Напоминание

Приемная семья и органы опеки

Автор: Сайгушева Наталия Феофановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО ПП МС центр "Шанс"
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Приемная семья и органы опеки







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными

организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

1.

Родительские и профессиональные функции приёмной семьи;

2.

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с

организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-психологическую

помощь таким семьям, с биологической семьёй ребёнка, а также важность такого

взаимодействия;

3.

Информирование кандидатов в приёмные родители о доступной

инфраструктуре социальных услуг для приёмных семей в месте проживания семьи;

4.

Взаимодействие приёмных семей с социальным окружением и родительским

сообществом.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну беспризорности. Дети, в

силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического,

умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут

нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти – в

социальной защите. По последним данным, более 600 тысяч российских детей –

сироты. Из них 90% – социальные сироты, т. е. дети, лишенные родительского

попечения при живых родителях. В Конвенции ООН о правах ребенка говориться, что

«ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или

который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком

окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые

государством».

Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показывает, что

эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты,

воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у помещенного в интернатное

учреждение.

Семейный кодекс РФ определяет следующие формы жизнеустройства ребенка,

лишенного родительского попечения: опека / попечительство, усыновление /

удочерение и помещение ребенка в приемную семью. В настоящее время идет

активная работа по развитию моделей организации замещающей семейной заботы в

отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: таких как

патронатная семья и семейная воспитательная группа (патронат). Но именно эти

новые формы жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения, никоим

образом не указаны в Семейном кодексе РФ. Хотя сейчас актуальным является

развитие системы патронатного воспитания, как промежуточной формы между

кровной семьей ребенка и приемной семьей.

Приемная семья – институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в

социальной и психолого-педагогической поддержке, отсчитывающая свою

официальную историю с 1996 года, когда было принято постановление Правительства

РФ от 17.07.1996 №829 «Об утверждении Положения о приемной семье».

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся

без попечения родителей. Приемная семья образуется на основании договора о

передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства

содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям

необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания

ребенка (детей). Устройство детей в приемную семью не влечет за собой

возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и

наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской

Федерации.

Патронатное воспитание – осуществление необходимой помощи в воспитании

и защите прав ребенка, оставленного в кровной семье, форма семейного устройства

ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и

законных интересов ребенка между родителями (законными представителями

ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением,

предоставляющим патронатное воспитание.

Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок

остается воспитанником детского дома, обеспечивается питанием и одеждой по

нормам детского дома и передается в семью на основании договора. Директор

детского дома является законным представителем ребенка, а психолог, социальный

педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои

обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав, т. е

организуется комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое

сопровождение ребенка.

Семейная воспитательная группа (СВГ) – форма организации деятельности

специализированного учреждения, направленная на обеспечение ребенку

возможности приобрести опыт жизни в семье, а впоследствии, может быть, и обрести

семью.

СВГ организуются при социальных приютах, социально-реабилитационных

центрах и центрах помощи детям. СВГ рассматриваются как одно из подразделений

выше перечисленных учреждений. Время пребывания ребенка в СВГ ограничено

временем пребывания ребенка в приюте – 6 месяцев. Необходимое условие

организации СВГ – создание службы их сопровождения.

Профессиональная замещающая семья обеспечивает ребенку возможность

воспитываться в семье, способствует решению проблемы безнадзорности в городе,

обеспечивает полноценное развитие личности ребенка, создает дополнительные

рабочие места. Развитие профессиональной замещающей семьи как социального

института идет медленно. Сложность заключается в подготовке педагогов-

воспитателей профессиональных замещающих семей. Пока этим занимаются

Уполномоченные службы по своим программам, т. к. отсутствуют государственные

образовательные программы для данной целевой группы. Концептуально не

разработаны модели комплексного сопровождения детей в условиях замещающей

семейной заботы. Но не только это тормозит развитие профессиональной

замещающей семьи. В уже создавшейся семье возникают проблемы, которые и

создают барьеры для дальнейшего ее развития. Уже на этапе интеграции ребенка-

сироты в профессиональную замещающую семью, в частности в патронатную семью,

возникает множество проблем, таких как недостаточная педагогическая грамотность

патронатных воспитателей, возрастные особенности детей-сирот, психологическая

неготовность воспитателей к приему детей-сирот и т. д. Но это еще не все беды. Как

уже говорилось выше, патронатная семья является промежуточным звеном между

кровной семьей или детским домом и приемной семьей. То есть патронатная семья в

конечном итоге должна преобразоваться в приемную семью. Но патронатные семьи,

исходя из социально-педагогической практики, совсем не стремятся к

преобразованию.

Существует две основные функции в деятельности замещающего воспитателя:

родительская и профессиональная. Именно они обеспечивают общий результат

работы замещающего воспитателя. При воспитании детей-сирот разных возрастов

должна превалировать та или иная профессиональная функция. Родительская

функция, как правило, выполняется на 100%. А профессиональную функцию

деятельности патронатного воспитателя фактически выполняют специалисты

уполномоченной службы сопровождения, действующей на базе учреждения для

детей-сирот. В службу сопровождения входят, как правило, руководитель, социальный

педагог, психолог. Социальный педагог, взаимодействуя с психологом, сопровождает

патронатные семьи. Под сопровождением понимается комплекс психолого-

педагогических, медицинских, социальных и правовых мер, направленных на защиту

прав и законных интересов детей, переданных на патронатное воспитание, а также на

обеспечение их успешной адаптации и социализации. Воспитатели не готовы

преобразовываться в приемную семью, т. к. не хотят создавать для себя

дополнительные сложности в воспитании детей-сирот, потому что все сложности в

патронатной семье решают специалисты службы сопровождения. Таким образом, для

перевода замещающей семьи с патронатной модели в приемную необходимо

поэтапно минимизировать объем предоставляемых учреждением услуг или решить

эту проблему другим путем, но каким?

Исходя из вышеизложенного можно говорить о том, что профессиональная

замещающая семья на современном этапе развивается, но очень медленно и с

большими трудностями. Эти трудности необходимо пытаться решать

государственными мерами не только на региональном уровне, но и на федеральном.

Необходимо искать пути их преодоления совместными усилиями специалистов всех

заинтересованных в этом служб.

Согласно ст. 8 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”

полномочиями органов опеки и попечительства являются подбор, учет и подготовка

граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять

детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных

установленных семейным законодательством формах. Порядок осуществления этой

деятельности Правительством России не определен. Например, в Санкт-Петербурге

порядок организации вышеуказанной деятельности определен Распоряжением

Комитета по труду и социальной защиты населения от 27.12.07 №141-р «О порядке

организации и осуществления органами местного самоуправления в Санкт-

Петербурге деятельности по опеке и попечительству».

В соответствии с пунктом 2.3. данного распоряжения, орган местного

самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству в

отношении несовершеннолетних:

ведет учет граждан РФ, проживающих на территории органа местного

самоуправления, желающих усыновить (удочерить) ребенка (детей);

осуществляет подбор лиц, изъявивших желание и способных к

выполнению обязанностей опекуна (попечителя) и подбор лиц, способных к

выполнению обязанностей приемных родителей;

представляет заключение о возможности граждан быть усыновителями,

составляет заключение о возможности назначения опекуном (попечителем) и

принимает соответствующее решение, выдает заключение о возможности быть

приемными родителями с учетом их личных качеств, способности к выполнению

обязанностей по воспитанию детей, их отношения с ребенком (детьми),

взаимоотношений с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а

также состояния здоровья;

проводит обследование условий жизни ребенка и кандидата в опекуны

(попечители).

Для того, чтобы взять ребенка детей на воспитание в приемную семью,

необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства.

Пишется заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными

родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

Справка с места работы с указанием должности и размера заработной

платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

Характеристика с места работы;

Автобиография;

Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего

взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого

счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для

нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном

фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение) ;

Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

Медицинская

справка

лечебно-профилактического учреждения

о

состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в

приемную семью.

Приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях

предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий

документ.

Специалисты органа опеки и попечительства проверяют жилищно-бытовые

условия, по результатам обследования составляется акт, и в течении 20 дней со дня

подачи заявления выдается заключение о возможности быть приемными родителями.

Это основание для подбора ребенка в целях его передачи в приемную семью.

Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства

принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание

ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей,

взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

Приемными

родителями могут

быть совершеннолетние

лица обоего

пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно

дееспособными;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в

родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее

выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка в

приемную семью:

-туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V

групп диспансерного учета;

-заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата

в стадии декомпенсации;

-злокачественные онкологические заболевания всех локализаций наркомания,

токсикомания, алкоголизм;

-инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

-психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке

--недееспособными или ограниченно дееспособными;

-все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие

трудоспособность.

Что касается детей, то на воспитание в приемную семью могут быть переданы

следующие дети:

-

дети-сироты;

-

дети, родители которых неизвестны;

-

дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в

родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно

отсутствующими, осуждены;

-

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично

осуществлять их воспитание и содержание;

-

дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в

воспитательных, лечебно- профилактических учреждениях, учреждениях социальной

защиты населения или других аналогичных учреждениях[49].

После получения заключения о возможности взять ребенка в приемную семью,

пишется заявление с просьбой о его передаче в семью, к нему прилагается

заключение о возможности быть приемным родителем. После этого составляется

договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью между органом опеки и

попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

Договор предусматривает оплату труда приемных родителей. А вот размер оплаты

определяется региональным законом об оплате труда приемных родителей. Детям

выплачиваются средства на их содержание. Согласно договору приемные родители

ребенка имеет право и обязаны:

-

воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

-

заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и

нравственном развитии;

-

вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом

мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при

соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его

права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не

могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Приемные родители

вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Приемные дети в свою очередь пользуются льготами, которые

предусматриваются как федеральными, так и региональными законами. Это могут

быть льготы на получение образования, медицинское обслуживание, приобретение

путевок, получение жилья, если у ребенка его нет.

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между

приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных

правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. При

передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется

интересами ребенка и передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10

лет осуществляется только с его согласия.

После того как собраны все необходимые документы и получено от органов

опеки и попечительства по месту жительства заключение о возможности быть

усыновителем, специалисты обязаны ознакомить будущих приемных родителей, с

имеющейся информацией о детях, которые могут быть усыновлены. Если же в районе

нет детей, которых они захотели бы принять в семью, или они не хотят брать ребенка

по месту своего жительства, специалисты органа опеки и попечительства обязаны

оказать содействие в его поиске.

Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без

попечения родителей, предусматривают, что они обязаны оказывать содействие в

поиске ребенка не только у себя, но и в других регионах России, обмениваясь между

собой служебной информацией. Они имеют право связаться с органом опеки

ближайшей к приемным родителям территории и попросить оказать помощь в

подборе ребенка или же направить запрос о поиске ребенка в региональный или

федеральный банк данных. Специалист органа отдела опеки и попечительства обязан

выдать направление на посещение ребенка,

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (кровная семья-

организация-замещающая семья).

V Этап: Заключительный

Создание потранатной, опекунской, приёмной семьи.

Консультативная помощь семье принявшей ребенка.

IV Этап: Практический

Личное знакомство ребенка и потенциальной семьи

(Пребывание в семье в каникулы и выходные дни.)

III Этап: Деятельный

Сбор информации о семье,

оформление необходимых документов

Первоначальное знакомство ребенка

с отдельными членами семьи.

II Этап: Первоначальный (этапный)

Личное знакомство специалистов детского дома

с потенциальными родителями, беседы,

Работа с ребенком, направленная на снятие

чувства

I Этап: Подготовительный (поисковый)

Выяснение желания воспитанников

жить в семье.

Информирование население через печать

о работе детского дома по устройству детей

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению,

ни

с

какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация

сиротства)

отражается

на

дальнейшем

развитии

ребёнка

и

препятствует

формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности. Без

этих

новообразований

ребёнок

не

сможет

стать

субъектом

межличностных

отношений

и

сформироваться

в

зрелую

личность.

Совершенно

очевидно,

что

сегодня

встаёт

проблема

реализации

сопровождения

замещающих

семей,

закреплённая главой 21 СК РФ. Поэтому важно выстроить систему качественной,

социальной,

психологической,

педагогической

помощи и поддержки детей —

сирот и замещающих родителей.

Служба сопровождения замещающей семьи создается как организационная

структура

региональной

системы

семейного

жизнеустройства,

в

состав

которой

входят

органы

опеки

и

попечительства

(территориальные,

муниципальные),

ресурсные центры, уполномоченные организации по комплексному сопровождению

замещающих семей. Служба оказывает содействие созданию оптимальных условий

для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения,

в

замещающей

семье,

организации

и

осуществлению

эффективной

замещающей

семейной

заботы.

Служба

несет

ответственность

за

благополучие

детей, воспитывающихся в замещающих семьях. К важнейшим направлениям

деятельности службы можно отнести:

• привлечение

населения

к

замещающей

семейной

заботе;

• создание и реализацию системы сопровождения замещающей семьи и

приемного ребенка;

• включение кандидатов в замещающие родители и состоявшиеся замещающие

семьи в систему

сопровождения

замещающей

семьи;

• включение ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе, в

систему сопровождения;

• создание поддерживающей среды для замещающей семьи и приемного

ребенка в условиях созданной семьи;

• организацию помощи биологическим семьям, в которых родители желают и

имеют возможность восстановить свои родительские права;

• патронаж выпускников замещающей семьи;

• подготовку и профессиональную поддержку специалистов службы;

обеспечение соответствия деятельности службы требованиям

российского законодательства.