Автор: Стремешина Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель спецдисциплин дпи
Учебное заведение: ОГПОБУ "Биробиджанский колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г. Биробиджан Еврейская автономная область
Наименование материала: Конспект практического занятия по дисциплине ОП.03 Цветоведение
Тема: "Восприятие цвета и цветовые ассоциации"
Областное государственное профессиональное
Образовательное бюджетное учреждение
«Биробиджанский колледж культуры и искусств»
Специальность: 54.02.02
«Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»
КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине ОП.03 Цветоведение
Тема занятия: Восприятие цвета и цветовые ассоциации
Автор - составитель:
преподаватель первой
квалификационной категории
Т.М. Стремешина
г. Биробиджан 2018 г.
1
План – конспект занятия
по дисциплине – Цветоведение
Тема занятия: «Восприятие цвета и цветовые ассоциации»
Дата проведения: 25.01.2018
Группа: 1 курс «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Тип занятия: комбинированный
Время проведения: 45 минут
Цель: систематизация знаний по восприятию цвета и цветовых ассоциаций.
Задачи:
Образовательные:
формирование цветовых ассоциаций через цветоощущения;
закрепление знаний о цветоведении – как науке о цвете;
закрепление механизмов восприятия цвета, его видов и цветовых ассоциаций.
Развивающие:
развитие наблюдательности при восприятии цвета, умение находить
гармонические цветовые сочетания;
развитие ассоциативного мышления.
Воспитательные:
воспитание и развитие художественного вкуса студентов, творческого
воображения;
обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной работы в
процессе занятия.
Междисциплинарные связи: декоративная композиция, рисунок, живопись.
В процессе изучения данной темы студент должен:
Знать:
- основы восприятия цвета, основные элементы художественного образа и
цветовое богатство окружающего нас мира;
- художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности
создания цветового строя.
Уметь:
- свободно владеть теоретическими знаниями по предмету «Цветоведение»;
- использовать теоретические занятия на практических занятиях;
- выполнять практические задания аккуратно, видеть тоновые переходы гуашевой
краски.
Средства обучения:
Методические:
- Хронологическая карта занятия
- Вопросы по теме занятия
- Практические задания по теме занятия.
2
Информационные:
- Мультимедийная презентация
-Объяснительно-иллюстративная беседа (одновременно с показом презентации).
Методическое обеспечение:
- ФГОС СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно – прикладное искусство
и народные промыслы»;
- Рабочая учебная программа;
- Календарно-тематический план.
Оборудование:
для преподавателя: компьютер, проектор, экран, видеопрезентация к уроку;
для студентов: бумага А3, карандаши, ластик, краски акварель и гуашь, кисти.
Ожидаемый результат: студенты научатся анализировать цветовые ассоциации и
усовершенствуют практические навыки в процессе выполнения творческого
практического задания.
Данное занятие способствует формированию следующих компетенций:
ОК 1- 9; ПК 1.1; 1.4; 1.5; 1 7.
Литература:
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 2015
2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 2013
3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. Изд. АСТ «Астрель», 2014
4. Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению. М., 2014
5. Наливин Т.И. Практическое цветоведение. М., 2016
3
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Название этапа
Описание этапа
Методическое
обеспечение
Цель
Время
ОК/
ПК
1.Организацион
ный момент
-Приветствие студентов,
-отметить отсутствующих в
групповом журнале;
-проверить готовность к уроку
Создание
позитивной
эмоциональной
установки на
занятии
1 мин
2. Актуализация
опорных знаний
-Проверка домашнего задания.
- Опрос.
- Поговорки о цвете
(опережающее задание)
- Работы
студентов.
- Опрос.
Мобилизация
внимания
2 мин
ПК 1.7
3.Объяснение
нового
материала
Тема занятия: «Восприятие
цвета и цветовые ассоциации»
-Постановка целей и задач.
-Цитата К. Петрова-Водкина
-Опережающее задание:
1. Анализ репродукции
В. Серов «Девочка с персикам
2. Анализ репродукции
Ф.А. Малявин «Вихрь»
3. Анализ репродукции
М.А. Врубель «Царевна-
Лебедь».
-Три круглых объекта
-Цветовые ассоциации
-Времена года
Презентация
Слайд 1.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7-9
Слайд 10
Мотивация
учебной
деятельности
Актуализация
знаний- диалог об
искусстве.
Формирование и
развитие
устойчивого
интереса к
восприятию цвета
и цветовым
ассоциациям.
8 мин
ОК
1-5
ПК
1.4
ОК
1-5
ПК
1.5
ОК
1-8
ПК
1.6
4. Творческая
практическая
деятельность
студентов
Объявление практических
заданий и пути их выполнения
.
Творческий подход к
изображению ассоциации
«Времена года».
По
ассоциации
выполнить 2
времени года
-
Развитие навыков
самостоятельной
работы
24 мин ПК
1.1-1.5
ОК
1-9
5. Выставка и
анализ работ.
Экспресс-выставка (показать
наиболее удачные работы,
провести анализ работ).
4 мин
ОК
1-5
ПК
1.7
6. Итог занятия.
Рефлексия
- Обобщить тему занятия
- Вопросы
Слайд 10
Оценить
работу группы
3 мин
ПК 1.7
7. Домашнее
задание
Задание на следующий урок
Запись в
тетрадь
Учиться создавать
цветовые
ассоциации
1 мин
ПК 1.5
8.Уборка
рабочего места
2 мин
45
мин.
4
Основные компоненты урока:
1.Организационный момент.
- Приветствие студентов
- Отметить отсутствующих в групповом журнале.
- Проверить готовность к уроку
2. Актуализация опорных знаний
2.1 Проверка домашнего задания (выкраски гуашевых красок с растяжкой цвета)
2.2 Опрос:
- Расскажите, что вам известно о науке цветоведения?
- Перечислите основные признаки цвета.
- Кто из ученых разложил пучок света через стеклянную призму? (И. Ньютон)
- Поясните какие 7 цветов получил ученый И. Ньютон (цвета радуги: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, синий (индиго-голубой), фиолетовый).
- Знаете ли вы поговорку, с помощью которой легко запомнить порядок цветов?
(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
- Скажите, а для чего вообще нужно изучать цвета? (Чтобы у художников не было
цветовых неточностей, чтобы зритель «поверил» в картину).
-
Ребята, я просила вас посмотреть пословицы, поговорки о цвете. Нашел кто-
нибудь такие высказывания, пожалуйста.
2.3 Поговорки о цвете:
1. Алый цвет мил на весь свет.
2. Весна красна цветами, а осень снопами.
3. Знать по цвету, что дело идет к лету.
4. Люди рады лету, а пчела – цвету.
5. Нет цветов – нет уюта.
6. На вкус, на цвет товарища нет.
Я хочу обратить ваше внимание на последнюю пословицу: «На вкус, на цвет
товарищей нет», о чем она говорит, как вы ее понимаете?
Одному более красивым кажется цвет голубой, другому – зеленый. Ни это ли
свидетельствует о субъективности нашего восприятия цвета? Бесспорно, отношение к
цвету
у
всех
людей
разное.
Восприятие
цвета
каждым
человеком
достаточно
субъективно. Каждому из нас нравятся одни оттенки, какие-то из них не нравятся, а к
некоторым мы совсем равнодушны.
3.Объяснение нового материала
СЛАЙД 1. Тема урока «Восприятие цвета и цветовые ассоциации
- постановка цели и задач урока;
- работа в тетради - запись темы урока.
5
Слайд 2. «Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с
другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть
воздействие цвета на человека через чувство зрения». К. Петров-Водкин
- Кто знает, кто такой Кузьма. Петров-Водкин? (Художник революции, живописец)
3.1. Вступительная беседа
Восприятие
цвета. Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные
пейзажи,
цветные
животные,
цветные
дома,
цветные
машины.
Представьте
что,
однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое.… Или все зеленое, или все
голубое, или все красное?! Как вам такой вариант? Не нравится, а почему? Какая
унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в
нашей жизни значит цвет! Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным, каким
мы привыкли его видеть.
СЛАЙД 3. Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками» 1887.
- А кому-нибудь знакома эта картина?
- Я обращаю ваше внимание на цветовое решение.
Студент: На картине изображена юная Веруша Мамонтова, ей было 12 лет-старшая
дочь богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Девочка нарисована с
темными выразительными глазами со смуглой кожей в светлой кофточке, украшенной
нарядным бантом. В руках у нее находится персик, рядом с ней на поверхности стола
листья клена, нож и персики. Комната наполнена солнечными лучами.
- Если бы мы не видели цветную репродукцию картины, то нам трудно судить о
цвете вообще. Каждый из вас мог представить другие цвета и оттенки – может надо
ярче выделить те же персики, кленовые листья, больше зелени за окном.
- А теперь перед вами следующая картина.
СЛАЙД 4. Филипп Андреевич Малявин «Вихрь» 1906.
- Я вам предлагаю внимательно посмотреть картину и увидеть девушек, сколько их,
почему название «Вихрь»?
Студент: На
картине
пять
крестьянок.
Налетевший
сильный
ветер
разметал
цветастые юбки, передники, надул парусами рукава, а девчата рады ветру - хохочат и
танцуют. Кажется, что героини былин чудесным образом ожили на его картине.
Красочная гамма картины звонкая, кричащая, яркая. Полотно залил, разгулялся на
нём
красный
цвет.
Возбуждающе
–
радостное
звучание
полотна
«Вихрь»
создает
переливы
контрастных
красок
и
разнообразных
цветов.
Над
картиной
Малявин
работал в период первого революционного взрыва в царской России. Вот эти события
дали художнику эти видения об этом Вихре. Образы молодых и сильных девчат
ассоциируются
с событиями красного огня революции. Задор, скрытое, бунтарство
образов,
их
напряженность
отвечают
настроениям
тех
дней,
как
и
пламенеющие
краски картины.
- Что бросается в картине с точки зрения восприятия? (Красный цвет, его через, чур
много, разноцветные мозаичные мазки, здесь трудно увидеть фигуры девушек)
СЛАЙД 5. Михаил Александрович Врубель «Царевна-Лебедь» 1990
6
- А кто знает историю картины?
Студент: Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал
картину «Царевна-Лебедь» прообразом которой
послужила супруга художника, она
была оперной певицей.
Царевна Лебедь появилась из моря, в котором согласно мифам и легендам жили
прекрасные девы с чарующими голосами и бездонными глазами, а чтобы выбраться из
пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.
Картина поражает своей статичностью. Замершая вода и неживые огни дальнего
города,
огромные
глаза
бледнокожей
девушки
навевают
воспоминания
холодного,
голубого морозного дня. Эта незнакомка в белых оперениях и кристальном кокошнике.
Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с
оттенками серебра, настолько легкие, что невольно вспоминаешь о Снежной Королеве.
-А теперь сравним три картины:
В первой картине, какой вам запомнился цвет? (умиротворенный, светлый, нежный).
Во второй картине, какие символы цвета использовал художник? (пламенный, яркий
революционный, кричащий).
В третей картине – навеяно холодом, нереальной сказочностью образа Врубеля.
- А теперь о чем мы говорили, запишем в тетрадь.
Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности
в многообразии их свойств и сторон.
Восприятие цвета - способность человека воспринимать, передавать, изменять
цвета, опираясь на индивидуальность человека.
Цветовые ассоциации – это определенно взятый цвет или сочетание цветов,
которые могут вызвать различные воспоминания и связанные с ними эмоции и
образы.
3.2 Цветовые ассоциации
- Какие еще органы кроме зрения могут вызывать цветовые ощущения? (осязание,
слух, вкус, обоняние).
- Какие цвета, по-вашему, можно назвать «вкусные»? ( Шоколадный, малиновый,
вишневый, сливочный, лимонный, морковный, салатовый, коралловый.)
Вот почему многие наименования цветов произошли от объектов с характерным
цветом,
и
мы
начинаем
чувствовать
его
вкус.
Так,
музыку
Моцарта
называют
«розовой»,
а
синие
оттенки,
к
примеру,
вызывают
щелочной
привкус.
Все
это
называют цветовыми ассоциациями.
СЛАЙД 6. «Три круглых объекта одинаковой формы».
- Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.
- Что это может быть и какого цвета?
Мы можем «превратить» их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое
яблоко, окрасив в соответствующие цвета.
Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень,
потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели. Даже воздух по-
7
разному
окрашивает
дали
лесов
или
гор,
помогает
нам
ориентироваться
в
пространстве. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются
оттенки неба, земли и воды.
СЛАЙД – 7-9. «Цветовые ассоциации»
- С чем у вас ассоциируются эти цвета? В изобразительной деятельности принято
считать, что богатый ассоциациями:
- желтый цвет – солнечный день, теплый, бодрящий, веселый, привлекательный
- оранжевый цвет – веселый радостный, пламенный, добрый;
- фиолетовый цвет – воздействие красного и синего цвета – он является
притягивающим и отталкивающим, а также вызывает тоску и грусть.
СЛАЙД - 10.
«Времена года»
- А теперь обратимся к цветовой гамме времен года.
Зима. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового,
сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов.
Образ зимней
композиции создают нежные цвета, сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.
Весна. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому
весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, голубого,
светло-желтого и охристого, а также цвета молодой зелени.
Лето. Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-
зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому цвету
подбирается гамма разнообразных сложных оттенков.
Осень. Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном. В осенней
гамме
много
цвета:
оранжевого,
желтого,
красного,
бордового
и
синего
цвета.
Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.
4.
Творческая практическая деятельность студентов
Упражнение: выполнить на формате А4, два времени года (гуашь).
Кому что ближе.
Цель: получить наглядную картину палитры красок к ассоциации «Времена года».
Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг
с
другом красок. Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и сочных
летних,
ярких
осенних
и
приглушенных
зимних
тонах.
В
творческой
работе
придерживайтесь
принципа
цветовой
гармонии,
и
ваши
рисунки
получатся
действительно красивыми.
5. Выставка. Анализ работ.
Экспресс – выставка (показать наиболее удачные работы и обобщить полученные
знания).
6. Итог урока. Рефлексия.
Подводя итог нашего урока, я всё-таки хотела спросить, достигли мы цель, которую
ставили и справились с задачами, которые были определены.
-
Знание
основ
цветоведения
даст
вам
возможность
будущим
художникам
анализировать и изучать особенности цвета в произведениях искусств художников
разных эпох, школ, направлений и стилей.
СЛАЙД -11. Рефлексия - продолжите фразы:
8
1. Интересным и полезным на уроке было... (изучение цветоведения, восприятие
цвета и цветовых ассоциаций на примерах слайд-презентации);
2. Я узнала нового о ассоциации цвета…(связанные с органом зрения, слуха,
осязания, вкуса и обоняния);
3. Я научилась анализировать цвет… (в репродукциях картин, времен года);
4. Полученное на уроке поможет мне…(в работе с подбором красок на уроке
живописи, цветоведения и грамотно анализировать картины художников);
5. На уроке мне понравилось….
Благодарю всех, кто принял участие в работе урока. Оценка будет выставлена
на следующем уроке после выполнения домашнего задания.
7. Домашнее задание
Выполнить на формате А4 – 8 прямоугольников, в них изобразить цветовые
ассоциации: - вкусовые: сладкий, горький, теплый, холодный;
- эмоциональные состояния: энергичный, спокойный, звонкий, тихий.
8. Уборка рабочего места
9