Напоминание

"Восприятие цвета и цветовые ассоциации"

Автор: Стремешина Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель спецдисциплин дпи
Учебное заведение: ОГПОБУ "Биробиджанский колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г. Биробиджан Еврейская автономная область
Наименование материала: Конспект практического занятия по дисциплине ОП.03 Цветоведение
Тема: "Восприятие цвета и цветовые ассоциации"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Областное государственное профессиональное

Образовательное бюджетное учреждение

«Биробиджанский колледж культуры и искусств»

Специальность: 54.02.02

«Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»

КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине ОП.03 Цветоведение

Тема занятия: Восприятие цвета и цветовые ассоциации

Автор - составитель:

преподаватель первой

квалификационной категории

Т.М. Стремешина

г. Биробиджан 2018 г.

1

План – конспект занятия

по дисциплине – Цветоведение

Тема занятия: «Восприятие цвета и цветовые ассоциации»

Дата проведения: 25.01.2018

Группа: 1 курс «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Тип занятия: комбинированный

Время проведения: 45 минут

Цель: систематизация знаний по восприятию цвета и цветовых ассоциаций.

Задачи:

Образовательные:

формирование цветовых ассоциаций через цветоощущения;

закрепление знаний о цветоведении – как науке о цвете;

закрепление механизмов восприятия цвета, его видов и цветовых ассоциаций.

Развивающие:

развитие наблюдательности при восприятии цвета, умение находить

гармонические цветовые сочетания;

развитие ассоциативного мышления.

Воспитательные:

воспитание и развитие художественного вкуса студентов, творческого

воображения;

обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной работы в

процессе занятия.

Междисциплинарные связи: декоративная композиция, рисунок, живопись.

В процессе изучения данной темы студент должен:

Знать:

- основы восприятия цвета, основные элементы художественного образа и

цветовое богатство окружающего нас мира;

- художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности

создания цветового строя.

Уметь:

- свободно владеть теоретическими знаниями по предмету «Цветоведение»;

- использовать теоретические занятия на практических занятиях;

- выполнять практические задания аккуратно, видеть тоновые переходы гуашевой

краски.

Средства обучения:

Методические:

- Хронологическая карта занятия

- Вопросы по теме занятия

- Практические задания по теме занятия.

2

Информационные:

- Мультимедийная презентация

-Объяснительно-иллюстративная беседа (одновременно с показом презентации).

Методическое обеспечение:

- ФГОС СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно – прикладное искусство

и народные промыслы»;

- Рабочая учебная программа;

- Календарно-тематический план.

Оборудование:

для преподавателя: компьютер, проектор, экран, видеопрезентация к уроку;

для студентов: бумага А3, карандаши, ластик, краски акварель и гуашь, кисти.

Ожидаемый результат: студенты научатся анализировать цветовые ассоциации и

усовершенствуют практические навыки в процессе выполнения творческого

практического задания.

Данное занятие способствует формированию следующих компетенций:

ОК 1- 9; ПК 1.1; 1.4; 1.5; 1 7.

Литература:

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 2015

2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 2013

3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. Изд. АСТ «Астрель», 2014

4. Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению. М., 2014

5. Наливин Т.И. Практическое цветоведение. М., 2016

3

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Название этапа

Описание этапа

Методическое

обеспечение

Цель

Время

ОК/

ПК

1.Организацион

ный момент

-Приветствие студентов,

-отметить отсутствующих в

групповом журнале;

-проверить готовность к уроку

Создание

позитивной

эмоциональной

установки на

занятии

1 мин

2. Актуализация

опорных знаний

-Проверка домашнего задания.

- Опрос.

- Поговорки о цвете

(опережающее задание)

- Работы

студентов.

- Опрос.

Мобилизация

внимания

2 мин

ПК 1.7

3.Объяснение

нового

материала

Тема занятия: «Восприятие

цвета и цветовые ассоциации»

-Постановка целей и задач.

-Цитата К. Петрова-Водкина

-Опережающее задание:

1. Анализ репродукции

В. Серов «Девочка с персикам

2. Анализ репродукции

Ф.А. Малявин «Вихрь»

3. Анализ репродукции

М.А. Врубель «Царевна-

Лебедь».

-Три круглых объекта

-Цветовые ассоциации

-Времена года

Презентация

Слайд 1.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7-9

Слайд 10

Мотивация

учебной

деятельности

Актуализация

знаний- диалог об

искусстве.

Формирование и

развитие

устойчивого

интереса к

восприятию цвета

и цветовым

ассоциациям.

8 мин

ОК

1-5

ПК

1.4

ОК

1-5

ПК

1.5

ОК

1-8

ПК

1.6

4. Творческая

практическая

деятельность

студентов

Объявление практических

заданий и пути их выполнения

.

Творческий подход к

изображению ассоциации

«Времена года».

По

ассоциации

выполнить 2

времени года

-

Развитие навыков

самостоятельной

работы

24 мин ПК

1.1-1.5

ОК

1-9

5. Выставка и

анализ работ.

Экспресс-выставка (показать

наиболее удачные работы,

провести анализ работ).

4 мин

ОК

1-5

ПК

1.7

6. Итог занятия.

Рефлексия

- Обобщить тему занятия

- Вопросы

Слайд 10

Оценить

работу группы

3 мин

ПК 1.7

7. Домашнее

задание

Задание на следующий урок

Запись в

тетрадь

Учиться создавать

цветовые

ассоциации

1 мин

ПК 1.5

8.Уборка

рабочего места

2 мин

45

мин.

4

Основные компоненты урока:

1.Организационный момент.

- Приветствие студентов

- Отметить отсутствующих в групповом журнале.

- Проверить готовность к уроку

2. Актуализация опорных знаний

2.1 Проверка домашнего задания (выкраски гуашевых красок с растяжкой цвета)

2.2 Опрос:

- Расскажите, что вам известно о науке цветоведения?

- Перечислите основные признаки цвета.

- Кто из ученых разложил пучок света через стеклянную призму? (И. Ньютон)

- Поясните какие 7 цветов получил ученый И. Ньютон (цвета радуги: красный,

оранжевый, желтый, зеленый, синий (индиго-голубой), фиолетовый).

- Знаете ли вы поговорку, с помощью которой легко запомнить порядок цветов?

(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

- Скажите, а для чего вообще нужно изучать цвета? (Чтобы у художников не было

цветовых неточностей, чтобы зритель «поверил» в картину).

-

Ребята, я просила вас посмотреть пословицы, поговорки о цвете. Нашел кто-

нибудь такие высказывания, пожалуйста.

2.3 Поговорки о цвете:

1. Алый цвет мил на весь свет.

2. Весна красна цветами, а осень снопами.

3. Знать по цвету, что дело идет к лету.

4. Люди рады лету, а пчела – цвету.

5. Нет цветов – нет уюта.

6. На вкус, на цвет товарища нет.

Я хочу обратить ваше внимание на последнюю пословицу: «На вкус, на цвет

товарищей нет», о чем она говорит, как вы ее понимаете?

Одному более красивым кажется цвет голубой, другому – зеленый. Ни это ли

свидетельствует о субъективности нашего восприятия цвета? Бесспорно, отношение к

цвету

у

всех

людей

разное.

Восприятие

цвета

каждым

человеком

достаточно

субъективно. Каждому из нас нравятся одни оттенки, какие-то из них не нравятся, а к

некоторым мы совсем равнодушны.

3.Объяснение нового материала

СЛАЙД 1. Тема урока «Восприятие цвета и цветовые ассоциации

- постановка цели и задач урока;

- работа в тетради - запись темы урока.

5

Слайд 2. «Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с

другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть

воздействие цвета на человека через чувство зрения». К. Петров-Водкин

- Кто знает, кто такой Кузьма. Петров-Водкин? (Художник революции, живописец)

3.1. Вступительная беседа

Восприятие

цвета. Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные

пейзажи,

цветные

животные,

цветные

дома,

цветные

машины.

Представьте

что,

однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое.… Или все зеленое, или все

голубое, или все красное?! Как вам такой вариант? Не нравится, а почему? Какая

унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в

нашей жизни значит цвет! Согласитесь, мир перестанет быть таким интересным, каким

мы привыкли его видеть.

СЛАЙД 3. Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками» 1887.

- А кому-нибудь знакома эта картина?

- Я обращаю ваше внимание на цветовое решение.

Студент: На картине изображена юная Веруша Мамонтова, ей было 12 лет-старшая

дочь богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Девочка нарисована с

темными выразительными глазами со смуглой кожей в светлой кофточке, украшенной

нарядным бантом. В руках у нее находится персик, рядом с ней на поверхности стола

листья клена, нож и персики. Комната наполнена солнечными лучами.

- Если бы мы не видели цветную репродукцию картины, то нам трудно судить о

цвете вообще. Каждый из вас мог представить другие цвета и оттенки – может надо

ярче выделить те же персики, кленовые листья, больше зелени за окном.

- А теперь перед вами следующая картина.

СЛАЙД 4. Филипп Андреевич Малявин «Вихрь» 1906.

- Я вам предлагаю внимательно посмотреть картину и увидеть девушек, сколько их,

почему название «Вихрь»?

Студент: На

картине

пять

крестьянок.

Налетевший

сильный

ветер

разметал

цветастые юбки, передники, надул парусами рукава, а девчата рады ветру - хохочат и

танцуют. Кажется, что героини былин чудесным образом ожили на его картине.

Красочная гамма картины звонкая, кричащая, яркая. Полотно залил, разгулялся на

нём

красный

цвет.

Возбуждающе

радостное

звучание

полотна

«Вихрь»

создает

переливы

контрастных

красок

и

разнообразных

цветов.

Над

картиной

Малявин

работал в период первого революционного взрыва в царской России. Вот эти события

дали художнику эти видения об этом Вихре. Образы молодых и сильных девчат

ассоциируются

с событиями красного огня революции. Задор, скрытое, бунтарство

образов,

их

напряженность

отвечают

настроениям

тех

дней,

как

и

пламенеющие

краски картины.

- Что бросается в картине с точки зрения восприятия? (Красный цвет, его через, чур

много, разноцветные мозаичные мазки, здесь трудно увидеть фигуры девушек)

СЛАЙД 5. Михаил Александрович Врубель «Царевна-Лебедь» 1990

6

- А кто знает историю картины?

Студент: Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал

картину «Царевна-Лебедь» прообразом которой

послужила супруга художника, она

была оперной певицей.

Царевна Лебедь появилась из моря, в котором согласно мифам и легендам жили

прекрасные девы с чарующими голосами и бездонными глазами, а чтобы выбраться из

пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.

Картина поражает своей статичностью. Замершая вода и неживые огни дальнего

города,

огромные

глаза

бледнокожей

девушки

навевают

воспоминания

холодного,

голубого морозного дня. Эта незнакомка в белых оперениях и кристальном кокошнике.

Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с

оттенками серебра, настолько легкие, что невольно вспоминаешь о Снежной Королеве.

-А теперь сравним три картины:

В первой картине, какой вам запомнился цвет? (умиротворенный, светлый, нежный).

Во второй картине, какие символы цвета использовал художник? (пламенный, яркий

революционный, кричащий).

В третей картине – навеяно холодом, нереальной сказочностью образа Врубеля.

- А теперь о чем мы говорили, запишем в тетрадь.

Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности

в многообразии их свойств и сторон.

Восприятие цвета - способность человека воспринимать, передавать, изменять

цвета, опираясь на индивидуальность человека.

Цветовые ассоциации – это определенно взятый цвет или сочетание цветов,

которые могут вызвать различные воспоминания и связанные с ними эмоции и

образы.

3.2 Цветовые ассоциации

- Какие еще органы кроме зрения могут вызывать цветовые ощущения? (осязание,

слух, вкус, обоняние).

- Какие цвета, по-вашему, можно назвать «вкусные»? ( Шоколадный, малиновый,

вишневый, сливочный, лимонный, морковный, салатовый, коралловый.)

Вот почему многие наименования цветов произошли от объектов с характерным

цветом,

и

мы

начинаем

чувствовать

его

вкус.

Так,

музыку

Моцарта

называют

«розовой»,

а

синие

оттенки,

к

примеру,

вызывают

щелочной

привкус.

Все

это

называют цветовыми ассоциациями.

СЛАЙД 6. «Три круглых объекта одинаковой формы».

- Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.

- Что это может быть и какого цвета?

Мы можем «превратить» их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое

яблоко, окрасив в соответствующие цвета.

Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень,

потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели. Даже воздух по-

7

разному

окрашивает

дали

лесов

или

гор,

помогает

нам

ориентироваться

в

пространстве. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются

оттенки неба, земли и воды.

СЛАЙД – 7-9. «Цветовые ассоциации»

- С чем у вас ассоциируются эти цвета? В изобразительной деятельности принято

считать, что богатый ассоциациями:

- желтый цвет – солнечный день, теплый, бодрящий, веселый, привлекательный

- оранжевый цвет – веселый радостный, пламенный, добрый;

- фиолетовый цвет – воздействие красного и синего цвета – он является

притягивающим и отталкивающим, а также вызывает тоску и грусть.

СЛАЙД - 10.

«Времена года»

- А теперь обратимся к цветовой гамме времен года.

Зима. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового,

сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов.

Образ зимней

композиции создают нежные цвета, сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.

Весна. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому

весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, голубого,

светло-желтого и охристого, а также цвета молодой зелени.

Лето. Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-

зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому цвету

подбирается гамма разнообразных сложных оттенков.

Осень. Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном. В осенней

гамме

много

цвета:

оранжевого,

желтого,

красного,

бордового

и

синего

цвета.

Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.

4.

Творческая практическая деятельность студентов

Упражнение: выполнить на формате А4, два времени года (гуашь).

Кому что ближе.

Цель: получить наглядную картину палитры красок к ассоциации «Времена года».

Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг

с

другом красок. Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и сочных

летних,

ярких

осенних

и

приглушенных

зимних

тонах.

В

творческой

работе

придерживайтесь

принципа

цветовой

гармонии,

и

ваши

рисунки

получатся

действительно красивыми.

5. Выставка. Анализ работ.

Экспресс – выставка (показать наиболее удачные работы и обобщить полученные

знания).

6. Итог урока. Рефлексия.

Подводя итог нашего урока, я всё-таки хотела спросить, достигли мы цель, которую

ставили и справились с задачами, которые были определены.

-

Знание

основ

цветоведения

даст

вам

возможность

будущим

художникам

анализировать и изучать особенности цвета в произведениях искусств художников

разных эпох, школ, направлений и стилей.

СЛАЙД -11. Рефлексия - продолжите фразы:

8

1. Интересным и полезным на уроке было... (изучение цветоведения, восприятие

цвета и цветовых ассоциаций на примерах слайд-презентации);

2. Я узнала нового о ассоциации цвета…(связанные с органом зрения, слуха,

осязания, вкуса и обоняния);

3. Я научилась анализировать цвет… (в репродукциях картин, времен года);

4. Полученное на уроке поможет мне…(в работе с подбором красок на уроке

живописи, цветоведения и грамотно анализировать картины художников);

5. На уроке мне понравилось….

Благодарю всех, кто принял участие в работе урока. Оценка будет выставлена

на следующем уроке после выполнения домашнего задания.

7. Домашнее задание

Выполнить на формате А4 – 8 прямоугольников, в них изобразить цветовые

ассоциации: - вкусовые: сладкий, горький, теплый, холодный;

- эмоциональные состояния: энергичный, спокойный, звонкий, тихий.

8. Уборка рабочего места

9