Автор: Логинова Анна Владимировна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Урюпинск Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно эстетическое развитие детей по средствам хореографии"
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.
Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот
документ?
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования - это
ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в
возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной
организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с
этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и
средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть
средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации
своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении
музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в
логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования теперь представлено в образовательной области
"Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В
этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области
затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще
мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом,
развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации
художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства
художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение
любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как
ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника,
композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы , то есть, становление
эстетического отношения к окружающему миру;
2. формирование элементарных представлений о видах искусства;
3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
5. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания
в различных образовательных областях.
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи
музыкального воспитания и развития ребёнка. Так, например, касательно образовательной
области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной
области "Речевое развитие" речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область "Физическое развитие" подразумевает задачи развития таких
физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений,
крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется.
Это задачи, связанные с
1. вхождением ребёнка в мир музыки, задачами развития музыкальной эрудиции и культуры
дошкольников;
2. формированием ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным
традициям и праздникам;
3. развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным
образам, настроениям и чувствам;
4. формированием звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром,
миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и
чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах,
музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка
физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении
саморегуляции в двигательной сфере.
Кроме этого, в стандарте достаточно бережно и внимательно учитываются индивидуальные
потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.
Социально- реабилитационная деятельность — сравнительно новая, развивающаяся и
перспективная область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в
системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная ее задача — обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе, их
социальная адаптация. В разных странах мира в настоящее время все более активно применяется
психотерапия искусством, которая, согласно международной классификации, представлена
четырьмя направлениями: арт - терапией (психотерапия посредством изобразительного
творчества), танцевально- двигательной терапией (психотерапия посредством движения и танца)
и музыкальной терапией (психотерапия посредством звуков и музыки), драматерапией
(психотерапия посредством сценической игры).
Сейчас мы более подробно остановимся на такой важной теме, как «Роль игры в развитии
музыкально – художественной деятельности при освоении образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие», которая занимает одно из важнейших мест в
образовательном процессе в дошкольном учреждении, как для здоровых детей, так и для детей с
особенностями развития.
Виды и формы музыкально – художественной деятельности ребенка в детском саду достаточно
разнообразны. Особое место среди них занимают музыкальные игры. При освоении
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», а также в свободное время
дети устраивают игры с пением, слушают музыку, музицируют на детских музыкальных
инструментах, организуют театрализованные представления. Поэтому, одним из важнейших
средств развития музыкально – художественной деятельности детей являются музыкальные игры.
Они объединяют все виды музыкально – художественной деятельности: пение, слушание,
движение под музыку, игру на инструментах.
Цель этих игр – в доступной, очень привлекательной игровой форме развивать у детей
музыкальные способности, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у
них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с
применением знаний, полученных при освоении образовательной области «Художественно –
эстетическое развитие».
Как любая другая игра, музыкальная игра включает в себя развитие игровых действий, которые
должны помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые
свойства музыки, а затем действовать с ними. Подобные игры способствуют активному
вовлечению детей в самостоятельный поиск, будят детскую фантазию, стимулируют способность
импровизировать «на ходу».
Задачи:
развивать способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки;
развивать интерес к музыкально - художественной деятельности;
комплексно развивать музыкальность ребенка, его основных музыкальных способностей;
развивать творческие способности.
Методика овладения детьми играми представляет собой непрерывный и последовательный
цикл, включающий несколько этапов:
1/ первоначальная ориентировка детей в способах самостоятельных действий в условиях
знакомства с музыкальной игрой во время музыкально – художественной деятельности
(подготовительные игры, например, «Знакомство»);
2/ овладение детьми способами самостоятельных действий под непосредственным наблюдением
педагога при знакомстве с музыкально игрой;
3/ использование детьми музыкальных игр по их инициативе и без помощи педагога в
самостоятельной игровой деятельности.
В силу своей доступности, способности интегрироваться в разные образовательные области
(«Фотограф», «Путешествуем на паровозе» и так далее), данные игры представляют огромный
интерес не только для педагогов – музыкантов, но и для педагогов – воспитателей, детских
психологов и логопедов. Главное – они способны побудить и взрослого, и ребенка развивать
собственные музыкальные идеи и придумывать новые игры.
Кроме этого, рассмотрим другие виды музыкальных действий, которые используются в работе
с детьми, имеющих особенности развития.
«Свободное движение».
Включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов.
Формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение
ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками; «будит тело».
Движения с музыкальным сопровождением (русские народные мелодии, классика в
современной обработке) положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти,
воспитывают временную ориентировку. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны
движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной,
мышечной систем), а также оказывает эмоционально- положительное влияние на психику, что
содействует общему оздоровлению организма.
Танцы - игры вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и
координированного движения, умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и
заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом,
выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, пластически имитировать
различные образы; умение переходить от состояния возбуждения к расслаблению (и обратно) При
этом решаются многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и
социальные.
Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.
Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам включаются в структуру занятия
вариативно, по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения,
для создания дополнительной мотивации, состояния эмоционального
подъема, а также используется как естественное продолжение одного из этапов занятия, либо для
перехода от одного этапа к другому (например, в конце ритмической разминки хороши
ритмические игры и игры по правилам, после пальчиковых игр органично вводятся
коммуникативные игры и т. п.). То есть момент введения и целесообразность включения игры в
занятие определяет сам ведущий, учитывая текущее состояние детей.
Коммуникативные игры выполняют задачу развития у детей дошкольного возраста
преимущественно невербальных средств общения и связаны, прежде всего, с выработкой
позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением
общаться.
Ритмические игры выполняют как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя
ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать
свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Задача введения
ритмических игр — эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.
Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной
деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры.
В музыкально- коррекционное занятие можно также включать другие игры, которые помогут в
решении тех или иных задач для конкретной группы детей. В игре ребенок с нарушениями
развития может найти понимание и поддержку, что позволит ему самому сделать шаг навстречу
другим людям.
Вывод, ближе знакомясь с этой темой, понимаешь, насколько важно нам, как педагогам,
музыкальным руководителям быть грамотными и, главное, очень творческими людьми. Игра в
любом своем проявлении способна стать уникальным средством положительного воздействия на
наших воспитанников (здоровых физически и тем более на детей с особенностями развития).
Поэтому, изучение и погружение в эту тему должно стать приоритетным направлением в работе
каждого музыкального руководите