"Я знаю русскую литературу"

Автор: Кобылина Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №120"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Образовательная программа дополнительного образования
Тема: "Я знаю русскую литературу"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №120»

Образовательная программа дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«Я знаю русскую литературу»

Возраст учащихся – 11 класс (16 - 17 лет)

Срок реализации - 1 год





Педагог:
Кобылина О.Н. г. Нижний Новгород 2015 г.
Пояснительная записка.

«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета Протокол № 1 «___»__________2015 г.
«Утверждаю»
исполняющий обязанности директора ___________Т.И.Чехова Приказ № ______________ «___»___________ 2015 г.
Образовательная программа дополнительного образования предназначена для совершенствования практических знаний, умений по литературе, навыков анализа и интерпретации произведений, а также для развития у учащихся культуры читательского восприятия художественного теста и имеет
социально-педагогическую направленность
.
Актуальность.
Обращение к данной теме кружка не случайно. В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе. Кроме того, с экранов телевизора почти ежедневно пропагандируется насилие и жестокость, что не может не сказаться на нравственном состоянии детей. А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.
Педагогическая целесообразность.
Образовательная программа дополнительного образования направлена на развитие творческих способностей у детей; на овладение детьми свободной и яркой речью, на подготовку учащихся к более качественному выполнению творческой части экзамена, на повышение качества публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях.
Цель:
расширить интерес к литературе, более глубокому пониманию литературных произведений, содействовать развитию духовно-нравственных основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к чтению.
Задачи:

Образовательные:
- один из главных вопросов работы с художественной литературой расширить интерес к литературе, содействовать формированию мировоззрения; - повысить общую эстетическую подготовку читателей; - усвоить основы книжной культуры: научиться глубоко, эмоционально и логически осмысливать произведения — это возможно лишь после того, как произведение прочитано, вскрыто его идейное содержание, дана характеристика героев, рассмотрены проблематика, языковые и художественные особенности; - подготовить учащихся к более качественному написанию итогового сочинения и выполнению творческой части экзамена.
Развивающие:

- комплексное развитие способностей учащихся; - развитие и совершенствование основных психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоции); - развитие производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления; - формирование у детей необходимых навыков и умений работы с книгой; - развитие осмысленного чтения, речи.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения; -воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
Возраст.
Образовательная программа дополнительного образования рассчитана на детей 15-17 лет.
Сроки.
Учебный процесс подготовки детей рассчитан на 1 год. Группа формируется, учитывая возрастные и психологические особенности ребёнка.
Формы и режим занятий .
В процессе обучения сочетаются групповые и индивидуальные формы работы. Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Г.М.Вялых. Издательство «Учитель» - 2009г. Программа модифицированная, частично изменена с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся как в содержательном плане, так и формах реализации. Курс предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно- воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина. Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся подбирать аргументы к сочинению при сдаче ЕГЭ.
Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала. В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи и т.д. Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений». Программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения ребята получат теоретические знания, которые помогут им при выполнении творческих работ: написании учебно- исследовательских работ, написании итогового сочинения, написании сочинений (часть С) на экзамене, по организации и проведению выставок, тематических вечеров. Учащиеся, прошедшие курс, более свободно и грамотно будут выстраивать свои устные выступления перед аудиторией, свободно комментировать прочитанные тексты, создавать отзывы и рецензии, а главное – понимать текст и создавать собственные тексты (поэтические) и тексты статей, сочинений и т.д.
Формы подведения итогов.
Формами подведения итогов реализации образовательной программы является итоговое сочинение.
Учебный план программы
№ урока Наименование разделов и тем программы Кол-во часов 1 Вводное занятие. Цели и задачи курса. 1 2-7
Нравственная сила древнерусской литературы
. Обзор произведений древнерусской литературы. Великая сила притчи. Библейские притчи. «Притча о блудном сыне». Творческая работа «Проблематика библейских притчей» 6 8-13
Эти непростые 30-е годы.
Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы». С.Антонов «Овраги». Тестирование по романам Б.Можаева «Мужики и 6
бабы» и С.Антонова «Овраги» 14- 21
Годы репрессий
. Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. Отзыв на пр-е О. Волкова «Погружение во тьму». 8 22- 38
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка»). «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…»). Женщина и война. Стихи Ю. Друниной. «Афганская и Чеченская проза» В.Закруткин «Матерь человеческая» Эссе на тему «Остаться человеком в пламени войны». 17 39- 52
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии. Сочинение в формате ЕГЭ. 14 53- 64
Человек и природа.
Человек и природа в современной литературе. Образы-символы и их роль в произведениях Распутина, В. Астафьева. В.Распутин «Прощание с Матёрой». Боль за родную землю. В.Астафьев «Царь рыба». Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Сочинение на тему «Человек и природа в современной литературе». 12 65- 74
Проблемы подростков в современной

литературе.
10
В.Солоухин «Мститель». Повесть В.Железникова "Чучело". Е.Мурашова «Класс коррекции». Т. Михеева «Не предавай меня». Презентация творческих работ «Проблемы современных подростков» 75- 84
Современная авторская песня.
Жизнь и творчество Б. Окуджава, А.Галич, В Высоцкого, А. Розенбаума, В.Цоя и др. Концерт «Современная авторская песня» 10 85- 100
Написание учебно-исследовательских работ.
Защита рефератов. 16 101- 109
Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда». Сочинение по тексту в формате ЕГЭ) 9 110- 115
Встречи с Нижегородскими поэтами

(Т.Антипова, О.Горнова)
Конкурс чтецов (стихи Нижегородских поэтов). 6 116- 121 В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» 6 122- 130 Сочинения разных жанров 9 131- 136 Отчётные мероприятия 6
Содержание программы

Блок №1
Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений древнерусской литературы. Великая сила притчи. Библейские притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Блок №2
Эти непростые 30-е годы. «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».
Блок №3

Годы репрессий. «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Блок №4
Остаться человеком в пламени войны. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война. Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» В.Закруткин «Матерь человеческая» Углубление темы ВОв в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
Блок №5
Береги в себе человека. Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии.
Блок №6
Человек и природа. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба». Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок №7
Проблема подростков. В.Солоухин «Мститель». Повесть В.Железникова "Чучело". Е.Мурашова «Класс коррекции». Т. Михеева «Не предавай меня».
Блок №8
Современная авторская песня. Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Открытое мероприятие.
Блок №9

Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературных конкурсах (по особому плану)
Блок №10
Человек на Земле. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение ( проблема жизненного выбора).
Блок №11
Творческие встречи. Поездки. Экскурсии. Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.
Блок №12
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном». 45 писем, изучение важных по проблематике.
Блок №13
Сочинения разных жанров.
Блок №14
Отчётные мероприятия (по плану)
Методическое обеспечение
Занятия по программе проводятся на основе общих педагогических принципов: технологии проектного обучения – включает в себя проектирование предполагаемого результата, который достигается в процессе обучения. Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый. Обучение должно быть доступным (принцип предполагает последовательное усложнение практических заданий; принцип систематичности обучения – предполагает такое построение учебного процесса, в ходе которого происходит как бы связывание ранее усвоенного с новым материалом; принцип увлекательности (интересности) – успешное осуществление обучения; этот прием делает сам процесс изучения литературы интересным, приносящим чувство радости и удовлетворение. Для проведения занятий рекомендуется:


Название

темы

Форма

занятий

Приемы и

методы

организации

учебно-

воспитательно

го процесса

Техническое

оснащение

дидактическ

ий материал

Форма

подведени

я итогов
1 Нравственная Лекция, Методы и Компьютер, Презентац
сила древнерусской литературы. дискуссия, творческая работа. приёмы: беседа, анализ текста, показ видеоматериало в. интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. ия творчески х работ 2 Эти непростые 30-е годы. Лекция, дискуссия. Методы и приёмы: беседа, анализ текста, фронтальный. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Опрос 3 Годы репрессий. Лекция, дискуссия. Методы и приёмы: беседа, анализ текста, фронтальный. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Отзыв 4 Остаться человеком в пламени войны. Лекция, конференция. Методы и приёмы: беседа, анализ текста, групповая работа. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Эссе 5 Береги в себе человека. Лекция, диспут. Методы и приёмы: беседа, анализ текста, групповая работа. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Контрольн ая работа 6 Человек и природа. Лекция, дискуссия. Методы и приёмы: беседа, анализ текста, групповая Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Сочинение
работа. Аудиозаписи и видеозаписи. 7 Проблемы подростка. Лекция, семинар. Методы и приёмы: беседа, анализ текста, работа в парах Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Презентац ия творчески х работ 8 Современная авторская песня. Гостиная, концерт. Методы и приёмы: беседа, анализ текста, групповая работа. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Концерт 9 Написание учебно- исследовательс ких работ. Защита учебно- исследовательс ких работ, зачет. Методы и приёмы: исследовательс кий Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Защита рефератов 10 Человек на земле. Лекция, дискуссия. Методы и приёмы: беседа, анализ текста, работа в парах Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Экзамен 11 Встречи с Нижегородски ми поэтами. Творческие встречи Методы и приёмы: беседа, интервью, групповая работа. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийн ый проектор. Аудиозаписи и видеозаписи. Конкурс чтецов

Оценочный материал

Формы и методы оценки результатов обучения.
Презентация творческих работ «Проблематика библейских притчей» Опрос по романам Б.Можаева «Мужики и бабы» и С.Антонова «Овраги» Отзыв на пр-е О. Волкова «Погружение во тьму». Эссе на тему «Остаться человеком в пламени войны». Контрольная работа в виде сочинения Сочинение на тему «Человек и природа в современной литературе» Презентация творческих работ «Проблемы современных подростков» Концерт «Современная авторская песня» Защита рефератов Экзамен (итоговое сочинение, сочинение по тексту в формате ЕГЭ) Конкурс чтецов (стихи Нижегородских поэтов).
Мониторинг образовательных результатов

Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Теоретическая подготовка
Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы Соответствие теоретических знаний программным требованиям  практически не усвоил теоретическое содержание программы;  овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;  объем усвоенных знаний составляет более ½;  освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии  не употребляет специальные термины;  знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;  сочетает специальную терминологию с бытовой;  специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
Практическая подготовка
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям  практически не овладел умениями и навыками;  овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;  объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;  овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период Владение специальным оборудованием и Отсутствие затруднений в использовании  не пользуется специальными приборами и инструментами;  испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
оснащением специального оборудования и оснащения  работает с оборудованием с помощью педагога;  работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий  начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;  репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;  творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;  творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.
Основные компетентности

Учебно-

интеллектуальные
Подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельность в подборе и работе с литературой  учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;  испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;  работает с литературой с помощью педагога или родителей;  работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. Пользоваться компьютерными источниками информации Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше Осуществлять учебно- исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) Самостоятельность в учебно- исследовательской работе Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше
Коммуникативные
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей Адекватность восприятия информации идущей от педагога  объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;  испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом
воспринимает учебную информацию;  слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;  сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. Выступать перед аудиторией Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации  перед аудиторией не выступает;  испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;  готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;  самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств  участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;  испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;  участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;  самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.
Организационны

е
Организовывать свое рабочее (учебное) место Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой  рабочее место организовывать не умеет;  испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;  организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;  самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой Планировать и организовать работу, распределять учебное время Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время  организовывать работу и распределять время не умеет;  испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;  планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке
(напоминании) педагога и родителей;  самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. Аккуратно, ответственно выполнять работу Аккуратность и ответственность в работе  безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;  испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;  работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;  аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям  правила ТБ не запоминает и не выполняет;  овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;  объем усвоенных навыков составляет более ½;  освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. Показателем образовательного результата выступает динамика продвижения ребенка в личностном развитии, овладении ЗУН и творческом самовыражении, которые фиксируются педагогом в журнале ((лист оценки освоения уровня образовательной программы).
Список литературы.
1.В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2008 г. 2.Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
3.Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009. 4.Дидактический материал к лекциям по современной литературе. Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. Пермь-2003 5.Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2009 6.Журнальные публикации (журналы «Новый мир», «Современник», «Роман-газета», «Знамя» и др.