"Духовно-нравственное развитие личности как основа патриотического воспитания"

Автор: Кошкина Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 с. Патруши
Населённый пункт: с. Патруши Сысертский район Свердловская область
Наименование материала: статья (педагогическая работа)
Тема: "Духовно-нравственное развитие личности как основа патриотического воспитания"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




И

.

И

.

Кошкина

,
МАОУ СОШ №7, с. Патруши
Духовно-нравственное развитие личности как основа патриотического

воспитания
Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством.[1] Позади уже 25 лет работы в школе, удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радости, эмоций, сомнений, тревог и волнений. И чем больше работаю, тем больше и больше возникает вопросов, тем больше всего боишься допустить ошибки в воспитании подрастающего поколения. Нельзя сказать, что у меня выработалась персональная педагогическая система работы, т.к. она постоянно меняется, меняются дети, меняюсь я, меняются требования общества к образованию, поэтому нельзя работать так, как ты привык раньше. Просто учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей и их воспитания посильные трудности. В этом, наверное, и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине успешности, а планомерно создавать их, это позволит детям не только осознано владеть школьной программой, но и продвинуться по пути формирования своей личности. За годы работы в школе сформировалась моя жизненная позиция: « Во всем мне хочется дойти до самой сути». Пастернак. Будь-то изучение сложной дисциплины «математический анализ» или занятие кружка бальных танцев, учеба актива или роль кота Ба зилио – во всем ответственное неравнодушное отношение к делу, желание понять главное, суть дела и доводить начатое до конца. Свою работу строю с учетом этого. Работа заключается в следующем: воспитание строить так, чтобы дети развивались; имели активную позицию; не боялись трудностей. Для движения вперед постоянно ищу новые формы работы с детьми и выделила в воспитательной работе основные направления:  Работа с родителями и семьей. -Тематические родительские собрания: "Роль домашнего задания в саморазвитии школьника ", "Проблема подросткового суицида", "Нужна ли дисциплина на уроках" и т.д. - Вовлечение родителей в школьную жизнь учащихся - походы, турслеты, поездки в театр, праздники. Все мероприятия носят духовно- нравственную направленность. Праздник "Ты одна такая - единственная и родная", посвященный Дню матери. К этому празднику проведена подготовка - учащиеся написали сочинение на
тему "Для меня мама - это…", подготовили концерт и ряд конкурсов для мам. Ну, конечно, учащиеся познакомились с историей праздника. Походы - это не просто выход в лес, а всегда тематические. Организовывает эти удивительные путешествия родитель Козырев М.А., где сам выступает в роли экскурсовода. Так мы с классом побывали на горе - Азов, узнали легенды, связанные с горой. Путешествие в природный парк «Сугомак», расположенный недалеко от Кыштыма. Поездка была познавательной. Данные мероприятия сближают детей, делают их добрее, внимательнее к окружающему миру. -Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (90 % уч-ся моего класса занимаются в кружках, секциях и различных творческих клубах). Родители целенаправленно работают с детьми, не допуская бестолкового времяпровождения. - Организация малых педсоветов с приглашением учителей-предметников по возникнувшим социально – негативным явлениям.  Учебная деятельность (из 22 уч-ся на конец учебного года было 2 отличника и 16 ударников). Вовлечение учащихся в различные предметные конкурсы. Так, в этом году муниципальный конкурс "Математический марафон- 2015" был посвящен 165- летию великого математика С. В. Ковалевской. Учащиеся моего класса заняли 1 и 3 места, и командное 1 место. Такое мероприятие позволяет не только приобрести новые знания, но и воспитывает нравственные качества.  Гражданско-патриотическое В предыдущий учебный год все мероприятия были посвящены 70- летию Победы: смотр песни и строя, поездка в музей военной техники, конкурс стихов, поездка в цирк на представление "Салют Победе", классные часы и т.д.  Духовно- нравственное 1.Тесная связь со школьной и сельской библиотекой (встреча с уральской писательницей, лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» Светланой Лавровой; классный час "Книга- наш верный друг") 2.Одно из направлений моей работы - знакомство с местными писателями, художниками. Классный час к Всероссийскому Дню чтения "Уральская поэтесса Ольга Фомичева и ее сборник стихов "Краешек души"". П.П.Бажов, посещение спектакля "Каменный цветок" в камерном театре музея писателей Урала. И другие мероприятия, которые позволяют познакомить учащихся с культурой Урала, России. 3. Психологические тренинги на воспитание таких качеств личности как толерантность, внимательность к окружающим людям.  Здоровьесберегающее Участие в спортивных мероприятиях, эстафетах, беседы по теме: "Жить или курить?", "Мы за здоровый образ жизни!", выпуск листовок и т.д.  Эстетическое
Выпуск тематических газет, разработка праздников. Работая по всем направлениям, стараюсь вовлекать в деятельность большую часть ребят, поэтому какое бы мероприятие ни было - мой класс участвует практически в полном составе. Каждый детский успех ребенка в какой-то области перерастает в один общий успех моего класса. Нужно это понимать, видеть и ценить любые достижения школьника. Факторами риска возникновения социально-негативных явлений в детской и подросткой среде для себя, считаю, следующее: -нарушение взаимоотношений со сверстниками; -конфликтность с педагогами; -нарушение норм и правил, установленных в учебном заведении; -неуспеваемость в учебе; -незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивного хобби; -неблагополучная семейная ситуация. Если такие факторы наблюдаются, то бью тревогу! Для создания условий по профилактике социальных негативных явлений в детской среде считаю важным разработку циклограммы классного руководителя и четкое ее исполнение. Циклограмма классного руководителя включает ежедневно: 1.Организация встречи детей. 2.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся. 3.Школьная форма. 4.Организация питания учащихся. 5.Организация дежурства в классном кабинете. 6.Индивидуальная работа с учащимися и родителями. 7.Взаимодействие с учителями – предметниками. Когда работа ведется целенаправленная, ежедневная, то ребенок понимает, что он не только всегда под контролем, но и то, что классный руководитель уделяет ему максимум внимания: он может обратиться за помощью или поделиться радостью - такой ребенок более изолирован от негативных явлений окружающей среды. Сейчас являюсь классным руководителем уже 3 набора учащихся. И пусть мои ребята - ученики простой общеобразовательной школы, простого общеобразовательного класса, но мы вместе растем, развиваемся, проживаем трудные и счастливые моменты школьной жизни. Дети имеют награды за призовые места в спорте, в учебе, в конкурсах танцев, вокала. Нас объединяют коллективные творческие дела . Считаю, что только в комплексе все направления воспитательной работы способствуют формированию духовно- нравственных и патриотических качеств личности школьника.
Литература
1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352.