Автор: Лукьянова Ольга Ивановна
Должность: студент-логопед
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Теоретические аспекты логопедической работы по нормализации мышечного тонуса у дошкольников с дизартрией
Теоретические аспекты логопедической работы по нормализации
мышечного тонуса у дошкольников с дизартрией
За последние годы резко увеличилось количество детей с речевыми
расстройствами, в частности с дизартрией. Дизартрия является нарушением
произносительной
стороны
речи,
обусловленное
недостаточностью
иннервации речевого аппарата. Сложность данного дефекта состоит в том,
что
он
сопряжен
не
только
и
не
столько
с
нарушениями
фонетико-
фонематических процессов, но и с мышечным тонусом, который бывает
нарушен.
Нормализация мышечного тонуса является одной из важнейших задач в
работе
логопеда
при
дизартрических
расстройствах
речи
у
ребенка
в
дошкольном
возраста. Каждая
клиническая
форма
дизартрии
требует
специфических приёмов логопедической коррекции, своевременной помощи
со стороны специалистов.
В настоящее время содержание, причины, поиски путей преодоления и
коррекции
данного
речевого
нарушения
неоднократно
становились
предметом
научных
исследований,
и
потому
важно
проанализировать
и
обобщить имеющийся опыт.
Мышечный
тонус
–
это
остаточное
напряжение
мышц
вовремя
их
расслабления
или
как
сопротивление
пассивным
движениям
при
произвольном расслаблении мышц.
Чем младше ребенок, тем выше считается его мышечный тонус, это
связано
с
тем,
что
во
время
нахождения
ребенка
в
матке
у
него
нет
необходимости
совершать
целенаправленные
действия.
Со
временем
(в
течение первых шести-восьми месяцев после рождения) мышечный тонус
ослабевает.
В норме мышечный тонус у двух летного ребенка становится
приблизительно такой же, как и у взрослого человека.
Мышечный тонус способствует подготовке к движению, сохранности
равновесия и позы. В норме мышца не бывает полностью расслабленной, она
всегда немного напряжена.
Определяя мышечный тонус прибегают к сгибанию тела максимально в
суставах и плоскостях, стараясь определить состояние мышечного тонуса.
Нарушение мышечного тонуса подразделяется на гипертонию, гипотония и
дистонию.
Гипотония
–
это
понижение
мышечного
тонуса
на
физиологическом
уровне,
ниже
нормального.
Гипертония
–
повышение
мышечного
тонуса
на
физиологическом
уровне,
выше
нормального.
Дистония – чередования мышечной гипертонии с мышечной гипотонией.
Дизартрия
представляет
собой
речевое
нарушение,
которое
сопровождается
также
нарушениями
мышечного
тонуса.
Тонус
и
подвижность
артикуляционных
мышц
может
быть
повышенным,
пониженным или смешанным в зависимости от структуры нарушения.
Существуют разные методики нормализации мышечного тонуса при
дизартрии. Наиболее эффективной является логопедический массаж.
Логопедический массаж является самой распространённой и известной
методикой по нормализации мышечного тонуса у детей с дизартрией.
Применение
логопедического
массажа
при
коррекционно-
педагогическом
воздействии
при
дизартрии
используется
давно.
Теоретическое
обоснование
необходимости
применять
в
практике
логопедический массаж, мы наблюдаем в работах К.А. Семеновой, М.Б.
Эйдиновой,
О.В.
Правдиной,
Е.Ф.
Архиповой,
С.А.
Бортфельд,
Е.А.
Дьяковой.
Несмотря
на
то,
что
теоретическое
обоснование
применения
логопедического массажа известно давно, в практике его применяют не так
давно.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия.
Он нормализует произносительную сторону речи, эмоциональное состояние
лица
ребенка.
Логопедический
массаж
имеет
прямое
и
рефлекторное
воздействие на мышечную систему. При выполнении массажа повышается
эластичность
мышечных
волокон,
замедляя
мышечная
атрофия,
их
сократительная функция, уменьшается уже имеющаяся гипотрофия.
Логопедический
массаж
используют
на
всех
этап
коррекционного
воздействия, так как он является эффективным способом.
Преодолевая
артикуляционные
нарушения,
логопед
проводит
массаж
вместе
с
артикуляционной гимнастикой. Формируя голос, речевое дыхание массаж
используется
вместе
с
логопедическими
или
релаксационными
упражнениями. Но наиболее эффективно применения массаж на начальных
этапах.
Нормализуя мышечный тонус, с помощью массажа мы приводим в
норму состояние мышц языка, губ, жевательных, мягкого неба, мимических.
Для понижения мышечного тонуса используется расслабляющий массаж, для
повышения
мышечного
тонуса
применяют
тонизирующий
укрепляющий
массаж.
Для
нормализации
мышечного
тонуса
в
логопедической
практике
существует
четыре
основных
приема
массажа:
разминание,
растирание,
вибрация и поглаживание.
Поглаживание – массаж, при которой массирующая рука скользит по
коже,
с
различной
степенью
надавливания.
Растирание –
массаж,
при
котором массирующая рука производит сдвигание, растяжение в различных
направлениях Разминание – это массаж, во время которого происходит захват
массируемой области, раздавливание, разминание, сдавливание, сжимание.
Вибрация – массаж, при котором телу придутся колебательные движения.
Благодаря вибрации изменяется тонус мышц, при сильном использовании
вибрации мышечный тонус повышается, а при слабой вибрации происходит
противоположное действие.
В
настоящее
время
логопедический
массаж
подразделяется
на
классический ручной массаж и самомассаж. Классический ручной массаж
делится на: лечебный классический, точечный, аппаратный, зондовый.
Лечебный массаж проводится на пораженном участке тела или вблизи
от
поврежденного
участка.
Лечебный
массаж
оказывает
влияние
на
рецепторы расположенные на поверхности человеческого тела и на более
глубокие структуры (внутренние органы, мышцы, сосуды). Точечный массаж
является разновидностью лечебного массажа. Он выполняется с помощью
биологически
активных
точек.
Аппаратный
массаж
выполняется
при
помощи различных аппаратов и устройств.
Зондовой
логопедический
массаж
является
частью
лечебно-
педагогического
комплекса
для
коррекции
звукопроизношения,
при
дизартрии. Он воздействует на рефлекторные зоны, органы артикуляции.
Чтобы
выполнить
зондовый
логопедический
массаж
используют
специальные
упражнения
и
зонды
(специальные
приспособления).
При
правильном выполнении массажа можно устранить снижение мышечного
тонуса, привести в норму речевое дыхание, улучшить состояние голоса.
Существует наиболее эффективный нетрадиционный метод зондового
логопедического массажа доктора педагогических наук Е.В. Новиковой. С
помощью данного массажа нормализуют мышцы лица: скулы, губы, язык,
щеки.
Массаж
проводится
с
помощью
восьми
зондов,
разработанных
автором. Упражнения, которые выполняются с помощью зондов, направлены
как на повышения мышечного тонуса, снятие спазма, так и на расслабление
мышц, их укрепление.
В
рамках
данной
статьи
рассматривается
проблема
нормализации
мышечного тонуса у дошкольников с дизартрией.
При любой из форм дизартрии возникает нарушение мышечного тонуса
и подвижности - губ, языка, мягкого неба, мышц лица. Тонус и подвижность
могут быть как повышенными, так и пониженными.
В
этой
связи
при
организации
коррекционной
работы
необходимо
наряду с упражнениями на развитие сенсорно-перцептивного восприятия
речи,
дифференциацию
звуков,
развитие
навыков
правильного
звукопроизношения,
звукового
анализа
и
синтеза,
слухомоторной
координации выполнять упражнения для нормализации мышечного тонуса.
Для нормализации мышечного тонуса может использоваться система
логопедического массажа, артикуляционная гимнастика, а также специальные
дыхательные
упражнения,
предполагающие
удержание
мышц
артикуляционного аппарата в определенном тонусе.
Среди методик, применяемых для нормализации мышечного тонуса у
дошкольников
с
дизартрией
наиболее
распространенным
является
логопедический массаж.