"Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки"
Автор: Ефимова Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №65 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки"
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое,
сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс
воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого
возрастного периода, то есть это связь между различными ступенями развития, сущность
которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных
характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время
необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды
относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская
категория преемственность рассмотрена в трудах Г.Гегеля, Э.А. Баллера и др.
Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных
ученых (Ю.К.Кабанский, Ш.И.Ганелин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и
начального образования, казалось бы, ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике
до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам
образовательной системы: цели, содержание, формы, методы и приемы обучения и
воспитания.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна
во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой?
Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для современной
школы - это конституция школьной жизни, а для детского сада таким документом стали
федеральные государственные требования (ФГТ). Это минимальные требования к
качеству образовательных услуг, а самое важное - к условиям реализации образовательной
программы.
В образовании непрерывный процесс обучения и воспитания имеет общие и
специфические цели для каждого возрастного периода, но при этом переход от одного к
другому должен быть последовательным, с постепенным изменением содержания, форм и
технологий.
Анализ образовательных областей ФГТ и ФГОС НОО выявил содержательную
преемственность, которую можно выразить так:
только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно
обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности,
которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности - игра - как
моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит
постепенный переход к учебной деятельности.
Введение ФГТ и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности,
целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них
установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы
каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых
результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы
будут реализованы качественнее.
Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО создали нормативную основу
преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное
образовательное учреждение - начальная школа.
Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования продолжают
формировать и в период обучения в начальной школе.
Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах ФГТ и ФГОС
НОО во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду
обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Предполагается,
что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми
участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая
же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель
преемственности - обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего
обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и
метапредметным результатам, основы которых заложены в, так сказать, «портрете
выпускника ДОУ».
В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование
универсальных учебных действий в школе и в ДОУ. Развитие универсальных учебных
действий на этапе дошкольной подготовки - гарантия успешной адаптации и обучения в
начальной школе. Основанием преемственности разных ступеней образовательной
системы может стать формирование умения учиться как ориентация на ключевой
стратегический приоритет непрерывного образования.
Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического,
эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет
способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это
- важнейшая задача образования и его основной результат.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание
единого образовательного и воспитательного процесса, связывающего дошкольный и
школьный периоды. На сегодняшний день педагоги и психологи определяют три
основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным
образованием и воспитанием. А именно:
1.
Методическая работа.
2.
Работа с родителями.
3.
Работа с детьми.
Методическая работа включает проведение семинаров, круглых столов с участием
учителя начальной школы, учителя музыки, воспитателей и педагогов детского сада, где
выявляются проблемы, разрабатываются планы, проекты нашей совместной работы.
Родители также принимают участие в семинарах и круглых столах. Кроме того, работа с
родителями включает в себя проведение индивидуальных бесед и консультаций по
вопросам дальнейшего воспитания и образования детей. И, конечно, работа с детьми.
В своей воспитательной работе к проблемам преемственности в МБОУ СОШ № 65
и к
проблемам предшкольной подготовке
школьников при переходе из ДОУ в начальную
школу постоянно растет. Поскольку этот вопрос затрагивает интересы всех участников
образовательного процесса, мы сделали попытку систематизировать проблемы,
наметить
пути их решения.
Большое значение в работе с родителями будущих первоклассников имеет заранее
продуманная и организованная система сотрудничества. Одним из направлений работы в
организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование
у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному
пространству. Для этого в работе классного руководителя должно быть больше
мероприятий, объединяющих учеников и родителей – круглые столы, дни открытых
дверей, коллективно-творческие дела, внеклассные мероприятия и т.д.
Программа «Мы - семья», которая позволила созданию условий для успешных
партнерских взаимоотношений внутри системы «педагог-дети-родители» через
совместную художественно-творческую деятельность и побуждающую всех субъектов
образовательного пространства к сотворчеству и самовыражению.
Актуальность программы «Мы - семья» заключается в способности единения, сплочения,
установление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных условий для
развития детей младшего школьного возраста.
В перспективе создание блоков практических занятий с родителями будущих
первоклассников
в которых бы родители
не просто выступали в роли пассивных
слушателей, требовательных пользователей педагогических услуг, а проявляли активность,
делились опытом воспитания, давали советы, строили общение в диалоге. Взаимодействие
педагогов и родителей может быть успешным только в том случае, если оно будет носить
характер сотрудничества и сотворчества, при которых родители станут союзниками в
процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных
ситуациях, поможет избежать конфликтов.
Для изучения переживания взрослыми встречи ребенка со школой можно предложить
родителям рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе», принести свои
рисунки на запланированную встречу с педагогами, психологом, учителями. Рисунок – это
всегда возможность для самовыражения, иногда неожиданного для самого себя. Родители,
проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят
видеть своего ребенка (ожидания, реже – каким не хотят (опасения). Порассуждать вместе
с родителями над такими рисунками очень интересно. Не следует оценивать рисунки как
«хорошие» или «плохие». Пусть сами авторы решают, какими являются их ожидания:
избыточными, умеренными или реалистичными.
Для результативности работы с родителями в рамках предшкольной подготовки помимо
традиционных форм работы используются нетрадиционные.
Примерная тематика встреч с родителями будущих первоклассников:
1. Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника.
2. О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника
3. О пользе игры для социального взросления ребенка
4. Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком
5. Игры в семье на познавательные темы
6. Как обогащать чувственный опыт ребенка
7. Домашняя подготовка к школе в играх
8. Воспитательный потенциал книги и приобретение книг для детской домашней
библиотеки.
9. Свободное время семьи для художественного творчества.
10. Как воспитывать у ребенка критичное выборочное отношение к телевизионным
передачам.
Популярностью у родителей пользуются различные практикумы, тренинги, дискуссии.
Игровое упражнение «Мой образ ребенка – первоклассника». Родителям предлагается
выбрать из набора игрушек: Чипполино, Буратино, Карлсон, Красная Шапочка, разные
домашние и дикие животные. В объяснении своего выбора выделить черты, присущие
данному персонажу, которые могут помогать или затруднять предстоящую учебу в школе.
После комментариев родителей вопрос: от кого или от чего зависит нормальное
эмоциональное самочувствие в семье накануне школы?
Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение». Ведущий по очереди бросает
родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня предложение
«хорошо учиться в школе» означает… ». Поймавший мяч формулирует свой вариант
окончания предложения. Начало предложения можно менять в зависимости от цели.
Ролевое проигрывание проблемных задач.
Предлагаются проблемные задачи (из книги Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и
упражнения по детской психологии), «Полезные игры» (практикум)
Педагог играет с родителями в игры, в которые рекомендует играть с детьми в рамках
подготовки к школе: «Отгадай название сказки»,«Назови сказочного героя с необычным
внешним видом» , «Узнай сказочного героя по мимике и жестам»
, «Изобразим сказку
символом» и др.
В преддверии школьной жизни ребенка, на первом месте по значимости стоит роль
семьи, ведь процесс проживания ребенком взросления, перехода на другой, школьный этап
жизни, можно сказать, вплетен в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен
характером внутрисемейных отношений, компетентностью родителей. Вот почему важная
функция дошкольного учреждения – быть центром, интегрирующим интересы, ожидания
и тревоги семьи, школы и самого ребенка.