Напоминание

"Правила, приемы и средства композиции"

Автор: Синицына Алина Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Новозыбковская детская художественная школа"
Населённый пункт: Брянская область, г.Новозыбков
Наименование материала: Статья о композиции
Тема: "Правила, приемы и средства композиции"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Правила, приемы и средства композиции

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого,

веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.

Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное

произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости

использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с

тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.

35. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Портрет Джиневры де Бенчи

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный – на

светлом.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет

расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от

главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить

светом, тоном или колоритом все части произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие.

Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства

впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства

для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики),

покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии,

равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр,

равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику,

симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом,

средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и

правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной

выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные.

Передача ритма, движения и покоя

Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях

действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе

связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность

времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать

движение на плоскости (ил. 40).

40. А. РЫЛОВ. В голубом просторе

41. Ритм и движение

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд,

переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы

участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной

волны к другой, создается иллюзия их движения.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много

секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его

характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой (ил. 42).

42. Мячик и книга: а – мячик спокойно лежит на книге,

б – медленное движение мячика,

в – быстрое движение мячика,

г – мячик укатился

Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги,

тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого

края книги.

Правило передачи движения:

– если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение

будет казаться более динамичным (ил. 43);

– эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед

движущимся объектом (ил. 44);

– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее

ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

43. В. СЕРОВ. Похищение Европы

44. Н. РЕРИХ. Заморские гости

Правило передачи покоя:

– если на картине отсутствуют диагональные направления;

– если перед движущимся объектом нет свободного пространства (см. ил. 466);

– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия

(ил. 53);

– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые

геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается

статичной (см. ил. 4-9).

52. Схемы передачи движения

53. К. МАЛЕВИЧ. На сенокосе

54. К. КОРОВИН. Зимой

Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий.

Например, на картине К. Коровина «Зимой» (ил. 54), несмотря на то, что есть

диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по

следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают,

композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью

перегораживается деревом.

Выделение сюжетно- композиционного центра

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как

выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также

называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины.

Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются

главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных

действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать

внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения,

контрастами и другими средствами.

Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном

искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера

Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста.

Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль,

значимость для сюжета (ил. 55).

55. С. БОТТИЧЕЛЛИ. Весна

58. Схема картины Веласкеса «Менины»

59. ВЕЛАСКЕС. Менины

Передача симметрии и асимметрии в композиции

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по

отношению к центральной оси картины (ил. 62).

62. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным

в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины

неуровновешены (см. ил. 1).

64-65 а. Симметричная композиция, б. Асимметричная композиция

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно

видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

Передача равновесия в композиции

В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция

может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно

уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно

уравновесить одним большим.

Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка (ил. 68), когда мы увидели его

зеркальное изображение! Это свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать в

процессе поиска равновесия в композиции.

68. Тюльпаны в вазе. В верхнем углу – композиционные схемы

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого

мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а

постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то

приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как

жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

69, Уравновешенная композиция

70. Неуравновешенная композиция

71. Схема равновесия в композиции

Рассмотрите рисунки на этой странице и расскажите, с помощью каких средств

достигается равновесие в композиции.

72. Композиция натюрморта: а – уравновешенная по цвету, б – неуравновешенная по цвету