Напоминание

ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

Автор: Гашичев Алексей Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный университет"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

ГАШИЧЕВ Алексей Владимирович,

кан.пед.наук,

преподаватель

кафедры

психологии и педагогики.

Модернизация

современного

образования,

переход

на

федеральные

государственные образовательные стандарты нового поколения (далее ФГОС)

ставят перед отечественными педагогами новые задачи. Пути решения этих

задач определяются особенностями тех образовательных моделей, которые

реализуют в своей деятельности учебно-воспитательные учреждения, а также

традициями

отечественной

педагогики,

которые

задают

устойчивые

стереотипы мышления и практической деятельности.

В условиях модернизации образования приоритетной становится цель,

связанная с формированием самостоятельной познавательной деятельности,

приобретающей творческо-преобразовательный характер.

Сегодня приняты решения в отношении модернизации образования.

Они изложены в документах, выражающих государственную стратегию в

этой области: Концепция модернизации российского образования на период

до 2010 года, Модель для инновационной экономики: российское образование

– 2020, О национальной доктрине образования в Российской Федерации [1; 2;

3].

В

них

обосновывается

необходимость

перехода

образования

в

новое

качество,

ключевой

характеристикой

которого

стало

бы

формирование

творческих компетентностей учащегося, обучение и воспитание активной

личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Уже

становится

очевидным,

что

необходимо

переориентировать

систему

образования

на

освоение

молодыми

людьми

принципиально

новых

возможностей для овладения различными видами деятельности, отвечающим

общемировым

требованиям

к

человеку,

обеспечивающих

консолидацию

российского общества и инновационный путь развития страны. Ключевой

характеристикой такого образования становится не только передача знаний,

но и готовность к переобучению, умение ставить и осуществлять жизненные

цели.

Современными

педагогами

рассматриваются

цели

обучения,

непосредственно

связанные

с

развитием

умственных

способностей

и

склонностей учащихся к различным областям научных знаний: постановка

развивающих

целей

обучения

(Е.Н.

Селивёрстова);

структура

цели

педагогического исследования (Д.В. Здор); генезис идеи целеполагания в

построении обучения (О.А. Бобылева); структура содержания образования в

сфере

целеполагания

(В.В.

Краевский);

цели

современного

образования

(Т.М. Ковалёва); образование как целенаправленный процесс воспитания и

обучения (Б.М. Бим-Бад, В.В. Краевский и др.).

В

статье

2

Федерального

закона

«Об

образовании

в

Российской

Федерации», образование

определяется

как

«единый

целенаправленный

процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом

и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а

также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных

установок,

опыта

деятельности

и

компетенции

определённых

объёма

и

сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,

физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения

его образовательных потребностей и интересов» [4, с. 3].

В этой же статье закона воспитание определяется как «деятельность,

направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения

и

социализации

обучающегося

на

основе

социокультурных,

духовно-

нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в

интересах человека, семьи, общества и государства» [4, с. 3].

А обучение определяется как «целенаправленный процесс организации

деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и

компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей,

приобретению

опыта

применения

знаний

в

повседневной

жизни

и

формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение

всей жизни» [4, с. 3].

Говоря

о

единстве

воспитания

и

обучения

в

рамках

целостного

процесса

образования,

важно

иметь

в

виду

следующее

обстоятельство:

воспитание будет обучающим тогда, когда наряду с воспитательными целями

будут

ставиться

и

реализовываться

цели

обучения.

А

обучение

будет

воспитывающим

в

том

случае,

если

наряду

с

учебными

целями

будут

ставиться и реализовываться цели воспитания. Это определяется природой

целенаправленного, организованного педагогического процесса и природой

обучения и воспитания, являющихся его целенаправленно организованными

подсистемами.

В

документе,

определяющем

стратегическую

политику

в

сфере

образования,

-

национальной

образовательной

инициативе

«Наша

новая

школа»

отмечается,

что

«модернизация

и

инновационное

развитие

единственный

путь,

который

позволит

России

стать

конкурентным

обществом

в

мире XXI

века,

обеспечить

достойную

жизнь

всем

нашим

гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими

качествами

личности

становятся

инициативность,

способность

творчески

находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь,

готовность

обучаться

в

течение

всей

жизни.

Обучение

должно

быть

построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать

серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [5, с. 2].

В настоящее время в России нарастает деятельностная направленность

образования, в полной мере реализованная на Западе на рубеже XIX-XX

веков

теоретиками

и

практиками

реформаторской

педагогики

(Д. Дьюи,

Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и др.).

С

ко н ц а XX

века

на

Западе

и

в

начале XXI

века

в

России

деятельностный

взгляд

на

образование

находит

свое

выражение

в

компетентностном подходе. Компетентностный подход представляет собой

совокупность

общих

принципов

определения

целей

образования,

отбора

содержания образования, организации образовательного процесса и оценки

образовательных результатов.

Данный подход в отличие от традиционного подхода выражается в

готовности

учащегося

эффективно

использовать

свои

ресурсы

для

достижения цели, направленной на решение конкретных задач, выявление

современных проблем и конструирование их эффективных решений [6, с. 45].

Для офицеров эти задачи направлены на поддержание боевой готовности

воинской части, соединения и связаны с подготовкой и ведением боевых

действий,

повседневной

деятельностью

и

определяют

компетентность

военнослужащего.

Профессиональное

становление

и

развитие

офицера

в

условиях его продвижения на вышестоящие должности предполагает перенос

востребованности

от

компетентности

исполнительского

уровня

(решения

задач,

знаний,

умений,

навыков

в

области

объектов

деятельности)

к

компетентности управленческой (функционального уровня решения задач,

знаний, умений, навыков управленческой деятельности) [7, с. 74]. Военные

вузы должны способствовать развитию готовности офицера по решению

стандартных

и

нестандартных,

перспективных

профессиональных

задач,

повышающих профессиональную мобильность офицера, его способности к

дальнейшему обучению, тем самым выступая существенной предпосылкой

его эффективной деятельности после окончания вуза.

В международном сообществе по мере утверждения компетентностного

подхода

к

обучению

формируется

новое

понимание

образовательного

процесса.

Определение

целей

образования

с

позиций

компетентностного

подхода означает описание возможностей, которые приобретают учащиеся в

результате учебно-воспитательной деятельности.

В

соответствии

с

этим

российская

система

образования

находится

сегодня

на

пути

освоения

новой

образовательной

парадигмы,

предполагающей ориентацию на субъектную позицию учащегося в познании.

«Современное

образование,

-

пишет

А.С.

Киселёв,

-

все

больше

ориентируется

на

получение

современных

ключевых

компетенций,

помогающих не столько воспроизводить академические

знания, сколько

создавать

новые

знания

в

рамках

практической

деятельности,

применять

передовые

технологии

мирового

уровня

для

решения

сложных

задач

и

преобразовывать

полученные

новые

знания

в

общественно

значимые

технологии,

принимать

уникальные

решения

и

адекватно

действовать

в

динамично меняющихся и даже кризисных социальных ситуациях» [8, с. 93].

Т.М. Ковалёва как активный участник инновационного педагогического

движения выделяет две составляющие целей современного образования:

1) «заказ государства – установление чётких приоритетов в содержании

обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и потенциала, которые

нужны в государстве от каждого человека»;

2) «частный (внутренний) заказ – осмысленный ответ самого человека

(ученика,

родителей

как

потенциальных

заказчиков

на

образовательные

услуги) на вопрос «Чему и зачем он намерен учиться?» [9, с. 9].

Частный заказ на образование, - как отмечает Т.М. Ковалёва, - стал

учитываться только в последнее время, оставаясь, безусловно подчиненным

государственному заказу.

Г.Б.

Корнетов

сформулировал

ведущие

противоречия

образования,

которые определяют образ педагогической практики и теории в России XXI

века:

-

между

педагогическими

целями

учителя

и

жизненными

устремлениями, интересами, целями учащегося, что приводит к отторжению

учащимся

педагогических

усилий,

к

снижению

эффективно сти

образовательной

деятельности

учителя,

который

вынужден

не

столько

заботиться о развитии учащихся, сколько принуждать его учиться;

- между задачами образования учащегося, способного решать общие

задачи, достигать поставленных целей и его воспитанием и обучением как

человека,

способного

к

самореализации,

удовлетворению

собственных

потребностей и интересов;

-

между

образованием

как

процессом,

который

целенаправленно

организуется

и

сознательно

контролируется

( п р едн а м е р е н н о й

социализацией),

и

множеством

других

социализирующих

влияний,

действующих спонтанно (стихийно);

- между необходимостью, с одной стороны, обеспечивать освоение в

ограниченный

промежуток

времени

огромного

объёма

«готовых»,

отчужденных

от

учащегося

знаний,

умений

и

навыков,

а

с

другой

самостоятельного

освоения

содержания

образования

(«поиск

истины»),

освоения способов самостоятельного добывания и использования знаний [10,

с. 124-125].

Указанные

противоречия

проявлялись

в

разные

периоды

нашей

истории, указывает Г.Б. Корнетов, и сегодня общество всё более адекватно их

осознает. Современный этап реформирования отечественного образования

свидетельствует о том, что и государственная политика в сфере образования,

и

деятельность

образовательных

учреждений,

и

усилия

педагогической

общественности находят пути, способы и средства их разрешения.

Таким

образом,

переход

на

ФГОС

нового

поколения

потребовал

модернизации

системы

образования,

направленной

на

реализацию

конкурентоспособных образовательных программ, обеспечение гибкости и

инновационной направленности целостного образовательного процесса.

Список литературы:

1.

Концепция модернизации российского образования на период

до 2010 // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.

2.

Модель для инновационной экономики: российское образование –

2020 // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 32-36.

3.

О национальной доктрине образования в Российской Федерации:

постановление

Правительства

РФ

от

04.10.2000.

-

751

//

Собрание

законодательства РФ.- 2000. - № 41. - Ст. 4089.

4.

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от

29.12.2012 г. - № 276-ФЗ.

5.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // Президент. РФ / news / 6683.

6.

Авдеева

Е.А.,

Дроздова

И.А.

Компетентности

как

результат

образования: проблемы и пути решения // Alma mater. – 2015. - № 12. – С. 45-

47.

7.

Дробот

И.С.

Конструктивный

подход

к

формированию

компетенций в военном вузе // Alma mater. - 2015. – № 2. – С. 72-76.

8.

Киселёв

А.С.

Инновационная

система

опережающего

образования

в

контексте

социологической

перспективы

общественного

развития / А.С. Киселёв. – СПб., 2007. – 220 с.

9.

Ковалёва Т.М. Открытость образования как принцип построения

современных

образовательных

технологий

/

Т.М.

Ковалёва

//

Открытое

образование: Новые ценности образования. – М., 2006. – Вып. 3 (27). – С. 9-

14.

10.

Корнетов Г.Б. Педагогика. Образование. Школа: пути обучения и

воспитания ребёнка: монография / Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2014. – 256 с.