"Духовно-нравственное развитие личности как основа патриотического воспитания"
Автор: Кошкина Ирина Владимировна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 с. Патруши
Населённый пункт: с. Патруши Сысертский район Свердловская область
Наименование материала: статья (педагогическая работа)
Тема: "Духовно-нравственное развитие личности как основа патриотического воспитания"
,
МАОУ СОШ №7, с. Патруши
Духовно-нравственное развитие личности как основа патриотического
воспитания
Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает
целенаправленное формирование и
последовательное развитие целого
комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного
развития являются духовно-нравственный и
социокультурный компоненты
воспитательной работы с
учащимися. При этом патриотизм формируется
в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности,
осознающей свою неразрывную связь с Отечеством.[1]
Позади уже 25 лет работы в школе, удивительной по насыщенности,
интенсивности, по обилию радости, эмоций, сомнений, тревог и волнений. И
чем больше работаю, тем больше и больше возникает вопросов, тем больше
всего боишься допустить ошибки в воспитании подрастающего поколения.
Нельзя сказать, что у меня выработалась
персональная педагогическая
система работы, т.к. она постоянно меняется, меняются дети, меняюсь я,
меняются требования общества к образованию, поэтому нельзя работать так,
как ты привык раньше. Просто учитель должен быть хорошим стратегом и
вовремя создавать для интеллекта детей и их воспитания посильные трудности.
В этом, наверное, и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды
на пути ребят к вершине успешности, а планомерно создавать их, это позволит
детям не только осознано владеть школьной программой, но и продвинуться по
пути формирования своей личности.
За годы работы в школе сформировалась моя жизненная позиция:
« Во всем мне хочется дойти до самой сути». Пастернак.
Будь-то изучение
сложной дисциплины «математический анализ» или занятие кружка бальных
танцев, учеба актива или роль кота Ба
зилио – во всем ответственное
неравнодушное отношение к делу, желание понять главное, суть дела и
доводить начатое до конца.
Свою работу строю с учетом этого. Работа заключается в следующем:
воспитание строить так, чтобы дети развивались; имели активную позицию; не
боялись трудностей. Для движения вперед постоянно ищу новые формы
работы с детьми и выделила в воспитательной работе основные направления:
Работа с родителями и семьей.
-Тематические родительские собрания: "Роль домашнего задания в
саморазвитии школьника ", "Проблема подросткового суицида", "Нужна ли
дисциплина на уроках" и т.д.
- Вовлечение родителей в школьную жизнь учащихся - походы, турслеты,
поездки в театр, праздники. Все мероприятия носят духовно- нравственную
направленность.
Праздник "Ты одна такая - единственная и родная", посвященный Дню матери.
К этому празднику проведена подготовка - учащиеся написали сочинение на
тему "Для меня мама - это…", подготовили концерт и ряд конкурсов для мам.
Ну, конечно, учащиеся познакомились с историей праздника.
Походы - это не просто выход в лес, а всегда тематические. Организовывает эти
удивительные путешествия родитель Козырев М.А., где сам выступает в роли
экскурсовода. Так мы с классом побывали на горе - Азов, узнали легенды,
связанные с горой. Путешествие в природный парк «Сугомак», расположенный
недалеко от Кыштыма. Поездка была познавательной. Данные мероприятия
сближают детей, делают их добрее, внимательнее к окружающему миру.
-Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (90 % уч-ся моего класса
занимаются в кружках, секциях и различных творческих клубах). Родители
целенаправленно работают с детьми, не допуская бестолкового
времяпровождения.
- Организация малых педсоветов с приглашением учителей-предметников по
возникнувшим социально – негативным явлениям.
Учебная деятельность
(из 22 уч-ся на конец учебного года было 2 отличника и 16 ударников).
Вовлечение учащихся в различные предметные конкурсы.
Так, в этом году
муниципальный конкурс "Математический марафон- 2015" был посвящен 165-
летию великого математика С. В. Ковалевской. Учащиеся моего класса заняли 1
и 3 места, и командное 1 место. Такое мероприятие позволяет не только
приобрести новые знания, но и воспитывает нравственные качества.
Гражданско-патриотическое
В предыдущий учебный год все мероприятия были посвящены 70- летию
Победы: смотр песни и строя, поездка в музей военной техники, конкурс
стихов, поездка в цирк на представление "Салют Победе", классные часы и т.д.
Духовно- нравственное
1.Тесная связь со школьной и сельской библиотекой (встреча с уральской
писательницей, лауреатом Национальной детской литературной премии
«Заветная мечта» Светланой Лавровой; классный час "Книга- наш верный
друг")
2.Одно из направлений моей работы - знакомство с местными писателями,
художниками. Классный час к Всероссийскому Дню чтения "Уральская
поэтесса Ольга Фомичева и ее сборник стихов "Краешек души"".
П.П.Бажов, посещение спектакля "Каменный цветок" в камерном театре музея
писателей Урала. И другие мероприятия, которые позволяют познакомить
учащихся с культурой Урала, России.
3. Психологические тренинги на воспитание таких качеств личности как
толерантность, внимательность к окружающим людям.
Здоровьесберегающее
Участие в спортивных мероприятиях, эстафетах, беседы по теме: "Жить или
курить?", "Мы за здоровый образ жизни!", выпуск листовок и т.д.
Эстетическое
Выпуск тематических газет, разработка праздников.
Работая по всем направлениям, стараюсь вовлекать в деятельность большую
часть ребят, поэтому какое бы мероприятие ни было - мой класс участвует
практически в полном составе.
Каждый детский успех ребенка в какой-то
области перерастает в один общий успех моего класса. Нужно это понимать,
видеть и ценить любые достижения школьника.
Факторами риска возникновения социально-негативных явлений
в
детской и подросткой среде для себя, считаю, следующее:
-нарушение взаимоотношений со сверстниками;
-конфликтность с педагогами;
-нарушение норм и правил, установленных в учебном заведении;
-неуспеваемость в учебе;
-незанятость полезными видами деятельности, отсутствие позитивного хобби;
-неблагополучная семейная ситуация.
Если такие факторы наблюдаются, то бью тревогу!
Для создания условий по профилактике социальных негативных явлений
в детской среде считаю важным разработку циклограммы классного
руководителя и четкое ее исполнение.
Циклограмма классного руководителя включает ежедневно:
1.Организация встречи детей.
2.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
3.Школьная форма.
4.Организация питания учащихся.
5.Организация дежурства в классном кабинете.
6.Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
7.Взаимодействие с учителями – предметниками.
Когда работа ведется целенаправленная, ежедневная, то ребенок понимает,
что он не только всегда под контролем, но и то, что классный руководитель
уделяет ему максимум внимания: он может обратиться за помощью или
поделиться радостью - такой ребенок более изолирован от негативных явлений
окружающей среды.
Сейчас являюсь классным руководителем уже 3 набора учащихся. И пусть
мои ребята - ученики простой общеобразовательной школы, простого
общеобразовательного класса, но мы вместе растем, развиваемся, проживаем
трудные и счастливые моменты школьной жизни. Дети имеют награды за
призовые места в спорте, в учебе, в конкурсах танцев, вокала. Нас объединяют
коллективные творческие дела .
Считаю, что только в комплексе все направления воспитательной работы
способствуют формированию духовно- нравственных и патриотических
качеств личности школьника.
Литература
1.
Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования
нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой
ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352.