Напоминание

"Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Автор: Преснякова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГОБУ СПО ВО "Бутурлиновский механико-технологический колледж"
Населённый пункт: Воронежская область, г. Бутурлиновка, ул. Блинова, д.2
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Информационные технологии в профессиональной деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Государственное бюджетное

образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Воронежской области

«Бутурлиновский

механико-технологический

колледж»

Н.В. Преснякова

Информационные технологии в профессиональной

деятельности

ПРАКТИКУМ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 260103

«Технология хлеба, кондитерских и макаронных

изделий»
1

Бутурлиновка 2013
Составитель: Н.В. Преснякова – преподаватель спецдисциплин БМТК Рецензенты: Коржов Д.А. – преподаватель спецдисциплин ГОБУ СПО ВО «БМТК»» Практикум разработан в помощь студентам специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» при выполнении практических работ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» Протокол № 7 от 10.01. 2013 г. Председатель цикловой комиссии Торко С.И. Допущено методическим советом колледжа в качестве учебно- методического пособия для студентов колледжа 2

Содержание
Стр. Введение 4 Практическое занятие № 1 Практическое занятие № 2 5 6 Практическое занятие № 3 8 Практическое занятие № 4 14 Практическое занятие № 5 22 Практическое занятие № 6 28 Практическое занятие № 7 29 Практическое занятие № 8 32 Практическое занятие № 9-10 34 Список используемой литературы 37
Введение
3
Интересы компаний и фирм с расширением и углублением круга решаемых ими задач требуют соответствующего применения информационных технологий. Сама жизнь выставляет рамки исполь зования пакетов прикладных программ для обеспечения макси мальной эффективности деятельности организации. Практикум на целен на освоение навыков практического применения информационных технологий в профессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальностям группы 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». Практикум содержит практические (обучающие и контролиру ющие) задания по применению приложений Microsoft Office, та ких как MS Word, MS Excel, MS Ассess, а также системы APM GRAPH. Практикум может быть использован как для проведения прак тических занятий (основных и факультативных), так и для индивидуального усовершенствования имеющихся навыков работы с компьютерными программными продуктами.
Практическая работа № 1
4
Тема:
ЗНАКОМСТВО С ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

WINDOWS XP.

Цель работы:
Освоить работу с ОС Windows XP, научиться работать с окнами, научиться работать с программой Проводник.
Задание 1.1.
Порядок работы: При выполнении задания используйте также справочную информацию Windows: 1. Запустите программу Проводник (Windows XP) еще раз и сформируйте подобное окно Проводник (Windows Explorer) в правой части экрана. 2. Создайте папку
User
на диске
L
. В этой папке Вы будете хранить все свои файлы. 3. Нажмите кнопку Пуск (Start) и выберите в меню пункт Все программы. В группе Стандартные (Accessories) запустите редактор Wordpad нажатием левой кнопки мыши. 4. Используя редактор Wordpad, создайте файл name.txt с любой информацией и сохраните его в своей папке. 5. Закройте Wordpad с помощью кнопки закрытия окна. 6. Уменьшите окно Проводник (Windows XP) и переместите его в левую половину экрана. 7. Запустите программу Проводник (Windows XP Explorer) еще раз и сформируйте подобное окно Проводник (Windows Explorer) в правой части экрана. 8. Перейдите на диск
C
. Скопируйте оттуда десять файлов в созданную вами папку. 9. В папке
User
создайте папку
NAME1
и скопируйте в нее первые пять файлов, находящиеся в каталоге
User
. 10. В папке
User
создайте папку
NAME2
и перенесите в нее первый, четвертый и седьмой файлы находящиеся в папке
User
, а остальные удалите. 5

Практическая работа № 2
Тема :
ОФОРМЛЕНИЕ ФОРМУЛ РЕДАКТОРОМ MS EQUATION.

Цель занятия.
Изучение информационной технологии создания документов, содержащих формулы.
Задание 2.1
Используя Мастер формул, набрать формулы по образцам: Набрать формулы по образцу, используя символы (Вставка/Символ) и преобразователи в верхний/нижний индексы 6

Дополнительные задания

Задание 2.2.
Набрать формулы по образцу, используя символы (вставка/символ) и преобразователи в верхний/нижний индексы. Образцы формул: ω * R 7

Практическая работа № 3
Тема :
СОЗДАНИЕ ДЕЛОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В РЕДАКТОРЕ MS

WORD.

Цель занятия.
Изучение информационной технологии создания, сохранения и подготовки к печати документов MS Word.
Задание 3.1.
Оформить приглашение по образцу. Порядок работы: 1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word. 2. Установите нужный вид экрана, например - Разметка стра ницы (Вид/Разметка страницы). 3. Установите параметры страницы (размер бумаги - А4; ориен тация - книжная; поля: левое - 3 см, правое - 1,5 см, верхнее - 3 см, нижнее - 1,5 см), используя команду Файл/Параметры стра ницы (вкладки П ОЛЯ и Размер бумаги) (рис. 3.1). 4. Установите межстрочный интервал - полуторный, выравни вание - по центру, используя команду Формат/Абзац (вкладка Отступы и интервалы) (рис. 3.2). Рис.3.1. Установка параметров страницы. 8
Рис. 3.2. Установка параметров абзаца 5. Наберите текст, приведенный ниже (текст можно изменить и дополнить). В процессе набора текста меняйте начертание, размер шрифта (для заголовка - 14 пт.; для основного текста - 12 пт., типы выравнивания абзаца - по центру, по ширине, по правому краю), используя кнопки на панелях инструментов. Уважаемый господин Яков Михайлович Орлов! Приглашаем Вас на научную конференцию «Информатиза ция современного общества». Конференция состоится 20 ноября 2003 г. в 12.00 в конфе ренц-зале Технологического колледжа. Ученый секретарь С.Д. Петрова 6. Заключите текст в цветовую заливку. 9
Рис. 3.3 Оформление рамки вокруг приглашения. Для этого: • выделите весь текст приглашения; • выполните команду Формат/Границы и заливка, • на вкладке Граница установите параметры границ: тип - рамка; ширина линии - 3 пт.; применить - к абзацу; цвет линии - по вашему усмотрению (рис. 3.3); • на вкладке Заливка выберите цвет заливки (рис. 3.4); • укажите условие применения заливки - применить к абзацу, • нажмите кнопку ОК. 7. Вставьте рисунок в текст приглашения (Вставка/Рисунок/Картинки), задайте положение текста относительно рисунка - «Вок руг рамки» (Формат/Рисунок/Положение/Вокруг рамки). 8. Скопируйте дважды на лист типовое приглашение (Правка/ Копировать, Правка/Вставить). 9. Отредактируйте лист с полученными двумя приглашениями и подготовьте к печати (Файл/Предварительный просмотр). 10. Напечатайте приглашения (при наличии принтера), выпол нив команду Файл/Печать и установив нужные параметры печати (число копий - 1; страницы - текущая). 11.Сохраните файл в папке вашей группы, выполнив следую щие действия: • выполните команду Файл/Сохранить как…; • в диалоговом окне Сохранить как... укажите имя диска, например «С:» и имя папки (например, Мои документы/Номер группы)', введите имя файла, например «Приглашение»; • нажмите кнопку Сохранить. Рис. 3.4. Оформление цветовой заливки приглашения. 10

Задание 3.2.
Оформить докладную записку по образцу. Краткая справка. Верхнюю часть докладной записки офор мляйте в виде таблицы (2 столбца и 1 строка; тип линий — нет границ). Этот прием оформления позволит выполнить разное вы равнивание в ячейках таблицы: в левой ячейке — по левому краю, в правой — по центру.
Образец задания
Сектор аналитики и экспертизы Директору Центра ГАНЛ Н.С. Петрову ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА 03.11.2002 Сектор не может завершить в установленные сроки экспертизу проекта маркетингового исследования фирмы «Астра-Н» в связи с отсутствием полных сведений о финансовом состоянии фирмы. Прошу дать указания сектору технической документации пре доставить полные сведения по данной фирме. Приложение: протокол о некомплектности технической доку ментации фирмы «Астра-Н». Руководитель сектора аналитики и экспертизы (подпись) М.П. Спелов
Дополнительные задания

Задание 3.3.
Оформить рекламное письмо по образцу. Краткая справка. Верхнюю часть рекламного письма офор мляйте в виде таблицы (3 столбца и 2 строки; тип линий - нет границ, кроме разделительной линии между строками). Произве дите выравнивание в ячейках таблицы: первая строка - по центру, вторая строка - по левому краю. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ «РАБОТА И УПРАВЛЕНИЕ» INTERNATIONAL INSTITUTE « WORK &MANAGMENT » Россия, 127564, Москва, Ленинский пр., 457, офис 567 Тел./факс: (895)273-8585 Office 567, 457? Leninsky pr., Moskow, 127564, Russia phone/fax (895)273-8585 РУКОВОДИТЕЛЯМ 11
ФИРМ, ПРЕДПРИЯТИЙ, БАНКОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ Международный институт «Работа и управление» предлагает вашему вниманию и вниманию ваших сотрудников программу «Имидж фирмы и управляющий персонал». Цель программы. Формирование положительного имиджа фир мы: приобретение сотрудниками фирмы коммуникативных и этикетных навыков. Продолжительность курса — 20 ч. Предлагаемая тематика. 1. Психология делового общения. 2. Деловой этикет. 3. Культура внешнего вида персонала фирмы. В реализации проекта участвуют опытные психологи, культуро логи, медики, визажисты, модельеры. По окончании обучения слушателям выдается удостоверение Международного института «Работа и управление» но программе повышения квалификации. Надеемся на плодотворное сотрудничество, понимая исключи тельную важность и актуальность предлагаемой нами тематики. Ректор (подпись) Е. В. Добрынина
Задание 2.4.
Краткая справка. Верхнюю часть заявления оформляйте в виде таблицы (2 столбца и 1 строка, тип линий — нет границ) или в виде надписи инструментами панели Рисование. Произведите выравнивание в ячейках по левому краю и по центру.
Образец задания
ЗАЯВЛЕНИЕ 03.11.2002 Генеральному директору ОАО «ГИКОР» И.С. Степанову От Ковровой Ольги Ивановны проживающей по адресу 456892 г. Саратов, Ул. Комсомольская, д.6, кв.57 Прошу принять меня на работу, на должность главного специалиста. (подпись) О. И. Коврова
Задание 3.5.
Создать справку личного характера. 12

Образец задания
ОАО «Вестор» СПРАВКА 08.11.2003 № 45 Москва Васильева Ольга Ивановна работает в должности ведущего спе циалиста ОАО «Вестор». Должностной оклад — 4750 р. Справка выдана для предоставления по месту требования. Начальник отдела кадров (подпись) П.П.Смелов Задание 3.6. Создать краткий протокол
.

Образец задания
ОАО «Вестор» ПРОТОКОЛ 08.11.2004 № 27 заседания Совета директоров Председатель — А. С. Серов Секретарь — Н.С. Иванчук Присутствовали: 7 человек (список прилагается) Приглашенные: Заместитель директора «Книжной палаты» Н.Ш. Стрелков. РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Организационные вопросы. 2. О проекте иллюстрированного издания о деятельности фирмы. ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ: 1. А. А. Сидорову подготовить проект штатного расписания на 2004 г. 2. Поручить члену научно-информационной комиссии К. С. Пе трову согласовать проект издания с «Книжной палатой». Председатель (подпись) А. С. Серов Секретарь (подпись) Н.С. Иванчук 13

Практическая работа № 4.
Тема
:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ

MS EXCEL

Цель занятия.
Изучение информационной технологии исполь зования встроенных вычислительных функций Excel.
Задание 4.1.
Создать таблицу финансовой сводки за неделю, произвести расчеты, построить диаграмму изменения финансово го результата, произвести фильтрацию данных. Исходные данные представлены на рис. 4.1, результаты рабо ты — на рис. 4.7, 4.9 и 4.12.
Порядок работы
1. Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel и со здайте новую электронную книгу (при стандартной установке MS Office выполните Пуск/Программы/Microsoft Excel). Рис. 4.1. Исходные данные для задания 4.1. Рис. 4.2. Создание стиля для оформления шапки таблицы. 2. Введите заголовок таблицы «Финансовая сводка за неделю (тыс. р.), начиная с ячейки А1. 14
3. Для оформления шапки таблицы выделите ячейки на тре тьей строке A3:D3 и создайте стиль для оформления. Для этого выполните команду Формат/Стиль и в открывшемся окне Стиль (рис. 4.2) наберите имя стиля «Шапка таблиц» и нажмите кнопку Изменить. В открывшемся окне на вкладке Выравнивание задайте Переносить по словам и выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание — по центру (рис. 4.3), на вкладке Число укажите формат — Текстовый. После этого нажмите кнопку Добавить. Рис. 4.3 Форматирование ячеек – задание переноса по словам. 4. На третьей строке введите названия колонок таблицы — «Дни недели», «Доход», «Расход», «Финансовый результат», далее запол ните таблицу исходными данными согласно Заданию 4.1. Краткая справка. Для ввода дней недели наберите «Поне дельник» и произведите автокопирование до «Воскресенья» (ле вой кнопкой мыши за маркер автозаполнения в правом нижнем углу ячейки). 5. Произведите расчеты в графе «Финансовый результат» по сле дующей формуле: Финансовый результат = Доход - Расход, для этого в ячейке D4 наберите формулу = В4-С4. Краткая справка. Введите расчетную формулу только для расчета по строке «Понедельник», далее произведите автокопиро вание формулы (так как в графе «Расход» нет незаполненных дан ными ячеек, можно производить автокопирование двойным щел чком мыши по маркеру автозаполнения в правом нижнем углу ячейки). 6. Для ячеек с результатом расчетов задайте формат - «Де нежный» с выделением отрицательных чисел красным цветом (рис. 4.4) (Формат/Ячейки/вкладка Число/формат — Денежный/ отрицательные числа - красные. Число десятичных знаков задайте равное 2). Обратите внимание, как изменился цвет отрицательных значе ний 15
финансового результата на красный. Рис. 4.4. Задание формата отрицательных чисел красным цветом. 7. Рассчитайте средние значения Дохода и Расхода, пользуясь мастером функций (кнопка f x ). Функция «Среднее значение» (СРЗНАЧ) находится в разделе «Статистические». Для расчета фун кции СРЗНАЧ дохода установите курсор в соответствующей ячей ке для расчета среднего значения (В11), запустите мастер функ ций (Вставка/Функция/ категория — Статистический/ СРЗНАЧ) (рис. 4.5). В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета среднего значения — В4:В10. Аналогично рассчитайте «Среднее значение» расхода. Рис. 4.5. Выбор функции среднего значения. 8. В ячейке D13 выполните расчет общего финансового результа та (сумма по столбцу «Финансовый результат»). Для выполнения автосуммы удобно пользоваться кнопкой Автосуммирования (X) на панели инструментов или функцией СУММ (рис. 4.6). В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета суммы - D4:D10. 16
Рис. 4.6. Задание интервала ячеек при суммировании функцией СУММ. 9. Проведите форматирование заголовка таблицы. Для этого вы делите интервал ячеек от А1 до D1, объедините их кнопкой пане ли инструментов Объединить и поместить в центре или командой меню Формат/Ячейки/вкладка Выравнивание/отображение - Объединение ячеек). Задайте начертание шрифта — полужирное; цвет - по вашему усмотрению. Конечный вид таблицы приведен на рис. 4.7. Рис. 4.7. Таблица расчета финансового результата (Задание 4.1.) 10. Постройте диаграмму (линейчатого типа) изменения фи нансовых результатов по дням недели с использованием мастера диаграмм. 17
Для этого выделите интервал ячеек с данными финансового результата и выберите команду Вставка/Диаграмма. На первом шаге работы с мастером диаграмм выберите тип диаграммы - линейча тая; на втором шаге на вкладке Рис. 4.8. Подписи оси Х при построении диаграммы. Ряд в окошке Подписи оси X укажите интервал ячеек с днями недели - А4:А10 (рис. 4.8). Далее введите название диаграммы и подписи осей; дальней шие шаги построения диаграммы осуществляются автоматичес ки по подсказкам мастера. Конечный вид диаграммы приведен на рис. 4.9. 11. Произведите фильтрацию значений дохода, превышающих 4000 р. Краткая справка. В режиме фильтра в таблице видны толь ко те данные, которые удовлетворяют некоторому критерию, при этом остальные строки скрыты. В этом режиме все операции фор матирования, копирования, автозаполнения, автосуммирования и т.д. применяются только к видимым ячейкам листа. Для установления режима фильтра установите курсор внутри таблицы и воспользуйтесь командой Данные/Фильтр/Автофилыпр. В заголовках полей появятся стрелки выпадающих списков. Щелк ните по стрелке в заголовке поля, на которое будет наложено ус ловие (в столбце «Доход»), и вы увидите список всех неповторяющихся значений этого поля. Выбе рите команду для фильтрации - Условие (рис. 3.10) 18
Рис. 4.9. Конечный вид диаграммы задания 4.1. Рис. 4.10 Выбор условия фильтрации. В открывшемся окне Пользовательский авто фильтр задайте условие «Больше 4000» (рис. 4.11). Произойдет отбор данных по заданному условию. Проследите, как изменились вид таблицы (рис. 4.12) и построенная диаграмма. Рис. 3.11 Пользовательский автофильтр. Рис. 4.12. Вид таблицы после фильтрации данных. 12. Сохраните созданную электронную книгу в своей папке.
Дополнительные задания

Задание 4.2.
Заполнить таблицу, произвести расчеты, выделить минимальную и максимальную суммы покупки (рис. 4.13); по результатам расчета построить круговую диаграмму суммы продаж. 19
Рис. 4.13. Исходные данные для задания 4.2. Используйте созданный стиль (Формат/Стиль/Шапка таблиц). Формулы для расчета: Сумма = Цена х Количество; Всего = сумма значений колонки «Сумма». Краткая справка. Для выделения максимального/мини мального значений установите курсор в ячейке расчета, выберите встроенную функцию Excel МАКС (МИН) из категории «Статис тические», в качестве первого числа выделите диапазон ячеек зна чений столбца «Сумма» (ячейки ЕЗ:Е10).
Задание 4.3.
Заполнить ведомость учета брака, произвести рас четы, выделить минимальную, максимальную и среднюю сум мы брака, а также средний процент брака; произвести фильтра цию данных по условию процента брака < 8 %, построить график отфильтрованных значений изменения суммы брака по месяцам (рис. 4.14). Формула для расчета: Сумма брака = Процент брака х Сумма зарплаты. Краткая справка. В колонке «Процент брака» установите процентный формат чисел (Формат/Ячейки/вкладка Число/формат - Процентный).
Задание 4.4.
Заполнить таблицу анализа продаж, произвести расчеты, выделить минимальную и максимальную продажи (ко личество и сумму); произвести фильтрацию по цене, превышаю щей 9000 р., построить гистограмму отфильтрованных значений изменения выручки по видам продукции (рис. 4.15). Формулы для расчета: Всего = Безналичные платежи + Наличные платежи; Выручка от продажи = Цена х Всего. 20
Рис. 4.14. Исходные данные для задания 4.3. Рис. 4.15. Исходные данные для задания 3.4.
Практическая работа № 5.

Тема
:
СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ БАЗЫ ДАННЫХ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА И МАСТЕРА ТАБЛИЦ В

СУБД MS ACCESS

Цель занятия.
Изучение информационной технологии создания базы данных в системе управления базами данных (СУБД) MS Access.
Задание 5.1
С помощью «Мастера создания таблиц по образ цу» создать таблицу «Сотрудники фирмы» со следующими поля ми: Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Адрес, Почтовый индекс, Домашний телефон, Табельный номер, Дата рождения, Дата найма, Номер паспорта. Примечание. В качестве образца использовать таблицу «Сотрудники». 21

Порядок работы
1. Запустите программу СУБД Microsoft Access и создайте но вую базу данных (БД). Для этого при стандартной установке MS Office выполните: Пуск/Программы/Microsoft Access/Создание базы данных — Новая база данных/ ОК. Для сохранения БД укажите путь к папке «Мои документы» и имя базы — в качестве имени ис пользуйте свою фамилию. Расширение mdb присваивается по умолчанию. 2. Войдите в меню Справка, изучите раздел «Создание базы данных» (рис. 4.1). Рис. 5.1 Изучение справочной информации «Создание базы данных» 3. Изучите интерфейс программы, подводя мышь к различным элементам экрана (рис. 5.2). Рис. 5.2. интерфейс программы Ms Access. 4. В окне базы данных выберите в качестве объекта — Таблицы. Создайте таблицу с помощью мастера. Для этого выберите команду Создание таблицы с помощью Мастера (см. рис. 5.2) или нажми те кнопку Создать/ 22
Мастер таблиц/ О К (рис. 4.3). Рис. 5.3. Выбор Мастера таблиц при создании новой таблицы. 5. В открывшемся диалоговом окне Создание таблиц (рис. 5.4) в качестве образца таблицы выберите «Сотрудники», из образцов полей выберите поля в указанной последовательности (исполь зуйте кнопки со стрелками диалогового окна — Выбор одного/Всех полей):
Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Адрес, Почтовый индекс,

Домашний телефон, Табельный номер, Дата рождения, Дата най

ма,

Номер паспорта, Заметки.
Поле Заметки переименуйте в Примечание с помощью кнопки Переименовать поле в... Нажмите кнопку Далее. 6. Задайте имя таблицы — «Сотрудники фирмы». Переключатель установите в положение — «Автоматическое определение ключа Рис. 5.4. Выбор полей из образца таблицы «Сотрудники» 7. Введите в таблицу «Сотрудники фирмы» 10 записей (строк); в качестве данных для первой записи используйте свою фамилию и личные данные, далее введите произвольные данные. Для кор ректной работы в последующих практических работах введите не сколько фамилий, начинающихся на букву «О»; несколько сотруд ников с должностью 23
«Бухгалтер» и «Менеджер», одного сотруд ника с должностью «Главный бухгалтер», несколько сотрудников с датой найма до 10 октября 2000 г. Примечание. Ключевое поле Код программа заполняет автоматически, поэтому ввод данных начинайте с поля Фамилия. 8. Просмотрите таблицу «Сотрудники фирмы» в режиме Предварительный просмотр и разместите ее на одном листе. Вероятно, вам придется задать альбомную ориентацию листа и уменьшить размеры полей. 9. Сохраните таблицу. В случае необходимости создайте резерв ную копию БД на дискете. Таблица 5.1 Название поля Тип данных Свойства полей Тип расходов Текстовый Размер поля — 30 Цель расходов Текстовый Размер поля — 40 Дата покупки Дата/Время Краткий формат даты Сумма затрат Денежный Денежный/Авто Замечания Текстовый Размер поля — 50 Таблица 5.2. Код Тип расходов Цель расходов Дата покупки Сумма затрат, р. Замечания 1 Питание Жизненная 2500 2 Дискотека Развлечение 15.05.04 800 3 Роликовые коньки Спорт 27.05.04 1500 Накоплено 1000 р. 4 CD-диски Хобби 02.05.04 240 5 Одежда Жизненная необходи- мость 1700 Отложено 1300 р.
Задание 5.2.
С помощью «Конструктора создания таблиц» в ой же БД создать таблицу «Мои расходы». Имена, типы и размеры полей приведены в табл. 4.1. Исходные данные для ввода в таблицу БД приведены в табл. 4.2.
Порядок работы
24
1. В созданной базе данных выберите режим Создание таблицы в режиме Конструктор. Введите имена полей, задайте типы данных и их свойства согласно таблице 4.1. (рис. 5.5). Рис. 5.5. Окно Создание таблицы в режиме конструктор. Рис. 5.6. Задание ключевого поля. 2. Сохраните таблицу, присвоив ей имя «Мои расходы». При сохранении программа спросит вас, надо ли создавать ключевое поле (рис. 5.6). Нажмите кнопку Да для создания ключевого поля, при этом будет создано новое поле Код с типом данных «Счетчик». Если открыть таблицу «Мои расходы» в «Конструкторе», то увидим, что слева от имени поля «Код» появился значок ключа — отметка ключевого поля (рис. 5.7). 3. Заполните таблицу данными согласно табл. 5.2. Поле Код программа заполняет автоматически. Конечный вид таблицы приведен на рис. 5.8. 4. Сохраните таблицу. В случае необходимости создайте резервную копию БД на дискете. 25
Рис. 5.7. Таблица «Мои расходы» с ключевым полем Код Рис. 5.8. Конечный вид таблицы «Мои расходы»
Задание 5.3.
В той же БД создать таблицу «Культурная програм ма» в Режиме таблицы. Выберите команду Создание таблицы путем ввода данных или нажмите кнопку Создать/Режим таблицы (рис. 16.9). Созданная таб лица должна иметь поля: Дата мероприятия, Вид мероприятия, Место проведения, Время проведения, Приглашенные, Домашний телефон, Впечатления, Замечания. Краткая справка. Для переименования поля сделайте двой ной щелчок мыши по названию поля и введите новое имя. Выполните автоматическое создание ключевого поля при сохранении таблицы. Сохраните таблицу. В случае необходимости создайте резервную копию БД на диске. Рис. 5.9. Создание таблицы в Режиме таблицы.
Задание 5.4.
В той же БД создать таблицу «Друзья и хобби» в режиме Мастера таблиц со следующими полями (поля выбирать самостоятельно из разных образцов, применяя возможность пере именования полей): Фамилия, 26
Прозвище, Интересы, Хобби, Дата знакомства, Дата мероприятия, Результаты встречи, Замечания, Адрес, Домашний телефон. Выполнить автоматическое создание ключевого поля при со хранении таблицы. В режиме Конструктор проверьте тип создан ных полей. Введите в режиме Таблицы пять записей в созданную таблицу «Друзья и хобби». Просмотрите таблицу «Друзья и хобби» в режиме Предварительный просмотр и разместите ее на одном листе. Вероятно, вам придется задать альбомную ориентацию листа и уменьшить размеры полей. Сохраните таблицу. В случае необходимости создайте резервную копию БД на дискете.
Практическая работа № 6.
Тема:
ЗНАКОМСТВО С СИСТЕМОЙ APM GRAPH.

Цель
. «Изучение технологии создания документов в системе APM GRAPH»
Задание 6.1
. Знакомство с командами APM GRAPH. 1) Меню Файл. 2) Меню Рисовать. 3) Меню Модификация. 4) Меню Формат. 5) Меню Инструменты. 6) Меню Окно. 7) Меню Справка. 8) Меню Параметризация. 27

Дополнительные задания.

Задание 6.2.
Создать круговой массив с заданной точкой вращения.
Задание 6.3.
Создать блок и из четырех геометрических фигур (фигуры выбрать произвольно).
Задание 6.4.
Нарисуйте трапецию, внутри которой будет находиться заштрихованный треугольник.
Практическая работа № 7.
Тема:
ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖНО-ГРАФИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ APM GRAPH.

Цель:
Изучение технологии создания документов в системе APM GRAPH.
Задание 7.1.
Оформите чертежно-графический материал по образцу. Рис. 7.1. Склад БХМ с просеивателем Ш2-ХМВ и компрессором 2ВД-12/12,5 28
Экспликация технологического оборудования. Поз Наименование Марка 1 Щиток приемный ХЩП 2 Фильтр само встряхивающий ХЕ-16 3 Силос для муки 4 Питатель роторный М-122 5 Переключатель двухпозиционный 6 Компрессор. ИУ-6 7 Маслоотделитель 8 Воздухосборник 9 Воздухоочиститель 10 Циклон-разгрузитель 11 Просеиватель для муки АБ-2,8 29
12 Бункер надвесной 13 Весы автоматические порционные А В - 50 14 Бункер под весовой 15 Приемник муки с мешковиной ХМП-М 16 Шнек питательный ШП
Дополнительное задание
.
Задание 7.2.
Оформите чертежно-графический материал по образцу. Рис. 7.2. Аппаратурная схема периодического приготовления жидкой за - кваски с заваркой и непрерывного приготовления теста из ржаной и ржано- пшеничной муки: 1 – дозаторы сыпучих компонентов Ш2-ХД2-А; 2 – водосолеподготовительные бачки Ш2-ХДИ; 3 – заварочные машины X3-2M- 300; 4 – сборник с мешалкой МВ-500; 5 – дрожжевые чаны РЗ-ЗЧД с мешалкой и водяной рубашкой; 6 – насос XHJ1-300; 7- расходный чан; 8- дозатор жидких компонентов черпачкового типа Ш32-ХДЧ; 9 – дозировочная станция Ш2-ХДМ; 10 – тестомесильная машина И8-ХТА-12/1; 11 – корыто ХТР или секционный бункер для брожения теста. 30
31

Практическая работа № 8.
Тема:
ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖНО-ГРАФИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ APM GRAPH.

Цель:
Закрепление навыков создания документов в системе APM GRAPH.
Задание 8.1.
Оформите чертежно-графический материал по образцу. Рис. 8.1. Схема кольцевого конвейера для брожения теста. 32

Дополнительное задание.

Задание 7.2.
Оформите чертежно-графический материал по образцу. Рис. 7.2. Технологическая схема приготовления пшеничного теста в тестомесильной машине Т1-ХТ-2А. поз. 1 - фильтр в самовстряхивающийся XE-161 поз. 2 - бункер производствен ный поз. 3 - шнек питательный ШП поз. 4 - бачок автоматический водомерный АВБ-100 поз. 5 - дозатор жидких компонентов Ш2-ХДБ поз. 6 - дозатор сыпучих компонентов Ш2-ХДА поз. 7 - машина тестомесильная T1-XT-2A поз. 8 - дежа подкатная Т1-ХТ-2Б поз. 9 - дежеопрокидыватель А2-ХПД поз. 10 - делительно-округлительный автомат А2-ХЛ-2С-9
Практическая работа № 9-10
33
Тема:
ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖНО-ГРАФИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ APM GRAPH.

Цель:
Закрепление навыков создания документов в системе APM GRAPH.
Задание 9.1.
Оформите чертежно-графический материал по образцу. Рис. 9.1. Механизированная схема по производству булочных и сдобных изделий.
Дополнительное задание.

Задание 9.2.
Оформите чертежно-графический материал по образцу. Рис. 8.2. Хлебопекарная тоннельная печь с нефтегазовым обогревом и сетчатым поддоном марки БН-40 и БН-50. 34
35 1. Фильтр самовстряхивающийся ХЕ-161 2. Бункер производственный 3. Шнек питательный ШП 4. Дозатор жидких компонентов Ш2-ХДБ 5. Дозатор сыпучих компонентов Ш2-ХДА 6 . Бачок автоматический водомерный АВБ-100 7. Машина тестомесильная Т1-ХТ2А 8. Дежа подкатная Т1-ХТ2-Д 9. Дежеподъемоопрокидыватель A2-ХПД 10. . Автомат делительно-округлительный А2-ХЛС-9 II. Машина тесто закаточная И8-ХТо 12. Стол для разделки теста 13. Шкаф для окончательной расстойки теста 14. Печь хлебопекарная
36

Список используемой литературы:

Основная литература:
1. Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. – 240 с.Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология – миллионные прибыли. – М.: Экономика, 1990. – 238 с. 2. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. – М.: «Инфра-М»,2000. – 352 с. 3. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н.В. 4. Михеева О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебн. пос. для СПО. – М.: Академия, 2005.-384с 5. Организация работы с документами: Учебник / В.А. Кудрявцев и др. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 575 с 6. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Основы информатики и информационных технологий. – М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. – 320 с .
Дополнительная литература
1. Бройдо В.Л. Офисная оргтехника для делопроизводства и управления. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. – 424 с. 2. Бахвалов П.А. Компьютерное моделирование: долгий путь к сияющим вершинам компьютера. № 40 (217). 1997. с. 26-36. 3. Веников В.А., Веников Г.В. Теория подобия и моделирования. – М.: Высшая школа, 1984. – 439 с. 4. Кулаков Ю.А., Луцкий Г.М. Компьютерные сети. – Киев: Юниор, 1998. – 384 с. 5. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – СПб.: Питер, 2000. – 672 с. 6. Морозов В.В. Основы Интернет. – М.: АО «Московские учебники – СиДи-Пресс»,1999. – 96 с 7. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. – М.: Высшая школа, 1985. – 271 с. 8. Турьянский А.Г. Искусство и технология международной связи. – М.: Дело Лтд, 1995. – 272 с. 37