называется «Отгадай и назови.»
Ч.Р., с улицы Бассейной, прими нас на работу.
- А что вы умеете делать?
-Что умеем мы не скажем, а что делаем покажем. (Дети имитируют
мытье посуды, стирка белья, уборка по дому.)
В-ль: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение,
собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете
сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!
Ч.Р., я снова приглашаю тебя поиграть с ребятами! Игровое
упражнение «Покажи как»:
-нахмуриться, как осенняя туча,
-улыбнуться, как солнышко,
-разозлиться, как жадина,
-испугаться, как трусливый заяц,
-устать, как трудяга-муравей, как папа после работы.
Ч.Р. уходит. Входит домовенок. У него грустное лицо. Домовенок
садится на стульчик.
В-ль: Интересно, какой это мальчик к нам пришел и одет как-то
странно? Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я, домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне
никто не давал.
В-ль: Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У
каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при
рождении.
Д.: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал!
В-ль: Д, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как
же нам его назвать?
Дети: Кузя, Нафаня.
В-ль: Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравится тебе
твое имя?
Кузя: Очень нравится. Спасибо вам, ребята.
В-ль: Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам
срочно нужно расшифровать имя «Кузя». Что же оно обозначает?
Дети: К- культурный, красивый
У- умный, уважаемый
З- заботливый, знающий
Я- яркий, ясный.
В-ль: Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?
-Кузя, для того, чтобы ты лучше познакомился со всеми детьми, мы
приглашаем тебя поиграть. Наша игра называется «Обратись друг к
другу по имени». Нужно обращаться друг к другу ласково, нежно.
Вставайте, ребята, в круг, передавайте микрофон, поворачиваясь
лицом к соседу.
В-ль: Ребята, посмотрите какие волшебные шарики, с именами. А
чьи имена здесь написаны? А вы сможете найти шарик со своим
именем? Юля какого цвета твой шарик? Молодцы, ребята.
-Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают
документ. Он называется «Свидетельство о рождении». Повторите,
ребята. В этом документе закреплено право ребенка на имя.
Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе свидетельство о
рождении. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Кузя: Спасибо, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство своим
друзьям.
В-ль: Приятно, что наш домовенок довольный. А мы с вами
провели сегодня необыкновенный день- «День прав ребенка.» О
чем самом важном для детей, мы сегодня говорили? Про это споем
песенку.
Я имею право быть черным и белым,
Я имею право быть ловким и смелым,
Ты имеешь право иметь свое имя,
Ты имеешь право быть просто любимым,
Мы имеем право на всем белом свете,
Мы имеем право- мы дети!
Леня рассказывает:
1.
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Веские права!
2.
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
3.
Иметь просторный, добрый дом
4.
Видеть тихий, мирный сон
5.
Врачей помощь получать,
6.
Обучаться, отдыхать,
7.
Быть веселым и здоровым,
8.
Восхищаться чем-то новым,
9.
И любить, и быть любим.
Все: Он на свете не один!