Автор: Духовская Татьяна Петровна
Должность: воспитатель дошкольного возраста
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: д.Кашино Волоколамский р-н Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательное – математическое развитие детей предшкольного возраста"
Консультация для родителей
«Познавательное развитие детей предшкольного
возраста»
Составила: воспитатель
подготовительной к школе
логопедической группы
Духовская Т. П.
2017 – 2018 уч. год
Познавательно-математическая деятельность на занятиях по
формированию элементарных математических представлений у
дошкольников в условиях внедрения ФГОС
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к
школе
является
развитие
логического
мышления
и
познавательн-
математических
способностей
дошкольников,
формирование
у
них
элементарных математических представлений, умений и навыков.
Вопросами
ознакомления
и
обучения
детей
дошкольного
возраста
математики
занимается
такая
дисциплина
как
«методика
формирования
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников»,
которая
выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и
учебной областью знаний.
Методика формирования элементарных математических представлений
в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей
дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из
важнейших
учебных
предметов
в
школе,
способствовать
воспитанию
всесторонне развитой личности .
Программа по математике направлена на развитие и формирование
математических
представлений
и
способностей,
логического
мышления,
умственной
активности,
смекалки,
т.
е.
умения
делать
простейшие
обобщения,
сравнения,
выводы,
доказывать
правильность
тех
или
иных
суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи .
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей
счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого
десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется
операциям
с
наглядно
представленными
множествами,
проведению
измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и
жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических
фигурах,
о
времени,
формированию
понимания
пространственных
отношений.
Такой комплекс задач является программой математического развития,
обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и
других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования
математического
мышления,
речи.
Все
это
способствует
умственному
развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.
В
соответствии
с
ФГОС
работа
в
каждой
возрастной
группе
по
математическому развитию состоит из пяти разделов: «Количество и счет»,
«Величина»,
«Геометрические
фигуры»,
«Ориентировка
в
пространстве»,
«Ориентировка во времени».
В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-
дидактические
принципы:
систематичность,
по следовательно сть,
постепенность,
индивидуальный
подход,
научность,
доступность,
коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.
Особенности
использования
игровых
приемов
в
проце сс е
формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Усвоение
математических
знаний
на
разных
этапах
школьного
обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из
причин,
порождающих
затруднения
и
перегрузку
учащихся
в
процессе
усвоения
знаний,
состоит
в
недостаточной
подготовке
мышления
дошкольников к усвоению этих знаний.
Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна
исчерпываться
формированием
представлений
о
числах
и
простейших
геометрических
фигурах,
обучением
счету,
сложению
и
вычитанию,
измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции
обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические
операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является
формирование логического мышления.
Детей
необходимо
учить
не
только
вычислять
и
измерять,
но
и
рассуждать.
Обучение
наиболее
продуктивно,
если
оно
идет
в
контексте
практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых
знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как
помогают
решить
практическую
задачу,
а
потому
усваиваются
легче
и
быстрее.
ФГОС приводит о необходимости обучения в играх. Иными словами,
речь
идет
о
необходимости
развития
обучающих
функций
игры,
предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по
себе
очень
важно,
с
ее
помощью
можно
развивать
внимание,
память,
мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые
знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об
этом.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности
детей дошкольного возраста
Игра также является эффективным средством формирования личности
дошкольника, его морально-волевых качеств
Все психологические новообразования берут начало в игре
Игра
способствует
формированию
всех
сторон
личности
ребенка,
приводит к значительным изменениям в его психике
Игра
–
важное
средство
умственного
воспитания
ребенка,
где
умственная активность связана с работой всех психических процессов
В соответствии ФГОС на всех ступенях дошкольного детства игровому
методу на занятиях отводиться большая роль.
На
занятиях
и
в
повседневной
жизни
широко
используются
дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий,
закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а
главное
одновременно
решаются
обучающие
и
игровые
задачи.
В
ряде
случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в
повседневной
жизни,
воспитатели
должны
широко
использовать
дидактические игры и игровые упражнения.
В
формировании
у
детей
математических
представлений
широко
используются
занимательные
по
форме
и
содержанию
разнообразные
дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также
при
формировании
элементарных
представлений
у
дошкольников
можно
использовать:
игры
на
плоскостное
моделирование
(ТРИЗ,
Танграм
и
т.
д.,
игры
головоломки,
задачи-шутки,
кроссворды,
ребусы, развивающие игры).
Не
смотря
на
многообразие
игр,
их
главной
задачей
должно
быть
развитие
логического
мышления,
а
именно
умение
устанавливать
простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме,
размеру.
Этому
способствуют
и
игровые
упражнения
на
нахождение
пропущенной
в
ряду
фигуры,
цифре. Также
необходимым
условием,
обеспечивающим
успех
в
работе,
является
творческое
отношение
воспитателя
к
математическим
играм:
варьирование
игровых
действий
и
вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же
виде
или
с
усложнением.
Необходимость
современных
требований
в
соответствии
ФГОС
вызвана
высоким
уровнем
современной
школы
к
познавательно-математической подготовке детей в детском саду.
Познавательно-математическая подготовка детей к школе предполагает
не
только
усвоение
детьми
определённых
знаний,
формирование
у
них
количественных пространственных и временных представлений. Наиболее
важным
является
развитие
у
дошкольников
мыслительных
способностей,
умение решать различные задачи.
Широкое
использование
специальных обучающих
игр
важно
для
пробуждения
у
дошкольников
интереса к
математическим
знаниям,
совершенствования
познавательной
деятельности,
общего
умственного
развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по
математике
системы
специальных
игровых
заданий
и
упражнений,
направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,
расширяет
математический
кругозор
дошкольников,
способствует
математическому
развитию,
повышает
качество
математиче ской
подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться
в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих
способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям,
помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство
воспитателей
возбуждать,
укреплять
и
развивать
познавательные
интересы
дошкольников
в
процессе
обучения
состоит
в
умении
сделать
содержание
своего
предмета
богатым,
глубоким,
привлекательным,
а
способы
познавательной
деятельности
дошкольников
разнообразными,
творческими,
продуктивными. Использование
игр
построенных
на
самом
различном
материале
в
соответствии
ФГОС,
позволит
ребенку
подойти
к
открытию
нового
и
закреплению
уже
изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают,
что
они
только
играют.
Но
незаметно
для
себя,
в
процессе
игры,
дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают
разного
рода
логические
задачи,
формирующие
определенные
логические
операции.
Это
детям
интересно
потому,
что
они
любят
играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей
и регулирование деятельности.
Обучая
маленьких
детей
с
использованием
игровых
приемов,
мы
стремимся
к
тому,
чтобы
радость
от
игровой
деятельности
постепенно
перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!
Использование игровых приемов в процессе обучения способствуют
повышению
уровня
сформированности
элементарных
математических
представлений у дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.
Формирование единых временно-пространственных представлений. /
Н. С. Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
2.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.
К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. :
Просвещение, 1983.
3.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред.
А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 2013). М
4.
Формирование элементарных математических представлений. Система
работы
ФГОС./Помораева
И.А.,
Позина
В.А./
–
М.:
МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2013