Автор: Валюга Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская театральная школа
Населённый пункт: г.Волгодонска Ростовской области
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Некоторые формы работы над диктантом на уроках сольфеджио
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА
ОТКРЫТЫЙ УРОК
На тему: « Некоторые формы работы
над мелодическим диктантом
на уроках сольфеджио»
Составитель:
преподаватель I категории
Валюга Н.Н.
г. Волгодонск
2018г.
Цель
работы: сформировать
у
обучаемых
навыки
записи
мелодии по слуху; способствовать исчезновению или сглаживанию
психологического дискомфорта, возникающего в сложном для них
виде деятельности.
Задачи:
-
обучающие:
закрепить
накопленные
знания
о
способах
мелодического
развития,
и
приобрести
новые;
работать
над
умением ассоциировать звучащее с его графическим изображением,
грамотной записью узнанного на слух;
-
развивающие:
работать
над
развитием
познавательных
и
творческих
способностей
детей,
умением
сравнивать,
делать
выводы;
работать
над
запоминанием
и
о п р ед е ле н и е м
звуковысотности мелодии, приемов мелодического развития;
-
воспитательные:
формировать
позитивное
отношение
к
диктанту
как
к
одной
из
форм
работы
на
уроках
сольфеджио,
умение убедить учителя и остальных обучаемых в правильности
своего
мнения
относительно
услышанного,
установку
на
доброжелательность и открытость; повысить самооценку детей с
помощью создания «ситуации успеха».
Тип урока может быть определен как урок формирования
умений и навыков.
К а к методы
работы
используем словесный,
зретельно
–
наглядный и частично – поисковый, потому что, кроме объяснений
учителя и доски, помочь в таком деле как запись музыки по слуху
могут только собственные уши и голова.
Открытый урок проводился с группой обучающихся 2 класса
по 7-летней программе обучения музыкальной школы.
Мелодический диктант – одна из важнейших форм работы на
уроках сольфеджио. Он развивает музыкальный слух, память и
грамотность, подытоживает и суммирует накопленные знания. При
всем этом, в данной работе автор отталкивается от убеждения, что
диктант преимущественно является не развивающей и обучающей,
а проверочной формой работы. Отсюда вытекает и соответственное
«некумирное»
отношение
мелодическому
диктанту
и
желание
сократить до адекватного минимума временные затраты на него.
Собственно,
эти
убеждения
и
побудили
автора
искать
замену
традиционной форме мелодического диктанта. Некоторые мысли и
наработки приводятся ниже.
И
так,
при
всех,
безусловно,
положительных
сторонах
мелодического диктанта есть и отрицательные моменты. В первую
очередь
-
это
создание
стрессовой
ситуации,
при
которой
обособленные
(звучащие
в
чужом
исполнении)
и
не
всегда
узнаваемые
звуки
учащийся
должен
не
только
запомнить
за
относительно
небольшое
время,
но
воспроизвести
в
родной
тетрадке
нотными
знаками.
Отсюда
создается
всем
известная
картина: ученик, отчаянно пытающийся записать несколько нот во
время
проигрывания
диктанта
и
все
остальное
время
от
прослушивания до прослушивания сидящий сложа руки в «тоске
зеленой». Это, может быть, преувеличенная, но во многом верная
ситуация. Поэтому думается, что педагог должен выстроить работу
над диктантом так, чтобы снять стрессовость.
Напряжение
создает
уже
само
слово
«диктант»,
которое
мгновенно ассоциируется у обучающихся с контрольной работой в
общеобразовательной школе. Его можно совсем не произносить или
заменить любым другим.
Далее - «золотое правило», известное всем: пишется только
то,
что
хорошо
знакомо.
Интоннационный
запас
начинаем
откладывать
из
простых
мелодических
фигур
с
самых
первых
уроках.
Сюда
входят:
движения
по
звукам
гаммы,
репетиция,
опевания простые и сложные, «колечки», «лодочки», «горочки»,
трель и т.д. Они запоминаются через проигрывание, узнавание в
нотах,
устные
диктанты
с
ручными
знаками.
Неплохой
подготовительной
формой
для
записи
мелодического
диктанта
может
служить
графическое
изображение
любых
мелодий
с
помощью системы условных знаков.
Устные диктанты. Без них на первоначальном этапе никак не
обойтись, так же как не обойтись при работе без условной системы
обозначений, заменяющей графическую запись. Часто используют в
качестве пособия крупный нотоносец и кружки – ноты, с помощью
которых
выкладывается
мелодия.
При
всей
наглядности
и
увлекательности этого диктанта – игры в нем есть и слабая сторона
- ритмическая. Думается, что правильнее было бы не отделать в
сознании ребенка звуковысотную и ритмическую составляющие
мелодии. И потом, не всякий родитель изготовит такое пособие к
нужному сроку, а это будет тормозить учебный процесс. Самая
главная
трудность
мелодического
диктанта
–
не
записать
или
выложить, а узнать его и запомнить. Получается, что «рисовать» в
воздухе движение мелодий экономит время педагога и родителей и
оказывается не менее наглядным для детей. К тому же, ритмическая
разность звуков не остается в стороне. Оговоримся, однако, что это
лишь наше субъективное мнение.
На
начальном
этапе
работы
хорош диктант
–
«паззл»,
который собирается с доски в тетрадь. Обычно он проходит без
проблем,
а
трудности
его
записи
адекватны
нормальной
работоспособности начинающих. Главная трудность – найти среди
разбросанных
по
доске
фрагментов
мелодии
повторяющиеся,
и
записать «паззлы» в нужном порядке.
Диктант–«переделка» - следующий этап. Дети сравнивают,
сопоставляют две идентичные по звуковысотности, но разные по
ритму мелодии песен (см. приложение). Учитель должен подвести
обучающихся
к
выводам
о
ритмических
отличиях,
сделанным
самостоятельно. Затем дети берут «волшебный» ластик и стирают в
заранее
заготовленной
мелодии
нужные
«домики»
восьмых,
превращая их в четверти, или наоборот, «волшебным» карандашом
пририсовывают восьмые к штилям четвертных. Этот вид работы
обостряет музыкальную память и внимание обучающихся, учит их
делать с помощью преподавателя самостоятельные выводы.
Диктант – «переделка», как и диктант – «паззл» уместен в
курсе сольфеджио на
1-2 году обучения. Далее задачу следует
усложнить.
Дети
должны
додумать,
дослышать
фрагменты
мелодий.
Сейчас мы попытаемся продемонстрировать запись мелодии
«Бегал
заяц
по
болоту»
с
предварительным
анализом
(дети
списывают
с
доски
повторный
фрагмент
–
опевание
мелодии,
дополняя
восьмитактовую
запись
тониками
параллельных
тональностей Фа мажор - ре минор, в зависимости от характера
музыки;
закрепляют ся
понятия
«мажор
–
минор»
и
«параллельность»).
Нужно сказать, автор предпочитает тембральное озвучивание
мелодического
диктанта
(с
голоса
педагога)
фортепианному,
поскольку,
мелодия,
спетая
со
словами,
учащимся
первых
лет
обучения роднее и ближе. (Этот вопрос, конечно, каждый педагог
решает по-своему).
После предварительного зрительного повтора разученной на
предыдущем уроке (или прочитанной с листа) песни «Хохлатка»,
дети прослушивают в исполнении учителя песню «Королевский
песик»,
сопровождаемую
ручным
показом.
(Выбор
мелодий,
конечно же, может быть произвольным).
Затем
обучающиеся
переделывают
одну
из
мелодий,
представленную зрительно, на другую - воспринимаемую устно.
Таким
образом,
затрагивается
еще
один
вид
диктанта,
используемый
автором
в
практике
– запись заранее разученной
мелодии. Обучающиеся так же должны назвать все мелодические
фигуры. Хочется добавить, что смешанный, зрительно – слуховой
мелодический диктант - излюбленный автором вид диктанта на
среднем этапе обучения сольфеджио.
Диктант с пропущенными тактами. Название говорит само
за себя. Существует несколько способов реставрации диктантов.
Среди них -
восстановление по ритму и ступеневому составу,
которое будет показано позже.
А
сейчас
-
запишем
мелодии
«Три
синички»
(заготовка
с
пропущенными тактами находится уже на доске). Дети должны
распознавать движения по звукам тонического трезвучия, гаммы от
пятой ступени к первой, секвенцию, репетицию.
Следующий
вид
мелодического
диктанта,
о
котором
уже
говорилось
выше
– восстановление
по
ритму
и
ступеневому
составу. (Записывается песня «Моется цапля в свежей водице»).
Детям
задается
вопрос
о
характерных
особенностях
данной
мелодии. Ответы должны быть такими: репетиции в каждом такте,
гаммообразное строение мелодии.
И так, сегодня на уроке мы должны были проработать
несколько способов записи мелодии по слуху и еще раз убедить
наших гостей и главное – самих себя в том, что мы совсем не
смущаемся перед словом «диктант», которое, собственно, и не
употребляем. Удалось ли нам достигнуть своей цели – судить не
нам. В рамках одного урока это и невозможно сделать.
- А вы, дети, сейчас оцените нашу сегодняшнюю работу и
скажите, как мы с правились со своей задачей. Какую мелодию
легче записать - знакомую или не знакомую?
- Знакомую (ответ).
- Хорошо. Если эту мелодию вы уже слышали или пели на
уроках. А как можно познакомиться с музыкой – «незнакомкой»?
Правильно - узнать в ней то, что слышали раньше, а именно –
мелодические фигуры или рисунки мелодий. Сейчас мы повторим
их.
- Движения по звукам гаммы, репетиция, опевания простые и
сложные, «колечки», «лодочки», «горочки», трель… (ответы детей).
А стоит ли бояться того, что хорошо известно?