"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ТНР"
Автор: Милованова Нина Геннадьевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №95
Населённый пункт: г. Томск, Томская область
Наименование материала: cтатья
Тема: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ТНР"
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
(из опыта работы учителя- логопеда Миловановой Н.Г.)
Логопедическое воздействие при устранении ОНР преследует цель
- совершенствовать умение связно, последовательно, грамматически и
фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из
окружающей жизни. У ребёнка на данном этапе возникает много трудностей.
Во- первых, монологическая речь наиболее сложная, чем диалогическая. Она
отмечается большей развёрнутостью, поскольку надо ввести слушателей в
обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.
Во- вторых, монолог требует больше памяти, внимания, содержания и
формы речи.
В- третьих, монологическая речь и сложней диалогической в
лингвистическом плане. Чтобы она была понятна слушателям в ней должны
использоваться полные распространённые предложения, более точный
словарь.
А для детей с ОНР характерен скудный словарный запас, неумения
согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков.
Кроме того большинство из них страдают нарушениями внимания,
несовершенсвом логического мышления.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи
дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехника, или мнемоника - система различных приёмов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования
дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотаблиц на занятиях по связной речи позволяет детям
эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,
перекодировать, сохранять и воспроизводить её соответствии с
поставленными задачами.
Особенность методики - применение не изображения предметов, а
символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает
детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к
речевому материалу.
Традиционно работа по развитию речи ведётся по следующим
направлениям:
- обогащение словаря;
-обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
- разучивание стихов;
- отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы- схемы, мнемодорожки в
которые заложена информация.
Всё это позволяет решать следующие задачи:
- развитие психических процессов- памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации;
- развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Наглядная схема, мнемодорожка на занятиях по связной речи выступает в
плане речевого высказывания . Ребёнок знает с чего он должен начать, чем
продолжить и уточнить свой рассказ, а так же как его завершить. На
начальных этапах работы используется иллюстративное панно или опорные
картинки, затем можно заменить условными знаками. На более поздних
этапах дети сами составляют рисунки- схемы, мнемозагадки, моделируют
сказки, стихи и т.д.
Приёмы мнемотехники используются при обучению связной речи
дошкольников с ОНР в течении учебного года. Наблюдения показывают:
введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием,
структурой описательных и повествовательных рассказов их связностью.
Анализ рассказов позволяет добиваться улучшения всех показателей:
большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих
вопросов описывают различные объекты, предметы, пересказывают тексты.
Литература:
1.
А.Г. Арушанова «Развитие диалогического общения».
Москва, Мозаика- синтез 2005г.
2.
Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников». Москва «
Просвещение» 1978г
3.
Н.И. Климчук « Наглядное моделирование в системе словарной
работы» « Логопед» №2, 2008г
4.
Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» СПб, 1997