Автор: Никулина Евгения Петровна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ №35
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение графиков функции в решении уравнений"
«Применение графиков функции в решении уравнений»
Изучая математику, часто приходится решать уравнения. Для каждого типа уравнений
предлагаются различные способы решения, и. у учащихся создается впечатление о
наличии огромного числа всевозможных приемов, которые надо специально запоминать.
На самом деле это не так, есть несколько общих идей, общих методов – вот их-то и надо
знать достаточно хорошо. Рассмотрим один из приемов решения – функционально-
графический метод.
Графический метод решения уравнения
)
(
)
(
x
g
x
f
прост. Необходимо построить
графики функций
)
(x
f
y
,
)
(x
g
y
и найти точки их пересечения; абсциссы точек
пересечения и будут корнями уравнения. Графический метод позволяет определить число
корней уравнения, угадать значения корня, найти приближенные, а иногда и точные
значения корней.
Уравнение
0
2
q
px
x
приведем к виду
q
px
x
2
Построим графики функций
2
x
y
и
q
px
y
. Функция
2
x
y
квадратичная,
График – парабола. Функция
q
px
y
линейная; её график – прямая линия.
Таким образом, чтобы решить графически квадратные уравнение нужно:
1)
начертить параболу
2
x
y
2)
начертить прямую
q
px
y
Если прямая и парабола пересекаются, то абсциссы точек пересечения являются корнями
квадратного уравнения. Рассмотрим 3 возможных случая:
1)
прямая и парабола имеют две точки пересечения.
2)
прямая и парабола имеют одну точку пересечения.
3)
Прямая и парабола не имеют точек пересечения.
Пример 1.Решить уравнение:
0
2
2
x
x
2
2
x
x
Стоим графики функций
2
x
y
и
2
x
y
Графики функции пересеклись в двух точках (-1;1) и (2;4) являются решением
уравнения.
Ответ:
1
1
x
2
2
x
Пример 2. Решить уравнение:
0
3
2
2
x
x
3
2
2
x
x
Строим графики функций
2
x
y
и
3
2
x
y
Графики не имеют точек пересечения. Значит уравнение не имеет корней.
Ответ: корней нет.
Пример 3. Решить уравнение:
0
1
2
2
x
x
.
Запишем уравнение в виде
1
2
2
x
x
Если аккуратно начертить параболу
2
x
y
и прямую
1
2
x
y
, то увидим. Что они
имеют общую точку пересечения, т.к прямая касается параболы в точке с координатами
(1;1). Значит уравнения имеет один корень
1
x
Ответ:
1
x
Этот способ решения квадратных уравнений, в можно использовать в 7 классе. Когда
еще не рассматривались формула Дискриминанта и формулы нахождения корней
квадратного уравнения. При решении более сложных уравнений используя этот метод
легко можно получить ответ.
Пример 4. Решить уравнение:
0
6
7
3
x
x
Решение: Аналитический способ:
0
6
7
3
x
x
Представим
x
7
в виде
x
x
6
, получим
0
6
6
3
x
x
x
.
Сгруппируем:
0
)
6
6
(
)
(
3
x
x
x
0
)
1
(
6
)
1
(
2
x
x
x
0
)
1
(
6
)
1
)(
1
(
x
x
x
x
0
)
6
)
1
)((
1
(
x
x
x
0
)
6
)(
1
(
2
x
x
x
0
1
x
или
0
6
2
x
x
1
x
0
;
25
)
6
)(
1
(
4
1
D
D
Два корня
2
2
5
1
1
x
3
2
5
1
2
x
Ответ: 1;2;3.
Графический способ:
0
6
7
3
x
x
Запишем в виде:
6
7
3
x
x
В одной системе координат построим графики функций
3
x
y
и
6
7
x
y
.
Ответ: 1;2;3.
Пример 5. Решить уравнение:
63
8
4
x
x
1 способ:
63
8
4
x
x
Прибавим и отнимем слагаемое
2
16x
и представим 63 в виде разности 64-1
Получим:
0
1
64
8
16
16
2
2
4
x
x
x
x
0
)
1
8
16
(
)
64
16
(
2
2
4
x
x
x
x
0
)
1
4
(
)
8
(
2
2
2
x
x
Применим формулу разность квадратов
0
)
1
4
8
)(
1
4
8
(
2
2
x
x
x
x
0
)
9
4
)(
7
4
(
2
2
x
x
x
x
0
7
4
2
x
x
или
0
9
4
2
x
x
0
,
12
28
16
D
D
0
,
20
36
16
D
D
Корней нет
корней нет
Значит наше уравнение не имеет действительных корней.
2 способ:
Решим данное уравнение графически.
Запишем в виде
63
8
4
x
x
Построим график функций
4
x
y
и
63
8
x
y
(пусть даже схематически).
Из рисунка видно, что графики не пересекаются, т. е уравнение не имеет корней.
Сравнивать эти два решения, то второе проще и наглядней.
Ответ: корней нет
А вот очень яркая разновидность графического метода.
а)
б)
Если одна из функций
)
(
),
(
x
g
x
f
убывает (сплошная кривая), а другая возрастает
(пунктирная кривая) на промежутке
X
, то на этом промежутке уравнение
)
(
)
(
x
g
x
f
либо имеет только один корень (см. рис. а), либо не имеет корней (см. рис.б). В подобных
случаях даже графики функций
)
(
),
(
x
g
y
x
f
y
и каким-то образом подобрали (или
даже угадали) один корень уравнения
)
(
)
(
x
g
x
f
, то уравнение полностью решено – это
единственный корень.
Есть еще несколько свойств функций, которые могут быть полезны при решении
уравнений (потому-то эта совокупность приемов охватывается термином
«функционально-графический метод», а не «графический метод»). Если, например,
наибольшее значение функции
)
(x
f
на промежутке
X
равно
A
и наименьшее значение
функции
)
(x
g
на
X
тоже равно
A
, то уравнение
)
(
)
(
x
g
x
f
равносильно на
X
системе уравнений:
A
x
g
A
x
f
)
(
)
(
Это утверждение можно сформулировать следующим образом:
если
A
g
f
наим
наиб
, то
)
(
)
(
x
g
x
f
A
x
g
A
x
f
)
(
)
(
Пример 6. Решить уравнение:
2
x
x
Решение. Графики функций
x
y
и
2
x
y
пересекаются в двух точках: (1;1) и
(4;2). Значит, уравнение имеет два корня:
1
1
x
и
4
2
x
.
Ответ: 1;4.
Пример 7. Решить уравнение:
5
4
1
5
2
2
x
x
x
.
Решение. Графики функций
2
1
5
x
y
и
5
4
2
x
x
y
пересекаются в двух точках:
(0;5) и (2;1).
Значит, уравнение имеет два корня:
0
1
x
,
2
2
x
.
Ответ: 0;2.
Пример 8. Решить уравнение:
0
42
5
5
x
x
.
Решение. По виду это уравнение относится к числу тех, о которых мы говорили в
начале параграфа. Действуя, как и раньше, можно подобрать целочисленный корень
2
1
x
и разложить многочлен
42
5
5
x
x
на множители, выделив множитель
0
)
(
42
5
2
5
x
q
x
x
x
у нас ничего не получится.
Оказывается, значением
2
1
x
множество корней исчерпывается. Если переписать
уравнение в виде
x
x
5
42
5
, то, можно сделать вывод о единственности корня.
Ответ: 2.
Пример 9. Решить уравнение:
x
x
2
5
7
5
3
.
Решение. Нетрудно заметить, что
1
x
- корень уравнения. Так как, далее, функция
5
7
5
3
x
y
убывает, а функция
x
y
2
возрастает, то других корней это уравнение не
имеет.
Ответ: 1.
Список используемой литературы:
1) Башмаков М. И. Уравнения и неравенства. - М: Наука, 1971г.
2) Гельфанд И. М., Глаголева Е. Г. Функции и графики.(основные приемы). – М: Наука,
1975г.
3) Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа.10-11 кл.- М: Мнемозина, 2010г.
4) Потапов М., Олехник С., Нестеренко Ю. Готовимся к экзаменам по математике. – М:
Аст-Пресс, 1997г.
5) Теляковский С. А. Алгебра 8 кл. – М: Просвещение, 2014г.