Напоминание

"Математическое развитие детей, посредством решения проблемно-игровых ситуаций"

Автор: Солодова Ирина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 3
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Математическое развитие детей, посредством решения проблемно-игровых ситуаций"
Дата публикации: 11.03.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Математическое

развитие

детей , посредством

решения

проблемно-

игровых

ситуаций .

Солодова Ирина

г. Тюмень

В современном мире компьютерных технологий уже не достаточно просто научить детей считать,

составлять задачи,

знать и называть геометрические фигуры.

Детей нужно научить думать.

А как это

сделать? Путем решения ситуаций, запускающих процесс « думанья».

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел

самостоятельно их добывать и применять.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть

формирование

у

дошкольника

качеств,

необходимых

для

овладения

учебной

деятельностью,

любознательности,

инициативности,

самостоятельности,

произвольности,

творческого самовыражения

ребенка и др.

Необходимым условием развития этих качеств является активизация познавательной

деятельности

дошкольников,

то

есть

развитие

восприятия,

мышления,

памяти,

внимания,

речи,

воображения. Математическое развитие дошкольников - это умение рассуждать, аргументировать, дока-

зывать правильность выполненных действий.

Для успешного математического развития мной были использованы максимально эффективные

методы и приемы. Суть их использования состоит в том, чтобы через систему специально подобранных

методов

и

приемов

организовать

ситуацию,

позволяющую

формировать

и

развивать

у

ребенка

познавательную деятельность,

в процессе знакомства с математическим содержанием.

Устойчивый

интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения.

Ведущими методами в математическом развитии являются практические методы,

которые предполага-

ют

активную,

практическую

деятельность

детей.

Наглядные

и

словесные

методы

не

являются

самостоятельными, я их использовала как сопутствующих практическим и игровым методам.

Одним из практических методов служит игра.

Поэтому мы играли с детьми на самих занятиях,

обучали их в процессе игры и обучали, играя с ними.

Использовала разные типы игр математического

содержания: дидактические, обучающие, сюжетно-дидактические, подвижные.

В дидактических играх закреплялись практические и умственные умения,

например «Чудесный

мешочек»,

«Чего

не

стало? » , Оденем

куклу»,

«Спортсмены

строятся»,

«Что

такой

же

длины?

В

сюжетно-дидактических играх развивали сюжет с математическим содержанием,

с разнообразными

ролями.

Познавательные

задачи

решались

непосредственно

на

основе

усвоенных

математических

знаний и предлагались детям в виде несложных правил,

например, «Магазин», «Праздник пришел»,

«Зоопарк», «Ручеек». В подвижных играх дети, имитируя несложные жизненные движения, обобщали и

уточняли математические знания.

Обучающие игры отличаются от традиционных дидактических игр

- большой вариативностью

условий,

правил,

задач,

решаемых в процессе игровой деятельности.

Для детей

4—6 лет наиболее

приемлемый

метод

обучения

- специальная

система

обучающих

игр.

Обучающие

логико-

математические игры специально разрабатываются таким образом,

чтобы они формировали не только

элементарные математические представления,

но и логические структуры мышления,

и умственные

действия,

необходимые

для

усвоения

в

дальнейшем

математических

знаний

и

их

применения

к

решению разного рода за-

дач.

Для

активизации

познавательной

деятельности

в

математическом

развитии

перспективными

методами являются моделирование и конструирование. В основе моделировании использовали принцип

замещения:

реальный предмет в деятельности детей заменяли другим предметом или знаком.

Этот

метод использовали в методике ознакомления с количественными и пространственными отношениями,

например,

сравнение предметов по величине опосредованным путем с помощью моделей (столько

пуговиц,

сколько медвежат;

фиксирование кратного соотношение всей длины к мерке совокупностью

треугольников).

Под конструированием понимается вещественное моделирование различных объектов,

понятий и

отношений.

Изготовленная из какого-либо материала модель называется макетом или конструкцией.

Цель обучения конструированию

— научить первичным приемам моделирования на самом простом

наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-образному мышлению детей 5-8

лет. Детям задавали различные конструктивные задания, где развивались умения:

• умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);

• умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);

умение расчленить, выделить составные части (анализировать);

• умение

видоизменять

объект

по

заданным

параметрам,

получая

при

этом

новый

объект

с

заданными свойствами.

Во всех заданиях дети активно работали с геометрическими формами,

действовали,

сравнивали,

обобщали,

анализировали,

оценивали результаты своей деятельности.

Например:

развивать вообра-

жение и конструктивные умения.

Каждому ребенку выдается лист,

разделенный чертой надвое,

на

112

каждой половине нарисована одна геометрическая фигура.

Ребенок должен дополнить рисунок,

чтобы

что-нибудь получилось. Чем активнее ребенок заполняет фон рисунка, включая заданную фигуру в его

содержание, тем выше уровень его воображения.

Экспериментирование - один из практических методов развития познавательной деятельности,

в

котором осуществляется глубокое познание объектов. С помощью экспериментирования дети узнавали,

что количество предметов не зависит от их пространственного расположения. Перед детьми ставились

проблемные ситуации,

которые решались в активной экспериментально-поисковой деятельности.

В

содержание экспериментальной работы включали игровые приемы обучения - сюрпризные моменты,

поиск, прятанье, игровые упражнения. В экспериментальной деятельности и педагог, и дети проявляют

интеллектуальную активность и инициативу, обмениваются суждениями, обсуждают варианты решений.

Словесные методы помогали дать развернутое объяснение с показом действий, указания, рассуждения,

вопросы,

инструкции,

активное общение.

Особое значение мы придавали вопросам задаваемые детям,

разного характера: репродуктивно-познавательные, продуктивно- познавательные.

Практический метод предполагает организацию упражнений,

которые бывают репродуктивные и

продуктивные.

Репродуктивные упражнения направлены на воспроизведение способа действия,

в ко-

торых действия детей полностью регламентировались воспитателем в виде образца,

предписания,

требований, инструкции, правил (алгоритмов), определяющих, что и как надо делать. В продуктивных

упражнениях дети сами выбирали способ действия.

Воспитатель говорил,

что надо делать,

но не

сообщал и не демонстрировал способа действия.

Воспитатель оказывал помощь лишь в косвенной

форме.

Использовали в работе такие приемы практического метода как сериация, анализ, синтез,

сравнение, классификация, обобщение. Сериация — построение упорядоченных возрастающих или

убывающих рядов. Составляли с детьми сериационные ряды: по размеру: по длине, по высоте, по

ширине; по цвету: по степени интенсивности окраски. Анализ — выделение свойств объекта,

выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку. Давались

детям такие задания, например, задан признак: кислый. Сначала дети проверяли наличие или

отсутствие этого признака, а затем они выделяли и объединяли в группу по признаку «кислые». Синтез

— соединение различных элементов в единое целое. Задание детям выбрать предмет из группы по

любому признаку: возьми красный мячик; возьми красный, но не мячик; возьми мячик, но не красный.

Сравнение — логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками

объекта. .

Для выделения различных признаков объекта использовали игры, типа «Найди это»: какие из этих

предметов большие желтые? (Мяч и медведь.); что большое желтое круглое? (Мяч.) и т.д.

Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют

основанием классификации: по наименованию предметов, по размеру, по цвету, по форме, по

другим признакам.

В заключение отмечу, что целенаправленность использования методов и приемов, решение

проблемно-игровых ситуаций в практической деятельности педагога, приводит к существенным

результатам развития детей, к активизации познавательной деятельности дошкольника.

112