Автор: Кобылина Ольга Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №120"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Образовательная программа дополнительного образования
Тема: "Я знаю русскую литературу"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №120»
Образовательная программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«Я знаю русскую литературу»
Возраст учащихся – 11 класс (16 - 17 лет)
Срок реализации - 1 год
Педагог: Кобылина О.Н.
г. Нижний Новгород
2015 г.
Пояснительная записка.
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
«___»__________2015 г.
«Утверждаю»
исполняющий обязанности
директора
___________Т.И.Чехова
Приказ № ______________
«___»___________ 2015 г.
Образовательная программа дополнительного образования
предназначена для совершенствования практических знаний, умений по
литературе, навыков анализа и интерпретации произведений, а также для
развития у учащихся культуры читательского восприятия художественного
теста и имеет социально-педагогическую направленность .
Актуальность.
Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время
технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом
наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной
литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно
пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на
нравственном состоянии детей.
А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по
литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути
подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и
промежуточных параллелях.
Педагогическая целесообразность.
Образовательная программа дополнительного образования направлена на
развитие творческих способностей у детей; на овладение детьми свободной и
яркой речью, на подготовку учащихся к более качественному выполнению
творческой части экзамена, на повышение качества публичных выступлений
на разных ученических конкурсах, конференциях.
Цель: расширить интерес к литературе, более глубокому пониманию
литературных произведений, содействовать развитию духовно-нравственных
основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального
мира через приобщение к чтению.
Задачи:
Образовательные:
- один из главных вопросов работы с художественной литературой
расширить интерес к литературе, содействовать формированию
мировоззрения;
- повысить общую эстетическую подготовку читателей;
- усвоить основы книжной культуры: научиться глубоко, эмоционально и
логически осмысливать произведения — это возможно лишь после того, как
произведение прочитано, вскрыто его идейное содержание, дана
характеристика героев, рассмотрены проблематика, языковые и
художественные особенности;
- подготовить учащихся к более качественному написанию итогового
сочинения и выполнению творческой части экзамена.
Развивающие:
- комплексное развитие способностей учащихся;
- развитие и совершенствование основных психических процессов
(ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоции);
- развитие производных от них свойств: наблюдательности, фантазии,
смелости публичного выступления;
- формирование у детей необходимых навыков и умений работы с книгой;
- развитие осмысленного чтения, речи.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению
и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах,
любознательности.
Возраст.
Образовательная программа дополнительного образования рассчитана на
детей 15-17 лет.
Сроки.
Учебный процесс подготовки детей рассчитан на 1 год. Группа формируется,
учитывая возрастные и психологические особенности ребёнка.
Формы и режим занятий . В процессе обучения сочетаются групповые и
индивидуальные формы работы.
Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы
Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов.
Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных
курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство
«Учитель» - 2009г.
Программа модифицированная, частично изменена с учётом
индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в
содержательном плане, так и формах реализации.
Курс предполагает систематическое чтение художественной литературы,
знакомство с новинками современной литературы, публицистики.
Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-
воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать
деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает
решать задачи литературного образования, связанные как с читательской
деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она
направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу
ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся
подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.
Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по
жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения
удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или
увеличение материала.
В программе указано примерное распределение учебного времени по
блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление,
сокращение и их замена, использование освободившегося времени на
различного рода практические литературные работы, встречи и т.д.
Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя,
высказывания и цитаты из произведений».
Программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые
помогут им при выполнении творческих работ: написании учебно-
исследовательских работ, написании итогового сочинения, написании
сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок,
тематических вечеров.
Учащиеся, прошедшие курс, более свободно и грамотно будут выстраивать
свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать
прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать
текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей,
сочинений и т.д.
Формы подведения итогов.
Формами подведения итогов реализации образовательной программы
является итоговое сочинение.
Учебный план программы
№ урока
Наименование разделов и тем программы
Кол-во
часов
1
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
1
2-7
Нравственная сила древнерусской литературы .
Обзор произведений древнерусской литературы.
Великая сила притчи. Библейские притчи.
«Притча о блудном сыне».
Творческая работа «Проблематика библейских
притчей»
6
8-13
Эти непростые 30-е годы.
Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева
«Мужики и бабы».
С.Антонов «Овраги».
Тестирование по романам Б.Можаева «Мужики и
6
бабы» и С.Антонова «Овраги»
14-
21
Годы репрессий .
Жизнь и творчество В.Шаламова.
«Колымские рассказы».
О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской
интеллигенции.
Отзыв на пр-е О. Волкова «Погружение во тьму».
8
22-
38
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема
исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр
на ветру».
Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка»).
«Написанная кровью сердца …» (Повесть
К.Воробьёва «Это мы, Господи…»).
Женщина и война.
Стихи Ю. Друниной.
«Афганская и Чеченская проза»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Эссе на тему «Остаться человеком в пламени
войны».
17
39-
52
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин
«Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с
историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов
«Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В.
Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Сочинение в формате ЕГЭ.
14
53-
64
Человек и природа.
Человек и природа в современной литературе.
Образы-символы и их роль в произведениях
Распутина, В. Астафьева.
В.Распутин «Прощание с Матёрой». Боль за родную
землю.
В.Астафьев «Царь рыба». Экологические и
нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Сочинение на тему «Человек и природа в
современной литературе».
12
65-
74
Проблемы подростков в современной
литературе.
10
В.Солоухин «Мститель».
Повесть В.Железникова "Чучело".
Е.Мурашова «Класс коррекции».
Т. Михеева «Не предавай меня».
Презентация творческих работ «Проблемы
современных подростков»
75-
84
Современная авторская песня.
Жизнь и творчество Б. Окуджава, А.Галич, В
Высоцкого, А. Розенбаума, В.Цоя и др. Концерт
«Современная авторская песня»
10
85-
100
Написание учебно-исследовательских работ.
Защита рефератов.
16
101-
109
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные
кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и
др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья
звезда». Сочинение по тексту в формате ЕГЭ)
9
110-
115
Встречи с Нижегородскими поэтами
(Т.Антипова, О.Горнова)
Конкурс чтецов (стихи Нижегородских поэтов).
6
116-
121
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»
6
122-
130
Сочинения разных жанров
9
131-
136
Отчётные мероприятия
6
Содержание программы
Блок №1
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений
древнерусской литературы. Великая сила притчи. Библейские притчи. Притча
о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Блок №2
Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева
«Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем
счастье».
Блок №3
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова.
«Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской
интеллигенции.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской
интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Блок №4
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе
Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев
«Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы,
Господи…». Женщина и война. Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская
проза»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Углубление темы ВОв в современной литературе. Духовные истоки
массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца.
Суровая правда войны.
Блок №5
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же
землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Блок №6
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.
Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с
Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».
Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок №7
Проблема подростков.
В.Солоухин «Мститель».
Повесть В.Железникова "Чучело".
Е.Мурашова
«Класс коррекции».
Т. Михеева «Не предавай меня».
Блок №8
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность
творчества. Открытое мероприятие.
Блок №9
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературных
конкурсах (по особому плану)
Блок №10
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др.
Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема
жизненного выбора).
Блок №11
Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок.
Юбилейные даты. Статьи в газету.
Блок №12
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном». 45 писем, изучение важных
по проблематике.
Блок №13
Сочинения разных жанров.
Блок №14
Отчётные мероприятия (по плану)
Методическое обеспечение
Занятия по программе проводятся на основе общих педагогических
принципов: технологии проектного обучения – включает в себя
проектирование предполагаемого результата, который достигается в процессе
обучения. Используемые методы: объяснительно-иллюстративный,
проблемный, поисковый. Обучение должно быть доступным (принцип
предполагает последовательное усложнение практических заданий;
принцип систематичности обучения – предполагает такое построение
учебного процесса, в ходе которого происходит как бы связывание ранее
усвоенного с новым материалом; принцип увлекательности (интересности) –
успешное осуществление обучения; этот прием делает сам процесс изучения
литературы интересным, приносящим чувство радости и удовлетворение.
Для проведения занятий рекомендуется:
№
Название
темы
Форма
занятий
Приемы и
методы
организации
учебно-
воспитательно
го процесса
Техническое
оснащение
дидактическ
ий материал
Форма
подведени
я итогов
1
Нравственная
Лекция,
Методы и
Компьютер,
Презентац
сила
древнерусской
литературы.
дискуссия,
творческая
работа.
приёмы:
беседа, анализ
текста,
показ
видеоматериало
в.
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
ия
творчески
х работ
2
Эти непростые
30-е годы.
Лекция,
дискуссия.
Методы и
приёмы:
беседа, анализ
текста,
фронтальный.
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Опрос
3
Годы
репрессий.
Лекция,
дискуссия.
Методы и
приёмы:
беседа, анализ
текста,
фронтальный.
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Отзыв
4
Остаться
человеком в
пламени
войны.
Лекция,
конференция.
Методы и
приёмы:
беседа, анализ
текста,
групповая
работа.
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Эссе
5
Береги в себе
человека.
Лекция, диспут.
Методы и
приёмы:
беседа, анализ
текста,
групповая
работа.
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Контрольн
ая работа
6
Человек и
природа.
Лекция,
дискуссия.
Методы и
приёмы:
беседа, анализ
текста,
групповая
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Сочинение
работа.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
7
Проблемы
подростка.
Лекция,
семинар.
Методы и
приёмы:
беседа, анализ
текста, работа в
парах
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Презентац
ия
творчески
х работ
8
Современная
авторская
песня.
Гостиная,
концерт.
Методы и
приёмы:
беседа, анализ
текста,
групповая
работа.
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Концерт
9
Написание
учебно-
исследовательс
ких работ.
Защита учебно-
исследовательс
ких работ,
зачет.
Методы и
приёмы:
исследовательс
кий
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Защита
рефератов
10
Человек на
земле.
Лекция,
дискуссия.
Методы и
приёмы:
беседа, анализ
текста, работа в
парах
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Экзамен
11
Встречи с
Нижегородски
ми поэтами.
Творческие
встречи
Методы и
приёмы:
беседа,
интервью,
групповая
работа.
Компьютер,
интерактивная
доска,
мультимедийн
ый проектор.
Аудиозаписи
и
видеозаписи.
Конкурс
чтецов
Оценочный материал
Формы и методы оценки результатов обучения.
Презентация творческих работ «Проблематика библейских притчей»
Опрос по романам Б.Можаева «Мужики и бабы» и С.Антонова «Овраги»
Отзыв на пр-е О. Волкова «Погружение во тьму».
Эссе на тему «Остаться человеком в пламени войны».
Контрольная работа в виде сочинения
Сочинение на тему «Человек и природа в современной литературе»
Презентация творческих работ «Проблемы современных подростков»
Концерт «Современная авторская песня»
Защита рефератов
Экзамен (итоговое сочинение, сочинение по тексту в формате ЕГЭ)
Конкурс чтецов (стихи Нижегородских поэтов).
Мониторинг образовательных результатов
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Теоретическая подготовка
Теоретические
знания по основным
разделам учебно-
тематического плана
программы
Соответствие
теоретических
знаний программным
требованиям
практически не усвоил теоретическое содержание
программы;
овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных
программой;
объем усвоенных знаний составляет более ½;
освоил практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период
Владение
специальной
терминологией
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
не употребляет специальные термины;
знает отдельные специальные термины, но избегает их
употреблять;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием.
Практическая подготовка
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематич.
плана программы)
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
практически не овладел умениями и навыками;
овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;
овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период
Владение
специальным
оборудованием и
Отсутствие
затруднений в
использовании
не пользуется специальными приборами и инструментами;
испытывает серьезные затруднения при работе с
оборудованием;
оснащением
специального
оборудования и
оснащения
работает с оборудованием с помощью педагога;
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей
Творческие навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
начальный (элементарный) уровень развития
креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога;
репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания
на основе образца;
творческий уровень (I) – видит необходимость принятия
творческих решений, выполняет практические задания с
элементами творчества с помощью педагога;
творческий уровень (II) - выполняет практические задания
с элементами творчества самостоятельно.
Основные компетентности
Учебно-
интеллектуальные
Подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Самостоятельность в
подборе и работе с
литературой
учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
испытывает серьезные затруднения при выборе и работе
с литературой, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога;
работает с литературой с помощью педагога или
родителей;
работает с литературой самостоятельно, не испытывает
особых трудностей.
Пользоваться
компьютерными
источниками
информации
Самостоятельность в
пользовании
компьютерными
источниками
информации
Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше
Осуществлять
учебно-
исследовательскую
работу (писать
рефераты, проводить
учебные
исследования,
работать над
проектом и пр.)
Самостоятельность в
учебно-
исследовательской
работе
Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше
Коммуникативные
Слушать и слышать
педагога, принимать
во внимание мнение
других людей
Адекватность
восприятия
информации идущей
от педагога
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не
воспринимает;
испытывает серьезные затруднения в концентрации
внимания, с трудом
воспринимает учебную информацию;
слушает и слышит педагога, воспринимает учебную
информацию при напоминании
и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога,
адекватно воспринимает
информацию, уважает мнении других.
Выступать перед
аудиторией
Свобода владения и
подачи ребенком
подготовленной
информации
перед аудиторией не выступает;
испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче
информации;
готовит информацию и выступает перед аудиторией при
поддержке педагога;
самостоятельно готовит информацию, охотно
выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает
информацию.
Участвовать в
дискуссии, защищать
свою точку зрения
Самостоятельность в
дискуссии, логика в
построении
доказательств
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не
защищает;
испытывает серьезные затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости предъявления доказательств
и аргументации своей точки зрения, нуждается в
значительной помощи педагога;
участвует в дискуссии, защищает свое мнение при
поддержке педагога;
самостоятельно участвует в дискуссии, логически
обоснованно предъявляет доказательства, убедительно
аргументирует свою точку зрения.
Организационны
е
Организовывать свое
рабочее (учебное)
место
Способность
самостоятельно
организовывать свое
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
рабочее место организовывать не умеет;
испытывает серьезные затруднения при организации
своего рабочего места, нуждается в постоянном
контроле и помощи педагога;
организовывает рабочее место и убирает за собой при
напоминании педагога;
самостоятельно готовит рабочее место и убирает за
собой
Планировать и
организовать работу,
распределять
учебное время
Способность
самостоятельно
организовывать
процесс работы и
учебы, эффективно
распределять и
использовать время
организовывать работу и распределять время не
умеет;
испытывает серьезные затруднения при
планировании и организации работы,
распределении учебного времени, нуждается в
постоянном контроле и помощи педагога и
родителей;
планирует и организовывает работу,
распределяет время при поддержке
(напоминании) педагога и родителей;
самостоятельно планирует и организовывает
работу, эффективно распределяет и использует
время.
Аккуратно,
ответственно
выполнять работу
Аккуратность и
ответственность в
работе
безответственен, работать аккуратно не умеет и
не стремится;
испытывает серьезные затруднения при
необходимости работать аккуратно, нуждается
в постоянном контроле и помощи педагога;
работает аккуратно, но иногда нуждается в
напоминании и внимании педагога;
аккуратно, ответственно выполняет работу,
контролирует себя сам.
Соблюдения в
процессе
деятельности
правила
безопасности
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
правила ТБ не запоминает и не выполняет;
овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения
правил ТБ, предусмотренных программой;
объем усвоенных навыков составляет более ½;
освоил практически весь объем навыков ТБ,
предусмотренных программой за конкретный период и
всегда соблюдает их в процессе работы.
Показателем образовательного результата выступает динамика
продвижения ребенка в личностном развитии, овладении ЗУН и творческом
самовыражении, которые фиксируются педагогом в журнале ((лист оценки
освоения уровня образовательной программы).
Список литературы.
1.В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г.
2.Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
3.Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические
рекомендации, Пермь, 2009.
4.Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский
областной институт повышения квалификации работников образования.
Пермь-2003
5.Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель
Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009
6.Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник»,
«Роман-газета», «Знамя» и др.