Напоминание

"Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по географии в 6 классе (8 вида)"

Автор: Стаматий Вера Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: БОУ "Нюксенская СОШ"
Населённый пункт: с. Нюксеница, Вологодская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по географии в 6 классе (8 вида)"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

География 6 класс

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития,

подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на основе

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. – Москва, 2011

год. Допущена Министерством образования и науки РФ, Положения о рабочих программах по учебным предметам БОУ «Нюксенская СОШ» (приказ №

01-03/133 от 30.08.2016г.) Для реализации программного содержания курса «География» используется учебник:

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва.

«Просвещение», 2009г.

На изучение предмета география согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю):

1 четверть – 18 часов,

2 четверть – 14 часов,

3 четверть - 20 часов,

4 четверть – 16 часов.

Цель курса:

Расширение представлений детей с нарушением интеллекта об окружающем мире, получение минимума знаний о природе, местности, стране,

необходимого для жизни и обеспечения собственной безопасности.

Задачи курса:

Научить обучающихся ориентироваться на местности.

Познакомить с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.

Формирование более точных представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.

Расширение пространственных представлений обучающихся.

Коррекция и развитие памяти, мышления, восприятия.

Воспитание бережного отношения к природе и человеку, как части природы.

Основные требования к умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

Что изучает география;

Горизонт, линию и стороны горизонта;

Основные формы земной поверхности;

Виды водоемов, их различия;

Меры по охране воды от загрязнения;

Правила поведения в природе;

Отличие плана от рисунка и географической карты;

Масштаб, его обозначения;

Основные направления на плане, географической карте;

Условные цвета и знаки географической карты;

Расположение воды и суши на Земле;

Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;

Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

Основные типы климатов;

Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

Читать географическую карту;

Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

Содержание начального курса физической географии.

Введение (4 ч)

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года.

Явления природы. Меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений,

проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Ориентирование на местности (6 ч.)

Горизонт. Линия горизонта.Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по

Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

План и карта (9 ч.)

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической

деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные

направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки,

каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Формы поверхности Земли (4 ч.)

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые),

холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле (10 ч.)

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера,

водохранилища,

пруды.

Разведение

рыб,

птиц.

Болота,

их

осушение.

Океаны

и

моря.

Явления

природы:

ураганы,

штормы.

Острова

и

полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Земной шар (14 ч.)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус —

модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка,

Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле.

Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его

отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте

полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Карта России (19 ч.)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на

западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического

океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти,

железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон,

Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера Ладожское,

Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии. Контрольная

работа.

Тематический план.

Тема

Количество

часов

Цель изучения

Результаты обучения

Практически

е работы,

экскурсии

Введение.

4

Знакомство с географией как учебным

предметом.

0/1

Ориентирование на

местности.

6

Формирование пространственных

представлений и навыков ориентировки,

необходимых в жизни.

Использование пространственных

представлений и навыков ориентировки в

жизни.

2/1

Формы поверхности Земли.

4

Формирование представлений о формах

Уметь различать формы поверхности

3/1

поверхности Земли.

Земли.

Вода на Земле.

10

Знакомство с различными видами водоемов

Земли.

Уметь находить и показывать на карте

водоемы Земли: озера, моря, океаны;

острова и полуострова, иметь о них

представление.

2/0

План и карта.

9

Дать представление о плане и карте.

Уметь составлять, понимать и читать

несложные планы.

3/0

Земной шар.

14

Обобщение знаний о планетах и космосе;

представление о климате на Земле, знакомство

с глобусом и картой.

Уметь находить объекты на глобусе и

карте, наносить их на контурную карту.

3/0

Карта России.

19

Знакомство с положением России на глобусе и

карте.

Уметь находить на карте границы, реки,

горы, города, моря, водохранилища,

наносить их на контурную карту.

6/0

География 6 класс. Поурочное планирование.

Дата

Тема урока

Межпредметные

связи

Основные понятия

Коррекционно-развивающие

задачи.

1

2

3

4.

5

6

1 четверть – 18 часов.

Введение – 4 часа.

География – наука о природе Земли, населении,

хозяйственной деятельности. С.1-5

Наблюдение за изменениями высоты солнца и

погоды. Компоненты погоды: осадки,

облачность, ветер, температура. Календарь

природы. С.7-11

Признаки времен года. Явления природы. Меры

предосторожности. С.13-15

Экскурсия. Географические сведения о своей

местности и труде людей. Инструктаж по ПДД.

Ориентирование на местности – 6 часов.

Горизонт. Линия горизонта. С.18-19

Стороны горизонта. Практическая работа.

Зарисовка линий и сторон горизонта. С.20-21

Природоведение.

Сезонные

изменения в

природе.

Глобус, карта,

календарь

природы.

Русский язык:

расширение

словарного

География.

Осадки, облачность,

ветер, температура.

Гроза, ветер, сила

ветра, ураган,

правила поведения в

грозу.

Горизонт, линия

горизонта. Север,

запад, юг, восток.

Сообщение элементарных знаний

по ознакомлению с природными

условиями, ресурсами, трудом

людей нашей страны.

Коррекция недостатков

познавательной сферы на основе

наблюдений, практических работ.

Эстетическое воспитание,

бережное отношение к природе на

основе элементов краеведения.

Формирование пространственных

представлений; навыков

ориентировки, необходимых в

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Компас и правила пользования им.

Схематическая зарисовка компаса. С.22-23

Ориентирование. Определение основных

направлений по солнцу, местным признакам,

компасу и природным объектам. С. 24-27

Экскурсия. Закрепление понятий о горизонте и

основных направлениях. С.31-32

Практическая работа. Упражнение в

определении сторон горизонта по солнцу,

местным признакам, компасу. Инструктаж по

ПДД.

Формы поверхности Земли – 4 часа.

Экскурсия.Ознакомление с формами рельефа

своей местности. Инструктаж по ПДД. С.31-32

Рельеф местности; его основные формы.

Равнины: плоские и холмистые, холмы.

Практическая работа. Зарисовка различных

форм поверхности. С.28-30

Овраги и их образование. Практическая

работа. Моделирование из пластилина холма,

равнины, оврага. С.31-32

Горы. Понятие о землетрясении и извержении

вулкана. Практическая работа. Зарисовка

схемы вулкана. ПДД. С.33-36

Вода на Земле – 10 часов.

Вода на Земле. Опыт: растворение морской

соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной

водой. ПТБ. С.39-41

Родник и его образование. Зарисовывание

родника. С. 43-44

Колодец. Водопровод. Опыт: очистка воды

фильтрованием. ПТБ. С.45-47

Река, ее части. Горные и равнинные реки.

Практическая работа: зарисовка схемы

реки.С.47-50

запаса - компас.

Математика:

вертикальное,

горизонтальное

положение.

Изобразительное

искусство:

рисунки: компас,

линия горизонта.

Природоведение:

поверхность

нашей

местности.

Таблицы.

Труд: пластилин.

Математика:

сравнение

объектов по

высоте, схема.

Морская соль.

Биология:

соленая и

пресная вода.

Из.иск.: рис.

колодца,

водопровода.

Песок, воронка.

Из.иск.: схема

реки, цвета,

Ориентирование,

компас.

Равнины: плоские и

холмистые, холмы.

Горы, вершины гор,

землетрясение,

извержение вулкана.

Движение воды в

природе.

Подземные воды,

родник.

Колодец,

водопровод.

Устье, приток, исток,

русло, ледник.

жизни.

Развитие интереса к

практическому ознакомлению с

географическими объектами;

моделирование изученных

объектов, зарисовка. Коррекция

внимания, восприятия на основе

наблюдений.

Коррекция памяти на основе

развития интереса к

неизвестному.

Формирование навыков

выполнения практической работы

с незначительной помощью

учителя, навыков работы с

физической картой, правильного

показа по физической карте с

конкретным представлением

объекта, который называется.

Коррекция внимания, памяти во

время показа по физической

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

2 четверть – 14 часов.

Как люди используют реки. С.51-53

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб,

птиц. С.54-57

Болота и их осушение. С.57-59

Океаны и моря. Явления природы: ураганы,

штормы. С.60-63

Острова и полуострова. Практическая работа:

Показ на физической карте России различных

водоемов. С.64-65

Водоемы нашей местности. Охрана воды от

загрязнения. С.66-68

План и карта – 9 часов.

Рисунок и план предмета. Использование плана

в практической деятельности человека. С.69-71

Масштаб. Измерение расстояния и их

изображение на плане по масштабу. С.72-74

План класса. Практическая работа:

Вычерчивание плана класса. С.74-76

Условные знаки плана местности. С.78-80

План школьного участка. Условные знаки плана

местности.

План и географическая карта. Основные

направления на карте. Масштаб карты. С.81-82

Условные цвета физической карты.

Практическая работа: Зарисовка и

изготовление таблицы условных цветов

физической карты. С.83-85

Условные знаки физической карты.

Практическая работа: Зарисовка и

изготовление таблицы условных знаков

физической карты. С.86-87

3 четверть – 20 часов.

Физическая карта России. Значение

оттенки

водоемов.

Контурные

карты.

Матем.: меры

длины.

Линейка, метр.

Таблицы.

Труд: вид сбоку,

вид сверху.

Из.иск.: цвета и

оттенки.

Физическая

Значение рек.

Озеро, болото, торф.

Водохранилище –

искусственный

водоем.

Окраинные и

внутренние моря.

Остров, полуостров,

залив.

Экономное,

бережное

расходование воды.

План, чертеж.

Масштаб.

Условные знаки.

Физическая карта

России.

Условные знаки

карты.

карте.

Формирование понятия о

масштабе на основе практической

работы с помощью

измерительных навыков.

Формирование умения работать с

физической картой России, с

контурной картой. Знакомство с

основными цветами и знаками

физической карты.

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

географической карты в жизни и деятельности

людей.

Земной шар – 14 часов.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. С.91

Планеты. С.94

Земля – планета. Доказательство

шарообразности Земли. Освоение космоса.

Новые сведения об освоении космоса. С.96-99

Глобус – модель Земного шара. Земная ось,

экватор, полюса. Особенности изображения

суши и воды на глобусе. С.100-102

Физическая карта полушарий. С.103

Распределение воды и суши на Земле.

Практическая работа: Работа с глобусом и

картой полушарий. С.104

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Практическая работа: Работа с контурной

картой. С.106

Материки на глобусе и карте полушарий:

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная

Америка, Австралия, Антарктида.

Практическая работа с контурной картой.

С.109-111

Первые кругосветные путешествия. С.112-114

Значение Солнца для жизни на земле. Различие

в освещении и нагревании Солнцем земной

поверхности. С.116-118

Понятие о климате, его отличие от погоды.

Основные типы климата. С.119-121

Пояса освещенности: жаркие, умеренные,

холодные. Изображение их на глобусе и карте

полушарий. С.122-125

Природа тропического пояса. С.125-127

Природа умеренных и полярных поясов. С.128-

130

Карта России – 20 часов.

карта России

Глобус, таблица

планет.

Глобус.

Матем: шар,

полушарие.

Карта

полушарий,

контурные

карты.

История: эпоха

географических

открытий.

Космос, атмосфера,

Солнце, Солнечная

система, астрономия,

планеты, астероиды.

Ю.Гагарин.

Полюса, экватор,

ось.

Полушария западное

и восточное. Карта

полушарий.

Материки, части

света, мировой

океан.

Магеллан,

Крузенштерн,

Лисянский.

Климат Земли:

полярный,

умеренный,

тропический, пояса.

Сообщение знаний о космосе,

коррекция памяти через изучение

нового материала.

Знакомство с глобусом, развитие

абстрактного мышления.

Формирование навыков

выполнения практической работы

с незначительной помощью

учителя, навыков работы с

картой, правильного показа по

карте с конкретным

представлением объекта, который

называется, формирование

умения работать с контурной

картой.

Сообщить сведения о

кругосветных путешествиях.

Дать представление о климате,

учить умению наблюдать,

сравнивать, анализировать, делать

выводы. Познакомить с поясами

освещенности.

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

Положение России на глобусе, карте полушарий,

физической карте. Столица России – Москва.

С.132-137

Границы России. Сухопутные границы на западе

и юге. С.138-139

Практическая работа. Обозначение

сухопутных границ России на контурной карте.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие

берега России. Моря Северного Ледовитого

океана. С.140-143

Практическая работа. Обозначение морских

границ России на контурной карте.

4 четверть – 16 часов.

Моря Тихого и Атлантического океанов. С.143-

147

Острова и полуострова России. Путешествия по

нашей стране. Практическая работа с

контурной картой.С.148-151

Моря, океаны, острова, полуострова.

Поверхность нашей страны. Низменности,

возвышенности, плоскогорья. С.152-154

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. С.155-157

Крупнейшие месторождения полезных

ископаемых ( каменный уголь, нефть, железная

и медная руды, природный газ).

Практическая работа. Работа с контурными

картами.

Реки: Волга, Ока, Кама. Водохранилища,

каналы, ГЭС. С.162-169

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища,

каналы, ГЭС. С.166-167

Реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой.

Водохранилища, каналы, ГЭС. С.168-170

Реки: Лена, Амур. С.172-173

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал. С.175-177

Практическая работа. Работа с контурной

Физическая

карта России.

Контурные

карты.

Физическая

карта России.

Контурные

карты.

Из.иск. рисунки

гор.

Полезные

ископаемые.

Таблица.

Россия, Уральские

горы, Сибирь,

Дальний Восток,

сухопутная граница.

Морские границы.

Морской путь.

Моря Тихого,

Северного,

Ледовитого,

Атлантического

океана. Крупнейшие

острова России.

Долина гейзеров.

Урал, Кавказ, Алтай,

Саяны.

Волга, Ока, Кама.

Дон, Днепр, Урал.

Обь, Иртыш,

Енисей, Ангара

Лена, Амур.

Ладожское,

Онежское, Байкал.

Познакомить с положением

России на географической карте,

уметь находить, показывать,

обозначать на контурной карте

границы России, океаны, моря,

омывающие страну, горы, реки,

озера.

66

67

68

картой. Реки и озера России.

Наш край на карте. С.178

Обобщение по теме «Карта России».

Проверочная работа.

Повторение начального курса физической

географии.