Напоминание

"Художественно эстетическое развитие детей по средствам хореографии"

Автор: Логинова Анна Владимировна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Урюпинск Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно эстетическое развитие детей по средствам хореографии"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.

Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот

документ?

Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования - это

ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в

возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной

организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной

социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с

этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и

средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть

средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации

своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении

музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в

логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования теперь представлено в образовательной области

"Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В

этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области

затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще

мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом,

развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации

художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства

художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение

любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как

ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника,

композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы , то есть, становление

эстетического отношения к окружающему миру;

2. формирование элементарных представлений о видах искусства;

3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

5. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания

в различных образовательных областях.

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи

музыкального воспитания и развития ребёнка. Так, например, касательно образовательной

области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и

творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и

времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме

людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной

области "Речевое развитие" речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область "Физическое развитие" подразумевает задачи развития таких

физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений,

крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в

двигательной сфере.

Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется.

Это задачи, связанные с

1. вхождением ребёнка в мир музыки, задачами развития музыкальной эрудиции и культуры

дошкольников;

2. формированием ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным

традициям и праздникам;

3. развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным

образам, настроениям и чувствам;

4. формированием звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.

Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром,

миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и

чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах,

музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка

физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении

саморегуляции в двигательной сфере.

Кроме этого, в стандарте достаточно бережно и внимательно учитываются индивидуальные

потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,

определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности

отдельных категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.

Социально- реабилитационная деятельность — сравнительно новая, развивающаяся и

перспективная область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в

системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная ее задача — обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе, их

социальная адаптация. В разных странах мира в настоящее время все более активно применяется

психотерапия искусством, которая, согласно международной классификации, представлена

четырьмя направлениями: арт - терапией (психотерапия посредством изобразительного

творчества), танцевально- двигательной терапией (психотерапия посредством движения и танца)

и музыкальной терапией (психотерапия посредством звуков и музыки), драматерапией

(психотерапия посредством сценической игры).

Сейчас мы более подробно остановимся на такой важной теме, как «Роль игры в развитии

музыкально – художественной деятельности при освоении образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие», которая занимает одно из важнейших мест в

образовательном процессе в дошкольном учреждении, как для здоровых детей, так и для детей с

особенностями развития.

Виды и формы музыкально – художественной деятельности ребенка в детском саду достаточно

разнообразны. Особое место среди них занимают музыкальные игры. При освоении

образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», а также в свободное время

дети устраивают игры с пением, слушают музыку, музицируют на детских музыкальных

инструментах, организуют театрализованные представления. Поэтому, одним из важнейших

средств развития музыкально – художественной деятельности детей являются музыкальные игры.

Они объединяют все виды музыкально – художественной деятельности: пение, слушание,

движение под музыку, игру на инструментах.

Цель этих игр – в доступной, очень привлекательной игровой форме развивать у детей

музыкальные способности, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у

них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с

применением знаний, полученных при освоении образовательной области «Художественно –

эстетическое развитие».

Как любая другая игра, музыкальная игра включает в себя развитие игровых действий, которые

должны помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые

свойства музыки, а затем действовать с ними. Подобные игры способствуют активному

вовлечению детей в самостоятельный поиск, будят детскую фантазию, стимулируют способность

импровизировать «на ходу».

Задачи:

развивать способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки;

развивать интерес к музыкально - художественной деятельности;

комплексно развивать музыкальность ребенка, его основных музыкальных способностей;

развивать творческие способности.

Методика овладения детьми играми представляет собой непрерывный и последовательный

цикл, включающий несколько этапов:

1/ первоначальная ориентировка детей в способах самостоятельных действий в условиях

знакомства с музыкальной игрой во время музыкально – художественной деятельности

(подготовительные игры, например, «Знакомство»);

2/ овладение детьми способами самостоятельных действий под непосредственным наблюдением

педагога при знакомстве с музыкально игрой;

3/ использование детьми музыкальных игр по их инициативе и без помощи педагога в

самостоятельной игровой деятельности.

В силу своей доступности, способности интегрироваться в разные образовательные области

(«Фотограф», «Путешествуем на паровозе» и так далее), данные игры представляют огромный

интерес не только для педагогов – музыкантов, но и для педагогов – воспитателей, детских

психологов и логопедов. Главное – они способны побудить и взрослого, и ребенка развивать

собственные музыкальные идеи и придумывать новые игры.

Кроме этого, рассмотрим другие виды музыкальных действий, которые используются в работе

с детьми, имеющих особенности развития.

«Свободное движение».

Включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов.

Формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение

ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками; «будит тело».

Движения с музыкальным сопровождением (русские народные мелодии, классика в

современной обработке) положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти,

воспитывают временную ориентировку. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны

движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной,

мышечной систем), а также оказывает эмоционально- положительное влияние на психику, что

содействует общему оздоровлению организма.

Танцы - игры вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и

координированного движения, умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и

заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом,

выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, пластически имитировать

различные образы; умение переходить от состояния возбуждения к расслаблению (и обратно) При

этом решаются многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и

социальные.

Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.

Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам включаются в структуру занятия

вариативно, по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения,

для создания дополнительной мотивации, состояния эмоционального

подъема, а также используется как естественное продолжение одного из этапов занятия, либо для

перехода от одного этапа к другому (например, в конце ритмической разминки хороши

ритмические игры и игры по правилам, после пальчиковых игр органично вводятся

коммуникативные игры и т. п.). То есть момент введения и целесообразность включения игры в

занятие определяет сам ведущий, учитывая текущее состояние детей.

Коммуникативные игры выполняют задачу развития у детей дошкольного возраста

преимущественно невербальных средств общения и связаны, прежде всего, с выработкой

позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением

общаться.

Ритмические игры выполняют как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя

ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать

свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Задача введения

ритмических игр — эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.

Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной

деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры.

В музыкально- коррекционное занятие можно также включать другие игры, которые помогут в

решении тех или иных задач для конкретной группы детей. В игре ребенок с нарушениями

развития может найти понимание и поддержку, что позволит ему самому сделать шаг навстречу

другим людям.

Вывод, ближе знакомясь с этой темой, понимаешь, насколько важно нам, как педагогам,

музыкальным руководителям быть грамотными и, главное, очень творческими людьми. Игра в

любом своем проявлении способна стать уникальным средством положительного воздействия на

наших воспитанников (здоровых физически и тем более на детей с особенностями развития).

Поэтому, изучение и погружение в эту тему должно стать приоритетным направлением в работе

каждого музыкального руководите