Автор: Солодова Ирина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 3
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Математическое развитие детей, посредством решения проблемно-игровых ситуаций"
Математическое
развитие
детей , посредством
решения
проблемно-
игровых
ситуаций .
Солодова Ирина
г. Тюмень
В современном мире компьютерных технологий уже не достаточно просто научить детей считать,
составлять задачи,
знать и называть геометрические фигуры.
Детей нужно научить думать.
А как это
сделать? Путем решения ситуаций, запускающих процесс « думанья».
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел
самостоятельно их добывать и применять.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть
формирование
у
дошкольника
качеств,
необходимых
для
овладения
учебной
деятельностью,
—
любознательности,
инициативности,
самостоятельности,
произвольности,
творческого самовыражения
ребенка и др.
Необходимым условием развития этих качеств является активизация познавательной
деятельности
дошкольников,
то
есть
развитие
восприятия,
мышления,
памяти,
внимания,
речи,
воображения. Математическое развитие дошкольников - это умение рассуждать, аргументировать, дока-
зывать правильность выполненных действий.
Для успешного математического развития мной были использованы максимально эффективные
методы и приемы. Суть их использования состоит в том, чтобы через систему специально подобранных
методов
и
приемов
организовать
ситуацию,
позволяющую
формировать
и
развивать
у
ребенка
познавательную деятельность,
в процессе знакомства с математическим содержанием.
Устойчивый
интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения.
Ведущими методами в математическом развитии являются практические методы,
которые предполага-
ют
активную,
практическую
деятельность
детей.
Наглядные
и
словесные
методы
не
являются
самостоятельными, я их использовала как сопутствующих практическим и игровым методам.
Одним из практических методов служит игра.
Поэтому мы играли с детьми на самих занятиях,
обучали их в процессе игры и обучали, играя с ними.
Использовала разные типы игр математического
содержания: дидактические, обучающие, сюжетно-дидактические, подвижные.
В дидактических играх закреплялись практические и умственные умения,
например «Чудесный
мешочек»,
«Чего
не
стало? » , Оденем
куклу»,
«Спортсмены
строятся»,
«Что
такой
же
длины?
В
сюжетно-дидактических играх развивали сюжет с математическим содержанием,
с разнообразными
ролями.
Познавательные
задачи
решались
непосредственно
на
основе
усвоенных
математических
знаний и предлагались детям в виде несложных правил,
например, «Магазин», «Праздник пришел»,
«Зоопарк», «Ручеек». В подвижных играх дети, имитируя несложные жизненные движения, обобщали и
уточняли математические знания.
Обучающие игры отличаются от традиционных дидактических игр
- большой вариативностью
условий,
правил,
задач,
решаемых в процессе игровой деятельности.
Для детей
4—6 лет наиболее
приемлемый
метод
обучения
- специальная
система
обучающих
игр.
Обучающие
логико-
математические игры специально разрабатываются таким образом,
чтобы они формировали не только
элементарные математические представления,
но и логические структуры мышления,
и умственные
действия,
необходимые
для
усвоения
в
дальнейшем
математических
знаний
и
их
применения
к
решению разного рода за-
дач.
Для
активизации
познавательной
деятельности
в
математическом
развитии
перспективными
методами являются моделирование и конструирование. В основе моделировании использовали принцип
замещения:
реальный предмет в деятельности детей заменяли другим предметом или знаком.
Этот
метод использовали в методике ознакомления с количественными и пространственными отношениями,
например,
сравнение предметов по величине опосредованным путем с помощью моделей (столько
пуговиц,
сколько медвежат;
фиксирование кратного соотношение всей длины к мерке совокупностью
треугольников).
Под конструированием понимается вещественное моделирование различных объектов,
понятий и
отношений.
Изготовленная из какого-либо материала модель называется макетом или конструкцией.
Цель обучения конструированию
— научить первичным приемам моделирования на самом простом
наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-образному мышлению детей 5-8
лет. Детям задавали различные конструктивные задания, где развивались умения:
• умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);
• умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
•
умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
• умение
видоизменять
объект
по
заданным
параметрам,
получая
при
этом
новый
объект
с
заданными свойствами.
Во всех заданиях дети активно работали с геометрическими формами,
действовали,
сравнивали,
обобщали,
анализировали,
оценивали результаты своей деятельности.
Например:
развивать вообра-
жение и конструктивные умения.
Каждому ребенку выдается лист,
разделенный чертой надвое,
на
112
каждой половине нарисована одна геометрическая фигура.
Ребенок должен дополнить рисунок,
чтобы
что-нибудь получилось. Чем активнее ребенок заполняет фон рисунка, включая заданную фигуру в его
содержание, тем выше уровень его воображения.
Экспериментирование - один из практических методов развития познавательной деятельности,
в
котором осуществляется глубокое познание объектов. С помощью экспериментирования дети узнавали,
что количество предметов не зависит от их пространственного расположения. Перед детьми ставились
проблемные ситуации,
которые решались в активной экспериментально-поисковой деятельности.
В
содержание экспериментальной работы включали игровые приемы обучения - сюрпризные моменты,
поиск, прятанье, игровые упражнения. В экспериментальной деятельности и педагог, и дети проявляют
интеллектуальную активность и инициативу, обмениваются суждениями, обсуждают варианты решений.
Словесные методы помогали дать развернутое объяснение с показом действий, указания, рассуждения,
вопросы,
инструкции,
активное общение.
Особое значение мы придавали вопросам задаваемые детям,
разного характера: репродуктивно-познавательные, продуктивно- познавательные.
Практический метод предполагает организацию упражнений,
которые бывают репродуктивные и
продуктивные.
Репродуктивные упражнения направлены на воспроизведение способа действия,
в ко-
торых действия детей полностью регламентировались воспитателем в виде образца,
предписания,
требований, инструкции, правил (алгоритмов), определяющих, что и как надо делать. В продуктивных
упражнениях дети сами выбирали способ действия.
Воспитатель говорил,
что надо делать,
но не
сообщал и не демонстрировал способа действия.
Воспитатель оказывал помощь лишь в косвенной
форме.
Использовали в работе такие приемы практического метода как сериация, анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение. Сериация — построение упорядоченных возрастающих или
убывающих рядов. Составляли с детьми сериационные ряды: по размеру: по длине, по высоте, по
ширине; по цвету: по степени интенсивности окраски. Анализ — выделение свойств объекта,
выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку. Давались
детям такие задания, например, задан признак: кислый. Сначала дети проверяли наличие или
отсутствие этого признака, а затем они выделяли и объединяли в группу по признаку «кислые». Синтез
— соединение различных элементов в единое целое. Задание детям выбрать предмет из группы по
любому признаку: возьми красный мячик; возьми красный, но не мячик; возьми мячик, но не красный.
Сравнение — логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками
объекта. .
Для выделения различных признаков объекта использовали игры, типа «Найди это»: какие из этих
предметов большие желтые? (Мяч и медведь.); что большое желтое круглое? (Мяч.) и т.д.
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют
основанием классификации: по наименованию предметов, по размеру, по цвету, по форме, по
другим признакам.
В заключение отмечу, что целенаправленность использования методов и приемов, решение
проблемно-игровых ситуаций в практической деятельности педагога, приводит к существенным
результатам развития детей, к активизации познавательной деятельности дошкольника.
112