Напоминание

"Песня – хранилище души народной"

Автор: Пархаль Анна Петровна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Музыкальный абонемент для учащихся
Тема: "Песня – хранилище души народной"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воспитание национального самосознания

через детский музыкальный абонемент

«Песня – хранилище души народной»

Когда народ испытывает духовное голодание, он обращается к своим истокам

национальной культуры – к русской народной песне. Народная песня - самая

демократичная, доступная всем форма выражения национальной принадлежности.

Интуитивно

после

90-х

годов

распада

нашего

государства,

отмежевания

некоторых народов от единого целого происходит разворот к русской национальной

культуре, т.к. есть потребность в обществе

утвердить свою государственность

через

принадлежность

к

определенной

культуре.

Тенденция

обращения

к

национальным

корням

наблюдается

во

многих

творческих

коллективах

дополнительного образования.

Русская народная песня - основной вид музыкального творчества с глубокой

древности русского народа. Обращение к русской народной песне естественно и

закономерно

для

детей

и

взрослых,

желающих

глубже

понять

национальные

истоки, сохранить народные традиции

Музыкальный

абонемент

в

районе

Санкт-Петербурга

среди

отделений

дополнительного

образования

с

народной

тематикой

рассказывает

детям

об

истории развития народной песни как великого культурного народного достояния.

Приобщает

школьников-слушателей

к

русским

народным

мотивам,

которые

рождены

в

горе,

страданиях

и

в

радостях

русского

народа.

По

свидетельству

русского философа Ивана Ильина, ребенок должен слышать русскую песню ещё в

колыбели. «Русская песня, - писал он, - глубока, как человеческое страдание,

искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение»

Музыкальный абонемент народной тематики – это обязательно групповое

действие – пение, игра, хоровод – это рождение чувства творческого сообщества.

Как

говорил

художественный

руководитель

Академической

капеллы

им.

М.И.Глинки Владислав Чернушенко: «песня - хранилище души народной, а без

души и народа не будет. В ансамбле хорового пения,

в гармонии соединяются

души и сердца». В совместном пении или

действии в максимальной степени

выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера.

«Песня - хранилище души народной» - так называется наш детский музыкальный

абонемент

С

конца XVIII века русская народная песня записывается и издается; она

сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Многие

русские

композиторы

включают

русские

народные

мелодии

в

свои

симфонии,

оперы,

или

создают

темы

на

основе

мотивов

русской

народной

песни.

В

музыкальный абонемент обязательно включена тема: «Русская народная песня в

инструментальном

исполнении»,

где

звучат

русские

мелодии

в

обработке

композиторов XX века.

Народная песня долгое время была любимым видом повседневной бытовой

жизни. Русская песня всегда была органичным сочетанием текста и музыки. Новую

жизнь русская народна песня обрела в советское время, когда стали возникать

новые популярные песни, которые стали считаться народными. Во многом этому

способствовало замечательное исполнение песен знаменитыми певцами: Федором

Шаляпиным, Лидией Руслановой, Людмилой Зыкиной и др. Именно их исполнение

сделали многие песни народными. (Валенки. Катюша) Музыкальный абонемент

включает

в

себя

не

только

народный

фольклор,

но

и

ставшие

народными

популярные песни.

Русский

человек

в

песне

олицетворяет

мир

природы.

Непосредственное

бытие русского народа, это - река и лес, степь и поле. В песне он утверждает

слияние человека с природой. «Ах ты, степь широкая...», «Вниз по матушке, по

Волге...».

В

презентации

Музыкального

абонемента

часто

демонстрируются

произведения знаменитых художников, где изображена русская природа.

По выражению знаменитого русского историка В.О.Ключевского, И в русской

песне

утверждается

безмерная

широта

русской

души,

соответствующая

безмерности

русских

необъятных

просторов:

Образ

Родины

проницательно

запечатлен в русской поэзии. Например: в

песне «Родное» на стихотворение

Ф.П.Савинова:

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это - русская сторонка,

Это - Родина моя!

Русский

человек

выражает

в

песне

свои

душевные

переживания:

«Что

затуманилась,

зоренька

ясная...»,

«Липа

вековая

над

рекой

стоит...»,

«Тонкая

рябина». Слушая, или исполняя русские народные песни, учащиеся обогащают

свой

духовный

мир,

прикасаясь

к

эмоциональному

переживанию

взрослого

человека.

Не

случайно

в

Музыкальном

абонементе

некоторые

лекции

сопровождаются звуковыми фрагментами знаменитых певцов-исполнителей.

Русская

классическая

литература XIX

века

содержит

многочисленные

свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской

народной песни. Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего

чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно разбросанно и неприютно в тебе...

Но

какая

же

непостижимая,

тайная

сила

влечет

к

тебе?

Почему

слышится

и

раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине

твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и

хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу, и вьются

около моего сердца?»

Немаловажное значение имеет народная песня в школьном образовании и

воспитании. Известный педагог начала XX в. В.Н. Сорока-Росинский говорит, что

посредством

русской

народной

песни

осуществляется

сопричастность

новых

поколений русских людей к национальным святыням и нравственным ценностям.

Музыкальный

абонемент

несет

в

себе

глубокие

идеи

патриотизма

через

богатства

народного

наследия.

Невозможно

переоценить

значение

русской

народной культуры в формировании у детей национального самосознания.