Автор: Мальцева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДЕТСКИЙ САД 65
Населённый пункт: ТЮМЕНЬ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: игры по развитию речи
«Дидактические игры по развитию речи детей
дошкольного возраста».
Подготовила Мальцева О.В.
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития
детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного
общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи:
формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование
грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению
грамоте.
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только
игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной
игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В
процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь,
умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное
звукопроизношение.
Основные задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять
самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни.
Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача
многих словесных игр.
Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре
развивается способность аргументировать свои утверждения.
При подборе игр для старших дошкольников необходимо учитывать их
возросшие возможности. Главное внимание при этом обращается на степень
трудности игровых правил и действий детей.
Далее представлены игры, которые направлены на развитие устной речи
дошкольника.
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.
Цель
: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и
суффиксов.
Материал:
Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.
Ход игры
: - Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со
словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова
можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик
и т.д.)
За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше
фишек.
Игра «Один – много».
Цель:
Упражнять детей в образовании множественного числа.
Материал
: Мячик
Ход игры
: - Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть
предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет
звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом»,
а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны
сказать как будет, если их много на столе - «кубики».
Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в
единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во
множественном числе.
Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные
вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать
лексический материал по теме, над которой работают.
Игра «Что можно делать с этим предметом?»
Цель:
Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен
существительных.
Материал:
Картинки с изображением предметов ( несклоняемых имен
существительных), фишки.
Ход игры
: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут
меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы
понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово
«кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые
звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто».
Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что
слово это не должно меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто
зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки. Мы вешаем пальто на вешалку и
т. д.)
Игра « От каждого по словечку» или «Дополни предложение».
Цель:
Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций.
Упражнять в употреблении предлогов.
Материал:
Сюжетные картинки.
Ход игры
: Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и
предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова,
например: Мы играем.> Мы играем в футбол.> Мы играем в футбол на стадионе.>
Мы играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое
длинное предложение).
Игра «Скажи наоборот».
Цель
: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по
любой теме.
Материал
: Мяч или предметные картинки.
Ход игры
: - Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны
придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне
должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно.
Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например,
длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает
правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.
Игра «Кто больше назовёт действий».
Цель
: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями.
Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов
действий (глаголов).
Ход игры
: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия.
Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея
профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит,
печет, жарит, чистит овощи и др.
Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы.
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт
больше фишек.
Игра «Узнай на вкус».
Цель
: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий,
кислый, соленый и т.д.
Материал
: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.
Ход игры
: - Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это
человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет,
стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми
дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта
или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.
(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.)
Игра «Пропавшее слово».
Цель
: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать
слова в роде, числе, падеже.
Ход игры
: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская
слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети
отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на
место. Инициатива должна постепенно переходить к детям.
Игра «Что в чем».
Цель
: Закрепить название частей предмета.
Материал:
На первых этапах игры – предметные картинки, далее - словесные
варианты, мяч.
Ход игры
: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ
вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба,
стенка, окно и т.д.
Игра «Лавина».
Цель
: Развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Ход игры
: Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им
предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все
слова, названные предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое
слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход).
Например: окунь; окунь, карась; окунь, карась, щука и т.д.