Автор: Муравьёва Елена Леонтьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 14"
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: Урок биологии 11 класс (химико-биологический профиль).
Тема: "Лабораторная работа № 19 "Решение экологических задач".
Урок биологии 11 класс (химико-биологический профиль).
Тема урока «Лабораторная работа № 19 «Решение экологических задач».
Цель урока:
- продолжить формирование навыков решения экологических задач и составления цепей
питания;
- обобщение и систематизация знаний, формирование практических умений и навыков;
- тренировка изобретательских и исследовательских навыков мышления обучающихся.
Задачи:
Образовательная:
вырабатывать
навыки
практического
применения
знаний
об
экологической пирамиде, показать, что химические элементы могут включаться живыми
организмами в круговорот в биосфере, показать миграцию атомов в процессе обмена
веществом и энергией, охарактеризовать источники энергии на Земле и обсудить, как
образуются трофические уровни.
Развивающая: развивать необходимость знаний о среде обитания, значении круговорота
веществ
в
сохранении
экосистем;
умение
анализировать
последствия
нарушения
экологического равновесия в природе; ознакомиться с различными типами экологических
задач, выработать умения решать экологические задачи различного уровня сложности.
Воспитательная:
содействовать
формированию
самостоятельности,
готовности
к
принятию
решений
и
ответственности
за
свои
поступки;
воспитывать
стремление
к
активной жизненной позиции, бережное отношение к природным ресурсам и проблемам
их рационального использования.
Инструкция по выполнению лабораторной работы:
Лабораторная работа № 19.
Решение экологических задач.
Цель работы:
- продолжить формирование навыков решения экологических задач и составления цепей
питания.
Оборудование: инструкция по выполнению лабораторной работы
Ход работы:
1.
Решение задач на определение численности популяции.
Теоретический материал.
Для приблизительной оценки численности популяции в том случае, когда другие,
более точные, методы неприменимы (например, при оценке численности рыб в озере или
численности
мышевидных
грызунов
в
участке
леса),
используется
метод «отлов
с
мечением– повторный
отлов», при
котором
вычисляется
показатель
численности,
называемый индексом
Линкольна.
Общий
размер
популяции
(N)
в
этом
случае
определяется как частное между произведением количества животных в первом (N
1
) и во
втором (N
2
) уловах и количеством меченых животных, обнаруженных во втором улове (n)
(метятся и затем выпускаются в среду все особи, отловленные при первом вылове).
N = (N
1*
N
2
)/n
мечен.
Задача 1. Для изучения численности огненных саламандр их фотографируют, а не метят,
так
размер
и
рисунок
пятен
у
каждой
саламандры
особенный.
Поймали,
сфотографировали, а затем выпустили на прежнее место 30 саламандр. Через сутки снова
поймали 30 саламандр, среди них было 15, сфотографированных ранее. Предположим, что
1
за сутки ни одна саламандра не умерла, не родилась, не эмигрировала из популяции и не
иммигрировала в популяцию. Определите число саламандр в популяции.
Задача 2. Гидробиологи поставили цель оценить размер популяции карпа в небольшом
пруду. С помощью сети отловили 50 экземпляров и пометили их краской, выпустили
обратно в пруд. Через 24 часа снова отловили 50 экземпляров, среди которых оказалось 20
меченых.
Рассчитайте
количество
популяции
карпа,
если
за
время
проведения
исследований ее численный состав не изменился.
Задача 3 Для определения численности популяции ястребов было отловлено, окольцовано
и выпущено 40 птиц. Спустя 24 часа было вновь отловлено 40 птиц. Из них 25 ястребов
оказалось помеченных ранее. Определите количество особей в популяции, если за время
исследования никто не родился и не умер.
2.Решение задач на прирост биомассы.
Теоретический материал.
Прирост биомассы — это количество живого вещества, на которое увеличивается
особь, популяция, сообщество какой-либо территории за единицу времени. Выражается в
единицах массы на единицу площади. Прирост биомассы — это количество живого
вещества, на которое увеличивается особь, популяция, сообщество какой-либо территории
за единицу времени.
Например, если взять популяцию зайца-русака и подсчитать их общий вес и
количество особей, а затем произвести те же расчёты в конце года, то можно обнаружить
что за год их число и общий вес может увеличиться. Количество, на которое увеличилась
популяция зайца за год и есть прирост биомассы популяции.
Задача 1 . Мыши за лето съели в поле 80 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожай зерна в
(кг), если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0,02% от урожая.
Переход
энергии
с
одного
трофического
уровня
на
другой
в
данной
цепи
питания
составляет 15%.
Задача 2. Полевки за лето съели в поле 120 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожаи
зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы полевок к концу лета составил 0,01% от
урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания
составляет 10%.
Задача 3. Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте
оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 25% яблок и
достигнуть биомассы 4 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в
данной цепи составляет 20%.
3.Задачи на определение запаса энергии.
Теоретический материал.
Скорость, с которой продуценты экосистемы фиксируют солнечную энергию в
химических связях синтезируемого органического вещества, определяет продуктивность
сообществ. Органическую массу, создаваемую растениями за единицу времени, называют
первичной продукцией сообщества. Продукцию выражают количественно в сырой или
сухой массе растений либо в энергетических единицах – эквивалентном числе джоулей.
Прирост за единицу времени массы консументов – это вторичная продукция сообщества.
Вторичную продукцию вычисляют отдельно для каждого трофического уровня, так как
прирост
массы
на
каждом
из
них
происходит
за
счет
энергии,
поступающей
с
предыдущего.
2
Задача 1. Известно, что в мелком водоеме в течение года образовалось 15 кг чистой
первичной
продукции.
Каждый
грамм
такой
биомассы
содержит
20
ккал
энергии.
Рассчитайте, каким запасом энергии будут обладать хищники 2-го порядка данного.
Задача 2. В 1 кг массы синиц – К
2
содержится 4000 ккал энергии, КПД фотосинтеза в лесу
составляет 1%. Какое максимальное количество птиц со средней массой 20 г сможет
прокормиться в сообществе, на поверхность которого поступает 2∙10
7
ккал солнечной
энергии.
Задача 3. Определите, какое максимальное количество паразитов может прокормиться в
организме хозяина, если масса одного паразита – 10 г, а в 1 г его тела заключено 200 ккал
энергии. Хозяин – травоядное животное со средней массой тела 40 кг, в 1 кг которого
содержится 2000 ккал энергии.
Задача 4. В 1 кг массы тела дятлов – К
2
содержится 3500 ккал энергии, а КПД фотосинтеза
в лесу 2%. Какое максимальное количество птиц со средней массой тела 100 г сможет
прокормиться в лесу, на поверхность которого падает 7∙10
7
ккал солнечной энергии?
Задача 5. Известно, что чистая первичная продукция в лесу составила 4.6 тонн в год.
Рассчитайте, сколько будет энергии у хищников 2-го порядка в данной экосистеме, если 10
кг первичной продукции содержит 5000 ккал энергии.
Задача 6. Одна устрица фильтрует до 10 л/ч воды, содержание водорослей в которой
составляет 0, 5 г/л. Какое количество энергии в кДж этих водорослей будет усвоено банкой
из 1000 устриц, если в 1 г биомассы водорослей содержится 2,5 кДж энергии корма. На
процессы жизнедеятельности устрицы тратят до 60% энергии корма.
4. Задачи на расчёт количества особей в экосистеме.
Задача 1. Одна рысь съедает в сутки 5 кг пищи. Какое максимальное количество рысей
выживет в лесу с биомассой 7300 тонн в год, если количество доступной пищи 0,1%.
5. Задачи на составление и анализ цепей питания.
Задача1. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов
а) аскарида; б) волк; в) гнилостная бактерия; г) дятел; д) жук-навозник; е) жук-олень; ж)
ель; з) клещ; и) подосиновик; к) сосна; л) сосновая пяденица; м) хлорелла; н) ястреб.
Продуценты:________
Консументы:________
Редуценты:_________
Задача 2. Дополните схемы следующих цепей питания
а) тимофеевка луговая → бабочка → лягушка → змея;
б) опавшая листва → червь → грибы → бактерии.
К какому типу относятся эти цепи питания?
а) пастбищная цепь питания
б) детритная цепь питания
Задача
3.
Составьте
сеть
питания
организмов,
обитающих
в
школьном
аквариуме.
Объясните, почему исключение из этой системы моллюсков и инфузорий приведет к
резкому нарушению ее равновесия.
3
Задача 4. Составьте две цепи питания из предложенного перечня организмов: белка,
лягушка, ель, бабочка, куница, змееяд, стрекоза, чертополох, уж. Завершите цепи питания
редуцентами и укажите их. Определите в каждой цепи продуцентов и консументов II
порядка.
6.
Вывод.
4