Автор: Лыкова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 30 "Миасский детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: село Миасское, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: звуковая культура речи "В гостях у цыплёнка Цып-цып"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по звуковой культуре речи в средней группе.
«В гостях у цыплёнка Цып-цып»
Выполнила: воспитатель
Лыкова Наталья Сергеевна
Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие
речи)
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование
правильного его произношения.
Задачи:
Образовательные:
упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука
[ц], звука в слоге, в словах;
формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
формировать умение самостоятельно отбирать предметы с заданным
звуком, произнося звук громче, чем остальные звуки в слове;
Развивающие:
развивать диалогическую речь детей;
обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
развивать артикуляционный аппарат детей;
развивать фонематический слух и восприятие;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, вежливость.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки, мяч, картинки, карандаши,
раскраски.
Виды
детской
деятельности: коммуникативная,
познавательная,
игровая,
двигательная.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Ход занятия:
В: Дети, встанем в круг, поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение
«лопата»)
Вот, Шутник!
Вдруг
узким
–
узким
стал
язык
(язык
узкий
между
зубов
и
вперед,
упражнение «иголочка»)
Язычок мы спрячем в рот,
Пусть немножко отдохнет!
В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Тогда слушайте внимательно.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок)
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А треснул наконец,
Так и выскочил жилец. (Яйцо)
Звук цыплят на экране (Слайд№1).
В: Кто же это? Да это же цыплёнок к нам в гости пожаловал, услышал, как
мы про него говорим. (Слайд№2)
Дети поздороваемся с цыплёнком на его языке. Дети я вас научу повторяйте
за мной. Дети повторяют ряды слогов разной степени сложности.
Ца-ца-ца
Цо-цо-цо
Цу-цу-цу
Цы-цы-цы
Це-це-це
В: Скажите дети, какой звук часто повторялся? (Ц)
Посмотрите, как он произносится.
Воспитатель просит кратко и громко
несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц) –губы в улыбочке, кончик
языка упирается в нижние зубы. (Воспитатель объясняет и показывает
произношение звука ц.) Произноси Варя, Катя, Маша. Теперь хором скажем.
В: А в слове цыплёнок есть этот звук?
(да) Правильно, он стоит в начале
слова. Слышите? Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук, а затем
просит нескольких детей сказать слово цыпленок) Скажем вместе это слово.
(проговаривают хором)
В: Ребята, расскажем цыплёнку что вам напоминает этот звук?
Дети рассказывают цыплёнку о сходстве звука (Ц) со звуками окружающего
мира Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и
разучить звукоподражания:
Белочка- цик- цик(Слайд№3)
Лошадка – цок-цок(Слайд№4)
Бабушка цыплят созыват – цып-цып(Слайд№5)
Кошка мышку ловит – цап-цап. (Слайд№:6) (Слайд№7)
В:
Цыплёнок
говорит,
что
это
его
любимый
звук,
и
он
даже
знает
чистоговорки
с
этим
звуком
хотите
и
вам
расскажем?
(да)
Слушайте
и повторяйте дружно строки:
Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!
Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.
Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!
Физминутка. (Слайд № 8)
Цыпленок
любит
делать
зарядку
и
вас
приглашает.
Дети
смотрите
на
цыплёнка и повторяйте дружно движения. (Слайд№9)
В: Цыплёнок приготовил вам сюрприз (дети проходят к столам, где лежат
картинки надо раскрасить только те, в названиях которых есть звук ц).
В: Какие предметы вы раскрасили? Ответы.
В: Наш маленький гость заскучал, развеселим его и поиграем в
в
игру
«Жмурки
со
звуком».
Воспитатель
медленно,
с
расстановкой,
произносите слоги: ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Дети
зажмуривают глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц].
В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица)
(Слайд№10) Слышите звук [ц]? Произнесите слово:
У львенка? - львица (Слайд№11)
У тигренка- тигрица. (Слайд№12)
У медвежонка- медведица. (Слайд№13)
У волчонка- волчица. (Слайд№14)
В: Молодцы!
В:
а
сейчас
я
всех
приглашаю
потанцевать
под
песню
«Цып-цып,
мои
цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются).
(Слайд№15), (Слайд№16).
В: Нам пора прощаться с нашим маленьким гостем. Цыпленку пора домой, к
своей маме курице.
Вам понравилось играть с цыплёнком?
В какие игры играли?
С каким звуком вас познакомил цыплёнок?
В: Цыплёнок вас благодарит и дарит каждому картинки-раскраски (цыплёнок
просит раскрасить их вечером)