Автор: Пархаль Анна Петровна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Музыкальный абонемент для учащихся
Тема: "Песня – хранилище души народной"
Воспитание национального самосознания
через детский музыкальный абонемент
«Песня – хранилище души народной»
Когда народ испытывает духовное голодание, он обращается к своим истокам
национальной культуры – к русской народной песне. Народная песня - самая
демократичная, доступная всем форма выражения национальной принадлежности.
Интуитивно
после
90-х
годов
распада
нашего
государства,
отмежевания
некоторых народов от единого целого происходит разворот к русской национальной
культуре, т.к. есть потребность в обществе
утвердить свою государственность
через
принадлежность
к
определенной
культуре.
Тенденция
обращения
к
национальным
корням
наблюдается
во
многих
творческих
коллективах
дополнительного образования.
Русская народная песня - основной вид музыкального творчества с глубокой
древности русского народа. Обращение к русской народной песне естественно и
закономерно
для
детей
и
взрослых,
желающих
глубже
понять
национальные
истоки, сохранить народные традиции
Музыкальный
абонемент
в
районе
Санкт-Петербурга
среди
отделений
дополнительного
образования
с
народной
тематикой
рассказывает
детям
об
истории развития народной песни как великого культурного народного достояния.
Приобщает
школьников-слушателей
к
русским
народным
мотивам,
которые
рождены
в
горе,
страданиях
и
в
радостях
русского
народа.
По
свидетельству
русского философа Ивана Ильина, ребенок должен слышать русскую песню ещё в
колыбели. «Русская песня, - писал он, - глубока, как человеческое страдание,
искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение»
Музыкальный абонемент народной тематики – это обязательно групповое
действие – пение, игра, хоровод – это рождение чувства творческого сообщества.
Как
говорил
художественный
руководитель
Академической
капеллы
им.
М.И.Глинки Владислав Чернушенко: «песня - хранилище души народной, а без
души и народа не будет. В ансамбле хорового пения,
в гармонии соединяются
души и сердца». В совместном пении или
действии в максимальной степени
выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера.
«Песня - хранилище души народной» - так называется наш детский музыкальный
абонемент
С
конца XVIII века русская народная песня записывается и издается; она
сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Многие
русские
композиторы
включают
русские
народные
мелодии
в
свои
симфонии,
оперы,
или
создают
темы
на
основе
мотивов
русской
народной
песни.
В
музыкальный абонемент обязательно включена тема: «Русская народная песня в
инструментальном
исполнении»,
где
звучат
русские
мелодии
в
обработке
композиторов XX века.
Народная песня долгое время была любимым видом повседневной бытовой
жизни. Русская песня всегда была органичным сочетанием текста и музыки. Новую
жизнь русская народна песня обрела в советское время, когда стали возникать
новые популярные песни, которые стали считаться народными. Во многом этому
способствовало замечательное исполнение песен знаменитыми певцами: Федором
Шаляпиным, Лидией Руслановой, Людмилой Зыкиной и др. Именно их исполнение
сделали многие песни народными. (Валенки. Катюша) Музыкальный абонемент
включает
в
себя
не
только
народный
фольклор,
но
и
ставшие
народными
популярные песни.
Русский
человек
в
песне
олицетворяет
мир
природы.
Непосредственное
бытие русского народа, это - река и лес, степь и поле. В песне он утверждает
слияние человека с природой. «Ах ты, степь широкая...», «Вниз по матушке, по
Волге...».
В
презентации
Музыкального
абонемента
часто
демонстрируются
произведения знаменитых художников, где изображена русская природа.
По выражению знаменитого русского историка В.О.Ключевского, И в русской
песне
утверждается
безмерная
широта
русской
души,
соответствующая
безмерности
русских
необъятных
просторов:
Образ
Родины
проницательно
запечатлен в русской поэзии. Например: в
песне «Родное» на стихотворение
Ф.П.Савинова:
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это - русская сторонка,
Это - Родина моя!
Русский
человек
выражает
в
песне
свои
душевные
переживания:
«Что
затуманилась,
зоренька
ясная...»,
«Липа
вековая
над
рекой
стоит...»,
«Тонкая
рябина». Слушая, или исполняя русские народные песни, учащиеся обогащают
свой
духовный
мир,
прикасаясь
к
эмоциональному
переживанию
взрослого
человека.
Не
случайно
в
Музыкальном
абонементе
некоторые
лекции
сопровождаются звуковыми фрагментами знаменитых певцов-исполнителей.
Русская
классическая
литература XIX
века
содержит
многочисленные
свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской
народной песни. Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего
чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно разбросанно и неприютно в тебе...
Но
какая
же
непостижимая,
тайная
сила
влечет
к
тебе?
Почему
слышится
и
раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине
твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и
хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу, и вьются
около моего сердца?»
Немаловажное значение имеет народная песня в школьном образовании и
воспитании. Известный педагог начала XX в. В.Н. Сорока-Росинский говорит, что
посредством
русской
народной
песни
осуществляется
сопричастность
новых
поколений русских людей к национальным святыням и нравственным ценностям.
Музыкальный
абонемент
несет
в
себе
глубокие
идеи
патриотизма
через
богатства
народного
наследия.
Невозможно
переоценить
значение
русской
народной культуры в формировании у детей национального самосознания.