Автор: Нам Инна Ир-Хеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1467 ДО 1
Населённый пункт: г . Москва
Наименование материала: Мастер-класс по экспериментированию
Тема: "Необычное в обычном"
Консультация для родителей «Детское
экспериментирование как один из ведущих видов
деятельности дошкольников»
Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с
ними,
позволяют
познать
их
свойства.
Качества,
возможности
пробуждают
любознательность, желание узнать больше; обогащают яркими образами окружающего
мира.
В
ходе
опытной деятельности ребенок
учится
наблюдать,
размышлять,
сравнивать,
отвечать
на
вопросы,
делать
выводы,
устанавливать
причинно-следственную
связь,
соблюдать правила безопасности.
Цель экспериментальной
деятельности
- учить
самостоятельно
проводить
исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать
результаты опытов, экспериментальной деятельности.
Просто
необходимо
заниматься экспериментами не
только
в
детском
саду,
но
и
в
домашних
условиях.
Ребенок
познает
мир
везде
и
в
любое
время. Родителям просто
необходимо
поддерживать
интерес
своего
ребенка,
а
также
помогать
ему
в
любых
начинаниях.
Мастер-класс по экспериментальной деятельности
Цель мастер-класса:
Продемонстрировать
некоторые
виды экспериментирования
с
предметами,
которые
окружают нас в повседневной жизни.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру
3.
Создать
условия
для
формирования
положительных
эмоций,
как
от
процесса деятельности, так и от полученного результата.
Опыты
.
1.Лавовая лампа
Вам понадобятся: бутылка или колба; вода; растительное масло; пищевой краситель;
шипучие таблетки.
Подготовив все ингредиенты, приступаем непосредственно к процессу создания домашней
лавы. Наливаем краситель в сосуд примерно на 2/3 объема, а оставшуюся часть заполняем
растительным маслом. Немного ждем, пока через некоторое время слои жидкостей не
разделятся, т.е. между ними будет видна четкая граница, и бросаем в ёмкость шипучую
таблетку. После этого наблюдаем красивый эффект лавы.
Объяснение:
Жидкости разделяются слоями, т.к. имеют разную плотность — масло, как менее плотное,
будет сверху, краситель или сок — снизу. Шипучая таблетка всегда содержит лимонную
кислоту и соду (соль — бикарбонат натрия). Вещества таблетки реагируют с водой и в
результате
химической
реакции
выделяется
углекислый
газ,
который,
подхватывая
частицы красителя, стремится к верху. Далее газ благополучно покидает стакан, а частицы
сока
возвращаются
обратно
вниз.
И
так
далее.
Именно
из-за
этого
постоянного
круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы.
2. Кинетический песок
Состав:2
стакана
крахмала,
3
стакана
чистого
песка.
Подойдет
песок,
купленный
в
зоомагазине для кроликов, шиншилл, т.к. он мелкий, светлый и чистый, что немаловажно.
1. Пластиковый контейнер с крышкой
2.В емкость высыпаем чистый песок.
3. Добавляем крахмал.
4. При помощи ложки или ручками перемешиваем крахмал и песок. Можно доверить эту
миссию ребенку, он оценит это.
5. К песочно-крахмальной смеси добавляем воду, все вновь перемешиваем
Живой песок – хорошее терапевтическое средство для детей и взрослых. Теперь родители
могут
устроить
песочницу
дома
и
активно
участвовать
в
эмоциональном
развитии
ребёнка.
Поле для творческой деятельности с кинетиком огромно:
Лепка руками и с формочками зверушек, букв, цифр;
Строительство замков из песка;
Рисование по песку тонкой палочкой;
Лепка изделий, как из теста или пластилина, которые можно легко резать пластиковым
ножом.
3.Плавающая медуза в бутылке
Нам понадобится:
1.Бутылка с подкрашенной водой
2.Пипетка(пастера) в виде медузы
Этапы эксперимента:
Берем в руки бутылку,внутри которой находится медуза
Нажимаем на стенки бутылки и заставляем медузу двигаться
Объяснение эксперимента
Все дело в пипетке,когда мы надавливаем на стенки бутылки,в пипетку попадает вода,она
становится тяжелее и опускается вниз.Как только мы перестаем нажимать на бутылку,вода
выходит из пипетки,медуза становится легче и поднимается вверх.
4.Хендгам(умный пластилин)
Состав:
Клей ПВА - 100 мл.;
Тетраборат натрия - 1 шт.;
Жидкий краситель - 1 шт.;
Пакетик с застёжкой - 5 шт.;
Стаканчик с крышкой - 2 шт.;
Ложка - 2 шт.;
Эксперимент
1.
Налей
клей
в
стаканчик
так,
чтобы
он
наполнился
примерно
на
четверть
2. Добавь несколько капель красителя и хорошенько перемешай клей для равномерного
окрашивания
3. Теперь пришло время добавить тетраборат натрия. Налей его в стакан в соотношении 1
к
5
( т е т р а б о р ат а
н ат р и я
д о л ж н о
б ы т ь
в
5
р а з
м е н ь ш е ,
ч е м
к л е я )
4. Тщательно перемешивай раствор до тех пор, пока он не начнет густеть, продолжай
перемешивать.
5.
Достань
получившийся
хендгам
и
помести
его
в
пакетик
с
застёжкой.
6. Тщательно разминай хендгам внутри пакетика так, чтобы в нем не осталось лишней
влаги.
7 .
Д о с т а н ь
х е н д г а м
и з
п а к е т и к а
и
с к а т а й
и з
н е г о
ш а р и к .
8. Если бросить шарик на твердую поверхность, он подпрыгнет. Таким образом хендгам
п р о я в л я е т
с в о й с т в а
у п р у г о с т и .
9. А теперь попробуй растянуть хендгам, ведь благодаря своим пластичным свойствам он
делает это очень хорошо.
Хендгам обладает свойствами как твёрдого, так и жидкого тела (такие вещества еще
называют неньютоновскими жидкостями). С одной стороны, хендгам довольно упругий –
это свойства твёрдого тела, а с другой – легко растекается на поверхности и принимает
форму любого сосуда – это свойства жидкости. Хендгам не только забавная игрушка ,но и
полезный предмет. Так, ученые, изучая деятельность головного мозга, отметили большое
стимулирующее значение функций рук, поскольку в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. И если развивать
мелкую моторику рук, можно активизировать и зоны головного мозга, отвечающие за
речь. Также хэндгам укрепляет кистевые мышцы рук и пальцев и поднимает настроение.
Результаты
опытов
порой
удивляют
и
взрослых,
и
детей,
они
очень
интересны
легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте
руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Желаю успехов!
Спасибо за внимание!