Напоминание

Путь к себе (самопознание, самооценка)

Автор: Хачирова Асия Магомедовна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: ГБПОУ "КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ № 20"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Путь к себе (самопознание, самооценка)







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ

И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

№ 20»

Классный час в ТА - 124

Тема: Путь к себе (самопознание, самооценка)

Куратор группы: Хачирова Асия Магомедовна

г. Москва 2016г.

2

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывает

влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных

ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодёжные организации;

повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства

массовой информации.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных

способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Задачи

умственного

воспитания

решаются

средствами

обучения

и

образования.

Специальными

психологическими

тренингами

и

упражнениями, беседами об ученых государственных деятелях разных

стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого

поиска, исследования и эксперимента.

Растить человека воспримчивым к прекрасному – это проблема, в

которой неразрывно связаны задачи эстетики – науки об искусстве –

задачи этики – учения о морали, о нормах отношений людей к обществу

и

друг

другу

.

Социальная

активность,

нравственность,

реализация

способностей

личности

главные

задачи

образования,

успешность

решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ

школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, является

психолого-педагогический

дуализм

в

отношении

развивающейся

личности — обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о

психологии развития ребенка и формировании его личности.

Каждый

школьник

обладает

только

одному

ему

присущими

особенностями

познавательной

деятельности,

эмоциональной

жизни,

воли, характера, каждый требует индивидуального подхода.

Подросток страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он

3

способен, каковы его реальные и потенциональные возможности?

Тема: Путь к себе (самопознание, самооценка).

Цель:

Поиск

внутренних

ресурсов и

расширение

знаний

о

себе.

Учить

находить

в

себе

главные

индивидуальные

особенности,

определять свои личностные особенности.

Задачи:

1.

Развитие

силы

воли,

памяти

и

мышления

как

основных

условий познавательного и образовательного процессов.

2.

Развитие личностных качеств – самостоятельности, широты

кругозора, способности к творчеству.

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир

Кризис

подросткового

возраста

связан

с

возникновением

нового

уровня

самосознания,

характерной

чертой

которого

является

появление у подростков способности потребности познать самого

себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами,

в отличие от всех других. Это порождает у подростков стремление к

самооутверждению (т.е. стремление проявить себя в тех качествах

личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают

так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них

слышен

характер не отдельного решения, а всего содержания души нашей…

К. Д. Ушинский

Психическая жизнь личности так же целостна и неразделима,

как могучий водный поток. Окружающий мир может отражаться

в нашей психике и в виде тех или иных эмоции, переживаний, в виде

стремлений и желаний.

Существует немало попыток создать классификацию психических

4

явлений. Издавна принято, например, деление психики на познание,

чувства

и

волю.

Познание,

познавательная

деятельность,

подразделяется,

в

свою

очередь,

на

ощущения

и

восприятия

память, мышление и воображение.

Мои вопросы и задания помогут вам анализировать свои интересы и

склонности, особенности, внимания, памяти, воображения, мышления и

характер.

I. Как оценить свое внимание?

1.

Определите особенности распределения своего внимания, умения

одновременно делать

НЕСКОЛЬКО ДЕЛ

.

Я засекаю время, в течение которого я называю по порядку цифры

от 1 до 20, а вы записываете их в обратном порядке, я

произношу цифру 1, вы пишите 20, произношу 2, вы пишите 19.

Подсчитайте время и количество ошибок. Чем меньше время и

количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания.

2. Проверь и воспитай свое внимание.

В шести квадратах размешены белые и черные кружочки. Вам дается

минута времени, чтобы запомнить расположение кружочков в каждом из

квадратов.

5

Теперь, постарайтесь по памяти нарисовать квадраты и

ВОССТАНОВИТЬ

РАСПОЛОЖЕНИЕ

КРУЖОЧКОВ

в них. За каждый правильно помещенный

кружочек вы получаете одно очко. Если вы наберёте 35 очков, вы очень

внимательны. Набрав менее 25 очков, не огорчайтесь. Но подумайте о

том, как потренировать свою память и внимание, - качества столь

необходимые в жизни.

…..Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что

только входит в душу человека из внешнего мира.

К. Д. Ушинский

III. Определите объём своего внимания – наблюдательность.

Количество объектов, которые человек может одновременно и отчётливо

воспринимать.

Посмотрите на рисунок в течение 1 секунды. Постарайтесь запомнить всё,

что увидите на нём. А теперь запишите, какие фигуры нарисованы, и

какие цифры были вписаны в каждую фигуры.

6

1. Сколько фигур вы правильно запомнили?

2. Сколько цифр вы правильно восприняли?

3. Сколько цифр вами правильно вписано в фигуры?

Объём вашего внимания равен сумме ответов по всем трем позициям.

IV. Задача на сообразительность

Каждый из семи человек имеет семь кошек. Каждая кошка съедает по семь

мышек, каждая мышка может уничтожить семь ячменных колосков, а из

зёрен одного колоска может вырасти семь горстей ячменного зерна.

Сколько горстей зерна ежегодно спасается благодаря кошкам?

Эта задача была распространена в Древнем Египте. Для решения

достаточно перемножить 7х7х7х7х7=16807

Следовательно, благодаря кошкам ежегодно спасается 16807 горстей

зерна.

Память – это преодоление отсутствие.

П. Жане

V. Проверим свою логическую и механическую память

1. Пары слов с логической связью:

7

замок - ключ

щётка - зубы

корова - молоко

снег - зима

перо - бумага

голова - волосы

книга - учитель

уроки - школа

яблоко - компот

дерево-лист

кукла - играть

очки - глаза

солнце - лето

кофе - чашка

машина - ехать

В течение 1 минуты смотрите на слова, а теперь пишите слова

правой колонки. Количество запомнившихся слов: объем логической

памяти.

2. Пары слов без логической связи:

Гриб - диван

спичка - овца

стакан - дрова

ложка - петух

зубы - компас

жук - учитель

Рыба - пожар

карандаш - бабочка

8

снег - стул

Море - груша

синица - трамвай

клей - ворота

ботинки - ветер

пирог - нога

власть - чулки

Количество запомнившихся слов: объем механической памяти.

Пишите количество запомнившихся слов правой колонки.

VI. Определите свой тип мышления.

Вам предстоит решить задачи. На решение 1 задачи дается 1

минута.

l. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В

первой из них 300 страниц, во второй - 400. В шкафу завелся

книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома

до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил

книжный червь.

Ответ:

Только обложки, так как первая страница первого тома

соприкасается при обычной расстановке книг с последней

страницей второго тома. Если решили правильно и быстро у вас

хорошо развито образное мышление.

2. К гвоздю надо подвести маятник, состоящий из шнура и груза.

На столе лежит гвоздь шнур и груз, гиря весом 0,5 кг. Но молотка

нет. Как решается задача?

Ответ:

– Вместо молотка использовать гирю. Если правильно и быстро

решили задачу у вас хорошо развито практическое мышление.

9

3.

Пожалуйста, кто-нибудь выйдите к доске, у кого мышление

хорошо развито; реши задачу;

Немой вошел в хозяйственный магазин. Как он должен объяснить

продавцу, что хочет приобрести молоток? - 0н постукивает кулаком

по прилавку.

- Правильно.

1.

А как слепой должен попросить ножницы? – Но, ведь слепой может

говорить.

5. А вот ещё совсем простая: Как звали отца Веры Павловны из

романа

Чернышевского "Что делать?

VII. А теперь конкурс – испытания.

1.

Эти слова разбейте на три группы по 3 слова в каждой, причем

каждую группу /триаду/должно объединять, что-то общее,

например: пруд, озеро, море или веселье, отдых, воскресенье

Слова выписывать не надо, так как на всю работу вам отпущено

всего

5 минут, выписывайте только порядковые номера слов в триадах

например: - 1 - 7 - 22.

1.

красный

14. утка

27. красота

2.

песня

15. ноты

28. гусь

3.

платина

16. лимон

29. телевидение

4.

радио

17. газеты

30. серебро

5.

луна

18. леска

31. мандарин

6.

молодость

19. колесо

32. гитара

7.

белый

20. спутник

33. ложка

8.

спица

21. яблоко

34. здоровье

10

9.

нож

22. зеленый

35. пар

10.

грузило

23. лед

36. золото

11.

вода

24. апельсин

37. велосипед

12.

слива

25. вилка

38. курица

13.

крючок

26. солнце

39. груша

Ответ:

1.1-7-22

2. 2-15-32

3. 3-30-36

4. 4-17-29

5. 5-20-26

6. 6- 27-34

7. 8-19-37

8. 9-25-33

9. 10-13-18;

10. 11-23-35

11. 12-21-39

12. 14-28-38

13.16-24-31

2. Ещё одна задача на сообразительность.

Через мост прошли автомобиль, и велосипеды их было 20, а всего 50

колес. Сколько было

машин и велосипедов?

1 минута на решение.

Ответ: 5 автомашин и 15 велосипедов.

3. Вот другая задача.

Полторы дыни стоят полтора рубля. Сколько стоят десять, дынь? На

решение этой задачи дается 10 секунд.

Ответ: 10 рублей.

4.

А теперь берите ручку, пишите слова.

Как быстро сумеете вы прочесть все предложения?

1. Весит, трех, «Электроника», не, телевизор, более килограммов,

2. Обратно, периоду, процесса, пропорционально, частота,

11

периодического.

3. Пожалуй, не, формой человека, восхищался, бы, снежинок, который,

нет, изумительно, найдется.

4. Две, цифры, да, единица, счисления, всего, нуль, в двоичной системе.

i

5. Загрязнение, растений, и, рек, и, морей, делает, рыб, непригодными, для их

жизни.

1. Телевизор «Электроника», весит

НЕ

более трех килограммов.

2.Частота периодического процесса обратно пропорциональна периоду.

3. Не найдётся, пожалуй, человека, который не восхищался бы

изумительной формой снежинок.

4. В двоичной системе всего две цифры – нуль да единица.

5. Загрязнение рек и морей делает их непригодными для жизни рыб и

растений.

VIII. Часто ли тебе бывает скучно?

1.

Умеешь ли ты развлечь себя и других? Вот забавная игра,

которая может подойти для этого случая. Все присутствующие

делятся на две группы.

Первая группа придумывает слово и сообщает его только одному игроку

второй команды. Его задача – жестами, позой, изобразить это слово,

чтобы вторая команда его угадала. На вопросы отгадывающей команды

водящий может отвечать только жестами. Игра так и называется

12

«Пантомима».

2.

На решение этой задачи даётся одна минута. Найдите 14 четырёх

буквенных слов с буквами «ОЛ» посередине.

Ответ: болт, боль, волк, воля, голь, долг, доля, моль, ноль, роль,

толк, толь, холл, холм

3.

Решите ещё одну задачу в течение 10 секунд.

4 2 3 8 1=10 6 4 1 9 2 =10 5 7 4 6 8=10

Ответ: 4+2-3+8-1=10 6-4+1+9-2=10 5+7-4-6+8=10

4.

Насколько вы реально вы относитесь к жизни?

Тест, составленный югославскими психологами, поможет

13

определить, кто из вас крепко сидит на земле, а кто витает в

облаках. На вопросы отвечайте "да" или "нет”.

1. «Получив газету, просматриваете ли вы её, прежде чем начать

читать?

2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроены?

3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?

4. Храните ли любовные письма?

5. Интересует ли вас

ПСИХОЛОГИЯ

?

.

6. Боитесь ли вы ездите на большой скорости?

7. Избегаете ли мысли о смерти?

8. Любите ли помечтать перед сном, лёжа в постели?

9. Способны ли вы сильно устать и после восьмичасового сна?

10. Читаете ли любовные романы?

11. Делитесь ли с другими личными трудностями?

12. Избегаете ли вы одиночества?

13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?

14. Случилось ли у вас в задумчивости проезжать нужную остановку?

15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?

16. Считаете ли вы характер человека наследственеой чертой?

17. Ходите ли вы часто в кино, особенно если в репертуаре фильмы о

любви?

Теперь за каждый положительный ответ запишите себе по 5 баллов.

1.

0т 75 до 85 баллов. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не

мешало бы хоть изредка взглянуть в глаза реальности. Это поможет

лучше ориентироваться в жизни и несколько оградить себя от

неприятностей.

14

2.

От 55 до 75. Ваши мечты не всегда сообразуется с правдой жизни.

Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и

душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех

жизненных проблем. Ведь звёзды сияют даже тогда, когда их не

видно.

3.

От до 50 баллов. Вы смогли установить равновесие между

иллюзиями и релностью. И хотя вам всё же свойственна некоторая

мечтательность, и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете

их с действительными возможностями.

4.

От 5 до20 баллов. Вы чрезмерно заземлены, практичны. Не хватает

романтичности, она бы пошла вам на пользу. Жизнь, конечно, вещь

серьезная, но иногда и чувство юмора помогает преодолевать

препятствия.

IX. Кто вы?

Из этих фигур выберите одну, которая больше понравилась.

15

16

Квадрат - Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое

дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения

работы. Вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость,

терпение и методичность обычно делают Квадрата

высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любить

раз и навсегда заведённый порядок: всё должно находиться на

своём месте и происходит в своё время. Идеал Квадрата –

распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе

«сюрпризы» и измения привычного хода событий.

Прямоугольник – Временная форма личности, которую могут

«носит» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды

жизни. Эти люди, не удовлетворенные тем образом жизни,

который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего

положения. Поэтому ведущие качества Прямоугольника –

любознательность, пытливость, живой интерес ко всему

происходящему и смелость. Они открыты для новых идей,

ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивает всё

новое.

Треугольник – Эта фигура символизирует лидерство. Самая

характерная особенность истинного Треугольника – способность

концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные,

неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и

как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны,

17

умеют представить вышестоящему руководству значимость

собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная

потребность быть правым и управлять положением дел делают

Треугольника личностью, постоянно соперничающей,

конкурирующей с другими.

Круг – Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает

чувствительностью, развитой симпатией – способностью

сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на

переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и

чувствует чужую боль, как свою собственную. Он счастлив

тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга

возникает скем – то конфликт, наиболее вероятно, что именно

Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в

противоположных точках зрения.

Зигзаг – Фигура, символизирующая творчество.

Комбинирование различных, не сходных идей и создание на этой

основе чего-то нового, оригинального. Вот что нравиться

Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при

помощи которых вещи делаются в данный момент или делались

в прошлом. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из

всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная

мысль, он готов поведать её всему миру! Зигзами – неутомимые

проводники своих идей и способны увлечь за собой многих.