Автор: Очирова Долгоржап Цоктоевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №5 г. Закаменск"
Населённый пункт: Республика Бурятия г. Закаменск
Наименование материала: Статья
Тема: Хоровое пение в школе. Певческие традиции русской музыкальной культуры
Хоровое пение в школе
Певческие традиции русской музыкальной культуры
На протяжении многих веков истории человечества представители различных наук спорят о путях и
истоках возникновения музыки. Но все они сходятся на том, что она родилась, прежде всего, как
пение, вместе с речью, а может быть и до возникновения первого слова.
Таким образом, человеческий голос был первым музыкальным инструментом.
Пение и его высшая форма – хоровое искусство является подлинным источником отечественной
музыкальной культуры, как в отдаленном прошлом, так и в настоящее время.
Основополагающее место певческого искусства в музыкальной культуре прошлого и современного
определяется
такими
его
свойствами,
как
общедоступность,
народность,
массовость,
что
свидетельствует об универсальном общественном и личностно значимом характере пения.
Певческое искусство издревле лежало в основе не только музыкального, но и духовно-нравственного
воспитания детей. Песня сопровождала человека от момента рождения и до последних его дней: от
колыбельной матери, песен-игр и хороводов, до трудовых, церковно-обрядовых и пр. Именно через
пение формировалась у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его жизни, быта,
взаимоотношения с людьми и Богом.
Пение
на
протяжении
веков
было
главным
инструментом
воспитания
детей,
средством
их
социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений. Поэтому урок пения в
школьной практике изначально был одним из основных учебных предметов наряду с чтением,
письмом и счетом.
Различные
педагоги
прошлого
в
своих
теоретических
трудах
неоднократно
подчеркивали
воспитательное
воздействие
пения
на
учащихся.
Говорилось
о
влиянии
пения
на
развитие
интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, на эстетические чувства и даже физическое
развитие (Д.И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Миропольский, А. И. Пузыревский и др.).
Таким образом, пение может служить многосторонним средством для воспитания ребенка. Влияние
его захватывает самые глубокие стороны внутреннего мира человека.
По наблюдениям современных педагогов дети, систематически занимающиеся хоровым пением,
лучше учатся в школе по всем предметам, более дисциплинированы и эмоционально развиты, по
сравнению со своими сверстниками, не занимающимися музыкой и, в частности, хоровым пением.
Исследования психологов свидетельствуют о том, что детство – это сенситивный период для любого
обучения и в том числе занятий искусством, когда человек открыт для диалога и восприятия
информации,
для
усвоения
социальных
норм
поведения,
формирования
индивидуально-
психологических свойств личности.
По утверждению одного из современных ученых-психологов П. В. Симонова, «занятия искусством –
это не барская прихоть, это – необходимость. Правое полушарие – эмоциональный мозг – является
базисом для развития левого полушария – мозга рассудочного. Только в этом случае происходит
равномерное развитие обоих полушарий мозга, и только такое развитие создает полноценную и
психически
устойчивую
личность
–
святая
святых
задач
системы
народного
образования
и
родительского воспитания» (Симонов П.В. Созидающий мозг. – М., 1993).
Таким образом, недооценка художественного и в том числе певческого развития учащихся в рамках
общеобразовательной
школы
может
привести
к
отрицательным
последствиям
в
других
сферах
деятельности человека.
Несмотря на то, что в системе народного образования на уроках музыки имеются потенциальные
возможности
для
музыкального
и
певческого
развития
учащихся,
однако
они
недостаточно
полноценно реализуются на практике. Одна из основных причин – недостаточно эффективные
программы,
сориентированные,
главным
образом,
на
развитие
музыкального
восприятия
через
слушание музыки и рассуждение о ней, не учитывая отечественные певческие традиции.
Россия
издревле
была
певческой
страной.
Вокально-хоровая
культура
всегда
была
и
есть
ее
национальное
достояние.
Смещение
акцентов
в
музыкальном
образовании
без
учета
данной
особенности национальной культуры приводит к определенному кризису во всей системе народного
образования в целом.
На уроках музыки мало уделяется внимания хоровому пению, поэтому не решается основная задача
вокальной работы – постановка голоса учащихся. А если пение и имеет место на уроке, то оно
проходит на уровне массового пения без учета правил вокальной технологии. Такое пение пагубно
для
физического
и
психического
здоровья
детей.
При
достаточно
длительном
таком
«музицировании» голоса поющих учащихся портятся. У детей искажается представление о хоровом
искусстве, которое превращается для них в фактор стресса.
Пение непоставленным голосом не приводит к развитию тех личностных качеств учащихся, о
которых
говорилось
выше,
а,
напротив,
способствует
разрушению
певческих
способностей
и
формирует отрицательное отношение к урокам музыки.
Из такого кризисного состояния дел можно выйти путем активизации хорового пения во внеклассной
работе и системе дополнительного образования. Кроме того, урок музыки в общеобразовательной
школе, особенно в начальных классах, следует строить, главным образом, на основе певческой
деятельности, целенаправленно работая над процессом постановки голоса с самого начала обучения.
Именно это лежало в основе музыкального воспитания детей в России столетиями.
Пути
развития
отечественной
музыкальной
культуры
в
целом
определяла
певческая
культура
народного
быта
и
православной
церкви.
Специфика
музыкального
искусства
различных
стран
складывалась, главным образом, под влиянием культовой музыки.
С тех пор, как в христианстве православие отделилось от католицизма, музыкальная культура стран,
принявших
ту
или
иную
теологическую
доктрину,
развивалась
соответственно
традициям
богослужебного пения.
В
католических
странах
Запада,
где
богослужение
сопровождалось
игрой
на
музыкальных
инструментах, музыкальная культура пошла по пути активного развития инструментальной музыки
на основе, главным образом, танцевальных жанров.
В православной же России, где богослужение осуществлялось без музыкального сопровождения,
музыкальная культура вплоть до ХУШ века развивалась в основном в хоровых жанрах. Русская
инструментальная
музыка
также
формировалась
на
основе
песенности.
В
этом
и
проявляется
российский менталитет музыкальной культуры.
Традиции
отечественного
хорового
исполнительства
являются
и
поныне
нашим
национальным
достоянием. Передача этих традиций от поколения к поколению – гарантия выживания нации, ибо
народ, который не помнит своей истории, запечатленной в памятниках искусства, а, следовательно, и
не хранит культуры своих предков, обречен на вымирание.
Этим и определяется необходимость сохранения традиций российского хорового исполнительства
путем развития певческой культуры не только в профессиональных хоровых коллективах, но, прежде
всего, на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Широкое музыкальное просвещение в нашей стране будет осуществляться гораздо эффективнее,
если пение в общеобразовательной школе будет приравнено по значимости к другим дисциплинам.
Урок музыки должен стать таким же уважаемым уроком в школе, как урок литературы и математики,
физики и географии. «Буква, цифра, нота должны быть родными сёстрами. Тогда можно назвать
нашу школу общеобразовательной в полном смысле этого слова» – писал Г.А.Струве.
ВХО
должно
добиваться
искоренения
порочной
практики
сокращения
в
образовательных
учреждениях учебных часов на преподавание предметов искусства и замены их занятиями, не
имеющими
отношения
к
художественно-эстетическим
циклам.
В
работе
с
учащимися
общеобразовательной школы определяющим должен стать принцип системности и преемственности.
Вокально-хоровое воспитание, обучение и развитие учащихся должно осуществляться в тесном
взаимодействии
с
художественно-эстетическими
дисциплинами,
преподаваемыми
в
общеобразовательной школе, с осуществлением музыкально-проектной деятельности в единстве
урочных и внеурочных занятий.
Хоровая культура подрастающего поколения будет успешно формироваться при условии создания в
учебном учреждении художественно-эстетической среды и взаимодействия школы с учреждениями
культуры, в том числе театрами оперы и балета, хоровыми капеллами, народными коллективами.
Учитывая опыт массового музыкального образования, работу по развитию культуры хорового пения
дошкольников
и
школьников
необходимо
строить
в
опоре
на
развитие
их
музыкальности,
музыкального
(вокального)
слуха,
певческого
голоса,
художественного
вкуса,
творческого
воображения. Способность слушать и слышать музыку (размышлять о музыке) эффективней всего
воспитывается
на
основе
интереса
к
совместному
вокально-хоровому
исполнительству
и
к
овладению специальными (вокально-хоровыми) умениями и навыками.
Что нужно для возрождения утраченных традиций певческой культуры народа:
1. Урок музыки должен стать уроком пения, особенно для младших школьников.
2. Организация постоянно действующих в школе хоровых коллективов для учащихся младшего,
среднего и старшего возраста.
3. Выделить ставки для оплаты работы руководителей и концертмейстеров школьных хоров.
4. Установить традиции проведения детских певческих лагерей во время школьных каникул.
5.
Финансировать
организацию
работы
Всероссийского
хорового
общества
для
руководства
и
проведения всевозможных конкурсов и фестивалей хорового искусства.
6. Пересмотреть систему подготовки учителя музыки.
7.
Добиться
категорического
запрета
на
сокращение
уроков
музыки
в
школе
в
пользу
других
предметов.
8. Включить в образовательный стандарт требование о знании выпускниками школ определённого
набора вокальных произведений и умение исполнять их в составе хора.