Напоминание

ШНОУ "ГАЛИЛЕО"

Автор: Навалокина Татьяна Сергеевна
Должность: учитель химии и географии
Учебное заведение: МАОУ Добрыниховской СОШ
Населённый пункт: село Добрыниха
Наименование материала: разработка программы для школьного научного общества
Тема: ШНОУ "ГАЛИЛЕО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Добрыниховская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

Добрыниховская СОШ

_________________ Е.А.Кораблёва

1.09.2017

М.П.

Рабочая программа

ШКОЛЬНОГО НОУ «Галилео»

5-9 класс

Общее количество часов: 170 ч.

Составитель: Навалокина

Татьяна Сергеевна

Учитель химии

2017 г.

Пояснительная записка

Организация

научного

общества

в

нашем

учебном

учреждении

ставит

своей

целью

вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность, что

является насущной потребностью нашего времени. Это нужно и каждому ученику, и учителю, и

школе в целом.

Многие учащиеся ежегодно становятся призерами и победителями предметных олимпиад

и

конкурсов,

но

большинство

из

них

сравнительно

мало

уделяют

в ремени

самосовершенствованию в различных формах. Также и многие учителя находят силы и время

для занятий научно-педагогической деятельностью. Они изучают и внедряют передовой опыт,

разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и

программы.

Их

творческий

порыв

нуждается

в

поддержке,

а

накопленный

опыт

в

распространении. Но творческий потенциал большинства преподавателей реализуется далеко не

полностью.

Для реализации данной задачи необходимы постоянные и скоординированные действия.

Обеспечить

эти

условия,

призвана

специальная

структура

школьное

научное

общество

учащихся (НОУ) «Галилео».

Концепция научного общества учащихся

Главные идеи концепции

Сохранение нравственных и культурных приоритетов.

Поддержание авторитета образования, науки, социального престижа знаний.

Реализация возможности комплексного охвата каждого учащегося в соответствии с его

талантами

и

желаниями,

позволяющая

адекватно

отслеживать

и

корректировать

личностный рост ученика, направленность интересов и будущий профессиональный

выбор.

Актуальность концепции

В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная

значимость

знания.

Предпосылки

профессиональной

ориентации

и

социальной

адаптации создаются сегодня не в вузе, а в школе.

Элементы научно-методической новизны:

2.

Трактовка НОУ как особой образовательной политики, где объективные задачи

образования соединены с личностными;

3.

Определение НОУ как особого культурного пространства самостоятельного диалога

культур и наук.

Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

Информационном – получение учащимися новых знаний;

Эмоциональном

через

радость

творчества,

более

глубокое

и

многогранное

восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности

своей личности;

Нравственно–психологическом – через формирование психологической

устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного общества.

Общие положения.

Школьное

научное

общество

(НОУ)

«Галилео»

это

общественная

добровольная

творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений

науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе,

самостоятельности,

аналитическому

подходу

к

собственной

деятельности,

приобретению

умений и навыков исследовательской работы.

НОУ

руководствуется

в

своей

деятельности

законодательством

РФ,

Конвенцией

о

правах

ребенка,

осуществляет

свою

деятельность

в

соответствии

с

частью

1

Гражданского

кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании», Уставом школы

и данным Положением.

Научное общество имеет свое название, эмблему, девиз.

Ц е л ь : Создание

в

школе

условий

для

разработки

механизмов

саморазвития,

самореализации

и

профессионального

самоопределения

личности

ребѐнка

в

результате

применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию

исследовательской и проектной деятельности учащихся. Выявление одарѐнных детей, развитие

их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности

учеников.

Задачи:

Выявление, воспитание, поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности;

Формирование у учащихся устойчивого интереса к определенной области знаний,

обучение

методам

научных

исследований,

разработка

и

реализация

исследовательских

проектов;

Создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы, развитие

их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

Систематизация научно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение большего

числа

учащихся

к

НИД,

содействие

профессиональной

ориентации,

самоутверждению

учащихся;

Подготовка научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных

направлений и разных уровней.

Планируемые результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

• планироватьи

выполнять

учебное

• самостоятельно

задумывать,

исследование и учебный проект, используя

планировать и

выполнять

учебное

оборудование, модели, методы и приѐмы,

исследование, учебный и социальный

адекватные исследуемой проблеме;

проект;

• выбирать

и

использовать методы,

• использовать

догадку,

озарение,

релевантные рассматриваемой проблеме;

интуицию;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на

• использовать такие

математические

которые могут быть получены путѐм научного

методы и приѐмы, как перебор логических

исследования, отбирать адекватные методы

возможностей,

математическое

исследования, формулировать вытекающие из

моделирование;

исследования выводы;

• использовать

такие

естественно-

• использовать

такие

математические

научные

методы и

приѐмы,

как

методы и приѐмы, как абстракция и идеализация,

абстрагирование от привходящих факторов,

доказательство, доказательство от противного,

проверка на совместимость с другими

доказательство по аналогии, опровержение,

известными фактами;

контрпример, индуктивные и дедуктивные

• использовать

некоторые

методы

рассуждения,

построение

и

исполнение получениязнаний,характерныедля

алгоритма;

социальных

и

исторически

х

наук:

использовать такие естественно-научные анкетирование,моделирование,поиск

методы и приѐмы, как наблюдение, постановка

исторических образцов;

проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы»,

• использовать

некоторые

приѐмы

эксперимент, моделирование, использование

художественного познания мира: целостное

математически

х

моделей,

теоретическое

отображение

мира,

образность,

обоснование,

установление

границ

художественный

вымысел, органическое

применимости модели/теории;

единство общего особенного (типичного) и

• использовать некоторые методы получения

единичного, оригинальность;

знаний, характерные для социальных и

исторических наук:

постановка проблемы, опросы, описание,

сравнительное историческое описание,

объяснение, использование статистических

данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку

зрения, использовать языковые средства,

адекватные обсуждаемой проблеме;

отличать факты от суждений, мнений и

оценок, критически относиться к суждениям,

мнениям, оценкам, реконструировать их

основания;

видеть и комментировать связь научного

знания и ценностных установок, моральных

суждений при получении, распространении и

применении научного знания.

• целенаправленно и осознанно развивать свои

коммуникативные способности, осваивать

новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за

достоверность полученных знаний, за

качество выполненного проекта.

Содержание и формы работы научного общества:

разработка научно-исследовательских и проектных работ;

осуществление

информационного

взаимодействия

через

Интернет

(издание

информационных

бюллетеней,

публикации

проектных

и

исследовательских

работ

учащихся); - организация и проведение интеллектуальных игр и интернет-турнира;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней; проведение школьной

научно-практической конференции; выступления с лекциями, докладами, сообщениями

по темам проектов, отдельным вопросам науки и техники, организация выставок;

встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;

организация обучающих семинаров для педагогических работников по вопросам

руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся;

подготовка творческих работ учащихся и их публикация;

оказание помощи в подготовке и проведении предметных недель.

создание

банка

данных

о

творческих

способностях

учащихся,

их

наклонностях,

интересах

на

основе

психолого-педагогического

тестирования,

индивидуальных

собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся.

разработка и реализация индивидуальных и дифференцированных программ поддержки

и

дальнейшего

развития

наиболее

способных

учащихся

(индивидуальные

образовательные маршруты - ИОМ).

Структура и организация работы школьного научного общества «Галилео».

1.

Высший орган - школьное общее собрание членов общества;

2.

Президент НОУ – Учитель химии Навалокина Т.С.;

3.

Вице- президенты: ученики 5-9 классов

Руководящие органы: Ученый совет и Совет учащихся

Ученый совет (в составе: президент, 1 вице-президент; председатели МО)

Совет учащихся (вице-президент-ученик, координаторы естественно- научных секций -

ученики).

Естественно- научная секция:

география,

физика,

химия,

биология,

экология,

Основными структурными подразделениями школьного научного общества

являются три ступени обучения:

I ступень – 5-6 классы;

II ступень –7 -8 классы;

III ступень – 9 классы.

Во главе каждой секции кроме руководителя (учителя) стоит и координатор (ученик) –

член Совета учащихся.

Руководитель

и

координаторы

научной

секции

планируют

и

организуют

работу

предметных секций, анализируют полученные результаты, представляют их в Ученый совет.

Ученый

совет

осуществляет

общую

координацию

деятельности

НОУ

«Галилео»,

обсуждает основные результаты и рекомендует материалы к конференции. Руководит работой

Ученого

совета

Президент

общества.

Решение

текущих

вопросов

возлагается

на

вице-

президентов.

Положение о Секциях по предметам

Секции

по

предметам

являются

структурными

подразделениями

научного

общества

учащихся. Секции ставят задачу приобщения учащихся 5-9 классов к основам науки с целью

расширения их кругозор и помощи им в выборе будущей профессии.

В Секции принимаются все желающие из числа учащихся 5-9 классов. Запись в секции

производится

на

организационном

собрании

в

первой

декаде

сентября.

Членами

Секций

считаются все, кто регулярно посещает заседания секций и принимает в них активное участие.

Внутри Секции делятся по ступеням обучения:

I ступень – для учащихся 5-6 классов;

II ступень – для учащихся 7 -8 классов;

III ступень – для учащихся 9 классов.

Заседания Секций проводятся два раза в месяц.

Члены Секций обязаны:

1.

подчиняться требованиям преподаватя;

2.

аккуратно посещать занятия;

3.

иметь хорошую успеваемость в школе;

4.сообщать родителям о времени занятий в Секциях.

Учащиеся имеют право:

1) посещать заседания

2) вести научную работу;

3) участвовать в олимпиадах

Принципы школьного научного общества «Галилео» Деятельность общества

основывается на следующих принципах:

-

интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской

деятельности учащихся;

- непрерывности;

- межпредметного многопрофильного обучения;

-

сотрудничества учащихся и педагогов;

-

демократичности отношений;

-

гласности;

-

добровольности;

-

индивидуализации в процессе исследовательской и инновационной деятельности;

-

единства управления и самоуправления;

-

корректного контроля и своевременной помощи.

Членство в школьном научном обществе «Галилео»

Членами школьного научного общества могут быть:

учащиеся,

изъявившие

желание

работать

в

объединении,

проявляющие

интерес

к

творчеству,

расширению

кругозора,

желающие

определить

и

развивать

свои

способности, самоопределиться и самоутвердиться;

учителя, руководители факультативов, кружков, секций, занимающиеся научно-

методической деятельностью.

Вводится звание «Почетный член НОУ «Галилео» для лиц, внесших существенный

вклад в работу с одаренными детьми, и лиц, добившихся значительных успехов в подготовке

одаренных учащихся.

Руководство школьным научным обществом

Высшим

органом

НОУ

является

школьное

общее

собрание

всех

членов

общества,

которое проводится один раз в год для подведения итогов за отчетный период, определения

задач на новый учебный год, утверждения планов, выборов Ученого совета и председателя

Совета

учащихся,

принятия

документов

и

решений,

определяющих

деятельность

НОУ

«Галилео».

В период между собраниями между собраниями работой общества руководит Ученый

совет,

избираемый

общим

собранием

открытым

голосованием

сроком

на

один

год.

Председателем

Ученого

совета

является

Президент.

В

случае

отсутствия

президента

его

функции выполняет вице-президент. Заседание Совета проводится не реже 1 раза в четверть.

Во главе каждой предметной секции стоит руководитель НОУ «Галилео» и координатор

(учащийся).

Права членов школьного научного общества «Галилео»

Члены общества обладают следующими правами:

Принимать участие в работе секций, во всех мероприятиях, проводимых НОУ.

Знакомиться с работой других предметных секций и переходить из одной секции

в другую.

Выбрать тему в соответствии со своими интересами.

Вносить свои предложения по улучшению работы НОУ и его подразделений.

Представлять свои работы для участия в конкурсах исследовательских проектов на

конференциях разных направлений и разных уровней.

Использовать

для

выполнения

исследования

материально-техническую

и

информационно-справочную

базу

образовательного

учреждения,

а

также

библиотечными

фондами через Интернет.

Быть избранным в Совет учащихся, Ученый совет.

Свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности

в соответствии с авторским правом.

Получать регулярную методическую и организационную помощь от

руководителей и научных консультантов исследовательской работы;

Представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для

получения зачета или оценки по соответствующему предмету, а также представлять к

защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.

За активную работу в НОУ «Галилео» и достигнутые творческие успехи члены

общества могут быть представлены к награждению почетными грамотами, дипломами

НОУ. Лучшие достижения творческих групп и отдельных членов НОУ могут быть

рекомендованы для экспонирования на выставках, а также для опубликования.

Обязанности членов школьного научного общества

-

Проводить и вести научно-исследовательскую работу по избранной теме под

руководством научного руководителя.

-

Стремиться овладеть знаниями, навыками научно-исследовательской деятельности и

повышать свой научный уровень.

-

Регулярно посещать заседания НОУ.

-

Выступать с докладами, сообщениями на заседаниях НОУ.

-

Добровольно выполнять поручения руководителей секций НОУ.

-

Бережно относиться к оборудованию кабинетов и лабораторий, на базе которых созданы

и работают секции НОУ.

-

Участвовать в научных секциях, конкурсах, конференциях, экспедициях, походах.

-

Отчитываться о проделанной работе.

Режим работы школьного научного общества

Режим работы НОУ предполагает:

-

индивидуальную и коллективную работу в секциях;

-

консультативные часы и дни (по графику);

-

семинары;

-

научные сессии в течение учебного года;

-

ученические научно-практические конференции;

-

участие в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.

Положение о научно- исследовательской деятельности учащихся

Общие положения

Научно-исследовательская

деятельность

учащихся

-

процесс

совместной

деятельности

учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию,

фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей,

описанию, объяснению, проектированию.

Целью научно-исследовательской деятельности является создание условий для развития

творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1)

формирование интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской

деятельности, умения и навыки проведения исследований;

2)

развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники,

искусства, природы, общества т д.);

3)

развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

4)

способствование мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной

адаптации.

Организация научно-исследовательской работы учащихся

Научными руководителями учащихся являются

учителя,

педагоги дополнительного

образования или иные работники.

Направление и содержание научно- исследовательской работы определяется учащимся

совместно

с

научным

руководителем.

При

выборе

темы

можно

учитывать

приоритетные

направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.

Тема

утверждается

научным

руководителем.

Научный

руководитель

консультирует

учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов

исследования.

Формами

отчетности

научно-

исследовательской

работы

учащихся

являются

реферативные

сообщения,

доклады,

статьи,

стендовые

отчеты,

компьютерные

программы,

видеоматериалы, приборы, макеты и др.

Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы) могут быть

поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции,

симпозиумы, территориального, регионального уровня, могут быть направлены на конкурсы,

олимпиады и т.д.

Виды научно- исследовательской деятельности учащихся

Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

проблемно-реферативный:

аналитическое

сопоставление

данных

различных

литературных

источников

с

целью

освещения

проблемы

и

проектирования

вариантов

ее

решения;

аналитико-систематизирующий:

наблюдение,

фиксация,

анализ,

синтез,

систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностический:

изучение,

отслеживание,

о бъ я с н е н и е

и

прогнозирование

качественных

и

количественных

изменений

изучаемых

систем,

явлений,

процессов,

как

вероятных

суждений

о

их

состояний

в

будущем;

обычно

осуществляются

научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы ( в том числе в

сфере образования);

изобретательско

-

рационализаторский:

усовершенствование

имеющихся,

проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или

опровержении результата;

проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где

целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических

знаний.

Критерии научно-исследовательской деятельности

1)

Актуальность выбранного исследования. Качественный анализ состояния проблемы,

отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

2)

Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

3)

Владение автором специальным и научным аппаратом.

4)

Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

5)

Практическая и теоретическая значимость исследования.

6)

Четкость выводов, обобщающих исследований. Грамотность оформления и защиты

результатов исследования.

Положение о научно-практической конференции учащихся Научно-практическая

конференция проводится среди учащихся старших классов в целях

подведения итогов работы школьников в кружках и факультативах, воспитания у них интереса

к знаниям в конкретной области, привития умения и навыков самостоятельной работы.

Конференция проводится в апреле по секциям, включающим несколько близких по

профилю направлений. Конференция имеет открытый характер, что предполагает

возможность участия в еѐ работе учащихся других школ.

В

работе принимают участие учителя школ. Руководство конференцией

осуществляет Ученый совет НОУ и администрация школы.

Время выступления 7 минут. Автор раскрывает основные положения проведенной

работы,

подтверждает

их

примерами,

делает

выводы,

отвечает

на

вопросы.

После

прослушивания всех участников подводятся итоги, и составляется протокол.

Лучшие работы, оформленные соответствующим образом, с приложенными отзывом

руководителя и рецензией участвуют в конкурсе работ и направляются для дальнейшего

участия

в

конкурсах

разных

уровней,

победители

награждаются

грамотами,

ценными

подарками.

Общая характеристика курса

Особенности реализации программы: Структура программы «Галилео» для основного

общего образования состоит из нескольких разделов, предусматривает выполнение проектных

и/или

исследовательских

работ,

проведение

конференции

по

итогам

года,

направлена

на

формирование у обучающихся практических навыков выполнения работ для ученической

конференции от выбора темы до публичной презентации. Продолжительность реализации на

каждый год обучения – 34 часа. Главная особенность реализации программы – практическая

или творческая направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов

ОУ;

формирование

системы

социально

значимых

ценностей

через

деятельность.

Учѐт

особенностей

подросткового

возраста,

успешность

и

своевременность

формирования

новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной

позицией

учителя,

а

также

с

адекватностью

построения

воспитательно-образовательного

процесса и выбора условий и методик обучения.

Реализация

связи

с

урочной

деятельностью:

содержание

программы

выстроено

на

принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по

предметам естественно-научного цикла.

Использование

технологий:

среди

технологий,

методов

и

приѐмов

развития

УУД

во

внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям,

которые

могут

быть

построены

на

предметном,

межпредметном

и

надпредметном

содержании. Основные виды учебных ситуаций:

ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует

оперативного решения;

ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве

факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами

ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого

способа еѐ решения);

ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым

решением, которое следует оценить, и предложить своѐ адекватное решение;

ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно

проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются

следующие типы задач:

1.

На

развитие

личностных

универсальных

учебных

действий:

на

личностное

самоопределение;

на

развитие

Я-концепции;

на

смыслообразование;

на

мотивацию;

на

нравственно-этическое оценивание.

2.

На развитие коммуникативных универсальных учебных действий: на учѐт позиции

партнѐра; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и

отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры;

групповые игры.

3.

На развитие познавательных универсальных учебных действий: задачи и проекты на

выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение,

оценивание;

задачи

и

проекты

на

проведение

эмпирического

исследования;

задачи

и

проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.

4.

На развитие регулятивных универсальных учебных действий: на планирование; на

рефлексию;

на

ориентировку

в

ситуации;

на

прогнозирование;

на

целеполагание;

на

оценивание; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию.

При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии:

ТРКМ на основе чтения и письма, технология проблемно-диалогового обучения, групповые

технологии,

ИКТ-технологии,

технология

системно-деятельностного

обучения,

интерактивные формы обучения.

Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе

является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,

предусматривающую

постановку

практически

значимых

целей

и

задач

учебно-

исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор

средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися,

проведение

проектных

работ

или

исследования;

оформление

результатов

работ

в

соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в

соответствующем

использованию

виде;

целенаправленное

обучение

обучающихся

групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников

способности видеть перспективу своего учебного продвижения.

Планируемые результаты освоения курса

В результате

внеурочной

деятельности

у

выпускников

основной

школы

будут

сформированы

личностные,

познавательные,

коммуникативные

и

регулятивные

универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в

общении.

Класс

Личностные УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

УУД

УУД

УУД

1. Ценить и

1. Ориентироваться

1.Участвовать в

1.Самостоятельно

принимать базовые

в литературе:

диалоге; слушать и

формулировать

ценности.

определять умения,

понимать других,

задание:

5 класс

2. Освоение

которые будут

высказывать свою

определять его

личностного смысла

сформированы на

точку зрения на

цель, планировать

учения; выбор

основе изучения

события, поступки.

алгоритм его

дальнейшего

данного раздела;

2.Оформлять свои

выполнения,

образовательного

определять круг

мысли в устной и

корректировать

маршрута.

своего незнания;

письменной речи с

работу по ходу его

3. Понимать смысл и планировать свою

учетом своих

выполнения,

цель

работу по изучению

учебных и

самостоятельно

самообразования.

незнакомого

жизненных речевых

оценивать.

4. Давать

материала.

ситуаций.

2. Использовать

нравственно-

2.Самостоятельно

3.Читать вслух и

при выполнения

этические оценки.

предполагать, какая

про себя тексты

задания различные

дополнительная

учебников, других

средства:

информация будет

художественных и

справочную

нужна для изучения

научно-популярных

литературу, ИКТ,

незнакомого

книг, понимать

инструменты и

материала; отбирать

прочитанное.

приборы.

необходимые

4. Выполняя

3.Определять

источники

различные роли в

самостоятельно

информации среди

группе,

критерии

предложенных

сотрудничать в

оценивания, давать

учителем словарей,

совместном

самооценку.

энциклопедий,

решении проблемы

справочников,

(задачи).

электронные диски.

5. Отстаивать свою

3. Сопоставлять и

точку зрения,

отбирать

соблюдая правила

информацию,

речевого этикета;

полученную из

аргументировать

различных

свою точку зрения с

источников

помощью фактов и

(словари,

дополнительных

энциклопедии,

сведений.

справочники,

6. Критично

электронные диски,

относиться к своему

сеть Интернет).

мнению. Уметь

4. Анализировать,

взглянуть на

сравнивать,

ситуацию с иной

группировать

позиции и

различные объекты,

договариваться с

явления, факты.

людьми иных

5. Самостоятельно

позиций.

делать выводы,

7. Понимать точку

перерабатывать

зрения другого

информацию,

8. Участвовать в

преобразовывать еѐ,

работе группы,

представлять

распределять роли,

информацию на

договариваться друг

основе схем,

с другом.

моделей,

Предвидеть

сообщений.

последствия

6. Составлять

коллективных

сложный план

решений

текста.

7. Уметь передавать

содержание в

сжатом,

выборочном или

развѐрнутом виде.

6 класс

1.

Принимать

новые базовые

ценности.

2.

Определять

жизненные,

личностные

ценности.

3.

Осознанно и

аргументировано

давать нравственно-

этические оценки.

4.

Понимать

смысл и цели

саморазвития,

самообразования.

1.

Владеть

основами

реализации

проектно-

исследовательской

деятельности.

2.

Проводить

наблюдение и

эксперимент под

руководством

учителя.

3.

Осуществлят

ь расширенный

поиск информации

с использованием

ресурсов библиотек

и Интернета.

4.

Созда

вать и

преобразовы

вать модели

и схемы для

решения

задач.

5.

Давать

определение

понятиям.

6.

Устанавливать

причинно-

следственные связи.

7.

Осуществлять

логическую

операцию

установления

родовидовых

отношений,

ограничение

понятия.

8.

Проявлять

устойчивый

познавательный

интерес.

1.

Учитывать

разные мнения и

стремиться к

координации

различных позиций

в сотрудничестве.

2.

Формулиров

ать собственное

мнение и позицию,

аргументировать и

координировать еѐ с

позициями

партнѐров в

сотрудничестве при

выработке общего

решения в

совместной

деятельности.

3.

Устанавлива

ть и сравнивать

разные точки

зрения, прежде чем

принимать решения

и делать выбор.

4.

Аргументиро

вать свою точку

зрения, спорить и

отстаивать свою

позицию не

враждебным для

оппонентов

образом.

5.

Задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнѐром.

6.

Осуществля

ть взаимный

контроль и

оказывать в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь.

7.

Адекв

атно

использовать

речь для

планировани

я и

регуляции

своей

деятельнос

ти.

1.

Самостояте

льно ставить

новые учебные

цели и задачи.

2.

Простраива

ть жизненные

планы во

временной

перспективе.

3.

При

планировании

достижения целей

самостоятельно,

полно и адекватно

учитывать условия и

средства их

достижения.

4.

Выделять

альтернативные

способы

достижения цели и

выбирать наиболее

эффективный

способ.

8.

Адекватно

использовать

речевые средства

для решения

различных

коммуникативных

задач; владеть

устной и

письменной речью;

строить

монологическое

контекстное

высказывание.

1.

Следовать в

соответствии с

ценностями общества.

2.

Определять

кроме жизненных,

личностных и

профессиональные

ценности.

3.

Простраивать

траекторию

профессионального

самоопределения.

Осуществлять выбор.

4.

В системе

заниматься

самообразованием.

1.

Проявлять

устойчивую учебно-

познавательную

мотивацию и

интерес к учению;

готовность к

самообразованию и

самовоспитанию.

2.

Владеть осно

вами рефлексивного

чтения.

3.

Ставить

проблему,

аргументировать еѐ

актуальность.

4.

Обобщать

понятия —

осуществлять

логическую

операцию перехода

от видовых

признаков к

родовому понятию,

от понятия с

меньшим объѐмом к

понятию с большим

объѐмом.

5.

Выполнять

проектные и

исследовательские

работы разных

видов.

6.

Владеть

научной

терминологией при

1.

Организовыв

ать и планировать

учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками,

определять цели и

функции

участников,

способы

взаимодействия;

планировать общие

способы работы.

2.

Осуществля

ть контроль,

коррекцию, оценку

действий партнѐра,

уметь убеждать.

3.

Работать в

группе —

устанавливать

рабочие отношения,

эффективно

сотрудничать и

способствовать

продуктивной

кооперации;

4.

интегрироват

ься в группу

сверстников и

строить

продуктивное

взаимодействие со

сверстниками и

взрослыми;

5.

Владеть осно

1.

Самостояте

льно

анализировать

условия

достижения цели

на основе учѐта

выделенных

учителем

ориентиров

действия в новом

учебном

материале.

2.

Планироват

ь пути достижения

целей.

3.

Устанавлив

ать целевые

приоритеты.

4.

Уметь

самостоятельно

контролировать

своѐ время и

управлять им.

5.

Принимать

решения в

проблемной

ситуации на

основе

переговоров.

6.

Осуществл

ять

констатирующий и

предвосхищающий

контроль по

результату и по

7класс

1.

Поступать в

соответствии с

ценностными

ориентирами

общества.

2.

Осуществлять

осознанный и

аргументированный

выбор.

3.

Самоопределение.

4.Смыслообразование.

1.

Проявлять

1.

Учитывать

устойчивую учебно-

разные мнения и

познавательную

интересы и

мотивацию и

обосновывать

1.

Владеть

интерес к учению;

собственную

основами

готовность к

позицию.

прогнозирования

самообразованию и

2.

Понимать

как предвидения

самовоспитанию.

относительность

будущих событий

2.

Осуществлят

мнений и подходов

и развития

ь сравнение,

к решению

процесса.

сериацию и

проблемы.

2.

Владеть

классификацию,

3.

Продуктивно

основами

самостоятельно

разрешать

саморегуляции в

выбирая основания

конфликты на

учебной и

и критерии для

основе учѐта

познавательной

указанных

интересов и

деятельности в

8класс

логических

позиций всех

форме осознанного

операций.

участников, поиска

управления своим

3.

Строить

и оценки

поведением и

классификацию на

альтернативных

деятельностью,

основе

способов

направленной на

дихотомического

разрешения

достижение

деления (на основе

конфликтов.

поставленных

отрицания).

4.

целей.

4.

Строить

Договариваться и

3.

Осуществля

логическое

приходить к

ть познавательную

рассуждение,

общему решению в

рефлексию в

включающее

совместной

отношении

установление

деятельности, в том

действий по

причинно-

числе в ситуации

решению учебных

следственных

столкновения

и познавательных

связей.

интересов.

задач.

5.

Объяснять

5.

Оказывать

явления, процессы,

поддержку и

связи и отношения,

содействие тем, от

выявляемые в ходе

кого зависит

исследования.

достижение цели в

совместной

деятельности.

1.

Следовать

1.

Владеть

морально-

основами

этическим и

саморегуляции в

психологическим

учебной и

принципам

познавательной

общения и

деятельности в

сотрудничества на

форме осознанного

основе

управления своим

уважительного

поведением и

отношения к

деятельностью,

партнѐрам,

направленной на

1.

Ставить

внимания к

достижение

проблему,

личности другого,

поставленных

1.

Простраивать

аргументировать еѐ

адекватного

целей.

жизненное,

актуальность.

межличностного

2.

Осуществля

личностное и

2.

самостоятель

восприятия,

ть познавательную

профессиональное

но проводить

готовности

рефлексию в

самоопределение.

исследование на

адекватно

отношении

2.

Осуществлять

основе применения

реагировать на

действий по

осознанный выбор.

методов

нужды других, в

решению учебных

3.

Давать

наблюдения и

частности

и познавательных

объективные

эксперимента.

оказывать помощь и

задач.

9класс

нравственно-

3.

выдвигать

эмоциональную

3.

Адекватно

этические оценки.

гипотезы о связях и

поддержку

оценивать

Оценивать свое

закономерностях

партнѐрам в

объективную

поведение в

событий, процессов,

процессе

трудность как

соответствии с

объектов.

достижения общей

меру фактического

ценностями общества.

4.

организовыв

цели совместной

или

4.

Брать

ать исследование с

деятельности.

предполагаемого

ответственность на

целью проверки

2.

Устраивать

расхода ресурсов

себя.

гипотез.

эффективные

на решение задачи.

5.

Инициировать

5.

делать

групповые

4.

Адекватно

идеи. Доводить

умозаключения

обсуждения и

оценивать свои

начатое дело до

конца.

(индуктивное и по

обеспечивать обмен

возможности

аналогии) и выводы

знаниями между

достижения цели

на основе

членами группы для

определѐнной

аргументации.

принятия

сложности в

эффективных

различных сферах

совместных

самостоятельной

решений.

деятельности.

3.

Брать на

5.

Владеть

себя инициативу в

основами

организации

саморегуляции

совместного

эмоциональных

действия (деловое

состояний.

лидерство).

6.

Прилагать

4.

В

волевые усилия и

совместной

преодолевать

деятельности чѐтко

трудности и

формулировать

препятствия на

цели группы и

пути достижения

позволять еѐ

целей.

участникам

проявлять

собственную

энергию для

достижения этих

целей.

5.

Выступать в

группе с

инициативой.

Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Введение в курс. Обоснование полноты и качества понятийного аппарата

исследования.

ТЕМА 1: МЕТОДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (8 часов)

Постановка

проблемы

исследования,

выбор

темы

исследования

Формулировка

цели

исследования,

определение

задач.

Формулировка

исходной

гипотезы.Эмпирический

уровень

познания

(опыт,

измерения,

научное

описание).

Стадии

эмпирического

исследования.

Теоретическое

и с с л ед о ва н и е .

Ст а д и и

т е о р е т и ч е с ко го

и с с л ед о ва н и я .

М е т од

эксперимента.Метод

анализа

и

синтеза.

Социологические

методы

исследования

Метод

анкетирования.

Метод

наблюдения.

Метод

моделирования.

Метод

мысленного

эксперимента.

Творчество

как

метод

исследования.

ТЕМА 2: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ (3 часа)

Порядок действий при проведении научно-исследовательской работы Анализ этапов

исследования, их определение на примере конкретных исследований учащихся. Обработка

результатов исследования.

Т Е М А

3 :

Ф О Р М Ы

П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я

Р Е З УЛ ЬТ АТ О В

Н АУ Ч Н О -

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (4 часа)

Реферат. Отчет об исследовательской работе. Статья. Учебно-научный доклад.

ТЕМА

4:

ПРАКТИЧЕСКАЯ

РАБОТА

ПО

ОТРАБОТКЕ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (17 часов)

Выбор

темы

исследования,

выработка

умения

формулировать

цель

и

задачи

исследования.

Формирование

замысла

и

п о д г о т о в к а

к

п р о в е д е н и ю

экспериментального

исследования.

Непосредственное

проведение

эксперимента.

Работа

с

литературой.

Выбор

источников,

сбор

и

структурирование

материала

исследования.

Аннотация.

Цитаты.

Ссылки.

Справочный аппарат книги, ее оформление, справочные издания, работа с

ними.

Библиографическое

описание.

Оформлению

библиографии

для

исследований

учащихся.

Обобщение

сведений

о

библиографии.

Самостоятельная работа в библиотеке. Составление реферата. Разбор типового

реферата.

Интеллектуальные

занятия

по

развитию

лингвистических

способностей.

Тренировка

в

изложении

основной

части

реферата.

Составление заключения реферата.

Разбор типового учебно-научного доклада. Разбор типового отчета по

научно-исследовательской

работе.

Элементы

коммуникативной

культуры.

Психологический

аспект

готовности

к

выступлению.

Развитие

дикции.

Распространѐнные ошибки при выполнении учащимися исследовательских

работ.

Итоговое занятие. Официальное заслушивание докладов, защита рефератов.

Тематическое планирование

результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

1 уровень 5-6 класс

2 уровень 7-8 класс

3 уровень 9 класс

У обучающихся формируется

Приобретение обучающимися

Учащиеся приобретают

положительное отношение к

опыта самостоятельной

знания:

базовым общественным

деятельности:

о разных видах

ценностям, которое может

при определении темы

исследовательских работ;

проявляться в следующих видах

исследовательской работы или

требованиях к их

деятельности:

проекта;

выполнению и защите;

инициирование и

при работе с вариативными

по предметам

выполнение проектных и

источниками информации;

гуманитарного и

исследовательских работ;

решение задач с

естественно-научного

креативном

измененными условиями;

циклов через интеграцию

выполнении поставленных

поиске оптимальных и

содержания.

учебных задач;

рациональных путей решения

Созидательном

взаимодействии в

коллективах сменного и

постоянного состава.

поставленных задач.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Для

обучения

учащихся

основной

школы в

соответствии с

т р е б о в а н и я м и

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

необходима

реализация

деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения

на демонстра-ционный эксперимент, практические занятия и лабораторные опыты. Кабинеты

школы оснащѐны комплектами демонстрационного и лабораторного оборудования по химии,

биологии,

физики

для

основной

школы.

В

кабинетах

осуществляются

как

урочная,

так

и

внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в большей

части

соответствует

Перечню

оборудования

кабинетов

и

включает

различные

типы

средств

обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное

оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для

проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа

оснащение.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят:

компьютер

учителя,

мультимедиапроектор,

интерактивная

доска,

выход

в

Интернет,

роутер,

ноутбуки для учащихся.

Использование электронных средств обучения позволяют:

активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные

результаты обучения;

при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием

курса .

формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной

деятельности;

формировать УУД.

Календарно – тематическое планирование в 5-6 классе (I ступень)

( 34 часа по 1 часу в неделю).

№ п/п

Тема урока

Сроки

прохождения

ВВЕДЕНИЕ (2Ч.)

1 (1)

Введение в курс. Формулировка целей и

задач НОУ.

2(1)

Значение научного познания.

МЕТОДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (8Ч.)

3(1)

История методов познания окружающего

мира.

4(2)

Как выбрать тему для исследовательской

работы.

5(3)

С чего начать работу. Проблема и еѐ

актуальность.

6(4)

Гипотезы. Тезис и антитезис.

7(5)

Практикум «Формулируем гипотезы и

выдвигаем тезисы»

8(6)

Определение задач работы.

9(7)

Как правильно организовать

исследовательскую работу

10(8)

Методы и этапы исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ (3Ч.)

11(1)

Порядок действий при проведении

исследований.

12(2)

Анализ этапов.

13(3)

Обработка результатов.

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ (4Ч.)

14(1)

Реферат.

15(2)

Отчет об исследовательской работе.

16(3)

Статья.

17(4)

Учебно-научный доклад.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОТРАБОТКЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ (17 Ч.)

18(1)

Практикум по химии

19(2)

Практикум по биологии

20(3)

Практикум по экологии

21(4)

Практикум по географии

22(5)

Практикум по физике

23(6)

Выбор предмета секции для исследования,

формирование замысла темы, целей,

гипотез и задач.

24(7)

Подготовка к проведению исследования.

25(8)

Планирование этапов.

26(9)

Работа с литературой.

27(10)

Проведение эксперимента.

28(11)

Описание эксперимента и его

29(12)

результатов.

30(13)

Библиография.

31(14)

Самостоятельная работа в библиотеке.

32(15)

Обоснование результатов эксперимента

информацией из опубликованных

источников.

33(16)

Составление заключения реферата.

34(17)

Итоговое занятие.

Календарно – тематическое планирование в 7- 8 классе (II ступень)

( 34 часа по 1 часу в неделю).

№ п/п

Тема урока

Сроки

проведения

Примечание

ВВЕДЕНИЕ (2Ч.)

1 (1)

Введение в курс. Формулировка целей и

задач НОУ.

2(1)

Обоснование полноты и качества

понятийного аппарата исследования.

МЕТОДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (8Ч.)

3(1)

Постановка проблемы исследования.

Выбор темы.

Формулировка цели и задач

4(2)

исследования. Формулировка исходной

гипотезы.

5(3)

Эмпирический уровень познания.

6(4)

Стадии эмпирического познания.

7(5)

Теоретическое исследование.

8(6)

Методы эксперимента.

9(7)

Метод анализа и синтеза.

10(8)

Социологические методы исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ (3Ч.)

11(1)

Порядок действий при проведении

исследований.

12(2)

Анализ этапов на примере конкретных

исследований.

13(3)

Обработка результатов исследований.

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (4Ч.)

14(1)

Реферат.

15(2)

Отчет об исследовательской работе.

16(3)

Статья.

17(4)

Учебно-научный доклад.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОТРАБОТКЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ (17 Ч.)

18(1)

Практикум по химии

19(2)

Практикум по биологии

20(3)

Практикум по экологии

21(4)

Практикум по географии

22(5)

Практикум по физике

23(6)

Выбор предмета секции для

24(7)

исследования, формирование замысла

25(8)

темы, целей, гипотез и задач.

26(9)

Подготовка к проведению исследования.

Планирование этапов.

27(10)

Работа с литературой.

28(11)

Проведение эксперимента.

29(12)

Описание эксперимента и его результатов.

30(13)

Библиография.

31(14)

Самостоятельная работа в библиотеке.

32(15)

Обоснование результатов эксперимента

информацией из опубликованных

источников.

33(16)

Составление реферата. Интеллектуальное

занятие по развитию лингвистических

способностей.

34(17)

Итоговое занятие.

Календарно – тематическое планирование в 9 классе (III ступень)

( 34 часа по 1 часу в неделю).

№ п/п

Тема урока

Сроки

проведения

Примечания

ВВЕДЕНИЕ (2Ч.)

1 (1)

Введение в курс. Формулировка целей и

задач НОУ.

2(1)

Обоснование полноты и качества

понятийного аппарата исследования.

МЕТОДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (8Ч.)

Метод проблемного исследования.

3(1)

Постановка и формулировка проблемы

исследования.

4(2)

Формулировка исходной гипотезы, цели

и задач исследования.

5(3)

Этапы исследования: опыт, измерения и

научное описание.

6(4)

Виды исследований, их стадии.

7(5)

Теоретические и практические основы

исследования.

8(6)

Метод моделирования.

9(7)

Метод мысленного эксперимента.

10(8)

Творчество как метод исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ (3Ч.)

11(1)

Практикум «Отработка порядка действий

при проведении исследований».

Практикум «Отработка порядка анализа

12(2)

этапов на примере конкретных

исследований. Выявление ложных

суждений»

13(3)

Практикум «Отработка навыков

обработки результатов исследований».

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (4Ч.)

14(1)

Практикум «Составляем реферат»

15(2)

Практикум «Формулируем отчет об

исследовательской работе».

16(3)

Практикум «Написание статьи».

17(4)

Практикум «Составляем учебно-научный

доклад».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОТРАБОТКЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ (17 Ч.)

18(1)

Практикум по химии

19(2)

Практикум по биологии

20(3)

Практикум по экологии

21(4)

Практикум по географии

22(5)

Практикум по физике

Выбор предмета секции для

23(6)

исследования, формирование замысла

темы, целей, гипотез и задач.

24(7)

Подготовка к проведению исследования.

Планирование этапов.

25(8)

Работа с литературой.

26(9)

Проведение эксперимента.

27(10)

Описание эксперимента и его

результатов.

28(11)

Библиография.

29(12)

Самостоятельная работа в библиотеке.

Обоснование результатов эксперимента

30(13)

информацией из опубликованных

источников.

31(14)

Составление реферата.

32(15)

Интеллектуальное занятие по развитию

лингвистических способностей.

33(16)

Составление заключения реферата.

34(17)

Итоговое занятие.

Выпускник основной школы будет обладать следующими характеристиками к

окончанию 9-го класса:

глубокое знание учебных предметов основного общего образования; умение

интегрировать знания из смежных областей, представлять единую научную картину

мира;

высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных

ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная

функциональная грамотность);

информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего

профессионального пути.

УМК для учителя

УМК для ученика

1. Данилова. А.Г. Как организовать и.

1. Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков

провести урок-исследование//Химия в

А.В. Учим учиться рассуждать//Химия II

школе. 2013. №7. С. 21.

школе 2000. №6.

2. ГОСТ 2.105-79 «Общие требования к

2. Русецкий В.Ф. О работе над текстом

выступления рассуждения // Химия в школе

текстовым документам».

2010. №6.

3. ГОСТ 7.32-81 «Отчѐт о научно-

3. ГОСТ 7.32-81 «Отчѐт о научно-

исследовательской работе. Общие требо-

исследовательской работе. Общие требо-

вания и правила оформления».

вания и правила оформления».

4. Мхрю Г.В. Формирование умений

устной учебно-научной речи на уроках

русского языка (9-й класс) М: ИОО МО РФ,

2016.

5. Соловейчик М.С Методические

указания к курсу «Методика самостоя-

тельной работы» М.: МГ ЗПИ. 2016.

6. Хуторский А. В. Развитие одарѐнности

школьников: Методика продуктивного

обучения: Пособие для учителя. М.:

Гуманит. изд. центр ВЛЛ-ДОС. 2014.

Рассмотрено на заседании методического

совета

от _30.08.2017__ г. Протокол № __1__

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР:

________ Киселева В.Н.

от _______________ г.