Автор: Метелёва Александра Матвеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: р.Коми, г.Вуктыл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Космическое путешествие"
Творческая мастерская
в старшей группе "Космическое путешествие" с использованием
нетрадиционной техники рисования – граттаж, фроттаж и рисование
трафаретами.
Задачи:
Уточнить представления детей о космосе и космических объектах, - вызвать
интерес к теме, желание узнать новое о Космосе. Познакомить с новыми
техниками рисования - «граттаж», фроттаж, рисование трафаретами. Их
применение при рисовании - учить использовать в работе прием
«процарапывания», прием «натирания», рисование при помощи трафаретов и
пузырчатой пленки, прием «набрызг» - содействовать развитию чувства
композиции, наблюдательности, - побуждать к творческой активности.
Помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.
Наглядный материал: схема солнечной системы, рисунки и фотографии
космических объектов и ракет, варианты образцов.
Раздаточный материал: загрунтованные листы А4, синяя тонированная
бумага, трафареты, гуашь, тонкие кисти, зубочистки, пузырчатая пленка,
зубная щетка.
Подготовительная работа: рассматривание фотографий и иллюстраций о
космосе, беседы о космосе, заготовка фона.
Сценарий
Воспитатель: - здравствуйте ребята и гости дорогие!
- Ребята, мы с вами много говорили о космосе и космическом пространстве,
о планетах, о звездах.
И вот я получила послание из космоса, поступили тревожные позывные
жителей Далекой планеты, в котором нас просят о помощи. «Дети Земли! На
нашу планету обрушился смерч и уничтожил все живое на ней! Помогите,
пожалуйста, вернуть нашей Родине первоначальный облик.
Жители Далекой планеты».
- Ну, что, ребята, поможем? (да)
- Но как мы туда доберемся? ( на ракетах)
- Путь предстоит не близкий и опасный. Нужно отправить в космос
спасательные отряды космонавтов, поэтому мы полетим тремя командами.
Дети делятся на три команды согласно эмблемам и подходят к своим
столам.
- Предлагаю нарисовать ракету. Но без знаний о строении солнечной
системы нас в космос не отправят. Рассматривание схемы Солнечной
системы.
- Ребята, что находится в центре солнечной системы? (солнце)
- Что вращается по своим орбитам вокруг солнца? (планеты)
Давайте вместе со мной прочитаем стихотворение и вспомним название
планет:
По порядку все планеты назовёт любой из нас: раз … Меркурий, два …
Венера, три … Земля, четыре … Марс. Пять … Юпитер, шесть … Сатурн,
семь … Уран, за ним … Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже,
потом, и девятая планета под названием Плутон.
- А теперь мы с вами будем рисовать ракету и космические объекты. Какие
вы знаете космические объекты (планеты, кометы, звезды, метеориты) .
Объяснение приёмов и показ
Первая команда космонавтов
- Вы будете рисовать ракету и космическое пространство в технике “граттаж”
на специальных листах, которые подготовили заранее. Рисунок мы будем
процарапывать острыми палочками. Слово “граттаж” произошло от
французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники -
техника царапанья. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы
процарапать и изобразить ваш рисунок. Рассматривание образцов (три
варианта). - Продумайте содержание и композицию вашего рисунка. Для того
чтобы некоторые объекты казались более объёмными, нужно полностью
процарапать всю поверхность внутри контура.
Остальные дети рассматривают что у них на столах
Вторая команда космонавтов
А мы с вами будем рисовать в технике «фроттаж», то есть «снимать
отпечатки».
Под листок спрячем шаблон, и его надо прощупать руками, а затем натереть
цветным мелком. Мелок надо держать не как обычно, а плашьмя. И так
каждый элемент натираем разными мелками.
Третья команда космонавтов
А мы будем рисовать трафаретами. Нужно трафареты приложить на
тонированную бумагу и пузырчатой пленкой печаткой нанести гуашь на
трафарет или по краю трафарета. Убрать трафарет, обвести контуры тонкой
кистью. Используя зубную щетку делаем «набрызг» белой краской.
Отдых наш - физкультминутка.
В космосе так здорово!
Звезды и планеты
В черной невесомости
Медленно плывут.
Самостоятельная продуктивная деятельность
Дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием, проводит
индивидуальный показ при затруднении детей. Дети, закончив работу,
выкладывают рисунки в ряд.
-
Ребята, вы показали свои космические знания, оказались отзывчивыми,
долетели до Далекой планеты и спасли их жителей.
-С помощью какой техники вы выполнили свои работы?
-Как вы выполняли?
-А как вы выполняли?
-Ребята, я предлагаю вам оформить выставку в группе и рассказать о
космическом путешествии своим родителям.
Выставка детских работ в группе, рассказы родителям
.
Поделитьс
я