Напоминание

"Познавательное – математическое развитие детей предшкольного возраста"

Автор: Духовская Татьяна Петровна
Должность: воспитатель дошкольного возраста
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: д.Кашино Волоколамский р-н Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательное – математическое развитие детей предшкольного возраста"
Дата публикации: 11.02.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей

«Познавательное развитие детей предшкольного

возраста»

Составила: воспитатель

подготовительной к школе

логопедической группы

Духовская Т. П.

2017 – 2018 уч. год

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по

формированию элементарных математических представлений у

дошкольников в условиях внедрения ФГОС

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к

школе

является

развитие

логического

мышления

и

познавательн-

математических

способностей

дошкольников,

формирование

у

них

элементарных математических представлений, умений и навыков.

Вопросами

ознакомления

и

обучения

детей

дошкольного

возраста

математики

занимается

такая

дисциплина

как

«методика

формирования

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников»,

которая

выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и

учебной областью знаний.

Методика формирования элементарных математических представлений

в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей

дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из

важнейших

учебных

предметов

в

школе,

способствовать

воспитанию

всесторонне развитой личности .

Программа по математике направлена на развитие и формирование

математических

представлений

и

способностей,

логического

мышления,

умственной

активности,

смекалки,

т.

е.

умения

делать

простейшие

обобщения,

сравнения,

выводы,

доказывать

правильность

тех

или

иных

суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи .

В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей

счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого

десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется

операциям

с

наглядно

представленными

множествами,

проведению

измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и

жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических

фигурах,

о

времени,

формированию

понимания

пространственных

отношений.

Такой комплекс задач является программой математического развития,

обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и

других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования

математического

мышления,

речи.

Все

это

способствует

умственному

развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.

В

соответствии

с

ФГОС

работа

в

каждой

возрастной

группе

по

математическому развитию состоит из пяти разделов: «Количество и счет»,

«Величина»,

«Геометрические

фигуры»,

«Ориентировка

в

пространстве»,

«Ориентировка во времени».

В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-

дидактические

принципы:

систематичность,

по следовательно сть,

постепенность,

индивидуальный

подход,

научность,

доступность,

коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

Особенности

использования

игровых

приемов

в

проце сс е

формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Усвоение

математических

знаний

на

разных

этапах

школьного

обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из

причин,

порождающих

затруднения

и

перегрузку

учащихся

в

процессе

усвоения

знаний,

состоит

в

недостаточной

подготовке

мышления

дошкольников к усвоению этих знаний.

Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна

исчерпываться

формированием

представлений

о

числах

и

простейших

геометрических

фигурах,

обучением

счету,

сложению

и

вычитанию,

измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции

обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические

операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является

формирование логического мышления.

Детей

необходимо

учить

не

только

вычислять

и

измерять,

но

и

рассуждать.

Обучение

наиболее

продуктивно,

если

оно

идет

в

контексте

практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых

знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как

помогают

решить

практическую

задачу,

а

потому

усваиваются

легче

и

быстрее.

ФГОС приводит о необходимости обучения в играх. Иными словами,

речь

идет

о

необходимости

развития

обучающих

функций

игры,

предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по

себе

очень

важно,

с

ее

помощью

можно

развивать

внимание,

память,

мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые

знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об

этом.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности

детей дошкольного возраста

Игра также является эффективным средством формирования личности

дошкольника, его морально-волевых качеств

Все психологические новообразования берут начало в игре

Игра

способствует

формированию

всех

сторон

личности

ребенка,

приводит к значительным изменениям в его психике

Игра

важное

средство

умственного

воспитания

ребенка,

где

умственная активность связана с работой всех психических процессов

В соответствии ФГОС на всех ступенях дошкольного детства игровому

методу на занятиях отводиться большая роль.

На

занятиях

и

в

повседневной

жизни

широко

используются

дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий,

закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а

главное

одновременно

решаются

обучающие

и

игровые

задачи.

В

ряде

случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в

повседневной

жизни,

воспитатели

должны

широко

использовать

дидактические игры и игровые упражнения.

В

формировании

у

детей

математических

представлений

широко

используются

занимательные

по

форме

и

содержанию

разнообразные

дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также

при

формировании

элементарных

представлений

у

дошкольников

можно

использовать:

игры

на

плоскостное

моделирование

(ТРИЗ,

Танграм

и

т.

д.,

игры

головоломки,

задачи-шутки,

кроссворды,

ребусы, развивающие игры).

Не

смотря

на

многообразие

игр,

их

главной

задачей

должно

быть

развитие

логического

мышления,

а

именно

умение

устанавливать

простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме,

размеру.

Этому

способствуют

и

игровые

упражнения

на

нахождение

пропущенной

в

ряду

фигуры,

цифре. Также

необходимым

условием,

обеспечивающим

успех

в

работе,

является

творческое

отношение

воспитателя

к

математическим

играм:

варьирование

игровых

действий

и

вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же

виде

или

с

усложнением.

Необходимость

современных

требований

в

соответствии

ФГОС

вызвана

высоким

уровнем

современной

школы

к

познавательно-математической подготовке детей в детском саду.

Познавательно-математическая подготовка детей к школе предполагает

не

только

усвоение

детьми

определённых

знаний,

формирование

у

них

количественных пространственных и временных представлений. Наиболее

важным

является

развитие

у

дошкольников

мыслительных

способностей,

умение решать различные задачи.

Широкое

использование

специальных обучающих

игр

важно

для

пробуждения

у

дошкольников

интереса к

математическим

знаниям,

совершенствования

познавательной

деятельности,

общего

умственного

развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по

математике

системы

специальных

игровых

заданий

и

упражнений,

направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,

расширяет

математический

кругозор

дошкольников,

способствует

математическому

развитию,

повышает

качество

математиче ской

подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться

в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее

использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих

способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям,

помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство

воспитателей

возбуждать,

укреплять

и

развивать

познавательные

интересы

дошкольников

в

процессе

обучения

состоит

в

умении

сделать

содержание

своего

предмета

богатым,

глубоким,

привлекательным,

а

способы

познавательной

деятельности

дошкольников

разнообразными,

творческими,

продуктивными. Использование

игр

построенных

на

самом

различном

материале

в

соответствии

ФГОС,

позволит

ребенку

подойти

к

открытию

нового

и

закреплению

уже

изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают,

что

они

только

играют.

Но

незаметно

для

себя,

в

процессе

игры,

дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают

разного

рода

логические

задачи,

формирующие

определенные

логические

операции.

Это

детям

интересно

потому,

что

они

любят

играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей

и регулирование деятельности.

Обучая

маленьких

детей

с

использованием

игровых

приемов,

мы

стремимся

к

тому,

чтобы

радость

от

игровой

деятельности

постепенно

перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!

Использование игровых приемов в процессе обучения способствуют

повышению

уровня

сформированности

элементарных

математических

представлений у дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.

Формирование единых временно-пространственных представлений. /

Н. С. Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

2.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.

К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. :

Просвещение, 1983.

3.

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред.

А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 2013). М

4.

Формирование элементарных математических представлений. Система

работы

ФГОС./Помораева

И.А.,

Позина

В.А./

М.:

МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2013