Напоминание

"Формирование метро-ритмических навыков"

Автор: Баранова Марина Станиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦЭВД "Радуга"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование метро-ритмических навыков"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МАУ ДО Центр эстетического воспитания детей «РАДУГА»

Дидактическое пособие

Формирование метро-ритмических навыков

на уроках фортепиано

Дидактическая разработка

Педагога дополнительного образования

МАУ ДО ЦЭВД «Радуга»

Барановой Марины Станиславовны

Березники 2017

Формирование метро-ритмических навыков на уроках

фортепиано

Цель: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения

игре на фортепиано.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Развивающая:

развитие метроритмических навыков, необходимых для игры на фортепиано;

формирование прямой взаимосвязи между ритмической записью и внутренним

чувством ритма

Обучающая:

изучение основных элементов музыкальной грамоты, необходимых для освоения

метроритмической структуры музыкальных произведений;

Воспитательная:

воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.

Музыкальное обучение создает благоприятные условия для развития чувства ритма.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот – не только

музыкальный. Внашей жизни всё подчинено определённому ритму и наступление

времён года, и смены дня и ночи, и биение сердца.

Работа по развитию метро –ритмического чувства начинается с первых занятий.

На первом уроке я объясняю, что музыка живая, у неё есть сердце и оно стучит, в

соответствии с настроением в разном темпе. Т.И.Смирнова предлагает игру« Я буду

музыкой, а ты моим пульсом».Ребенок стучит «пульс» различных музыкальных

отрывков. В сборнике «Путь к музыке» Л. Боренбойм говорит с ребёнком о том, что в

музыке есть «шаги» и предлагает пошагать в темпе и характере музыки. Приходим к

выводу, что пульс и шаги равномерны и их можно записать вертикальными

палочками(четвертями) - та . После осознания мерных шагов переходим к понятию

ритмический рисунок, на примерах детских стихов обнаруживаем, что звуки бывают

длинные и короткие- записываем палочками, где короткие(восьмые) – тати-

объединяем по две.

Шел, шел без дорог та- та тати-та

Где шел- там и лёг та- та тати-та

До утра долежал тати та, тати та

А потом побежал (снег) тати та, тати та

После выполнения простых ритмических упражнений можно дать общепринятую

схему длительностей. Показать эту схему можно на длинной полоске бумаги.

Нарисовать на ней целую ноту, далее одновременно выполнять тройное действие:

вести карандашом по полоске бумаги, голосом петь звук и отстукивать пульс ногой.

Далее разделить полоску пополам ,чтобы получилось два более коротких звука и т д.

Но тройное действие надо выполнять постоянно, чтобы ученик чувствовал, что

музыка- искусство во времени. Объясняя схему длительностей нот, даю понятие

слогового ритма:

Целая нота - та – та–та-та

Половинная- та-а

Четверть - та

Восьмые - тати

Шестнадцатые- така тики

Чтение ритмических рисунков при помощи слогового ритма прочно вошло в

педагогическую практику. Можно сказать, что все современные методики начального

обучения используют систему слогов для чтения ритмических рисунков. В этом методе

много положительных сторон. Слоги легче говорить, чем быстро хлопать в ладоши.

Расшифровка целой длительности как «та- та -та- та» дает необходимое наполнение

длинного звука. Особенно полезен слоговой ритм при освоении движения

шестнадцатых.

При помощи ритмической партитуры Т. Смирнова объясняет разницу в скорости

шагов мамы, малыша и папы, когда они идут вместе. Она пишет, что «можно

предложить ребенку самому написать схемы для любых игрушек или персонажей

сказок, тогдаполучится игра «Чьи это шаги?». Хорошо поиграть на двух клавишах.

Тогда это не просто две ноты, а музыка шагов, где есть образ шагающего, ритм, высота

звука, темп, динамика»

· Формирование навыка чтения ритмических рисунков

Большие проблемы возникают у многих детей при восприятии ритмической

горизонтали, состоящей из различных ритмических групп. Поэтому имеет смысл

работать над ритмическими схемами отдельно. Обычно ритмический рисунок в

детских пьесах достаточно простой, но даже и в этом случае необходимо сначала

хорошо проработать ритм при помощи ритмических слогов или хлопков. Это поможет

играть без остановок.

Приемы работы с ритмическими схемами детально изложены в методических

рекомендациях Т. Смирновой. Для работы необходимо иметь некоторое количество

разнообразных ритмических блоков с ритмическими рисунками. Их нужно

отрабатывать до автоматизма, причем одна рука должна стучать пульс, а другая –

ритмический рисунок. Из блоков можно строить ритмические цепочки («музыкальный

паровозик»). Цель работы заключается в выработке у ребенка связи между

ритмической записью и внутренним чувством метрической пульсации. Чтение

ритмических схем подготавливает навык чтения с листа.

Ритмические схемы, приведенные в методике Т. Смирновой, отличаются высоким

уровнем сложности и не имеют тактового деления. Однако опыт показывает, что в

начале работы с детьми, у которых ритмическое чувство проявлено слабо, более

целесообразно использовать ритмические схемы в размере 4/4, что уже было видно на

приведенных выше примерах. В целой четыре части, поэтому четверть называется

именно четвертью. Это будут карточки, где нарисованы четыре четверти, целая, две

половинки, восемь восьмых и другие сочетания долей. Границы карточек сходны с

тактовыми чертами. Для освоения других размеров можно сделать соответствующие

карточки Интересные карточки получаются при переводе в схему песенки «Андрей-

воробей»: «Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек, из-под палочек, не клюй

песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок»

Уже упомянутые выше задания на ритмизацию слов и распределение их по вагонам с

соответствующим размером также относится к освоению ритмических рисунков.

Однако при специальной работе над ритмическими последовательностями главный

акцент переносится на непрерывное чтение развертывающегося ритмического потока.

Это готовит восприятие к последующему чтению с листа уже полного нотного текста.

Использование ритмических схем является одним их эффективных способов

формирования чувства развертывания музыки во времени. Восприятие музыки в виде

ритмической схемы дает возможность ученику «условно «абстрагироваться» от

интонационного содержания музыки и целиком сосредоточиться на прояснении

временных отношений: как бы увидеть, конкретизировать, запечатлеть музыкальное

время в пространстве, получить наглядное представление о том, или ином

метроритмическом узоре произведения»Работу над ритмическими схемами надо

проводить параллельно с игрой пьес. В разучиваемых пьесах ритм намного легче, чем

в ритмических упражнениях и поэтому не вызывает сложности. Знакомясь с новыми

пьесами можно предложить играть и петь с названием нот или ритма, можно

предложить сочинить слова.

Фортепианный репертуар дает много возможностей для освоения разнообразных

ритмических образов и стилей, что формирует эмоциональное отношение к

ритмической стороне музыки. В процессе активного воспроизведения музыки

играющий получает непосредственное ощущение ритмической жизни музыки, которое

связано именно с интуитивным проникновением в поэтический образ.