Напоминание

"Основы исследовательской деятельности"

Автор: Жидкова Елена Владимировна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГОБУ СПО ВО "Бутурлиновский механико-технологический колледж"
Населённый пункт: Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Блинова, д.2
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Основы исследовательской деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
ГОБУ СПО ВО “БУТУРЛИНОВСКИЙ МЕХАНИКО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ”

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2015г.

Утверждаю Заместитель директора по УВР _______ О.А. Стребкова «____» _________ 2015 г. Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС- III) для реализации основной профессиональной образовательной программы для специальности 190202 «Технология хранения и переработки зерна» Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж» Разработчик: Е.В. Жидкова – преподаватель ГОБУ СПО «БМТК» Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой (предметной) комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности 190202 «Технология хранения и переработки зерна» Протокол №1 от 31. 08. 2015 г. Председатель ПЦК____________ Е.В. Жидкова 2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

5.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОПОП В ЧАСТИ ОК И

ПК

11
3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1.

Область применения программы
Программа учебной дисциплины разработана для реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования повышенной подготовки специальности 260101 Технология хранения и переработки зерна
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:
общепрофессиональная
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; - использовать информационно-коммуникационные технологии в исследовательской и профессиональной деятельности; - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием; - определять объект исследования, формулировать цель исследователь- ской работы, осуществлять сбор, изучение и обработку информации и формулировать выводы; - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основы организации и методики научных исследований; - этапы научно-исследовательской работы ; - приемы работы с текстами; - способы поиска необходимой информации, ее обработки и оформления результатов.
1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов; самостоятельной работы обучающегося 30 часов. 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
30 в том числе практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30 в том числе: домашняя работа 30 Итоговая форма аттестации зачет 5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы,

самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень

освоения
1 2 3 4
Введение
Цель и задачи учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности», ее связь с другими изучаемыми дисциплинами в сфере профессиональной деятельности. Причины актуальности знаний основ исследовательской деятельности на современном этапе 2 2 Самостоятельная работа Составить словарь «Основные понятия научно- исследовательской работы» 4 2…3
Тема 1.
Основы организации и методика научных исследований. Программа и методика исследования. Методы исследования. Классификация методов научных исследований 2 2…3 Самостоятельная работа Подготовить краткий конспект по вопросу: «История развития научного познания» 4 2…3
Тема 2.
Элементы научного поиска и исследования, выполняемые в процессе решения реальных задач. Элементы научного поиска. Исследования, выполняемые в процессе решения реальных задач 2 2…3 Самостоятельная работа Составить конспект по теме: «Эксперимент. Роль эксперимента в науке Планирование эксперимента» 6 2...3 6

Тема 3.
Этапы научно- исследовательской работы. Четыре основные этапа научно-исследовательской работы. Подготовка к исследованию. Экспериментальное исследование и обработка опытных данных. Анализ и синтез результатов экспериментального исследования. Проверка результатов обобщения на практике и оценка экономической эффективности результатов исследования 4 2...3 Самостоятельная работа Подготовить презентацию по теме: «Основные этапы научно- исследовательской работы» 4 3
Тема 4.
Классификация научно-исследова- тельских работ. Теоретические исследования. Теоретико-экспериментальные. Экспериментальные исследования. Комплексные и дифференцированные. Лабораторные и производственные 2 2…3 Самостоятельная работа Подготовить реферат (индивидуальная тема для каждого студента) 6 3
Тема 5.
Приемы работы с текстами. Приемы чтения научной литературы. Конспектирование. Виды конспекта. Способы конспектирования. Резюмирование. Аннотирование. Инсерт. ПМИ. Кластеры 4 2..3 Практическая работа Подбор теоретического материала по теме исследований. Оформление результатов исследования. 4 3 Самостоятельная работа Подготовка к презентации 6 3
Тема 6.
Презентация результатов. Доклад. Компьютерная презентация. Портфолио. 4 2…3 7
Практическая работа Тематическая экскурсия в НИИ им. В.В. Докучаева 6 2…3 8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению
Технические средства обучения: Учебные фильмы: Исследования в области технологии хранения и переработки зерна Мультимедийные слайды: Этапы научно-исследовательской работы Классификация научно-исследовательских работ. Приемы работы с текстами Документ-камера Технические средства контроля знаний - компьютерные тесты; - методические пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы
Основные источники: 1. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. М.: 2004.- 176с. 2. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе: Учеб. пос. / Г. А. Воронцов. 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс , 2002. -192с. 3. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. Изд. 3-е. М.: Флинта, Наука, 2009.- 288с. 4.Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебно-методическое пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: Академпресс, 2010 5. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований.- М.: Дашков и К, 2009.-244с. Дополнительные источники: 1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования.- М.: Академический проект, 2008.- 208с. 2. Борикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. Учеб. пос. СПб: 2002. 128с. 3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация .Методика написания , правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени.- 5-е изд., доп. –М.: Ось-89, 2001.-224 с. 4. Методические рекомендации по написанию эссе и рефератов/ сост. Е.А. Трифонова.СПб.: изд-во СПб ГУ-ВШЭ, 2005-35с. 5. Свистунова Е.В. Как грамотно оформить , правильно презентовать и успешно защитить письменную работу. М.: СтереоМИР, 2006.-116 с. Журналы «Зерновое хозяйство», «Хлебопродукты», «Комбикорма» Интернет-ресурсы: 9
Бычкова, Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Системные поисковые службы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (основные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Устный экзамен - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Устный экзамен/ тестирование - использовать информационно- коммуникационные технологии в исследовательской и профессиональной деятельности Устный экзамен/ тестирование - определять объект исследования, формулировать цель исследовательской работы, осуществлять сбор, изучение и обработку информации и формулировать выводы Устный экзамен В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основы организации и методики научных исследований Устный экзамен/тестирование - этапы научно-исследовательской работы Тестирование - п риемы работы с текстами Устный экзамен/тестирование - способы поиска необходимой информации, ее обработки и оформления результатов Контроль каждого этапа выполнения исследовательской работы. Устный экзамен
5.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ

ЧАСТИ ОПОП В ЧАСТИ ОК И ПК
10
Код Формулировка компетенции ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.1 Размещать зерно и семена на хранение в соответствии с качеством ПК 1.2 Определять технологические параметры, подлежащие технологическому контролю и регулированию ПК 1.3 Обеспечивать требуемые режимы хранения зерна и семян ПК 1.4 Обеспечивать рациональные режимы оборудования для хранения зерна и семян ПК 2.1 Обеспечивать работоспособность оборудования для производства муки и манной крупы ПК 2.2 Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства муки и манной крупы ПК 2.3 Контролировать качество сырья и готовой продукции (муки и манной крупы) ПК 2.4 Рассчитывать и составлять помольные смеси ПК 3.1 Обеспечивать работоспособность оборудования для производства крупы из различных культур ПК 3.2 Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического 11
процесса производства крупы из различных культур ПК 3.3 Контролировать качество сырья и готовой продукции ПК 4.1 Обеспечивать работоспособность оборудования для производства комбикормовой продукции ПК 4.2 Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства комбикормовой продукции ПК 4.3 Контролировать качество сырья и готовой продукции ПК 5.1 Участвовать в планировании основных показателей производства. ПК 5.2 Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 5.3 Организовывать работу трудового коллектива. ПК 5.4 Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. ПК 5.5 Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. 12