Автор: Першина Валентина Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ УР "ИМТ"
Населённый пункт: г.Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Мы готовы, а обучающиеся?"
Мы готовы, а обучающиеся?
В продолжение темы противоречий современного образования, хочется
обратить внимание на еще одно, на мой взгляд, немаловажное. Дело в том,
что современное обучение предполагает самостоятельность обучающихся, но
готовы ли они к этой самостоятельной работе?
Мы работаем с подростками, поступившими к нам после школы, где
они еще обучались по прошлым стандартам, а у нас, в образовательных
учреждениях профессионального образования, они обучаются уже по новым
стандартам. И возникает вполне актуальный вопрос: кто до 16 лет научил их
жить
самостоятельно
и
тем
более
обучаться
самостоятельно?
Неужели
каждый из родителей сразу дал малышу ложку, и он ловко и умело начал ею
есть?
И вот мы, как добросовестные и тем более небезразличные к чужим
проблемам люди, начинаем с того, что 16-летнему подростку объясняем, что
детство
закончилось
и
никто
ничего
тебе
больше
объяснять
не
будет,
пытаемся что-то «переключить» в сложившемся сознании ребенка. Хочешь
стать
успешным
человеком-самосовершенствуйся!
Вот
тут
и
наступает
торжественный момент...волна негодований...претензий...вздохов... Не все, но
большинство, оказываются не готовы!
Приведу результаты небольшого опроса среди студентов. Было задано
всего
2
вопроса:
какие
источники
информации
для
них
являются
оптимальными,
а
какие
-
эффективными.
Варианты
ответов:
интернет,
преподаватель, дидактический материал, учебник. Ответы распределились
следующим образом:
1.Какой
источник
информации
для
Вас
является
оптимальным
вариантом
Количество обучающихся
0
5
10
15
20
25
8
10
7
23
Интернет
Учебник
Раздаточный материал
Преподаватель
2.Какой
источник
информации
является
наиболее
эффективным
при
решении учебных задач:
10,4
10,4
12,5
66,7
Доля обучающихся, %
Интернет
Учебник
Раздаточный материал
Преподаватель
Таким
образом,
очевидно,
что
обучающиеся
привыкли
к
тому,
что
обучаться нужно по учебникам и обучать их должен преподаватель. Ну, а это
-
ни что иное, как традиционное обучение. Но, здесь хочется сделать
важную оговорку: традиционный урок Я.А. Каменского никто не отменял!
Да, проблематично, но возможно научить ребенка самостоятельности, но
не без помощи семьи. И хочется искренне верить в то, что в ближайшее
будущее
мы
получим
самостоятельное
поколение,
способное
творить
и
совершенствоваться в то время, пока родители строят успешный бизнес,
зарабатывая в десяти местах.
На плечи педагога возлагается очень важная и ответственная миссия –
вырастить
сегодня
успешное,
светлое
будущее
всей
страны.
И
я
категорически не согласна с тем, что «все учителя – артисты…» Мы в
отличие от них, выполняем свою работу круглосуточно, зачастую заменяя
детям
семью,
родителя,
выстраивая
совместные
идеалы
и
авторитеты.
Педагоги перестроили свою работу, а вот готовы ли дети и их родители?
В завершении хотелось бы процитировать великого философа Сократа
«Все-есть
противоречие».
Согласно
его
теории
все
живое
возникло
в
результате противоречий. И, кто знает, может и сложившиеся в нынешней
системе образования противоречия – это начало какого- то нового ростка!