"Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки"

Автор: Ефимова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №65 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки"
Дата публикации: 18.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г.Гегеля, Э.А. Баллера и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К.Кабанский, Ш.И.Ганелин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования, казалось бы, ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы: цели, содержание, формы, методы и приемы обучения и воспитания. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для современной школы - это конституция школьной жизни, а для детского сада таким документом стали федеральные государственные требования (ФГТ). Это минимальные требования к качеству образовательных услуг, а самое важное - к условиям реализации образовательной программы. В образовании непрерывный процесс обучения и воспитания имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода, но при этом переход от одного к другому должен быть последовательным, с постепенным изменением содержания, форм и технологий. Анализ образовательных областей ФГТ и ФГОС НОО выявил содержательную преемственность, которую можно выразить так: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности - игра - как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности. Введение ФГТ и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее. Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение - начальная школа. Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают формировать и в период обучения в начальной школе. Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГТ и ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду
обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности - обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в, так сказать, «портрете выпускника ДОУ». В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в ДОУ. Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки - гарантия успешной адаптации и обучения в начальной школе. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать формирование умения учиться как ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования. Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это - важнейшая задача образования и его основной результат. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного и воспитательного процесса, связывающего дошкольный и школьный периоды. На сегодняшний день педагоги и психологи определяют три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием и воспитанием. А именно: 1. Методическая работа. 2. Работа с родителями. 3. Работа с детьми. Методическая работа включает проведение семинаров, круглых столов с участием учителя начальной школы, учителя музыки, воспитателей и педагогов детского сада, где выявляются проблемы, разрабатываются планы, проекты нашей совместной работы. Родители также принимают участие в семинарах и круглых столах. Кроме того, работа с родителями включает в себя проведение индивидуальных бесед и консультаций по вопросам дальнейшего воспитания и образования детей. И, конечно, работа с детьми. В своей воспитательной работе к проблемам преемственности в МБОУ СОШ № 65 и к проблемам предшкольной подготовке школьников при переходе из ДОУ в начальную школу постоянно растет. Поскольку этот вопрос затрагивает интересы всех участников образовательного процесса, мы сделали попытку систематизировать проблемы, наметить пути их решения. Большое значение в работе с родителями будущих первоклассников имеет заранее продуманная и организованная система сотрудничества. Одним из направлений работы в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Для этого в работе классного руководителя должно быть больше мероприятий, объединяющих учеников и родителей – круглые столы, дни открытых дверей, коллективно-творческие дела, внеклассные мероприятия и т.д. Программа «Мы - семья», которая позволила созданию условий для успешных партнерских взаимоотношений внутри системы «педагог-дети-родители» через совместную художественно-творческую деятельность и побуждающую всех субъектов образовательного пространства к сотворчеству и самовыражению.
Актуальность программы «Мы - семья» заключается в способности единения, сплочения, установление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных условий для развития детей младшего школьного возраста. В перспективе создание блоков практических занятий с родителями будущих первоклассников в которых бы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, требовательных пользователей педагогических услуг, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение в диалоге. Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только в том случае, если оно будет носить характер сотрудничества и сотворчества, при которых родители станут союзниками в процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет избежать конфликтов. Для изучения переживания взрослыми встречи ребенка со школой можно предложить родителям рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе», принести свои рисунки на запланированную встречу с педагогами, психологом, учителями. Рисунок – это всегда возможность для самовыражения, иногда неожиданного для самого себя. Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидания, реже – каким не хотят (опасения). Порассуждать вместе с родителями над такими рисунками очень интересно. Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие». Пусть сами авторы решают, какими являются их ожидания: избыточными, умеренными или реалистичными. Для результативности работы с родителями в рамках предшкольной подготовки помимо традиционных форм работы используются нетрадиционные. Примерная тематика встреч с родителями будущих первоклассников: 1. Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника. 2. О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника 3. О пользе игры для социального взросления ребенка 4. Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком 5. Игры в семье на познавательные темы 6. Как обогащать чувственный опыт ребенка 7. Домашняя подготовка к школе в играх 8. Воспитательный потенциал книги и приобретение книг для детской домашней библиотеки. 9. Свободное время семьи для художественного творчества. 10. Как воспитывать у ребенка критичное выборочное отношение к телевизионным передачам. Популярностью у родителей пользуются различные практикумы, тренинги, дискуссии. Игровое упражнение «Мой образ ребенка – первоклассника». Родителям предлагается выбрать из набора игрушек: Чипполино, Буратино, Карлсон, Красная Шапочка, разные домашние и дикие животные. В объяснении своего выбора выделить черты, присущие данному персонажу, которые могут помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. После комментариев родителей вопрос: от кого или от чего зависит нормальное эмоциональное самочувствие в семье накануне школы?
Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение». Ведущий по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня предложение «хорошо учиться в школе» означает… ». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения. Начало предложения можно менять в зависимости от цели. Ролевое проигрывание проблемных задач. Предлагаются проблемные задачи (из книги Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии), «Полезные игры» (практикум) Педагог играет с родителями в игры, в которые рекомендует играть с детьми в рамках подготовки к школе: «Отгадай название сказки»,«Назови сказочного героя с необычным внешним видом» , «Узнай сказочного героя по мимике и жестам» , «Изобразим сказку символом» и др. В преддверии школьной жизни ребенка, на первом месте по значимости стоит роль семьи, ведь процесс проживания ребенком взросления, перехода на другой, школьный этап жизни, можно сказать, вплетен в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных отношений, компетентностью родителей. Вот почему важная функция дошкольного учреждения – быть центром, интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка.