Автор: Кирпу Лилия Ивановна
Должность: заведующая отделением фортепиано, преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ№13(татарская)
Населённый пункт: город Набережные Челны. Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Возрастные особенности психологической подготовки младших школьников перед концертным выступлением"
Возрастные особенности психологической подготовки младших
школьников перед концертным выступлением
Кирпу Лилия Ивановна
МАУДО ДШИ№13(татарская)
г. Набережные Челны. Татарстан
Рассмотрим
виды
эмоционального
волнения
младших
школьников
перед
концертным
выступлением
и
методы
работы
над
ним.
Оптимальному
концертному
состоянию
противостоят
такие
два
неблагоприятных
для
выступления
состояния,
как
эстрадная
лихорадка
и
апатия.
Сильное
эмоциональное
волнение
может
проявляться в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук
и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а
также
в
акцентированной
мимике
и
жестикуляции.
Виды
эмоционального волнения перед концертным выступлением:
- эмоциональное волнение - апатия - младшие школьники испытывают
нежелание выходить к зрителям, нежелание играть;
-
эмоциональное
волнение
-
паника
-
игра
младших
школьников
лишена творческого начала, память подводит;
-
эмоциональное
волнение
–
подъем:
младшие
школьники-
исполнители могут перевести волнение в творческое воображение.
Любая форма эмоционального волнения обостряется усталостью.
Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния
утомления - как физического, так и эмоционального. Часто причиной
синдрома
эмоционального
волнения
является
отсутствие
общей
сценической
культуры,
четкой
и
ясной
методики
подготовки
к
выступлению, и вследствие этого, слабое представление младшими
школьниками
характера
деятельности,
и
как
результат
-
растерянность.
Младшим
школьникам
важно
тренировать
устойчивость
к
психическим
помехам,
которые
характерны
для
исполнительской деятельности.
1.
Систематические
домашние
занятия
над
произведениями
технического характера и репертуаром. Важный элемент в начале
ежедневных занятий - разыгрывание. Оно необходимо не только для
разминки мышц, младших школьников в игре, но и для психического
аппарата музыканта в целом.
2.
Регулярные
занятия
с
применением
метода
«мысленное
проигрывание произведения».
3. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или
конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу
целиком и стабильно исполняет ее на память. Целесообразным будет
сказать, что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц
до
назначенной
даты
концерта,
поскольку
музыкальный
материал
должен
«устояться,
прижиться»
в
рефлекторных
ощущениях
и
собственном слуховом восприятии.
4.
Приобретение
опыта
публичных
выступлений:
исполнение
музыкального
репертуара
в
концертах,
классных
вечерах,
музыкальных
гостиных.
Обыгрывание
программы
на
разных
концертных площадках.
5.
Повышение
«сценического
самочувствия»
(Станиславский),
единство
интеллектуальной
и
эмоциональной
сферы
младших
школьников, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи:
соблюдение
определенного
режима
дня
перед
выступлением,
грамотное
распределение
времени
до
выступления,
организация
домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т.д.
6. Ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за
свой инструмент, мысленно представляет сцену, зрителей и предельно
четко
исполняет
свою
концертную
программу.
Таким
образом,
исполнитель
вырабатывает
в
себе
условный
рефлекс,
который
способствует
более
свободному
исполнению
программы,
а
также
эмоциональному настрою на выступление.
6.
Хорошая
физическая
подготовка,
дающая
ощущения
здоровья,
силы,
выносливости
и
хорошее
настроение,
прокладывает
путь
к
хорошему
эмоциональному
состоянию
во
время
публичного
выступления, положительно сказывается на протекании умственных
процессов,
связанных
с
концентрацией
внимания,
мышления
и
памяти,
столь
необходимых
во
время
выступления.
При
хорошем
физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во
всем
организме,
тело
кажется
сильным,
гибким
и
послушным.
Физическая подготовка младших школьников может включать в себя
такие
виды
спорта,
как
бег,
плавание,
футбол.
Не
особенно
рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в
области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных
мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика
могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и мышцах.
7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что
юный исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных
качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего
успешный
опыт
публичных
выступлений,
или
педагога
и
начинает
играть
как
бы
в
образе
другого
человека.
Волшебная
сила
воображения,
магического
«если
бы»
способна
дать
возможность
младшим школьникам по-новому взглянуть на свое эмоциональное
состояние.
Образ
талантливого
человека
может
способствовать
повышению уровня творческого потенциала.
8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на
сцене.
9. Исполнение репертуара в ансамбле.
Использование
выше
приведенных
методов
по
уменьшению
концертного волнения способствует тому, что волнение переходит на
новый уровень и перерастает в творческое вдохновение, то есть во
время
исполнения
к
музыканту
приходит
легкость
и
свобода
движений.
Важно
объяснить
младшим
школьникам,
что
каждый
музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо
направлять
к
осмыслению
той
музыки,
которая
будет
звучать.
Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он
должен выступить посредником между композитором и слушателем.
Увлеченность
исполнительским
процессом,
творческими
задачами,
художественными
образами
музыкального
сочинения
помогает
младшим
школьникам
направить
свое
волнение
в
нужное
русло.
Таким
образом,
младшие
школьники
менее
подвержены
эмоциональному
волнению
перед
концертным
выступлением
по
сравнению
со
средними
и
старшими
школьниками.
В
ходе
психологической
подготовки
в
повышении
эмоциональной
устойчивости младших школьников перед концертным выступлением
педагог
решает
проблему
оказания
помощи
в
проживании
эмоционального волнения как творческого вдохновения, в выработке
алгоритма
улучшения
самочувствия
младших
школьников
при
подготовке
и
в
процессе
самого
выступления.
Психологическая
подготовка
в
повышении
эмоциональной
устойчивости
младших
школьников
перед
концертным
выступлением
включает
различные
приемы
и
методы,
направленные
на
повышение
уров н я
исполнительских
навыков,
результативности
в
обучении,
в
ф о р м и р о ва н и и
п оз и т и в н о го
от н о ш е н и я
к
с о б с т в е н н ы м
эмоциональным реагированиям в концертной деятельности.