Напоминание

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Автор: Осипенкова Ирина Владимировна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный университет"
Населённый пункт: город
Наименование материала: статья
Тема: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ

ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Осипенкова И.В., к.п.н.

Проблема

целостности

человека

и

целеполагания

становится

предметом

внимания

и

обсуждения

современных

исследователей.

Актуальность этой проблемы определяет не только

уровень знаний,

углубивший подходы к исследованию сущности и целостности человека,

но и развитие современного общества.

Особенность

современной

российской

ситуации

заключается,

с

одной

стороны,

в

наличии

экономического

и

социального

кризиса,

который

сказывается

на

положении

науки

и

образования,

с

другой

стороны – в процессах демократизации, которые определяют большую

ориентацию на человека.

С превращением человека в одну из фундаментальных проблем

современной науки значительно расширяется сфера ее педагогических

приложений.

Педагогический

процесс

стал

предметом

пристального

внимания

и

изучения

педагогов

и

психологов.

На

социально

-

педагогическом и практическом уровнях ставятся вопросы о коренной

перестройке

педагогических

процессов

на

основах

гуманизации

и

гуманитаризации образования и т.д.

Характерной

особенностью

развития

научной

мысли

второй

половины ХХ века является более последовательное решение вопросов,

касающихся антропологической сущности человека, антропологического

принципа

в

педагогике,

психологии,

философии

и

других

науках.

Отмечается стремление к целостному познанию человека в единстве его

физического,

умственного

и

нравственного

развития,

природных

и

общественных потенциальных его возможностей.

1

Одним из показателей целостности природы человека является его

способность

намечать

и

достигать

определенных

целей,

что

характеризуется направленностью личности. Направленность личности

определяет ее стратегические и тактические цели, которые регулируют

деятельность личности и т.д. Если цель - основание деятельности, то

основание самой цели лежит в системе человеческих потребностей.

Cуществуют различные характеристики направленности личности.

Рассматривая такие понятия, как направленность, потребности, мотивы и

цели, Е.Е. Щербакова

отмечает, что свое проявление направленность

находит в таких определяющих личность качествах, как потребность,

ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. Все это относится к

мотивационной сфере личности, т.е. может побуждать ее к деятельности

[9. С. 224].

М. И. Еникеев различает следующие особенности направленности

личности: социальная значимость отношений личности;

нравственность

ее

повседневного

поведения,

идейность

личности;

разнообразие

потребностей

личности, целеустремленность личности. Благодаря своей

направленности

люди

способны

преодолевать

препятствия,

прилагать

усилия и идти своим жизненным путем [3].

Проблема ценностных ориентаций - одна из наиболее актуальных в

познании направленности, как показателя целостности природы человека.

З.И.

Равкин

считает,

что

ценности,

понимаемые

как

цель

развития

образования в целом, взаимосвязаны между собой и образуют фундамент

педагогической системы [5. С. 22]. Поскольку образование – это один из

источников создания у субъекта реальных представлений о подлинных и

мнимых

ценностях

человека,

то

разработка

системы

приоритетных

ценностей является необходимым условием на пути совершенствования

системы образования.

2

Человек обретает некую целостность благодаря,

прежде всего,

целеполаганию. Чем в большей степени человек является личностью, тем

более целостной оказывается его жизнь. Целеполагание - непременное

условие удовлетворения нами многих наших потребностей, но и само оно

может становиться особой потребностью.

Несмотря

на

большое

количество

исследований

в

области

целеполагания, до сих пор нет однозначного толкования этой категории.

Ряд

исследователей

под

целеполаганием

понимает

способность

личности

к

постановке

целей

и

получению

планируемого

результата,

единство мотивов и средств, которое образуется при оценке способов

удовлетворения

соответствующей

потребности

и

имеет

ценностно-

рациональную природу» [1; 6; 7].

Способностью

инициировать

в

психике

человека

процесс

целеполагания,

привести

его

к

реальному

достижению

желаемого

обладает

цель.

Основные

свойства

цели

ясность,

четкость,

структурированность.

Следовательно,

именно

формирование

цели

позволяет

человеку

конкретизировать

характер

и

последовательность

действий, необходимых для достижения нужного ему результата.

Общеизвестно,

что

значение

цели

как

ведущей

педагогической

категории отмечалось многими педагогами и просветителями прошлого –

Я.А. Коменским, П.Ф. Каптеревым, Ф.А. Дистервегом, И.Г. Песталоцци,

К.Д. Ушинским и др.

Так

великий

русский

педагог

К.Д.

Ушинский

отдавал

цели

определяющее

значение

в

процессе

воспитания,

выраженное

им

в

знаменитой метафоре об архитекторе. «Что сказали бы вы об архитекторе,

который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос,

что он хочет строить, храм ли, посвященный Богу истины, любви и

правды, простой ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но

3

бесполезно

торжественные

ворота,

на

которые

заглядывались

бы

проезжающие…То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который

не

сумеет

ясно

и

точно

определить

вам

цели

своей

воспитательной

деятельности» [8. С. 11].

Несколько дополнительных характеристик цели дает Д.В. Колесов.

По его мнению, цель - это предполагаемый

индивидом результат его

собственных

действий

или

организованных

им

действий

других

индивидов.

В

отличие

от

животных,

«цель»

которых

имеет

инстинктивный

характер,

у

человека

цель

о сознается

ка к

последовательность

действий,

ведущих

к

достижению

определенного

результата.

По

существу

животное

«решает»

только

один

вопрос

-

действовать

или

не

действовать,

поскольку

способ

действия

заранее

определен самой природой. У человека же - спектр возможностей, и ему

очень важно оценить, какая из них окажется наиболее приемлемой в

данной конкретной ситуации [2. С. 71].

Целеполагание

может

быть

и

позитивным

и

негативным:

все

зависит

от

того,

насколько

оно

соответствует

нормам

морали

и

нравственности, способности человека выживать в различных ситуациях.

Качественное

целеполагание,

умение

планировать

будущее

является

ведущим проявлением целостности личности.

Крайняя степень слабости целеполагания - неспособность индивида

ставить

перед

собою

цели,

т.

е.

выстраивать

необходимую

последо-

вательность будущих действий.

Будущее человек или только ожидает,

или приближает. Своими

действиями он может ускорить вероятность достижения необходимого.

Поэтому

целеполаганию

присущи:

гедониче ский

х а р а к т е р

(«целеполагает» субъект всегда приятное для него);

оптимистичностъ

4

(целеполагание

отражает

его

уверенность

в

том,

что

жизнь

будет

продолжаться, и его надежду на то, что желаемое будет достигнуто).

Функция целеполагания свойственна как отдельному человеку, так и

обществу, поэтому достоинства и недостатки целеполагания личности

распространяются и на общественное целеполагание.

Каждый субъект должен быть способным к пониманию того, что

достижение желаемого результата обязательно потребует значительных

усилий. Кроме того, он должен также понимать, что любое достижение

имеет вероятностный характер: всегда что-либо может или получиться,

или не получиться, и поэтому надо быть готовым

к дополнительной

мобилизации усилий.

Известно, что усилия человека никогда не приводят его полностью

к тому результату, на который он изначально рассчитывал, а цена достиг-

нутого всегда оказывается выше намеченной.

Таким образом, организация современной образовательной системы

нацелена

на

всестороннее

гармоничное

развитие

личности,

а

неотъемлемым

условием

становления

целостной,

активной

личности

является

формирование

способности

к

целеполаганию.

Целеполагание

позволяет более надежно обеспечивать жизнедеятельность личности, как

в пределах семьи, так и в масштабах всего общества. Оно лежит в основе

таких

ценных

человеческих

качеств,

как

надежда,

оптимизм

и

уверенность в своих силах.

5

Литература

1.

См.: Архипов В.А. Целеполагание как элемент социализации

личности

(на

примере

курсантов

высших

военно-учебных

заведений):

Автореф. дисс. … к.п.н.- М., 2005. – С. 3-26.

2.

Колесов

Д.В.

Целостность

и

целеполагание.

Феномен

«тупикового успеха» // Мир психологии. – 2004. - № 4. – С. 70-79.

3.

Общая психология. – М.: Приор-Издат, 2002.

4.

Первое:

создание

равных

возможностей

для

людей:

Литературная газета. 2008. 19 февр.

5.

Конструктивно-генетическое

исследование

ценностей

образования – одно из направлений развития современной отечественной

педагогической теории // Образование: идеалы и ценности (историко-

теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. – М.: ИТПиО РАО, 1995.-

С. 8-35.

6.

Слободчиков

В.И.,

Исаев

Е.И.

Основы

психологической

антропологии.

Психология

человека:

Введение

в

психологию

субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. –

384 с.

7.

Стрикун

Н.Г.

Педагогический

анализ

целеполагания

современного российского образования: Автореф. диссер…к.п.н. – М.,

1998. – С. 3-19.

8.

Ушинский

К.Д.

Человек

как

предмет

воспитания.

Опыт

педагогической антропологии. М., 2004. - 576 с.

9.

Щербакова

Е.Е.

Направленность

как

п оказател ь

целостности природы человека // Мир психологии. – 2004. - № 4. – С. 224-

233.

6