Напоминание

игры по развитию речи

Автор: Мальцева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДЕТСКИЙ САД 65
Населённый пункт: ТЮМЕНЬ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: игры по развитию речи







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Дидактические игры по развитию речи детей

дошкольного возраста».

Подготовила Мальцева О.В.

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития

детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного

общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи:

формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование

грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению

грамоте.

Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только

игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной

игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В

процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь,

умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное

звукопроизношение.

Основные задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять

самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни.

Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача

многих словесных игр.

Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре

развивается способность аргументировать свои утверждения.

При подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их

возросшие возможности. Главное внимание при этом обращается на степень

трудности игровых правил и действий детей.

Далее представлены игры, которые направлены на развитие устной речи

дошкольника.

Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.

Цель

: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и

суффиксов.

Материал:

Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.

Ход игры

: - Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со

словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова

можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик

и т.д.)

За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше

фишек.

Игра «Один – много».

Цель:

Упражнять детей в образовании множественного числа.

Материал

: Мячик

Ход игры

: - Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть

предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет

звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом»,

а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны

сказать как будет, если их много на столе - «кубики».

Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в

единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во

множественном числе.

Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные

вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать

лексический материал по теме, над которой работают.

Игра «Что можно делать с этим предметом?»

Цель:

Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен

существительных.

Материал:

Картинки с изображением предметов ( несклоняемых имен

существительных), фишки.

Ход игры

: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут

меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы

понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово

«кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые

звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто».

Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что

слово это не должно меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто

зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки. Мы вешаем пальто на вешалку и

т. д.)

Игра « От каждого по словечку» или «Дополни предложение».

Цель:

Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций.

Упражнять в употреблении предлогов.

Материал:

Сюжетные картинки.

Ход игры

: Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и

предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова,

например: Мы играем.> Мы играем в футбол.> Мы играем в футбол на стадионе.>

Мы играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое

длинное предложение).

Игра «Скажи наоборот».

Цель

: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по

любой теме.

Материал

: Мяч или предметные картинки.

Ход игры

: - Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны

придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне

должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно.

Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например,

длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает

правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.

Игра «Кто больше назовёт действий».

Цель

: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями.

Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов

действий (глаголов).

Ход игры

: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия.

Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея

профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит,

печет, жарит, чистит овощи и др.

Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы.

За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт

больше фишек.

Игра «Узнай на вкус».

Цель

: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий,

кислый, соленый и т.д.

Материал

: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.

Ход игры

: - Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это

человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет,

стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми

дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта

или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.

(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.)

Игра «Пропавшее слово».

Цель

: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать

слова в роде, числе, падеже.

Ход игры

: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская

слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети

отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на

место. Инициатива должна постепенно переходить к детям.

Игра «Что в чем».

Цель

: Закрепить название частей предмета.

Материал:

На первых этапах игры – предметные картинки, далее - словесные

варианты, мяч.

Ход игры

: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ

вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба,

стенка, окно и т.д.

Игра «Лавина».

Цель

: Развивать память, умение классифицировать предметы по группам.

Ход игры

: Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им

предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все

слова, названные предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое

слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход).

Например: окунь; окунь, карась; окунь, карась, щука и т.д.