Напоминание

Организация речевого пространства с целью интеграции детей с кохлеарная имплантантом в социуме (из опыта работы школы-интерната с нарушениями слуха)

Авторы: Власова Алена Сергеевна, Ленинская Лилия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа-интернат с нарушениями слуха
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Организация речевого пространства с целью интеграции детей с кохлеарная имплантантом в социуме (из опыта работы школы-интерната с нарушениями слуха)







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация речевого пространства с целью интеграции детей с

кохлеарным имплантом в социуме.

(из опыта работы школы-интерната для детей с нарушениями слуха)

Левинская Лилия Петровна

учитель начальных классов

Рыжкова Элла Николаевна

учитель начальных классов

Власова Алёна Сергеевна

учитель начальных классов

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

Дети после операции кохлеарной имплантации (это высокотехнологичная

операция, которая предоставляется государством глухим детям) поступившие в

школу, испытывают трудности в общении,

так как не имеют того уровня

общего

и

речевого

развития,

которым

обладают

слышащие

дети. Поэтому

обучение в школе - интернате с нарушением слуха носит качественно иной

характер. Необходимо чтобы обучение было

связано с жизнью, так как это

делает речь практически значимой и легко усваиваемой.

С этой целью в нашей школе обучение языку осуществляется не только

на уроках, на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и

произносительной стороны устной речи, но и главным образом во внеурочное и

каникулярное время, так как только в практической деятельности формируется

активный словарь и речевые навыки, дети смогут в межличностном общении

перейти с жестовой речи на устную.

В работе педагогов

по

расширению коммуникативного опыта наших

детей помогает лагерь с дневным пребыванием детей "Багульник. Жизнь в

лагере

насыщенная,

полна

событий

и

встреч.

Проводятся

экскурсии:

Преображенский

парк,

парк

Топиарного

искусства,

Краеведческий

музей,

Зоопарк.

Дети

посещают

театр

«Сказка»,

кинотеатр

«Наутилус»,

имеют

возможность посетить детские развлекательные центры, которые расширяют

коммуникативные возможности детей, способствуют развитию диалога. В ходе

экскурсий дети учатся навыкам общения с окружающими людьми, культурному

общению в условиях того или иного учреждения. Здесь педагоги моделируют

различные

ситуации,

чтобы

научить

общаться

в

реальной

обстановке,

закрепляют речевые умения и навыки, полученные на уроках.

1

Проводят беседы «Здоровым будешь – всё добудешь», «Что такое дружба» и

т.д., в ходе которых формируется навык ведения диалога.

Наши учащиеся наравне со слышащими принимают участие в различных

олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях и занимают призовые

места;

посещают

кружки.

Это

помогает

ребенку

с

кохлеарным

имплантом

овладеть

различными

способами

социального

поведения

и

нужными

средствами речевого общения. Они учатся обращаться за помощью, выражать

своё мнение.

Найдены

формы

работы

с

микрорайоном

города,

ведётся

тесное

сотрудничество с инвестиционной компанией "Власта Инвест".

Так же проводится и работа с родителями, с целью помочь им грамотно

организовать

общение

с

ребёнком

дома.

Для

этого

педагоги

приглашают

родителей посетить индивидуальные занятия, фронтальные уроки, на которых

они знакомят родителей с формами и методами работы над речью. Также

проводятся родительские собрания, посвящённые теме развития устной речи,

беседы с родителями, консультации, даются необходимые рекомендации. В

школе ежегодно проходят совместные праздники, такие как "Новый год", где

родители могут видеть успехи своих детей в речевом развитии.

Формируя речевое общение в любой деятельности, педагоги стараются

создавать дружественную атмосферу, участвовать в деятельности совместно с

детьми, поскольку это создаёт благоприятные условия для общения; понимают

необходимость формировать и пробуждать мысль ребёнка, постоянно создавать

условия для появления потребности в речи как в учебной, так и во внеурочной

деятельности.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что перенёсшие

тяжелейшую

операцию дети

с

кохлеарным

имплантом

имеют

возможность

овладеть

разговорной

речью

и

не

быть

отвергнутыми

от

людей,

вопреки

знаменитому

выражению

психолога

с

мировым

именем

Л.С.

Выготского

«Слепой отделен от вещей, а глухой – от людей».

2