Напоминание

"Возрастные особенности психологической подготовки младших школьников перед концертным выступлением"

Автор: Кирпу Лилия Ивановна
Должность: заведующая отделением фортепиано, преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ№13(татарская)
Населённый пункт: город Набережные Челны. Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Возрастные особенности психологической подготовки младших школьников перед концертным выступлением"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Возрастные особенности психологической подготовки младших

школьников перед концертным выступлением

Кирпу Лилия Ивановна

МАУДО ДШИ№13(татарская)

г. Набережные Челны. Татарстан

Рассмотрим

виды

эмоционального

волнения

младших

школьников

перед

концертным

выступлением

и

методы

работы

над

ним.

Оптимальному

концертному

состоянию

противостоят

такие

два

неблагоприятных

для

выступления

состояния,

как

эстрадная

лихорадка

и

апатия.

Сильное

эмоциональное

волнение

может

проявляться в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук

и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных слогов, а

также

в

акцентированной

мимике

и

жестикуляции.

Виды

эмоционального волнения перед концертным выступлением:

- эмоциональное волнение - апатия - младшие школьники испытывают

нежелание выходить к зрителям, нежелание играть;

-

эмоциональное

волнение

-

паника

-

игра

младших

школьников

лишена творческого начала, память подводит;

-

эмоциональное

волнение

подъем:

младшие

школьники-

исполнители могут перевести волнение в творческое воображение.

Любая форма эмоционального волнения обостряется усталостью.

Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния

утомления - как физического, так и эмоционального. Часто причиной

синдрома

эмоционального

волнения

является

отсутствие

общей

сценической

культуры,

четкой

и

ясной

методики

подготовки

к

выступлению, и вследствие этого, слабое представление младшими

школьниками

характера

деятельности,

и

как

результат

-

растерянность.

Младшим

школьникам

важно

тренировать

устойчивость

к

психическим

помехам,

которые

характерны

для

исполнительской деятельности.

1.

Систематические

домашние

занятия

над

произведениями

технического характера и репертуаром. Важный элемент в начале

ежедневных занятий - разыгрывание. Оно необходимо не только для

разминки мышц, младших школьников в игре, но и для психического

аппарата музыканта в целом.

2.

Регулярные

занятия

с

применением

метода

«мысленное

проигрывание произведения».

3. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или

конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу

целиком и стабильно исполняет ее на память. Целесообразным будет

сказать, что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц

до

назначенной

даты

концерта,

поскольку

музыкальный

материал

должен

«устояться,

прижиться»

в

рефлекторных

ощущениях

и

собственном слуховом восприятии.

4.

Приобретение

опыта

публичных

выступлений:

исполнение

музыкального

репертуара

в

концертах,

классных

вечерах,

музыкальных

гостиных.

Обыгрывание

программы

на

разных

концертных площадках.

5.

Повышение

«сценического

самочувствия»

(Станиславский),

единство

интеллектуальной

и

эмоциональной

сферы

младших

школьников, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи:

соблюдение

определенного

режима

дня

перед

выступлением,

грамотное

распределение

времени

до

выступления,

организация

домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т.д.

6. Ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за

свой инструмент, мысленно представляет сцену, зрителей и предельно

четко

исполняет

свою

концертную

программу.

Таким

образом,

исполнитель

вырабатывает

в

себе

условный

рефлекс,

который

способствует

более

свободному

исполнению

программы,

а

также

эмоциональному настрою на выступление.

6.

Хорошая

физическая

подготовка,

дающая

ощущения

здоровья,

силы,

выносливости

и

хорошее

настроение,

прокладывает

путь

к

хорошему

эмоциональному

состоянию

во

время

публичного

выступления, положительно сказывается на протекании умственных

процессов,

связанных

с

концентрацией

внимания,

мышления

и

памяти,

столь

необходимых

во

время

выступления.

При

хорошем

физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во

всем

организме,

тело

кажется

сильным,

гибким

и

послушным.

Физическая подготовка младших школьников может включать в себя

такие

виды

спорта,

как

бег,

плавание,

футбол.

Не

особенно

рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в

области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных

мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика

могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и мышцах.

7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что

юный исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных

качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего

успешный

опыт

публичных

выступлений,

или

педагога

и

начинает

играть

как

бы

в

образе

другого

человека.

Волшебная

сила

воображения,

магического

«если

бы»

способна

дать

возможность

младшим школьникам по-новому взглянуть на свое эмоциональное

состояние.

Образ

талантливого

человека

может

способствовать

повышению уровня творческого потенциала.

8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на

сцене.

9. Исполнение репертуара в ансамбле.

Использование

выше

приведенных

методов

по

уменьшению

концертного волнения способствует тому, что волнение переходит на

новый уровень и перерастает в творческое вдохновение, то есть во

время

исполнения

к

музыканту

приходит

легкость

и

свобода

движений.

Важно

объяснить

младшим

школьникам,

что

каждый

музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли надо

направлять

к

осмыслению

той

музыки,

которая

будет

звучать.

Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он

должен выступить посредником между композитором и слушателем.

Увлеченность

исполнительским

процессом,

творческими

задачами,

художественными

образами

музыкального

сочинения

помогает

младшим

школьникам

направить

свое

волнение

в

нужное

русло.

Таким

образом,

младшие

школьники

менее

подвержены

эмоциональному

волнению

перед

концертным

выступлением

по

сравнению

со

средними

и

старшими

школьниками.

В

ходе

психологической

подготовки

в

повышении

эмоциональной

устойчивости младших школьников перед концертным выступлением

педагог

решает

проблему

оказания

помощи

в

проживании

эмоционального волнения как творческого вдохновения, в выработке

алгоритма

улучшения

самочувствия

младших

школьников

при

подготовке

и

в

процессе

самого

выступления.

Психологическая

подготовка

в

повышении

эмоциональной

устойчивости

младших

школьников

перед

концертным

выступлением

включает

различные

приемы

и

методы,

направленные

на

повышение

уров н я

исполнительских

навыков,

результативности

в

обучении,

в

ф о р м и р о ва н и и

п оз и т и в н о го

от н о ш е н и я

к

с о б с т в е н н ы м

эмоциональным реагированиям в концертной деятельности.