Авторы: Власова Алена Сергеевна, Ленинская Лилия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа-интернат с нарушениями слуха
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Организация речевого пространства с целью интеграции детей с кохлеарная имплантантом в социуме (из опыта работы школы-интерната с нарушениями слуха)
Организация речевого пространства с целью интеграции детей с
кохлеарным имплантом в социуме.
(из опыта работы школы-интерната для детей с нарушениями слуха)
Левинская Лилия Петровна
учитель начальных классов
Рыжкова Элла Николаевна
учитель начальных классов
Власова Алёна Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Дети после операции кохлеарной имплантации (это высокотехнологичная
операция, которая предоставляется государством глухим детям) поступившие в
школу, испытывают трудности в общении,
так как не имеют того уровня
общего
и
речевого
развития,
которым
обладают
слышащие
дети. Поэтому
обучение в школе - интернате с нарушением слуха носит качественно иной
характер. Необходимо чтобы обучение было
связано с жизнью, так как это
делает речь практически значимой и легко усваиваемой.
С этой целью в нашей школе обучение языку осуществляется не только
на уроках, на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и
произносительной стороны устной речи, но и главным образом во внеурочное и
каникулярное время, так как только в практической деятельности формируется
активный словарь и речевые навыки, дети смогут в межличностном общении
перейти с жестовой речи на устную.
В работе педагогов
по
расширению коммуникативного опыта наших
детей помогает лагерь с дневным пребыванием детей "Багульник. Жизнь в
лагере
насыщенная,
полна
событий
и
встреч.
Проводятся
экскурсии:
Преображенский
парк,
парк
Топиарного
искусства,
Краеведческий
музей,
Зоопарк.
Дети
посещают
театр
«Сказка»,
кинотеатр
«Наутилус»,
имеют
возможность посетить детские развлекательные центры, которые расширяют
коммуникативные возможности детей, способствуют развитию диалога. В ходе
экскурсий дети учатся навыкам общения с окружающими людьми, культурному
общению в условиях того или иного учреждения. Здесь педагоги моделируют
различные
ситуации,
чтобы
научить
общаться
в
реальной
обстановке,
закрепляют речевые умения и навыки, полученные на уроках.
1
Проводят беседы «Здоровым будешь – всё добудешь», «Что такое дружба» и
т.д., в ходе которых формируется навык ведения диалога.
Наши учащиеся наравне со слышащими принимают участие в различных
олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях и занимают призовые
места;
посещают
кружки.
Это
помогает
ребенку
с
кохлеарным
имплантом
овладеть
различными
способами
социального
поведения
и
нужными
средствами речевого общения. Они учатся обращаться за помощью, выражать
своё мнение.
Найдены
формы
работы
с
микрорайоном
города,
ведётся
тесное
сотрудничество с инвестиционной компанией "Власта Инвест".
Так же проводится и работа с родителями, с целью помочь им грамотно
организовать
общение
с
ребёнком
дома.
Для
этого
педагоги
приглашают
родителей посетить индивидуальные занятия, фронтальные уроки, на которых
они знакомят родителей с формами и методами работы над речью. Также
проводятся родительские собрания, посвящённые теме развития устной речи,
беседы с родителями, консультации, даются необходимые рекомендации. В
школе ежегодно проходят совместные праздники, такие как "Новый год", где
родители могут видеть успехи своих детей в речевом развитии.
Формируя речевое общение в любой деятельности, педагоги стараются
создавать дружественную атмосферу, участвовать в деятельности совместно с
детьми, поскольку это создаёт благоприятные условия для общения; понимают
необходимость формировать и пробуждать мысль ребёнка, постоянно создавать
условия для появления потребности в речи как в учебной, так и во внеурочной
деятельности.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что перенёсшие
тяжелейшую
операцию дети
с
кохлеарным
имплантом
имеют
возможность
овладеть
разговорной
речью
и
не
быть
отвергнутыми
от
людей,
вопреки
знаменитому
выражению
психолога
с
мировым
именем
Л.С.
Выготского
«Слепой отделен от вещей, а глухой – от людей».
2