Напоминание

"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ТНР"

Автор: Милованова Нина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №95
Населённый пункт: г. Томск, Томская область
Наименование материала: cтатья
Тема: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ТНР"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
(из опыта работы учителя- логопеда Миловановой Н.Г.) Логопедическое воздействие при устранении ОНР преследует
цель

-
совершенствовать умение связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. У ребёнка на данном этапе возникает много трудностей. Во- первых, монологическая речь наиболее сложная, чем диалогическая. Она отмечается большей развёрнутостью, поскольку надо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Во- вторых, монолог требует больше памяти, внимания, содержания и формы речи. В- третьих, монологическая речь и сложней диалогической в лингвистическом плане. Чтобы она была понятна слушателям в ней должны использоваться полные распространённые предложения, более точный словарь. А для детей с ОНР характерен скудный словарный запас, неумения согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того большинство из них страдают нарушениями внимания, несовершенсвом логического мышления. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехника, или мнемоника
- система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её соответствии с поставленными задачами.
Особенность методики
- применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Традиционно работа по развитию речи ведётся по следующим
направлениям:

- обогащение словаря; -обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; - разучивание стихов; - отгадывание загадок. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы- схемы, мнемодорожки в которые заложена информация. Всё это позволяет решать следующие
задачи:
- развитие психических процессов- памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации; - развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении. Наглядная схема, мнемодорожка на занятиях по связной речи выступает в плане речевого высказывания . Ребёнок знает с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а так же как его завершить. На начальных этапах работы используется иллюстративное панно или опорные картинки, затем можно заменить условными знаками. На более поздних этапах дети сами составляют рисунки- схемы, мнемозагадки, моделируют сказки, стихи и т.д. Приёмы мнемотехники используются при обучению связной речи дошкольников с ОНР в течении учебного года. Наблюдения показывают: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных рассказов их связностью. Анализ рассказов позволяет добиваться улучшения всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывают различные объекты, предметы, пересказывают тексты. Литература: 1. А.Г. Арушанова «Развитие диалогического общения». Москва, Мозаика- синтез 2005г. 2. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников». Москва « Просвещение» 1978г 3. Н.И. Климчук « Наглядное моделирование в системе словарной работы» « Логопед» №2, 2008г 4. Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» СПб, 1997