Автор: Муравьёва Елена Леонтьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 14"
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза"
Биология 10 класс химико – биологического профиля.
Практическая работа № 4
Тема: «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»
Цель:
1) сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза, особенности процессов фотосинтеза и
хемосинтеза;
2) выяснить значение фотосинтеза и хемосинтеза для биосферы.
Оборудование и материалы: методическое руководство по выполнению практической
работы №4 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза», «схемы, отражающие
суть процессов фотосинтеза и хемосинтеза в клетках организмов, презентация
«Фотосинтез.Хемосинтез».
Ход работы:
1.
Рассмотрите предложенные схемы фотосинтеза и хемосинтеза в клетках.
2.
Заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».
Признаки для сравнения
Фотосинтез
Хемосинтез
Происхождение названия.
Где в клетке происходит.
Наличие световой и темновой фазы
процесса.
Источник энергии для осуществления
этих процессов.
В каком веществе запасается энергия.
Наличие пигментов.
Использование кислорода.
Источник углеводов.
Конечные продукты реакций.
Характерен для организмов.
К какому Царству относятся
организмы.
Способ питания организмов.
Уравнения реакций.
1
Фамилия учёного открывшего процесс
Биологическая роль процесса.
Определение данных процессов.
Значение процессов в биосфере.
3.
Установить соответствия:
А). Окисляют аммиак
Б). 2S + 3O
2
+ 2H
2
O → 2H
2
SO
4
+ E
В). Окисляют двухвалентное железо до трехвалентного
Г). 2H
2
+ O
2
→ 2H
2
O + E
Д). 4FeCO
3
+ O
2
+ 6H
2
O → Fe(OH)
3
+ 4CO
2
+ E (энергия)
Е). Окисление водорода до органических веществ
Ж). 2H
2
S + O
2
→ 2H
2
O + 2S + E
З). Окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислот
И).2NH
3
+ 3O
2
→ HNO
2
+ 2H
2
O + E
1. Железобактерии 2. Водородные бактерии
3. Серобактерии
3. Нитрофицирующие бактерии.
4. Решить задачи:
1) Определите массу образованного при фотосинтезе кислорода, если при этом процессе
синтезировано 45 г глюкозы. Молекулярная масса глюкозы равна 180, молекулярная масса
кислорода – 32.
2) За сутки один человек массой 60 кг при дыхании потребляет в среднем 30 л кислорода
(из расчета 200 см
3
на 1 кг массы за 1 час). Одно 25-летнее дерево – тополь – в процессе
2
фотосинтеза за 5 весенне-летних месяцев поглощает около 42 кг углекислого газа.
Определите, сколько таких деревьев обеспечат кислородом одного человека.
3) Сколько глюкозы, синтезируемой в процессе фотосинтеза, приходится на каждого из 6
млрд жителей Земли в год? За год вся растительность планеты производит около 130 000
млн т сахаров.
4.
Выполнить тестовые задания:
Вариант 1.
А1. Фотосинтез связан с:
1) расщеплением органических веществ до неорганических
2) созданием органических веществ из неорганических
3) химическим превращения глюкозы в крахмал
4) образованием целлюлозы
А2. Исходным материалом для фотосинтеза служат
1) белки и углеводы
2) углекислый газ и вода
3) кислород и АТФ
4) глюкоза и кислород
А3. Световая фаза фотосинтеза происходит
1) в гранах хлоропластов
2) в лейкопластах
3) в строме хлоропластов
4) в митохондриях
А4. Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для:
1) синтеза АТФ
2) синтеза глюкозы
3) синтеза белков
4) расщепления углеводов
А5. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:
1) углекислый газ и кислород
2) глюкоза, АТФ и кислород
3) белки, жиры, углеводы
4) углекислый газ, АТФ и вода
А6. К хемотрофным организмам относятся
1) возбудители туберкулеза
2) молочнокислые бактерии
3) серобактерии
4) вирусы
А7. Фотосинтез связан с:
1) расщеплением органических веществ до неорганических
2) созданием органических веществ из неорганических
3
3) химическим превращения глюкозы в крахмал
4) образованием целлюлозы
А8. Исходным материалом для фотосинтеза служат
1) белки и углеводы
2) углекислый газ и вода
3) кислород и АТФ
4) глюкоза и кислород
А9. Световая фаза фотосинтеза происходит
1) в гранах хлоропластов
2) в лейкопластах
3) в строме хлоропластов
4) в митохондриях
В1. Выберите процессы, происходящие в световой фазе фотосинтеза
1) фотолиз воды
2) образование глюкозы
3) синтез АТФ и НАДФ • Н
4) использование СО2
5) образование О2
6) использование энергии АТФ
В2. Выберите вещества, участвующие в процессе фотосинтеза
1) целлюлоза
2) гликоген
3) хлорофилл
4) СО2
5) вода
6) нуклеиновые кислоты
Вариант 2.
А1. Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для:
1) синтеза АТФ
2) синтеза глюкозы
3) синтеза белков
4) расщепления углеводов
А2. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:
1) углекислый газ и кислород
2) глюкоза, АТФ и кислород
3) белки, жиры, углеводы
4) углекислый газ, АТФ и вода
4
А3. К хемотрофным организмам относятся
1) возбудители туберкулеза
2) молочнокислые бактерии
3) серобактерии
4) вирусы
А4. Организмы, способные фотосинтезу относят к:
1) хемоавтотрофам;
2) фотоавтотрофам;
3) миксотрофам;
4) гетеротрофам
А5. Биологический смысл процесса фотосинтеза состоит в образовании:
1) нуклеиновых кислот;
2) белков;
3) углеводов;
4) жиров.
А6. Какие из перечисленных организмов способны к фотосинтезу?
1) пеницилл и дрожжи;
2) ольха и серобактерии;
3) инфузория и эвглена зелёная;
4) клён и цианобактерии
А7. Кислород, выделяющийся при фотосинтезе, образуется при распаде:
1) глюкозы;
2) АТФ;
3) воды;
4) белков.
А8. Какие лучи солнечного спектра используются растениями для фотосинтеза?
1) красные и зелёные;
2) красные и синие;
3) зеленые и синие;
4) все.
А9. Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл?
1) лейкопласты;
2) хлоропласты;
3) хромопласты;
4) все пластиды.
В1. Выберите процессы, происходящие в световой фазе фотосинтеза
1) фотолиз воды
2) образование глюкозы
3) синтез АТФ и НАДФ • Н
4) использование СО2
5) образование О2
5
6) использование энергии АТФ
В2. Выберите вещества, участвующие в процессе фотосинтеза
1) целлюлоза
2) гликоген
3) хлорофилл
4) СО2
5) вода
6) нуклеиновые кислоты
5.
Вывод:
6