Автор: Гашичев Алексей Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный университет"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО
ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО
ГАШИЧЕВ Алексей Владимирович,
кан.пед.наук,
преподаватель
кафедры
психологии и педагогики.
Модернизация
современного
образования,
переход
на
федеральные
государственные образовательные стандарты нового поколения (далее ФГОС)
ставят перед отечественными педагогами новые задачи. Пути решения этих
задач определяются особенностями тех образовательных моделей, которые
реализуют в своей деятельности учебно-воспитательные учреждения, а также
традициями
отечественной
педагогики,
которые
задают
устойчивые
стереотипы мышления и практической деятельности.
В условиях модернизации образования приоритетной становится цель,
связанная с формированием самостоятельной познавательной деятельности,
приобретающей творческо-преобразовательный характер.
Сегодня приняты решения в отношении модернизации образования.
Они изложены в документах, выражающих государственную стратегию в
этой области: Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года, Модель для инновационной экономики: российское образование
– 2020, О национальной доктрине образования в Российской Федерации [1; 2;
3].
В
них
обосновывается
необходимость
перехода
образования
в
новое
качество,
ключевой
характеристикой
которого
стало
бы
формирование
творческих компетентностей учащегося, обучение и воспитание активной
личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Уже
становится
очевидным,
что
необходимо
переориентировать
систему
образования
на
освоение
молодыми
людьми
принципиально
новых
возможностей для овладения различными видами деятельности, отвечающим
общемировым
требованиям
к
человеку,
обеспечивающих
консолидацию
российского общества и инновационный путь развития страны. Ключевой
характеристикой такого образования становится не только передача знаний,
но и готовность к переобучению, умение ставить и осуществлять жизненные
цели.
Современными
педагогами
рассматриваются
цели
обучения,
непосредственно
связанные
с
развитием
умственных
способностей
и
склонностей учащихся к различным областям научных знаний: постановка
развивающих
целей
обучения
(Е.Н.
Селивёрстова);
структура
цели
педагогического исследования (Д.В. Здор); генезис идеи целеполагания в
построении обучения (О.А. Бобылева); структура содержания образования в
сфере
целеполагания
(В.В.
Краевский);
цели
современного
образования
(Т.М. Ковалёва); образование как целенаправленный процесс воспитания и
обучения (Б.М. Бим-Бад, В.В. Краевский и др.).
В
статье
2
Федерального
закона
«Об
образовании
в
Российской
Федерации», образование
определяется
как
«единый
целенаправленный
процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом
и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных
установок,
опыта
деятельности
и
компетенции
определённых
объёма
и
сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов» [4, с. 3].
В этой же статье закона воспитание определяется как «деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения
и
социализации
обучающегося
на
основе
социокультурных,
духовно-
нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства» [4, с. 3].
А обучение определяется как «целенаправленный процесс организации
деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и
компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей,
приобретению
опыта
применения
знаний
в
повседневной
жизни
и
формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение
всей жизни» [4, с. 3].
Говоря
о
единстве
воспитания
и
обучения
в
рамках
целостного
процесса
образования,
важно
иметь
в
виду
следующее
обстоятельство:
воспитание будет обучающим тогда, когда наряду с воспитательными целями
будут
ставиться
и
реализовываться
цели
обучения.
А
обучение
будет
воспитывающим
в
том
случае,
если
наряду
с
учебными
целями
будут
ставиться и реализовываться цели воспитания. Это определяется природой
целенаправленного, организованного педагогического процесса и природой
обучения и воспитания, являющихся его целенаправленно организованными
подсистемами.
В
документе,
определяющем
стратегическую
политику
в
сфере
образования,
-
национальной
образовательной
инициативе
«Наша
новая
школа»
отмечается,
что
«модернизация
и
инновационное
развитие
–
единственный
путь,
который
позволит
России
стать
конкурентным
обществом
в
мире XXI
века,
обеспечить
достойную
жизнь
всем
нашим
гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими
качествами
личности
становятся
инициативность,
способность
творчески
находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь,
готовность
обучаться
в
течение
всей
жизни.
Обучение
должно
быть
построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать
серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [5, с. 2].
В настоящее время в России нарастает деятельностная направленность
образования, в полной мере реализованная на Западе на рубеже XIX-XX
веков
теоретиками
и
практиками
реформаторской
педагогики
(Д. Дьюи,
Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и др.).
С
ко н ц а XX
века
на
Западе
и
в
начале XXI
века
в
России
деятельностный
взгляд
на
образование
находит
свое
выражение
в
компетентностном подходе. Компетентностный подход представляет собой
совокупность
общих
принципов
определения
целей
образования,
отбора
содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов.
Данный подход в отличие от традиционного подхода выражается в
готовности
учащегося
эффективно
использовать
свои
ресурсы
для
достижения цели, направленной на решение конкретных задач, выявление
современных проблем и конструирование их эффективных решений [6, с. 45].
Для офицеров эти задачи направлены на поддержание боевой готовности
воинской части, соединения и связаны с подготовкой и ведением боевых
действий,
повседневной
деятельностью
и
определяют
компетентность
военнослужащего.
Профессиональное
становление
и
развитие
офицера
в
условиях его продвижения на вышестоящие должности предполагает перенос
востребованности
от
компетентности
исполнительского
уровня
(решения
задач,
знаний,
умений,
навыков
в
области
объектов
деятельности)
к
компетентности управленческой (функционального уровня решения задач,
знаний, умений, навыков управленческой деятельности) [7, с. 74]. Военные
вузы должны способствовать развитию готовности офицера по решению
стандартных
и
нестандартных,
перспективных
профессиональных
задач,
повышающих профессиональную мобильность офицера, его способности к
дальнейшему обучению, тем самым выступая существенной предпосылкой
его эффективной деятельности после окончания вуза.
В международном сообществе по мере утверждения компетентностного
подхода
к
обучению
формируется
новое
понимание
образовательного
процесса.
Определение
целей
образования
с
позиций
компетентностного
подхода означает описание возможностей, которые приобретают учащиеся в
результате учебно-воспитательной деятельности.
В
соответствии
с
этим
российская
система
образования
находится
сегодня
на
пути
освоения
новой
образовательной
парадигмы,
предполагающей ориентацию на субъектную позицию учащегося в познании.
«Современное
образование,
-
пишет
А.С.
Киселёв,
-
все
больше
ориентируется
на
получение
современных
ключевых
компетенций,
помогающих не столько воспроизводить академические
знания, сколько
создавать
новые
знания
в
рамках
практической
деятельности,
применять
передовые
технологии
мирового
уровня
для
решения
сложных
задач
и
преобразовывать
полученные
новые
знания
в
общественно
значимые
технологии,
принимать
уникальные
решения
и
адекватно
действовать
в
динамично меняющихся и даже кризисных социальных ситуациях» [8, с. 93].
Т.М. Ковалёва как активный участник инновационного педагогического
движения выделяет две составляющие целей современного образования:
1) «заказ государства – установление чётких приоритетов в содержании
обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и потенциала, которые
нужны в государстве от каждого человека»;
2) «частный (внутренний) заказ – осмысленный ответ самого человека
(ученика,
родителей
как
потенциальных
заказчиков
на
образовательные
услуги) на вопрос «Чему и зачем он намерен учиться?» [9, с. 9].
Частный заказ на образование, - как отмечает Т.М. Ковалёва, - стал
учитываться только в последнее время, оставаясь, безусловно подчиненным
государственному заказу.
Г.Б.
Корнетов
сформулировал
ведущие
противоречия
образования,
которые определяют образ педагогической практики и теории в России XXI
века:
-
между
педагогическими
целями
учителя
и
жизненными
устремлениями, интересами, целями учащегося, что приводит к отторжению
учащимся
педагогических
усилий,
к
снижению
эффективно сти
образовательной
деятельности
учителя,
который
вынужден
не
столько
заботиться о развитии учащихся, сколько принуждать его учиться;
- между задачами образования учащегося, способного решать общие
задачи, достигать поставленных целей и его воспитанием и обучением как
человека,
способного
к
самореализации,
удовлетворению
собственных
потребностей и интересов;
-
между
образованием
как
процессом,
который
целенаправленно
организуется
и
сознательно
контролируется
( п р едн а м е р е н н о й
социализацией),
и
множеством
других
социализирующих
влияний,
действующих спонтанно (стихийно);
- между необходимостью, с одной стороны, обеспечивать освоение в
ограниченный
промежуток
времени
огромного
объёма
«готовых»,
отчужденных
от
учащегося
знаний,
умений
и
навыков,
а
с
другой
–
самостоятельного
освоения
содержания
образования
(«поиск
истины»),
освоения способов самостоятельного добывания и использования знаний [10,
с. 124-125].
Указанные
противоречия
проявлялись
в
разные
периоды
нашей
истории, указывает Г.Б. Корнетов, и сегодня общество всё более адекватно их
осознает. Современный этап реформирования отечественного образования
свидетельствует о том, что и государственная политика в сфере образования,
и
деятельность
образовательных
учреждений,
и
усилия
педагогической
общественности находят пути, способы и средства их разрешения.
Таким
образом,
переход
на
ФГОС
нового
поколения
потребовал
модернизации
системы
образования,
направленной
на
реализацию
конкурентоспособных образовательных программ, обеспечение гибкости и
инновационной направленности целостного образовательного процесса.
Список литературы:
1.
Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.
2.
Модель для инновационной экономики: российское образование –
2020 // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 32-36.
3.
О национальной доктрине образования в Российской Федерации:
постановление
Правительства
РФ
от
04.10.2000.
-
№
751
//
Собрание
законодательства РФ.- 2000. - № 41. - Ст. 4089.
4.
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от
29.12.2012 г. - № 276-ФЗ.
5.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // Президент. РФ / news / 6683.
6.
Авдеева
Е.А.,
Дроздова
И.А.
Компетентности
как
результат
образования: проблемы и пути решения // Alma mater. – 2015. - № 12. – С. 45-
47.
7.
Дробот
И.С.
Конструктивный
подход
к
формированию
компетенций в военном вузе // Alma mater. - 2015. – № 2. – С. 72-76.
8.
Киселёв
А.С.
Инновационная
система
опережающего
образования
в
контексте
социологической
перспективы
общественного
развития / А.С. Киселёв. – СПб., 2007. – 220 с.
9.
Ковалёва Т.М. Открытость образования как принцип построения
современных
образовательных
технологий
/
Т.М.
Ковалёва
//
Открытое
образование: Новые ценности образования. – М., 2006. – Вып. 3 (27). – С. 9-
14.
10.
Корнетов Г.Б. Педагогика. Образование. Школа: пути обучения и
воспитания ребёнка: монография / Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2014. – 256 с.