Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Автор: Питеркаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дата публикации: 11.02.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1

№п/п

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

5

1.1

Пояснительная записка

5

1.1.1.

Цели и задачи Программы

5

1.1.2.

Принципы и походы к формированию Программы

6

1.3

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по

Программе

7

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2.1.

Общие положения

7

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

7

2.3.

Взаимодействие взрослых с детьми

9

2.4.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

11

2.5.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

14

2.5.1

Общие положения

14

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

15

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

15

3.2

Организация развивающей предметно-пространственной среды

16

3.3

Кадровые условия реализации Программы

17

3.4

Материально-техническое обеспечение Программы

18

3.5

Планирование образовательной деятельности

18

3.6

Режим дня и распорядок

19

3.7

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

21

3.8.

Перечень литературных источников

21

ВВЕДЕНИЕ

2

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской

Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с

начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития

личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому

себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и

самоценности

дошкольного

детства

как

отправной

точки

включения

и

дальнейшего

овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире,

содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм

и

ценностей,

способствующих

позитивной

социализации

в

поликультурном

многонациональном обществе.

Программа по дополнительному образованию математического курса «Игралочка»

представляет уникальные возможности для развития ребенка: она оттачивает его ум,

тренирует

внимание,

память,

учит

логике,

формирует

жизненно

важные

личностные

качества – аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и

образцу, планировать свои действия, развивает алгоритмические навыки и творческие

способности и др.

Конкретные математические знания в дошкольном образовании не являются

самоцелью,

а

представляют

собой

средства

развития

личностных

качеств

ребенка,

создания условий для накопления им опыта деятельности и общения. В связи с этим

содержание

курса

«Игралочка»

подчинено

задачам

общекультурного

и

общеинтеллектуального

развития

детей,

формирования

у

них

предпосылок

математического

стиля

мышления,

что

обеспечит

не

только

успешное

освоение

математики в школе, но и станет фундаментом для развития умения учиться и изменять

себя, способности к саморазвитию.

Рабочая программа (далее - Программа) является одним из документов,

регламентирующих жизнедеятельность группы.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,

социальных

и

материальных

условий,

открывающих

возможности

позитивной

социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его

личностного

и

познавательного

развития,

развития

инициативы

и

творческих

способностей

посредством

культуросообразных

и

возрастосообразных

видов

деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение

здоровья и безопасности детей.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три

основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

3

Каждый раздел

включает в себя

обязательную часть и часть, формируемую

участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и

необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Целевой

раздел

Программы

определяет

ее

цели

и

задачи,

принципы

и

подходы

к

формированию

Программы,

планируемые

результаты

ее

освоения

в

виде

целевых

ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в

соответствии с направлениями развития ребенка в

образовательной познавательной

области.

Организационный

раздел

Программы

описывает

систему

условий

реализации

образовательной

деятельности,

необходимых

для

достижения

целей

Программы,

планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности

организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

–особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

–особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

особенностей

разработки

режима

дня

и

формирования

распорядка

дня

с

учетом

возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных

потребностей.

Рабочая

программа

разработана

в

соответствии

с

основными

нормативно-правовыми

документами:

-

Федеральный закон от 29.12.2012

№ 273-ФЗ

«Об образовании в Российской

Федерации»;

-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

октября 2013 г. N 1155);

-Указ президента № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»

от 24 декабря 2014г.;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва

"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена

решением

федерального

учебно-методического

объединения

по

общему

образованию

(далее ПООП ДО)

4

Общие сведения группы.

Приложение № 1. Список детей группы.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка:

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы в

соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе

деятельности метода «Школа 2000…» «Игралочка» практический курс математики для

детей 4-5 лет / под редакцией Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова - в соответствии с ФГОС ДО

для детей дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-

образовательного процесса для детей средней группы и направлена на формирование

общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок

учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Рабочая программа средней группы обеспечивает единство воспитательных,

развивающих и обучающих целей и задач процесса образования и осуществляет развитие

детей в возрасте 4 -5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по

образовательной области: познавательное развитие.

В пособии представлены тематическое планирование и сценарии образовательных

ситуаций с детьми, разработанные с учетом ФГОС ДО.

1.1.1 Цели и задачи Программы

Главной целью программы является всестороннее развитие ребенка, формирование у

него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания

личностных

качеств,

необходимых

для

успешной

самореализации

в

жизни.

Основными задачами математического развития являются:

развитие

любознательности,

находчивости,

смекалки,

сообразительности,

стремления к поиску нестандартных решений;

развитие логико-математических представлений (элементарных представлений о

математических

свойствах

и

отношениях

предметов

,величинах,

числах,

геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

ознакомление

с

простейшими

математическими

способами

познания

действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);

развитие сенсорных способностей, расширение способов познания математических

свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);

5

развитие

мыслительных

операций

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

классификация,

абстрагирование,

сериация,

конкретизация,

аналогия),

вариативного мышления, воображения, творческих способностей;

формирование

опыта

фиксации

затруднения

в

деятельности,

выявления

его

причины, выбора способов преодоления затруднения, самостоятельной постановки

познавательной задачи, планирования своих действий;

формирование опыта аргументации своих высказываний, построения простейших

умозаключений;

работы

по

правилу

и

образцу,

проверки

результатов

своих

действий, исправления ошибок;

воспитание нравственно-волевых качеств личности, положительного отношения к

миру, другим людям и самому себе.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Система дидактических принципов:

Принцип психологической комфортности

Взаимоотношения

меж ду

детьми

и

взро слыми

ст роят ся

на

о с н о в е

доброжелательности,

уважительного

отношения

друг

к

другу,

поддержки

и

взаимопомощи.

Принцип деятельности

Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в

процессе разнообразных видов деятельности детей ( игры, общения, исследования и

пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип целостности

Содержание общения с детьми направлено на формирование у ребенка целостного

представления об окружающем мире, себе самом, отношениях со сверстниками и

взрослыми.

Принцип минимакса

Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории

развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип вариативности

6

Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.

Принцип творчества

Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого

ребенка, приобретение им опыта творческой деятельности.

Принцип непрерывности

Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным

и начальным общим образованием.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе.

Цель образовательных ситуаций обобщенного типа заключается в систематизации

наполненного

опыта

математической

деятельности,

а

также

моделировании

диагностических

ситуаций

для

определения

динамики

развития

детей.

Частоту

и

периодичность проведения педагогической диагностики воспитатель определяет сам.

Система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных

достижений:

Приложение № 2 Диагностика по Петерсону

2. .Содержательный раздел

2.1. Общие положения

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

дошкольников,

специфики

их

образовательных потребностей и интересов.

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов,

методов

и

средств,

представленных

в

методических

пособиях,

соответствующих

принципам

и

целям

Стандарта

и

выбираемых

педагогом

с

учетом

многообразия

конкретных социокультурных условий реализации Программы, возраста воспитанников,

состава

групп,

особенностей

и

интересов

детей,

запросов

родителей

(законных

представителей).

2.2.Описание

образовательной

деятельности

в

соответствии

с

направлениями

развития ребенка, представленными в познавательной образовательной области.

В соответствии с ФГОС ДО содержание Программы обеспечивает развитие личности,

мотивации и способностей детей в познавательным видах деятельности.

В программе представлена образовательная деятельность в соответствии с направлениями

развития детей от 3 лет до школы: Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает:

7

Уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных

отношениях « раньше-позже», «сначала-потом»;

уточнить представление о пространственных отношениях «выше-ниже»;

формировать представление о сравнении предметов по высоте;

формировать представление о числе и цифре от 1 до 8,учить считать от 1 до 8

и обратно;

закреплять

счетные

умения;

умение

выделять

и

сравнивать

свойства

предметов;

умение сравнивать группы предметов по количеству;

формировать

представление

о

квадрате

как

общей

форме

некоторых

предметов;

формировать представление о кубе и некоторых его свойствах;

уточнить

пространственные

отношения

«вверху»,

«внизу»,

«верхний»,

«нижний»;

формировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и

наложения,

формировать представление об овале;

уточнить

понимание

смысла

слов

«внутри»,

«снаружи»

и

грамотно

употреблять их в речи;

уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между»;

закреплять пространственные отношения «справа»-«слева»;

уточнить понимание слова «пара»;

формировать представление о прямоугольнике;

формировать представление о числовом ряде;

формировать представление о ритме (закономерности);

закреплять умение ориентироваться в пространстве;

закреплять умение сравнивать предметы по длине;

формировать умение сравнивать предметы по толщине;

формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно

определять взаимное расположение предметов в пространстве;

формировать представление о цилиндре и неоторых его свойствах,

8

формировать представление о конусе и некоторых его свойствах;

формировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах;

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка

и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать

окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к

культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи,

коммуникации,

и

прочим),

приобретения

культурных

умений

при

взаимодействии

со

взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом

овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен

только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не

руководителя,

поддерживая

и

развивая

мотивацию

ребенка.

Партнерские

отношения

взрослого

и

ребенка

в

МБДОУ

и

в

семье

являются

разумной

альтернативой

двум

диаметрально

противоположным

подходам:

прямому

обучению

и

образованию,

основанному

на

идеях

«свободного

воспитания».

Основной

функциональной

характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка

включение

взрослого

в

процесс

деятельности.

Взрослый

участвует

в

реализации

поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Программа

дополнительного

образования

«Игралочка»

разработана

на

основе

технологии «Ситуация», которая является модефикацией технологии деятельного метода

Л.Г. Петерсон для дошкольного уровня.

В курсе «Игралочка» выделяются 3 типа образовательных ситуаций:

образовательные ситуации «открытия» нового знания;

образовательные ситуации тренировочного типа;

образовательные ситуации обобщающего типа;

Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что

поставленные

образовательные

цели

реализуются

в

процессе

освоения

детьми

нового для них содержания. Параллельно с этим дети приобретают первичный опыт

преодоления затруднения на основе рефлексивного метода.

Структура

образовательных

ситуаций

«открытия»

нового

знания

имеет

следующий вид:

1.

Введение в ситуацию

9

Создаются условия для возникновения у каждого ребенка внутренней потребности

(мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так

называемую свою «детскую цель»).

2.

Актуализация знаний.

Взрослый

организует

деятельность

детей,

в

которой

целенаправленно

актуализируются знания и опыт, а также мыслительные операции, необходимые им

для самостоятельного построения нового способа действия.

3.

Затруднения в игровой ситуации

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с

затруднениями. С помощью системы вопросов «Смогли?»- «Почему не смогли?»

взрослый помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его

причины(«Потому что пока не знаем…/не умеем…»).

4.

Открытие нового знания (способа действия)

Взрослый

вовлекает

детей

в

процесс

самостоятельного

решения

вопросов

проблемного характера, поиска и «открытия» новых знаний (способов действия).

Используя

вопрос

«что

можно

сделать,

если

что-то

не

знаешь?»,

взрослый

побуждает детей выбрать преодоления затруднения.

5.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений

Моделируются

ситуации,

в

которых

новое

знание

(построенный

способ)

используется

совместно

с

освоенными

ранее

способами.

При

этом

взрослый

обращает внимание на умение детей слушать, понимать инструкцию, применять

правило, планировать свою деятельность.

6.

Осмысление

Дети приобретают опыт выполнения таких важных универсальных действий, как

фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться

этой цели.

С помощью вопроса «Где мы были?»- «Чем мы занимались?» - «Кому помогли?»

взрослый

помогает

детям

осмыслить

свою

деятельность

и

зафиксировать

достижение «детской цели».

Далее с помощью вопроса «Почему нам это удалось?» взрослый подводит детей к

тому, что они достигли результата потому, что что узнали новое и чему-то научились.

В образовательных ситуациях тренировочного типа акцент делается на

тренировке познавательных процессов и мыслительных операций. Параллельно с

этим идет закрепление знаний, умений, ранее освоенных детьми.

Структура образовательных ситуаций тренировочного типа:

10

1.Введение в ситуацию

2.Совместная деятельность

3. Осмысление

Цель образовательных ситуаций обобщенного типа заключается в систематизации

наполненного

опыта

математической

деятельности,

а

также

моделировании

диагностических ситуаций для определения динамики развития детей.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает

большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Поэтому педагоги ДОУ учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в

семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и

достижения родителей(законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе

стороны

могут

узнать,

как

ребенок

ведет

себя

в

другой

жизненной

среде.

Обмен

информацией

о

ребенке

является

основой

для

воспитательного

партнерства

между

родителями(законными

представителями)

и

воспитателями,

то

есть

для

открытого,

доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и

воспитания детей.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей

является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной

ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает,

что семья и ДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их

достижения.

Согласие

партнеров

с

общими

целями

и

методами

воспитания

и

сотрудничество

в

их

достижении

позволяют

объединить

усилия

и

обеспечить

преемственность и взаимодополняемость в семейном и вне семейном образовании.

В

основу

совместной

деятельности

семьи

и

дошкольного

учреждения

заложены

следующие принципы:

единый подход к процессу воспитания ребёнка;

открытость дошкольного учреждения для родителей;

взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

уважение и доброжелательность друг к другу;

11

дифференцированный подход к каждой семье;

равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи:

формирование психолого- педагогических знаний родителей;

оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении

детей;

изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

ознакомление родителей с результатами работы дополнительного образовательного

курса «Игралочка»

ознакомление

родителей

с

содержанием

работы

кружка

дополнительного

образовательного курса «Игралочка»

ознакомление родителей с результатами работы кружка в ДОУ ;

Принципы работы с родителями:

целенаправленность, систематичность, плановость;

открытость

детского

сада

для

семьи

(каждому

родителю

обеспечивается

возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной

специфики каждой семьи;

возрастной характер работы с родителями;

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к

развитию личности в семье и детском коллективе;

диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

доброжелательность.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо

знать

родителей

своих

воспитанников.

Поэтому

мы

начинаем

с

анализа

настроя

и

ожиданий от посещения ребенка кружка в детском саду. Проводим анкетирование, личные

12

беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на

воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше

вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят

интерес

и

активность

своих

родителей.

Ребенок

чувствует

себя

ближе,

роднее

по

отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями,

эмоциональный подъем, желание посещать кружок.

И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная

оценка его деятельности.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Способы направления поддержки детской инициативы

Цель: обеспечить условия для предоставления ребенку широкого спектра специфических

для

дошкольников видов деятельности для успешной социализации ребёнка с учетом

социальной ситуации развития.

Задача

помочь

ребёнку

определиться

с

выбором,

направить

и

увлечь

его

той

деятельностью,

в

которой,

с

одной

стороны,

ребёнок

в

большей

степени

может

удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами

деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Все виды деятельности являются - способами поддержки детской инициативы.

Условие

-

создание

развивающей

предметно-пространственной

среды

(трансфоримруемая, полифункциональная, насыщенная социально значимыми образцами

деятельности и общения).

2.5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.5.1 Общие положения

В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод:

новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие».

Воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему

развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, в процессе которых они

экснериментируют,

исследуют,

выявляют

существующие

признаки

и

отношения

предметов- делают свои первые «математические открытия».

Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения

и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические

объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

13

Дети не замечают, что идет обучение, - они перемещаются по комнате, работают с

игрушками,

картинками,

кубиками

ЛЕГО…

Вся

система

образовательных

ситуаций

воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической

деятельности.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии

личности. Поэтому необходимым условием организации образовательного процесса с

детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации

успеха. Это важно не только для поддержания познавательной активности детей, но и для

сохранения и поддержки здоровья.

3. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,

обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

возможностями и интересами.

1.Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее

создание

таких

ситуаций,

в

которых

каждому

ребенку

предоставляется

возможность

выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт

при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2.Ориентированность

педагогической

оценки

на

относительные

показатели

детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,

стимулирование самооценки.

3.Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4 . С о з д а н и е

р а з в и в а ю щ е й

о б р а з о в а т ел ь н о й

с р е д ы , способствующей

познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5.Сбалансированность

репродуктивной (воспроизводящей

готовый

образец) и

продуктивной (производящей

субъективно

новый

продукт) деятельности, то

есть

деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,

творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм

активности.

6.Участие

семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка

дошкольного возраста.

7.Профессиональное

развитие

педагогов, направленное

на

развитие

профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и

мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования

14

Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев,

работающих по Программе.

3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 лет.- Изд.5-е доп.и перераб./Л.Г.

Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2016.

В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод:

новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как « открытие».

Воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему

развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, в процессе которых они

экспериментируют, исследуют, выявляют существенные признаки и отношения предметов

– делают свои первые « математические открытия».

Большое

внимание

в

курсе

уделяется

развитию

вариативного

мышления,

воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные

математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

Дети не замечают, что идет обучение, - они перемещаются по комнате, работают с

игрушками,

картинками,

кубиками

ЛЕГО…

Вся

система

образовательных

ситуаций

воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической

деятельности.

Необходимым условием организации образовательного процесса с детьми является

атмосфера доброжелательности.

Так же для организации образовательного процесса необходим комплект в который

входит:

Рабочая тетрадь

Раздаточный материал

3.3.Кадровые условия реализации Программы

15

3.4.Материально-техническое обеспечение Программы

Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 лет.- Изд.5-е доп.и перераб./Л.Г.

Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2016.

3.5. Планирование образовательной деятельности

Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 лет.- Изд.5-е доп.и перераб./Л.Г.

Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2016.

Тематическое планирование по курсу математического развития дошкольников «

Игралочка»

16

для детей 4-5 лет

1 образовательная ситуация в неделю, всего 35 образовательных ситуаций

( сентябрь-май)

Образовательной

ситуации

Тема

Количество

Образовательных

Ситуаций

Первое полугодие

1

Повторение

1

2

Раньше, позже

1

3

Сравнение по высоте

1

4

Счет до 4. Число и цифра 4.

1

5

Квадрат.

1

6

Куб.

1

7

Вверху, внизу.

1

8

Сравнение по ширине.

1

9

Счет до 5. Число и цифра 5.

1

10

Овал.

1

11

Внутри, снаружи.

1

12

Впереди, сзади, между.

1

13

Пара.

1

14

Прямоугольник.

1

15

Числовой ряд.

1

Второе полугодие

16

Ритм (поиск и составление

закономерностей)

1

17

Счет до 6. Число и цифра 6.

1

18

Порядковый счет.

1

19

Сравнение по длине.

1

20

Счет до 7. Число и цифра 7.

1

21

Числа и цифры 1-7.

1

22

Сравнение по толщине.

1

23

Выше, ниже.

1

24

План (карта путешествий).

1

25

Счет до 8. Число и цифра 8.

1

26

Цилиндр.

1

27

Конус.

1

28

Призма, пирамида.

1

29

Повторение.

1

Резерв

6

3.6.Режим дня и распорядок

17

Частота и продолжительность занятий (образовательных ситуаций) зависят от возраста и

индивидуальных особенностей детей.

С

детьми

средней

группы

занятия

по

формированию

элементарных

математических

представлений

рекомендуется

проводить

1

раз

в

неделю.

Таким

образом,

общее

количество занятий, проводимых с сентября по май, составляет 35.

Кроме

того

организацию

образовательной

деятельности

с

детьми

с

использованием

математического содержания можно проводить вне занятий (во второй половине дня, во

время прогулки и др.)

3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 лет.- Изд.5-е доп.и перераб./Л.Г.

Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2016.

3.8. Перечень литературных источников

Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 лет.- Изд.5-е доп.и перераб./Л.Г.

Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2016.

18