Напоминание

Правовая игра " Я и мои Права"

Автор: Куликова Марина Григорьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: СыктГУ имени Питирима Сорокина
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правовая игра " Я и мои Права"
Дата публикации: 11.01.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сценарий игры для старшеклассников

В зале, за столами размещены команды 8-9-х классов.

Ход игры:

Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.

Представляют членов экспертного совета.

Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: «

Я и мои права».

Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в

государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с

востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг

от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей

часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха

и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет

каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах

ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные

обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную

личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и

защите.

1 тур.

Представление команд (по 1 минуте)

- название;

- девиз;

- представление.

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

1.

Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое

существо, не достигшее 18 лет.

2.

Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.

3.

Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и

обязанности? – с 18 лет

4.

Как именуется тайное хищение имущества? – кража

5.

Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм

6.

С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 3 тура

(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни )

( Сценки разыгрывают ученики)

1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам!

Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу

мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? ( Статья Конвенции,

утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий

определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц,

проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)

2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: У Меня завтра контрольная…

Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в

получении образования.

Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В

ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях

труда детей.)

1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я

шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!

Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить.

Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать,

чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона

об образовании).

2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?

Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.

Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.

Что должна ответить билетерша мальчикам?

((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных

мероприятиях, соответствующих его возрасту….)

1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им

подзатыльников, заставил отжиматься.

Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?

( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться

пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое

царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и

невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не

может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на

личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного

посягательства на его честь и репутацию»).

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в

которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Вопросы 4 тура

(Тест по 4 вопроса каждой команде)

(верный ответ отмечен *)

1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет *

б) с момента рождения до 14 лет

в) с момента рождения до 16 лет

2 команда: - Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране

б) если они родились в законном браке

в) равного социального положения

г) независимо от различных обстоятельств *

д) равного имущественного положения

1 команда:- Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а)родители

б)родственники

в)никто*

г) сверстники

2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства

б) не имеет права

в) если это необходимо в интересах ребенка*

1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет

б) с 16 лет *

в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет

права и свободы других лиц*

б) не имеют этого права

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя

г) безоговорочно

1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это

жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах*

б) только пока живет с родителями

в) пока живы родители

2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

а) сами дети;

б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;

в) только родители;

1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и

воспитанию*;

б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;

в) по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

а) сын

б) мама*

в) органы опеки

1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел

Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не

принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

а) Организатора

б) соучастника

в) подстрекателя*

2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается

состоянием опьянения?

а) употребление алкоголя*

б) наркотических средств*

в) употребление других одурманивающих веществ*

1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

а) недееспособным

б) дееспособным

в) частично дееспособным*

2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

а) гражданская

б) административная *

в) семейная

5 тур (раздают карточки командам с заданием)

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу,

данному в первом столбце, подберите элемент из второго

ПРАВИЛА

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной

убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35

лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать

старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте

наказывается штрафом.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1.

Моральные

2.

Правовые

3.

Нормы этикета

А

Б

В

Г

Д

3

2

1

3

2

Пока жюри поводит итоги учащимся предлагается просмотр серии «Ну погоди».

Объявление победителей, награждение.