Напоминание

Хоровое пение в школе. Певческие традиции русской музыкальной культуры

Автор: Очирова Долгоржап Цоктоевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №5 г. Закаменск"
Населённый пункт: Республика Бурятия г. Закаменск
Наименование материала: Статья
Тема: Хоровое пение в школе. Певческие традиции русской музыкальной культуры







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Хоровое пение в школе

Певческие традиции русской музыкальной культуры

На протяжении многих веков истории человечества представители различных наук спорят о путях и

истоках возникновения музыки. Но все они сходятся на том, что она родилась, прежде всего, как

пение, вместе с речью, а может быть и до возникновения первого слова.

Таким образом, человеческий голос был первым музыкальным инструментом.

Пение и его высшая форма – хоровое искусство является подлинным источником отечественной

музыкальной культуры, как в отдаленном прошлом, так и в настоящее время.

Основополагающее место певческого искусства в музыкальной культуре прошлого и современного

определяется

такими

его

свойствами,

как

общедоступность,

народность,

массовость,

что

свидетельствует об универсальном общественном и личностно значимом характере пения.

Певческое искусство издревле лежало в основе не только музыкального, но и духовно-нравственного

воспитания детей. Песня сопровождала человека от момента рождения и до последних его дней: от

колыбельной матери, песен-игр и хороводов, до трудовых, церковно-обрядовых и пр. Именно через

пение формировалась у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его жизни, быта,

взаимоотношения с людьми и Богом.

Пение

на

протяжении

веков

было

главным

инструментом

воспитания

детей,

средством

их

социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений. Поэтому урок пения в

школьной практике изначально был одним из основных учебных предметов наряду с чтением,

письмом и счетом.

Различные

педагоги

прошлого

в

своих

теоретических

трудах

неоднократно

подчеркивали

воспитательное

воздействие

пения

на

учащихся.

Говорилось

о

влиянии

пения

на

развитие

интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, на эстетические чувства и даже физическое

развитие (Д.И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Миропольский, А. И. Пузыревский и др.).

Таким образом, пение может служить многосторонним средством для воспитания ребенка. Влияние

его захватывает самые глубокие стороны внутреннего мира человека.

По наблюдениям современных педагогов дети, систематически занимающиеся хоровым пением,

лучше учатся в школе по всем предметам, более дисциплинированы и эмоционально развиты, по

сравнению со своими сверстниками, не занимающимися музыкой и, в частности, хоровым пением.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что детство – это сенситивный период для любого

обучения и в том числе занятий искусством, когда человек открыт для диалога и восприятия

информации,

для

усвоения

социальных

норм

поведения,

формирования

индивидуально-

психологических свойств личности.

По утверждению одного из современных ученых-психологов П. В. Симонова, «занятия искусством –

это не барская прихоть, это – необходимость. Правое полушарие – эмоциональный мозг – является

базисом для развития левого полушария – мозга рассудочного. Только в этом случае происходит

равномерное развитие обоих полушарий мозга, и только такое развитие создает полноценную и

психически

устойчивую

личность

святая

святых

задач

системы

народного

образования

и

родительского воспитания» (Симонов П.В. Созидающий мозг. – М., 1993).

Таким образом, недооценка художественного и в том числе певческого развития учащихся в рамках

общеобразовательной

школы

может

привести

к

отрицательным

последствиям

в

других

сферах

деятельности человека.

Несмотря на то, что в системе народного образования на уроках музыки имеются потенциальные

возможности

для

музыкального

и

певческого

развития

учащихся,

однако

они

недостаточно

полноценно реализуются на практике. Одна из основных причин – недостаточно эффективные

программы,

сориентированные,

главным

образом,

на

развитие

музыкального

восприятия

через

слушание музыки и рассуждение о ней, не учитывая отечественные певческие традиции.

Россия

издревле

была

певческой

страной.

Вокально-хоровая

культура

всегда

была

и

есть

ее

национальное

достояние.

Смещение

акцентов

в

музыкальном

образовании

без

учета

данной

особенности национальной культуры приводит к определенному кризису во всей системе народного

образования в целом.

На уроках музыки мало уделяется внимания хоровому пению, поэтому не решается основная задача

вокальной работы – постановка голоса учащихся. А если пение и имеет место на уроке, то оно

проходит на уровне массового пения без учета правил вокальной технологии. Такое пение пагубно

для

физического

и

психического

здоровья

детей.

При

достаточно

длительном

таком

«музицировании» голоса поющих учащихся портятся. У детей искажается представление о хоровом

искусстве, которое превращается для них в фактор стресса.

Пение непоставленным голосом не приводит к развитию тех личностных качеств учащихся, о

которых

говорилось

выше,

а,

напротив,

способствует

разрушению

певческих

способностей

и

формирует отрицательное отношение к урокам музыки.

Из такого кризисного состояния дел можно выйти путем активизации хорового пения во внеклассной

работе и системе дополнительного образования. Кроме того, урок музыки в общеобразовательной

школе, особенно в начальных классах, следует строить, главным образом, на основе певческой

деятельности, целенаправленно работая над процессом постановки голоса с самого начала обучения.

Именно это лежало в основе музыкального воспитания детей в России столетиями.

Пути

развития

отечественной

музыкальной

культуры

в

целом

определяла

певческая

культура

народного

быта

и

православной

церкви.

Специфика

музыкального

искусства

различных

стран

складывалась, главным образом, под влиянием культовой музыки.

С тех пор, как в христианстве православие отделилось от католицизма, музыкальная культура стран,

принявших

ту

или

иную

теологическую

доктрину,

развивалась

соответственно

традициям

богослужебного пения.

В

католических

странах

Запада,

где

богослужение

сопровождалось

игрой

на

музыкальных

инструментах, музыкальная культура пошла по пути активного развития инструментальной музыки

на основе, главным образом, танцевальных жанров.

В православной же России, где богослужение осуществлялось без музыкального сопровождения,

музыкальная культура вплоть до ХУШ века развивалась в основном в хоровых жанрах. Русская

инструментальная

музыка

также

формировалась

на

основе

песенности.

В

этом

и

проявляется

российский менталитет музыкальной культуры.

Традиции

отечественного

хорового

исполнительства

являются

и

поныне

нашим

национальным

достоянием. Передача этих традиций от поколения к поколению – гарантия выживания нации, ибо

народ, который не помнит своей истории, запечатленной в памятниках искусства, а, следовательно, и

не хранит культуры своих предков, обречен на вымирание.

Этим и определяется необходимость сохранения традиций российского хорового исполнительства

путем развития певческой культуры не только в профессиональных хоровых коллективах, но, прежде

всего, на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Широкое музыкальное просвещение в нашей стране будет осуществляться гораздо эффективнее,

если пение в общеобразовательной школе будет приравнено по значимости к другим дисциплинам.

Урок музыки должен стать таким же уважаемым уроком в школе, как урок литературы и математики,

физики и географии. «Буква, цифра, нота должны быть родными сёстрами. Тогда можно назвать

нашу школу общеобразовательной в полном смысле этого слова» – писал Г.А.Струве.

ВХО

должно

добиваться

искоренения

порочной

практики

сокращения

в

образовательных

учреждениях учебных часов на преподавание предметов искусства и замены их занятиями, не

имеющими

отношения

к

художественно-эстетическим

циклам.

В

работе

с

учащимися

общеобразовательной школы определяющим должен стать принцип системности и преемственности.

Вокально-хоровое воспитание, обучение и развитие учащихся должно осуществляться в тесном

взаимодействии

с

художественно-эстетическими

дисциплинами,

преподаваемыми

в

общеобразовательной школе, с осуществлением музыкально-проектной деятельности в единстве

урочных и внеурочных занятий.

Хоровая культура подрастающего поколения будет успешно формироваться при условии создания в

учебном учреждении художественно-эстетической среды и взаимодействия школы с учреждениями

культуры, в том числе театрами оперы и балета, хоровыми капеллами, народными коллективами.

Учитывая опыт массового музыкального образования, работу по развитию культуры хорового пения

дошкольников

и

школьников

необходимо

строить

в

опоре

на

развитие

их

музыкальности,

музыкального

(вокального)

слуха,

певческого

голоса,

художественного

вкуса,

творческого

воображения. Способность слушать и слышать музыку (размышлять о музыке) эффективней всего

воспитывается

на

основе

интереса

к

совместному

вокально-хоровому

исполнительству

и

к

овладению специальными (вокально-хоровыми) умениями и навыками.

Что нужно для возрождения утраченных традиций певческой культуры народа:

1. Урок музыки должен стать уроком пения, особенно для младших школьников.

2. Организация постоянно действующих в школе хоровых коллективов для учащихся младшего,

среднего и старшего возраста.

3. Выделить ставки для оплаты работы руководителей и концертмейстеров школьных хоров.

4. Установить традиции проведения детских певческих лагерей во время школьных каникул.

5.

Финансировать

организацию

работы

Всероссийского

хорового

общества

для

руководства

и

проведения всевозможных конкурсов и фестивалей хорового искусства.

6. Пересмотреть систему подготовки учителя музыки.

7.

Добиться

категорического

запрета

на

сокращение

уроков

музыки

в

школе

в

пользу

других

предметов.

8. Включить в образовательный стандарт требование о знании выпускниками школ определённого

набора вокальных произведений и умение исполнять их в составе хора.