Напоминание

"ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА"

Автор: Витко Александр Станиславович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Дагомыс" г. Сочи
Населённый пункт: г.Сочи Краснодарского края
Наименование материала: программа
Тема: "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА"
Дата публикации: 11.03.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление по образованию и науке администрации г. Сочи

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Дагомыс» г. Сочи

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол от «31» августа 2015г. № 1

«Утверждаю»:

Директор_______________А.Ф. Агаджанян

приказ от «___»______________ 2015г. № ___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

объединения «СПЕКТР»

Направленность: художественная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 9-15 лет

Cрок реализации: 4 года

Составитель: Витко Александр

Станиславович , педагог дополнительного

образования.

Сочи

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа –

художественная

- возраст обучающихся- 9-15 лет;

- срок реализации- 4 года

Программа «Спектр» разработана на основе типовых учебных программ

многих художественных школ России и многолетнего опыта работы

педагогов в целях совершенствования учебного процесса и улучшения

качества подготовки выпускников ЦДТ «Дагомыс» г. Сочи.

Искусство обладает широким спектром воздействия на развития человека,

так

как

является

средством

сохранения

и

передачи

опыта

человечества,

рационального и эмоционального. Оно даёт человеку целостный опыт жизни

в

конкретно-чувственных

формах

самой

жизни.

В

искусстве

происходит

слияние

четырёх

основных

видов

человеческой

де яте льно с ти:

п о з н а ват е л ь н о й ,

с о ц и а л ь н о й ,

ц е н н о с т н о - о р и е н т а ц и о н н о й

и

коммуникативной.

Комплекс

этих

видов

деятельности

способствует

гармоничному развитию человеческой личности.

Актуальность программы

заключается

в

том,

что

р е зул ьт ат

изобразительной деятельности учащегося перестаёт быть чисто учебным (и в

этом

смысле

его

личным

делом),

а

становиться

востребованным

в

культурном смысле. Учащиеся не только творчески самовыражаются, но и

стремятся

сделать

мир

вокруг

себя

более

красивым

и

радостным.

Вне

зависимости

от

художественных

природных

способностей

формируется

культурный человек, творческий, ответственный за собственные поступки.

Новизна. Дополнительная общеобразовательная программа составлена с

учетом развития науки, техники, культуры, технологий и социальной сферы.

Применение

информационно-коммуникационных

технологий

дополняет

традиционные

формы

работы,

позволяет

расширить

методические

возможности,

придать

занятиям

современный

уровень.

Основными

преимуществами

данных

технологий

является

то,

что

учащиеся

активно

вовлекаются

в

учебный

процесс,

наиболее

широко

раскрываются

их

способности, активизируется умственная деятельность, а также раскрывается

их творческий потенциал.

Педагогическая

целесообразность

программы заключается в том, что

применяемые формы, методы и средства образовательной деятельности, их

взаимосвязь, позволяют детям научиться профессиональным практическим

приёмам работы над произведением. Степенью реализации воспитательного

аспекта учебного материала программы становятся результаты личностных

изменений, происходящих в

воспитаннике в процессе обучения.

Это:

привитие

интереса

к

культуре

своей

Родины,

к

истокам

творчества,

воспитание

эстетического

отношения

к

действительности;

способность

к

самостоятельной творческой работе; формирование художественного вкуса и

интересов; высокий уровень коммуникативной культуры.

Программа

составлена

в

соответствии

с

Федеральным

Законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

Порядком

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства

образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008, Уставом и

локальными

актами

ЦДТ.

Режим

занятий

соответствует

нормам

СанПиНа

2.4.4.3172-

14,утвержденным Постановлением главного государственного санитарного

врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41.

В программу входят три раздела: 1. Живопись. 2. Рисунок. 3. Композиция.

По предметам в тематическом плане

отражены основные направления,

приоритетные аспекты обучения, базовые понятия и термины.

Цель

программы:

создание

условий

для

творческого

развития

обучающихся,

приобщенияих

к

великой

культуре

прошлого

на

основе

русского,

советского

и

зарубежного

искусства

посредством

занятий

изобразительной деятельностью.

Задачи программы:

Обучающие:

Научить основным знаниям:

1. Навыкам рисования с натуры.

2. Построения пропорций предметов.

3. Линейной и воздушной перспективы.

4. Изучение пропорций и пластики человеческой фигуры.

Развивающие:

1.Развитие эстетического вкуса.

2. Творческое развитие.

3. Расширение художественного видения.

4. Развитие воображения.

Воспитывающие:

Творческая активность.

Любовь к искусству.

Воспитание

патриотических

и

интернациональных

чувств

воспитанников.

Культура общения со взрослыми и сверстниками.

Принципы.

В процессе обучения нужно помочь развиться лучшему, что заложено

в ребенке, а так же

выявить наиболее одаренных обучающихся для

продолжения

художественного

образования

в

высших

учебных

заведениях.

Принципы:

Научности (изучение только достоверных, проверенных практикой

сведений).

Сочетание практической работы с теоретическими знаниями.

Неразрывность

связи

элементов

изобразительного

языка:

композиции и рисунка, цветовых, тональных и пространственных

отношений.

Формы и методы работы, наиболее эффективные при реализации

программы:

Тесная взаимосвязь всех трех дисциплин.

Доступность формы обучения.

Четкая последовательность тем занятий: от простого к сложному.

Задания должны быть увлекательными, будить воображение.

Уважительное отношение к личности каждого ребенка.

Особенности методики учебной работы:

Каждая постановка должна быть творчески и методически обоснована.

Обучающиеся должны получить основные базовые знания в искусстве

рисования.

Овладениеобучающимися умениями и навыками рисования с натуры и

по памяти.

Необходимость обучения детей анализировать свои работы (сравнивая

свою работу с натурой).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1 год обучения:

Учащиеся должны знать:

Название

художественных

инструментов

и

приспособлений,

художественных

материалов

(кисти,

палитра,

карандаши,

резинка,

гуашь, акварель, тушь, цветные карандаши и т.д.)

Название красок и цветов (основных и составных).

Название простых геометрических форм, понятие «симметрия».

Элементарные основы композиции (размещение изображения в листе и

его размеры).

Учащиеся должны уметь:

-

Применять

художественный

материал

на

практике

в

изобразительной

деятельности:

- уметь смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки;

- легко, уверенно пользоваться кистью (умело проводить линии и мазки в

разных направлениях, разной толщины);

- создавать фактуру предмета и элементы узора ворсом кисти или ее концом.

- Уметь пользоваться карандашом, черной ручкой, фломастером, создавая тон

или выразительную линию.

-Изображать объекты (цветы, фрукты, животных и т.д.) пропорциональными,

приближенными к реальности.

- Уметь компоновать изображение на листе.

2 год обучения

Учащиеся должны знать:

- Основные сведенья из истории мирового искусства в пределах изучаемых

тем.

- Терминологию в пределах изучаемых тем.

- Виды искусства:

архитектура,

изобразительное искусство:

живопись,

графика,

скульптура,

декоративно-прикладное искусство.

Жанры искусства:

портрет,

пейзаж,

натюрморт,

сюжетно-бытовой,

анималистический жанр,

бытовой,

исторический,

батальный,

мифологический,

библейский и т.д.

-

Основы

живописи:

цвет

(основной,

составной);

колорит

(тёплый,

холодный).

- Основы рисунка: формы (плоская, объемная); стилизация формы; фигура и

фон; пропорции.

-

Основы

композиции:

сюжетно

-

композиционный

центр;

передача

симметрии и асимметрии в композиции.

Учащиеся должны уметь:

- Применять полученные знания и навыки в индивидуальных и коллективных

работах.

- Уметь замечать красивое в окружающем мире, выделять и изображать

эстетически привлекательный объект.

- Уметь сотрудничать с другими учащимися при выполнении коллективных

работ.

- Проводить простейший анализ художественных произведений различных

видов и жанров.

3 год обучения

Учащиеся должны знать:

- Динамику развития мирового искусства, включая современное искусство.

- Терминологию изобразительного искусства в пределах изучаемых тем.

- Основы живописи: цвет (основные, составные и дополнительные цвета);

основные

характеристики

цвета

(цветовой

тон,

насыщенность

цвета,

светлота,

контрасты,

локальный

цвет);

смешение

цветов

(механическое,

пространственное); колорит.

- Основы рисунка: форма предметов; фигура и фон; плоскость и объём;

стилизация формы;

пропорции; основные понятия светотени; основные

перспективы.

- Основы композиции: приёмы и средства композиции; ритм в композиции;

центр композиции; композиционное равновесие; симметрия и асимметрия в

композиции.

- Декоративно - прикладное искусство: мозаика; коллаж; аппликация; витраж

и т.д.

Учащиеся должны уметь:

-

Применять

полученные

знания

в

самостоятельных

работах,

выбирая

наиболее выразительные средства для образной передачи действительности.

-

Проводиться

простейший

анализ

содержания

художественных

произведений различных видов и жанров, отмечать выразительные средства

изображения, их воздействие на зрителя.

4 год обучения:

Учащиеся должны знать:

-основы линейной перспективы;

-основные законы композиции;

-пропорции фигуры и головы человека;

-различные виды графики;

-основы цветоведения;

-свойства различных художественных материалов;

-основные жанры изобразительного искусства;

уметь:

-работать в различных жанрах;

-выделять главное в композиции;

-передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

-сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего

замысла;

-строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат,

прямоугольник);

-критически

оценивать

как

собственные

работы,

так

и

работы

своих

товарищей;

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Виды контроля

Формы контроля

1

Входящий

Собеседование,

просмотр

работ

или

портфолио

ребёнка

2

Текущий

устный опрос, беседа;

наблюдение

за

учениками

в

ходе

у ч е б н о й

деятельности,

опрос

и

просмотр

работ

в

ходе

изучения темы.

3

Тематический

в ы с т а в к и,

у ч а с т ие

в

го р од с к их ,

к р а е в ы х ,

международных

конкурсах,

фестивалях,

учебно-

исследовательских конференциях,

игры,

викторины,

занимательные

задания

для

проверки знании по изученной теме;

самоанализ выполненного рисунка

к о л л е к т и в н о е

о б с у ж д е н и е

р е з у л ь т а т о в

индивидуального и коллективного творчества;

анализ педагогом работ учащихся

4

Итоговый

выставки,

праздничные

мероприятия,

оформленные

работами учащихся.

выполнения контрольного задания по рисунку

Учебно-тематический план (1год обучения)

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Теория

Практика

1

Живопись

72

16

56

2

Рисунок

72

20

52

3

Композиция

72

12

60

Всего:

216

48

168

Содержание программы (1 год обучения)

ЖИВОПИСЬ - 72 час

Знакомство с предметом «живопись».

Показ

примеров

живописных

работ

художников

и

учеников

школы.

Знакомство с акварелью. Упражнения с акварелью.

Смешивание цветов.

Изучение теплых и холодных, основных и составных цветов. Упражнения

на получение составных цветов и их цветовых растяжек «от темного к

светлому» путем разбавления водой краски.

Знакомство с цветовым тоном.

Насыщенность и светлота. Световой и цветовой контрасты, знакомство с

понятием

локального

цвета

предметов

и

пространственные

свойства

цвета. Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный,

синий) и зависит от его места в спектре. Изучение цветового круга и

дополнительных цветов.

Изображение осенних листьев, изучение их формы.

Упражнение на «вплавление» одного цвета в другой.

Локальный цвет.

Изменение

цвета

предмета

в

зависимости

от

условий,

в

которых

он

находится. Роль освещения: если свет на предмете теплый, его тень

кажется холодной и наоборот. Контраст света и цвета наиболее четко и

ясно

воспринимается

на

«переломе

формы».

А

так

же

на

границах

соприкосновения с контрастным фоном. Объем в цвете. Изображение

яблока. Груши. Знакомство с цветовым рефлексом.

Рисование фруктов.

Яблоко, груша. Помидор, лимон. Упражнения на сближенные цвета и

контрастные

Знакомство с техникой «гризайль».

Гризайль-вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках

какого-либо

одного

цвета.

Изображение

фруктов

и

овощей

в

этой

технике.

Изображение кувшина в технике «гризайль».

Упражнение на выявление формы предмета.

Изображение кувшина в цвете

Закрепление понятий: объем в цвете.

Знакомство с колоритом.

Введение

понятия:

гармоничное

сочетание,

взаимосвязь,

тональное

объединение

различных

цветов

в

живописи.

Колорит

может

быть

спокойным, тревожным, радостным, грустным. Колорит бывает теплым и

холодным,

светлым

и

темным.

Упражнения:

фрукты

на

холодной

драпировке

и

те

же

фрукты

на

красной

драпировке.

Влияние

доминирующего цвета на предметы.

Изучение техники по сырому.

Изображение кувшина и яблока.

Изучение формы и цвета комнатных цветов.

Разные оттенки зеленого.

Упражнения с предметами малых форм.

Упражнения:

кружка,

помидор.

Кружка.

Яблоко.

Задача

-

как

можно

больше приобрести опыта работы с предметами.

Натюрморт из трех предметов.

Кувшин. Груша и кружка. Освещение естественное.

Несложный натюрморт в теплой гамме.

Натюрморт при естественном освещении на выявление формы.

Натюрморт в холодной гамме.

Натюрморт при искусственном освещении на выявление формы.

Пленэрные этюды.

Этюды листьев, кустов, деревьев.

Методическое обеспечение к разделу «Живопись» 1 год обучения

В задачу курса живописи входит развитие

у воспитанников способности

видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых

отношений. Пользуясь живописными средствами, научиться «лепить форму

цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью и

основами цветоведения.

В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести

этюд,

брать

большие

цветовые

отношения.

За

время

обучения

воспитанниками

должны

быть

усвоены

некоторые

сведения

по

цветоведению: понятие спектра, основной и дополнительный цвет, теплый и

холодный, понятие «локальный цвет», о влияние на цвет света, о силе цвета

в воздушной среде, взаимодействии цветов.

Работа по живописи выполняется разнообразными материалами: акварелью,

гуашью, темперными красками.

В

процессе

обучения

воспитанников

надо

познакомить

с

различными

приемами: «аля прима, «по сырому», работой полусухой кистью.

В

заданиях

по

живописи

необходимо

следить

за

соблюдением

рисунка

особенно в акварельной живописи.

Большую

часть

работы

по

живописи

представляет

натюрморт.

Для

постановок лучше брать простые, четкие по объему и окраске предметы, с

ясно выраженной материальностью.

Перед

началом

работы

преподаватель

должен

объяснить

поставленную

задачу, последовательность ведения работы, вопросы техники письма.

Во

время

работы

необходимо

уделять

особое

внимание

выбору

воспитанниками места работы, определить правильность точки зрения.

Постановки должны быть разнообразны по характеру и содержанию, что

способствует

большей

заинтересованности

творческому

решению

задач,

поставленных перед воспитанниками.

Хорошо

продуманная

постановка,

ясная

по

цели,

во спитывает

художественный

вкус

учащегося

и

во

многом

помогает

раскрытию

художественного образа.

В конце работы следует проверить выполнение всех поставленных задач.

Полезно тут же устроить выставку работ и проанализировать их вместе с

учениками.

Особое

внимание

необходимо

уделять

завершению

работы

ответственному и сложному моменту в работе. Подлинная законченность

состоит в достижении цветовой гармонии, то есть приведение к единству

всех

деталей,

в

подчинение

всех

элементов

основному

замыслу:

поставленной задаче.

Помимо

заданий,

указанных

в

программе,

преподаватель

дает

короткие

задания: этюды фруктов, живописные наброски.

РИСУНОК– 72 час

Вводное занятие – беседа – знакомство с предметом « рисунок».

Использование наглядных пособий и показ графических

материалов ,их

свойств на примере работы преподавателя на листе. Выполнение несложного

натюрморта .Цель- выявить уровень способностей каждого ученика(формат

А3,карандаш)

Упражнение

на

владение

техникой

академического

штриха.

Использование растяжек тона :вертикальный штрих, горизонтальный,

сетка – «серебряный». Растяжка тона от темного к светлому и от светлого к

темному. Знакомство с понятием тона в карандашной графике (форматА3,

карандаш).

Знакомство с пропорциями и навыками их построения на примере

шара.

Знакомство с объемом и светотеневыми градациями тона: блик, свет,

полутень тень собственная, рефлекс, рефлекс. Тень падающая.

Использование тоновых растяжек ( закрепление задания№2). Понимание

композиции на листе. Изучение метода визирования (А3, карандаш).

Закрепление работы с телами вращения.

Рисунок фруктов и овощей с натуры разных по тону. Углубленное изучение

света и теней (А3, карандаш).

Тонально

конструктивное

построение

цилиндра

методом

визирования.

Введение понятия – осевая линия, овал, эллипс и их оси. Тоновое решение

цилиндра (А3, карандаш).

Конструктивное построение кувшина.

Работа педагога на доске одновременно с учениками. Конструктивное

построение кувшина из составных частей: шар и цилиндр. Тоновое решение

(А3, карандаш).

Рисунок натюрморта из двух предметов контрастных по тону на

нейтральном фоне ( темный кувшин + белая кружка ). Рисунок без

штриховки фона.светотеневая проработка предметов.

Закрепление задания №6.

Навыки работы с набросками.

Теория и практика на примере показа преподавателя. Наброски с растений и

чучел животных. Использование творческого штриха. Знакомство с

мягкими

графическими материалами (уголь, сангина, соус) (А3, мягкий

материал).

Натюрморт из двух предметов на белом фоне.

Главные задачи: компоновка листа и владение академическим штрихом

(А3, карандаш).

Натюрморт из двух предметов (мягкий материал ).Кувшин, яблоко.

Выполнение в мягком материале. Выявление доминанты и

подчинение второстепенного главному средствами контраста и растяжками

тона. Введение в пространство (А3, мягкий материал)

Контрольная работа за полугодие. Натюрморт из двух предметов –

кувшин + груша на нейтральном фоне.

Задача: показать владение навыками конструктивного построения

предметов, владение академическим штрихом, передача объема и

световоздушной перспективы, знание законов контраста при выделении

доминанты в натюрморте (А3, карандаш).

Наброски с фигуры человека.

З н а к о м с т в о

с

о с н о в н ы м и

п р о п о р ц и я м и

ч е л о в е к а

и

с

линейнойвыразительностью изображения (А4, карандаш).

К о н с т р у к т и в н о е

п о с т р о е н и е

к у б а

с

т о н о в о й

проработкой.Обязательный показ педагогом построения на доске с

объяснением

вспомогательных линий при построении. Изобразить несколько вариантов

расположения куба в пространстве. Объяснить значение линейной

перспективы в построении куба (толстая линия приближает, тонкая-удаляет).

( А3, карандаш).

Натюрморт с детским кубиком, игрушкой и яблоком

Закрепление навыков построения куба. ( А3, карандаш).

Конструктивное

построение

параллелепипеда

с

тоновой

проработкой.

Обязательный показ построения педагогом на доске с объяснением

вспомогательных линий при построении. Сравнить с построением уже

изученным геометрическим предметом – куб. Изобразить несколько

вариантов расположения параллелепипеда в пространстве

Закрепление задания №15. Натюрморт с использованием предмета,

имеющего форму параллелепипеда

Закрепление

задания

№15.

Натюрморт

с

использованием

предмета,

имеющего форму параллелепипеда ( книга, коробка) (А3, карандаш).

Натюрморт

на

доминанту:

среднего

тона

кувшин,

белый

шарик,

кружка среднего тона на утемненной драпировке.

На первом плане доминирует белый шарик( усиливает контраст, предметы

мягко списываются с тоном драпировки не вылезая на передний план) (А3,

мягкий материал).

Графический

набросок

натюрморта

без

конструктивного

построения.

Задание на тренировку глаза ( схватывание пропорций « на глаз» (А3, мягкий

карандаш).

Натюрморт из пяти фруктов и овощей.Контрольная постановка –

натюрморт из трех предметов: кувшин, яблоко и кружка.

Задача – академическим штрихом передать объем, пространство и тон с

помощью тональных растяжек. Подсветка контрастная (софит), что дает

лучшую возможность увидеть рефлексы и тент (А3, карандаш).

Контрольная

постановка-натюрморт из 3-х предметов: кувшин,

яблоко и кружка

Учитывая индивидуальные способности каждого воспитанника изображение

может ограничиться без проработки фона (А3,карандаш)

Пленэрные зарисовки на улице.

Работа на воздухе. Зарисовки деревьев, группы деревьев.

Методическое обеспечение к разделу «Рисунок» 1 год обучения

Курс рисунка является базовым разделом учебного процесса в детской

художественной школе.

В

его

задачу

входит

овладение

учащимися

выразительными

возможностями графических материалов, приобретение навыков передачи

формы, характера предметов.

В

процессе

обучения

учащиеся

знакомятся

с

понятием

наглядной

перспективы и изучают основы перспективного построения простейших

геометрических тел и их сочетание. Изучается распределение светотени на

предметах разной формы.

В течение первого года учащиеся должны освоить последовательность

длительной работы.

Методическую

последовательность

работы

над

рисунком

следует

рассматривать как последовательное решение конкретных задач. Где каждая

следующая вытекает из предыдущей и основывается на ней.

Современная методика обучения рисунку предусматривает следующие

основные этапы работы:

выбор

формата

для

данной

постановки

и

общее

композиционное

размещение изображения на листе;

построение формы предмета с использованием знания конструкции

предмета, с применением осевых конструктивных, вспомогательных

линий.

Решение объема с помощью светотени, передача фактуры,

тона предмета, его освещенности.

Педагог перед каждой темой должен объяснить ее содержание, характер

постановки

ее

особенности,

способы

и

последовательность

рисования.

Ясность и простота объяснения должны облегчить обучающимся видение

постановки и помочь вести работу. Анализ формы предметов и пропорций,

тонального

характера

постановки,

положение

предметов

в

пространстве

относительно точки зрения обучающегося – необходимое условие начала

работы, поэтому преподаватель должен проверить перед началом работы

положение каждого обучающегося по отношению к постановке.

Необходимо следить за тем, чтобы обучающийся учился видеть свой

рисунок, сравнивая его с другими работами, видеть его положительные и

отрицательные качества.

Основным видом учебной работы является натюрморт. Продуманная, ясная,

хорошо видимая с места постановка воспитывает у обучающихся вкус и

культуру восприятия.

Длительные

постановки

основа

образования

художника.

Здесь

можно

глубоко

разобраться

в

сложном

строении

природных

форм,

и

их

закономерности.

В

процессе

длительной

работы

над

постановкой

обучающиеся не только усваивают технические приемы от самых простых

до

сложных,

но

и

изучают

комплекс

необходимых

упражнений

для

формирования

навыков

восприятия

формы

и

пространства.

Помимо

развития способности целостного видения, умения наблюдать и запоминать

увиденное, сюда входит развитие остроты и точности глазомера в делениях

пропорций и светотеневых отношений.

На самых первых этапах необходимо требовать от обучающихся передачи

пространственной связи предметов друг с другом и плоскостью, на которой

они стоят, передачи характера, выразительности форм, точности пропорций,

стремиться к тому, чтобы рисунок был целостным на всех этапах работы.

Предметы в листе должны быть размещены грамотно и интересно. Формы

четко построены, проработанные детали при сохранении общего, решена

главная задача.

Последняя

стадия

работы

над

рисунком:

проверка

общего

состояния

рисунка, подчинения деталей целому, уточнение рисунка в тоне.

Важной

стороной

обучения

изобразительной

грамоте

обучающихся

художественной

школы

является

проверка

точности

рисунка,

а

так

же

исправление ошибок. С этой целью преподаватель должен помочь всему

листу, работать тональными отношениями от светлого до самого темного,

каждому ученику выявить свои ошибки в рисунке и указать способы их

исправления.

В

этом

случае

используется

приемы

показа

исправления

ошибок на полях рисунков и на отдельных листах, особенно эффективны

коллективные просмотры работ.

Кроме

заданий

указанных

в

тематическом

плане,

педагог

по

своему

усмотрению

дает

краткосрочные

задания:

это

обязательно

наброски

человека, животных, отдельных предметов, рисунки по памяти.

Краткосрочные работы можно выполнять мягким графическим материалом.

Освещение

предпочтительно

искусственное,

верхнее,

боковое,

наиболее

выявляющее форму предмета.

В

связи

с

тем,

что

уже

в

самом

начале

обучающиеся,

работая

над

композицией должны рисовать человеческую фигуру и портрет, необходимо

на

уроках

давать

соответствующие

навыки,

практикуя

наброски

друг

друга(

задание

можно

давать

в

конце

урока)

и

наброски

человеческой

фигуры дома. Для этого нужно кратко, схематично объяснить конструкцию

строения фигуры и головы человека в разных положениях.

Следует научить детей постигать законы и методы изображения на примерах

из классического отечественного и мирового искусства – той основы, на

которой

развивается

осознанное

восприятие

формы

и

цвета

в

их

гармоническом единстве.

Необходимо

обучать

обучающихся

анализировать

свои

работы,

развивая

критическое отношение, постоянно сравнивая работу с натурой.

Желательно проводить чаще обсуждение, анализ выполненных классных и

домашних работ.

В первый год обучения даются начальные сведения о рисунке.

Очень важно с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать

натуру и посильно изображать ее на плоскости

листа. Ни в коем случае

нельзя преподавать рисунок как обучение лишь определенным законам и

правилам рисования – все правила должны помогать ребенку отражать на

листе окружающую жизнь и выражать свое отношение к ней.

Во

всех

работах

необходимо

решать

задачу

композиционной

цельности

листа. С первого задания необходимо

учить умению выбирать формат в

зависимости от характера постановки.

Переходить к изучению законов перспективы, светотени надо после того,

как

учащиеся

почувствуют,

что

для

убедительной

передачи

натуры

им

необходимы знания. Учащиеся должны научиться сознательно пользоваться

этими законами в рисунке.

КОМПОЗИЦИЯ – 72час

Вводная беседа о предмете .

Компоновка

как способ реализации творческого замысла художника.

Анализ

произведений известных мастеров художников-классиков. Показ работ

старшеклассников. Изображение картины на любую тему с целью выявления

уровня подготовки учащихся конкретной группы (формат А3, гуашь).

Знакомство с гуашевыми красками

Выкраски

на

листе.

Тёплые

и

холодные

цвета.

Смешивание

цветов.

Хроматические и ахроматические цвета. Живописный мазок (штрих, запятая,

гладкая

выкраска

и

т.д.).

Значение

формата

в

композиции.

Выполнение

упражнений

по

компоновке

предметов

на

листе

(можно

использовать

аппликацию

при

составлении

натюрмортов

на

заданную

схему

из

собственных

выкрасок

или

цветной

бумаги.Используются

шаблоны,

сделанные педагогом). Проводится обязательный анализ получившихся работ

(формат А4).

Равновесие, динамика, статика, симметрия и ассиметрия.

На примере репродукций художников или работ старших воспитанников.

Значение формата в композиции. Выполнение упражнений по компоновке

предметов

на

листе

(можно

использовать

аппликацию

при

составлении

натюрмортов

на

заданную

схему

из

собственных

выкрасок

или

цветной

бумаги.Используются шаблоны, сделанные педагогом). Проводится анализ

работ (формат А4).

Доминанта в композиции ,ее влияние на замысел картины

На примере репродукций художников и работ старшеклассников. Задача –

научить

пользоваться

цветовой

доминантой

при

рисовании

сюжетных

композиций.

Владение

понятием

композиционный

центр.

Упражнения

на

доминанту (формат А4 или А3, гуашь).

Тематическая композиция в теплых и холодных цветах

«Осень» или «Зима».Что такое композиционный поиск и эскиз? Понятие

поиска

композиции, эскиза, подготовительного рисунка.

Цель - научиться применять на практике навыки, полученные на

предыдущихзанятиях.

Знакомство с дополнительными цветами. Их значение в декоративной

композиции.

Изобразить, например, бабочку с помощью дополнительных цветов.

Итоговая

работа:

тематическая

композиция

с

использованием

навыков и умений, полученных в 1-м полугодии.

Тематическая композиция с использованием навыков и умений, полученных

в 1 полугодии. Поэтапность выполнения замысла: от поисков до картины

(формат А3, А2, гуашь).

Основной замысел композиции на контрастах доброго и злого, веселого

и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного

Передача

настроения

в

композиции

с

помощью

психологических

характеристик

цвета:

красный

цвет

агрессии,

а

значит

внимания,

его

используют в меньших количествах на листе, т.к. он привлекает на себя

много внимания; синий – отчуждённости; тёплый жёлтый и оранжевый –

цвет

хорошего

настроения

и

т.д.

Светлый

объект

лучше

заметен,

выразительнее

на

темном

фоне

и,

наоборот,

темный

-

на

светлом.На

усмотрение

педагога

предлагаются

несколько

вариантов

тем

с

использованием настроения в картине.

Изучение цвета в композиции и его влияния на характер картины

Предлагаемые темы: «Утро», «Вечер», «День».

Знакомство с цельностью композиции, которая зависит от

способности художника подчинить второстепенное главному, от связей

всех элементов между собой.

Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-

то новое к развитию замысла автора. Недопустимо, чтобы бросалось в глаза

второстепенное в композиции, в то время как самое важное

оставалось

незамеченным. Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально.

Итоговое

задание

за

1год

обучения.

Изображение

картины

средствами композиции, включающими в себя: формат, пространство,

композиционный

центр,

равновесие,

ритм,

контраст,

светотень,

цвет,

декоративность,

динамику

и

статику,

симметрию

и

асимметрию, открытость и замкнутость, целостность

Изображение

картины

средствами

композиции,

включающими

в

себя:

формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст,

светотень,

цвет,

декоративность,

динамику

и

статику,

симметрию

и

асимметрию,

открытость

и

замкнутость,

целостность

.

Цель

научить

ученика

владеть

всеми

средствами

композиции

и

применять

в

своих

замыслах, научить поэтапности работы над композицией с подготовительным

материалом (композиционные поиски, наброски, копирование и т.д.).Тема для

композиции подбирается педагогом индивидуально.

Композиционные

зарисовки

на

тему

«Весна»(формат

А3,

сырая

бумага, акварель).

Работа по сырой бумаге. Акварель.

Методические рекомендации к разделу «Композиция» 1 год

обучения

Начиная с 1-го года обучения, необходимо решать задачи, которые будут

основными

для

всего

периода

обучения

композиции

это

развитие

воображения,

фантазии,

художественной

наблюдательности

ученика.

Особое

внимание

должно

быть

направлено

на

то,

чтобы

творческие

способности

воображение,

наблюдательность

не

угасли

в

процессе

обучения, а развились.

Развитие творческого потенциала – главная задача первого года обучения.

Задача преподавателя – пробудить у учащегося активное, эмоциональное

отношение к каждому заданию.

При

общей

теме

задания

и

общих

требованиях

работа

с

учащимися

должна

быть

строго

индивидуализирована

–выявление

и

развитие

особенностей каждого учащегося, его максимальное творческое развитие

должно быть необходимой заботой учителя. Кибрик писал, что детей

необходимо

учить

мыслить,

проникать

вглубь

содержания

задач

и

находить формы и краски, наиболее соответствующие смыслу композиции

и чувству юного художника.

Композиционное

решение

определяется

темой,

образным

строем,

отношением

учащихся

к

изображаемому,

индивидуа льными

особенностями детей. Учитывая это, преподаватель должен своевременно

и

тактично

помочь

учащимся

в

поисках

наиболее

удачного

и

выразительного композиционного и цветового решения.

Очень

важно

дать

учащимся

понятие

композиции

как

«

организации

художественного

произведения»,

направленной

на

создание

№выразительной

гармонии».

Слово

«выразительная»

сразу

связывает

композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В

слове «гармония» заключен и ритм, и соподчинение частей композиции –

в интересах выражения идеи, замысла и отбора форм и цветов с той же

целью, и конечно «музыкальное», поэтическое звучание целого.

Обучая

детей

композиции,

надо

очень

осторожно

давать

им

теоретическую

систему,

т.к.

готовые,

безошибочные

рецепты

могут

привести к штампу, ремесленничеству.

Законы

композиции,

теоретические

положения

могут

быть

поняты

учащимися только тогда. Когда они тут же проверяются практической

работой. В первый год обучения надо научить выбирать формат и размер

листа

в

зависимости

от

композиционного

замысла,

дать

понятие

об

организации

изобразительного

замысла,

дать

понятие

об

организации

изобразительной

плоскости,

ее

единства

и

цельности

на

основе

соподчинения и гармонии. Дать понятие ритма, научить детей обращать

внимание на выразительность пятна, линии, штриха.

В первый год обучения достаточно дать одно задание, для выполнения

которого

потребуется

собирать

изобразительный

материал

делать

зарисовки и наброски.

Необходимо

подвести

учащихся

к

сознательному

выбору

материала,

наиболее отвечающему замыслу.

Кроме

указанных

в

тематическом

плане

длительных

заданий,

преподаватель может дать короткие упражнения и задания на решение

конкретных

композиционных

задач.

Эти

задания

могут

быть

даны

индивидуально.

В работе над темой преподаватель должен всегда помнить о морально-

художественном

воспитании

учащегося,

его

активной

гражданской

позиции.

Во второй год обучения закрепляются навыки работы над композицией.

Развитие образности мышления учащихся – главного качества творческой

личности – это в центре внимания преподавателя.

Поиски

выразительного

композиционного

и

цветового

решения

переносится на эскизы.

Таким образом, работа над композицией строится следующим образом:

тема,

задача

композиции

определяются

педагогом.

Далее

длительная

работа

учащихся

сбор

материала,

поиск

композиционного

решения,

формы, цветовой гаммы, выбор материала, наиболее соответствующего

композиционному решению.

Учебно-тематический план (2 год обучения)

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Теория

Практика

1

Живопись

72

12

60

2

Рисунок

72

17

55

3

Композиция

72

10

62

Всего:

216

39

177

Содержание программы (2 год обучения)

1.Живопись -72 час.

1.Творческое задание – этюд цветов на окне.

Упражнение на передачу освещения.

2.« Осенний натюрморт». Теплая гамма.

Закрепление понятия « теплая гамма». Получение составных цветов и

их растяжек.

3.Постановка из двух предметов, различных по материалу. ( Гризайль).

Упражнение на передачу объема тоном. Лепка формы.

4.

Натюрморт

из

2-3

предметов,

контрастных

по

цвету

на

ровноокрашенном цветном фоне. ( Предметы домашнего обихода, овощи,

фрукты). Темное на светлом.

Выявление общего силуэта натюрморта. Введение понятия « контрастный

фон».

5.

Натюрморт с параллелепипедом.

Осуществление

межпредметных

связей.

Целесообразно

параллельно

с

рисунком изучить параллелепипед в живописи.

6.

Итоговая постановка из трех предметов: кувшин, бутылка, кружка

(

яблоко)

на

драпировке

с

яркой

доминантой

теплого

или

холодного

колорита.

Упражнение на освоение учащимися знаний и навыков за первое полугодие.

7.

Натюрморт с кувшином на цветной драпировке с яркими фруктами.

Декоративный натюрморт.

Понятие декоративности, пространства, плоскостности, цветового пятна.

8.

Светлые предметы на темном фоне. Натюрморт.

Контрастный натюрморт.

9.

Натюрморт со стеклянным предметом.

Упражнение на выявление фактуры.

10.

Натюрморт с лежащей полосатой драпировкой с фруктами.

Приемы выполнения светотеневой моделировки складок.

11.

Тематический декоративный натюрморт.

Натюрморт на доминанту цветового пятна.

12.

Итоговая постановка из 3-4 предметов с вертикальными складками.

Светотеневая моделировка, световоздушная перспектива. Цель – показать

воспитанникам приобретенные навыки во втором году обучения.

Методические рекомендации к разделу «Живопись» 2 год обучения

Главные

задачи

2

года

:

композиционное

решение

лист а.

Колористическая

цельность

решения

постановки,

углубление

понятий

холодной и теплой гаммы.

Натюрморты из бытовых предметов на однотонных фонах различного цвета

драпировок

помогают

и

подчеркивают

выявление

общего

силуэта

натюрморта (светлые на темном, темные на светлом).

Углубляется внимание учащимися тонального решения натюрморта,

дальнейшего совершенствования пластического решения формы.

Для выполнения заданий на тоновое решение и выявление объема и

фактуры следует отойти от многоцветия, ограничить учащихся количеством

красок.

Во втором году обучения необходимо приучать учащихся выполнять

композиционные эскизы для длительных постановок на отдельном листе.

С начала работы над этюдом необходимо постоянно развивать умение

держать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных

плоскостей. В отдельные натюрморты можно включать предметы из разных

материалов: керамические, стеклянные, драпировки, пари этом вырабатывать

навыки передачи фактуры.

Передавая предметы во всей сложности цветовых нюансов, необходимо

сохранять

локальную

окраску

предметов,

выявляя

их

объемную

форму,

следить за постановкой предметов на плоскости.

Итогом ежегодной работы по живописи является экзаменационная работа.

Рисунок – 72 час

1.

Вводная беседа о задачах на второй год. Зарисовка цветов на окне.

Творческое задание. Цель – вспомнить навыки 1-го года обучения

2.

Натюрморт

из

трех

предметов

круглой

формы:

кувшин,

яблоко,

бутылка. Разные по тону предметы.(А3, карандаш).

Цель

вспомнить

навыки

построения

эллипсов

и

навыки

передачи

светотеневой моделировки предметов.

3.

Рисунок

чучела

птицы

в

сюжетной

композиции:

птица

+

виноград( или кружка).(А3, карандаш).

Цель – передать разные фактуры предметов с помощью характера штриховки.

4.

Натюрморт из трех предметов в мягком материале: кувшин, яблоко,

чашка.(А3, соус).

Задача – вспомнить навыки работы с мягким материалом. Ритм больших и

малых пятен.

5.

Конструктивное построение параллелепипеда (А3, карандаш).

Рисунок чемодана, ящика с инструментами, книги, кирпича. Цель – научить

ст роить

предмет,

показать

воздушно-линейную

п е р с п е к т и ву

параллелепипеда.

6.

Натюрморт в технике кисть, тушь на цветной бумаге (А3).

Понятие декоративности, пространств, плоскостности, линии и пятна. Задача

– познакомить учащихся с декоративным рисунком.

7.

Натюрморт в технике гелиевой ручки (А3).

Задача- эстетика рисунка, воспитание аккуратности.

8.

Итоговая

постановка

за

полугодие

из

трех

предметов:

кувшин,

бутылка, книга (А3, карандаш).

Цель – показать усвоение учащимися знаний и навыков за первое полугодие.

Передача конструкции предметов, плановости.

9.

Построение куба и 4-гранной призмы( А3, карандаш).

Сравнение двух форм. Цель – научить строить геометрические предметы,

показать воздушно-линейную перспективу куба и призмы.

10.

Рисунок драпировки, висящей на стене, со складками(А3, карандаш).

Приемы выполнения светотеневой моделировки складок.

11.

Рисунок лежащей полосатой драпировки(А3,карандаш).

Полоски рисунка ткани дают

возможность пронаблюдать за поворотом

складок. Приемы выполнения светотеневой моделировки складок.

12.

Рисунок 4-гранной пирамиды (А3, карандаш).

Конструктивное построение и легкая светотеневая моделировка.

13.

Натюрморт

из

3-х

предметов

с

изученным

гипсовым

телом

(А3,

карандаш).

Подведение итогов по изучению конструктивного построения предметов и

световоздушной моделировки.

14.

Выполнение

тематического

декоративного

натюрморта

(

А3,

мягкий материал).

Светотеневая моделировка, световоздушная перспектива.

15.

Наброски с фигуры человека (А3, карандаш).

Изучение анатомии человека.

16.

Итоговая постановка из 3-4 предметов со складками; гипсовое тело,

кувшин,

груша

и

драпировка

с

вертикальными

или

горизонтальными

складками.

Светотеневая

моделировка,

световоздушная

перспектива.

Цель

самостоятельно показать приобретенные навыки за 2год обучения

17.

Графические зарисовки на улице

Методические рекомендации к разделу «Рисунок» 2 год обучения

Во второй год обучения учащиеся получают дальнейшее развитие навыков и

знаний, приобретенных в первом классе.

Учащиеся овладевают умением длительной проработки рисунка, закрепляют

умение последовательно вести длительную постановку с учетом линейной

перспективы.

Необходимо

развить

стремление

офомить

лист

как

законченную

классическую форму.

У учащихся расширяется диапазон овладения графическими возможностями

различных материалов.

По

усмотрению

преподавателя

некоторые

задания

могут

выполняться

другими материалами, при этом необходимо учитывать цели и задачи занятий

и возможности материала.

В процессе обучения совершенствуются навыки конструктивного рисования,

умения передавать форму выразительной линией, совершенствуется техника

моделирования

формы

предметов

светотенью,

решаются

задачи

пространства.

Во второй год обучения учащиеся получают дальнейшее развитие навыков и

знаний, приобретенных в первом классе.

Учащиеся овладевают умением длительной проработки рисунка, закрепляют

умение последовательно вести длительную постановку с учетом линейной

перспективы.

Необходимо

развить

стремление

офомить

лист

как

законченную

классическую форму.

У учащихся расширяется диапазон овладения графическими возможностями

различных материалов.

По

усмотрению

преподавателя

некоторые

задания

могут

выполняться

другими материалами, при этом необходимо учитывать цели и задачи занятий

и возможности материала.

В процессе обучения совершенствуются навыки конструктивного рисования,

умения передавать форму выразительной линией, совершенствуется техника

моделирования

формы

предметов

светотенью,

решаются

задачи

пространства.

Композиция –72

1.Выполнение композиции на тему, заданную преподавателем (А3, гуашь)

Задача – вспомнить все средства композиции, изученные на 1 году обучения

и применить их в данном задании.

Рекомендуемая тема «Лето», т.к. ещё свежи в памяти впечатления от

лета и

пленэрные зарисовки .

2.

Знакомство

с

декоративной

композицией

на

примере

показа

репродукций известных художников

Понятие цветового и размерного ритма. На примере одного художника задать

алгоритм

подхода

к

построению

замысла

декоративной

композиции

воспитанниками

на

тему

(формат

А2,

гуашь).

Тема

для

композиции

подбирается педагогом индивидуально. Рекомендуемая тема: «Фрукты».

3.

Знакомство правилом передачи движения

а) если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то

и з о б р а ж е н и е

б у д е т

к а з а т ь с я

б о л е е

д и н а м и ч н ы м ;

б) эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство

п е р е д

д в и ж у щ и м с я

о б ъ е к т о м ;

в)

для

передачи

движения

следует

выбирать

определенный

его

момент,

который

наиболее

ярко

отражает

характер

движения,

является

его

кульминацией.

Воспитанникам

предлагается

придумать

композицию

на

движение (формат А3, гуашь).Тема для композиции подбирается педагогом

индивидуально. Рекомендуемая тема: «Спортсмен».

4.

Знакомство с орнаментом и применение понятия ритм (чередование

каких-либо элементов в определенной последовательности).

4. Чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует

как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не

только в построении изображения, но и придавая содержанию определенную

эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

Можно

использовать

чередование

одинаковых

элементов

композиции,

например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на

контрастах

объемов.

Особая

роль

отводится

ритму

в

произведениях

народного

и

декоративно-прикладного

искусства.

Все

многочисленные

композиции

разнообразных

орнаментов

построены

на

определенном

р и т м и ч е с к о м

ч е р е д о в а н и и

и х

э л е м е н т о в .

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно

передать движение на плоскости.

Задача – изобразить орнамент в полосе (гуашь). Упражнение на ритм по

тепло-холодности.

Разработка

геометрического

орнамента

в

полосе.

Разработка

несложного

орнамента

на

основе

одного

цвета.

Разбел,

затемнение.

5.

Освоение правил передачи покоя.

а)

если

на

картине

отсутствуют

диагональные

направления;

б)

если

перед

движущимся

объектом

нет

свободного

пространства

в)

если

объекты

изображены

в

спокойных

(статичных)

позах,

нет

кульминации действия;

г) если композиция является симметричной, уравновешенной или образует

простые

геометрические

схемы

(треугольник,

круг,

овал,

квадрат,

прямоугольник), то она считается статичной. Воспитанникам предлагается

придумать композицию на передачу покоя (формат А3-2, гуашь).Тема для

композиции подбирается педагогом индивидуально (лучше иллюстрацию к

известному произведению)

6.

Выполнение композиции с симметричным построением картины.

Углубленное изучении симметрии на основе живописцев эпохи Возрождения.

Построение

симметрии

позволяет

достигнуть

впечатления

покоя,

величественности,

особой

торжественности

и

значимости

событий.

В

симметричной

композиции

люди

или

предметы

расположены

почти

зеркально по отношению к центральной оси картины. Симметрия в искусстве

основана

на

реальной

действительности,

изобилующей

симметрично

устроенными формами. Например, симметрично устроена фигура человека,

бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные

(устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

Воспитанникам предлагается придумать композицию на симметрию (формат

А3-2, гуашь).Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально.

Рекомендуемая тема: «Озеро», «Отражение в воде».

7.

Сравнение симметричной и асимметричной композиции.

Сравнение симметричной и асимметричной композиций

Учащимся предлагается придумать композицию на асимметрию (формат А3-

2, гуашь).

Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально Рекомендуемая

тема: «Уголок природы».

8.

Значение формата на замысел композиции.

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и

возвышенности.

Формат

в

виде

прямоугольника,

расположенного

по

горизонтали

удобен

для

изображения

эпического

действия.

Чрезмерное

увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток , а

чрезмерное

увеличение

формата

по

горизонтали

диктует

применение

панорамной

или

фризовой

композиций.

При

выборе

формата

следует

учитывать, как расположены основные объекты композиции - по горизонтали

или вертикали, как развивается действие сюжета - слева направо, в глубину

картины или как-то иначе.

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных,

статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными

центральными

осями

и

равными

сторонами

границ

изображения.

Композиция

произведения

в

овале

и

круге

строится

относительно

воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко

должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как

формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко

соотносится

с

овалом

человеческого

лица

или

контуром

погрудного

изображения

Воспитанникам

предлагается придумать композицию в разных вариантах

формата (формат А3-2, гуашь).

Тема для композиции подбирается педагогом индивидуально.

9.

Итоговая работа « Фольклорный праздник».

а) Выполнение рисунка карандашом

б). Первоначальное покрытие основных цветовых пятен персонажей и фона.

в) Проработка деталей, обобщение и завершение работы.

Рекомендуемая тема: «Масленица».

10.

Выполнение композиции на тему « Цветы».

Творческая

композиция.

Возможность

продемонстрировать

учащимися

приобретенные знания и умения.

Методические рекомендации к разделу «Композиция» 2 год обучения

Со второго года обучения целесообразны задания, предусматривающие сбор

натурного материала. Это могут быть темы: город.библиотека. театр. ателье,

магазин и т д.

В этих случаях работа ведется в следующем порядке: преподаватель называет

тему, определяет задачи этой работы, сроки и порядок исполнения. Затем

следует непродолжительная работа над эскизом, для того, чтобы учащиеся

утвердились в своем решении темы. После этого – сбор изобразительного

материала – натурные зарисовки. Эта работа проводится под руководством

преподавателя, так как отбор материала для зарисовок требует известного

опыта..

Проделанная

работа

анализируется

преподавателем,

после

чего

возобновляется

работа

поисков

композиционного

решения

со

свободным

использованием натурных зарисовок. Возможно работа над эскизом в цвете,

особенно для учащихся старших классов. Основная работа выполняется по

утвержденному эскизу.

Детей необходимо учить мыслить, проникать вглубь содержания задач и

находить художественные средства, соответствующие замыслу композиции и

чувству юного художника. Живое, выразительное произведение невозможно

создавать, если работе не предшествует замысел будущего произведения.

Свободную тему можно давать не раньше второго года обучения. Известное

место

в

композиционной

работе

имеет

место

работа

над

иллюстрацией

литературных произведений. К выбору произведений надо относиться очень

тщательно. Произведение должно быть доступно пониманию детей данного

возраста и быть для них интересным, нести высокий нравственный смысл.

Перед выполнением задания на тему литературных произведений желательно

предварительно прочитать детям предлагаемую для работы сказку, басню,

рассказ.

Обучение

должно

подвести

учащихся

к

пониманию

ответственности

художника перед обществом.

Учебно-тематический план (3 год обучения)

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Теория

Практика

1

Живопись

72

12

60

2

Рисунок

72

13

59

3

Композиция

72

10

62

Всего:

216

35

181

Содержание программы (3 год обучения)

1.Живопись -72час.

1.Наброски

фигуры

человека

в

акварели.

Задача

-

освоить

пропорции

человека. Стоя. Сидя. В движении.

2.«Натюрморт

с

геометрическим

телом

с

драпировкой

со

складками.

Выявление объема.

3.Постановка из трех предметов, различных по материалу. ( Гризайль).

Упражнение на передачу объема тоном. Лепка формы.

4.

Зарисовки цветов на окне против света. Теневое обобщение по тону и

цвету.

Выявление общего силуэта натюрморта.

5.

Натюрморт:

стеклянная

бутылка,

глиняный

кувшин,

фарфоровый

чайник.

Задача

-передать

материальность

разных

по

характеру

предметов.

Пронаблюдать

образование

рефлексов

и

отражений

в

глянцевых предметах и полное отсутствие их в матовых.

6.

Итоговая постановка из трех предметов: кувшин, кружка , фрукты

на драпировке со складками .

Упражнение на освоение учащимися знаний и навыков за первое полугодие.

7. Натюрморт с чайником и выпечкой.

Понятие пространства, цветового пятна.

8.

Натюрморт с яркими цветами. Значение дополнительных цветов в

декоративном

натюрморте:

зеленый-красный,

синий

-желтый,

фиолетовый - оранжевый.

Декоративный натюрморт.

9.

Натюрморт со стеклянными предметами. Бутылки разных цветов и

виноград.

Упражнение на выявление фактуры.

10.

Натюрморт с белыми предметами на драпировке в два тона темнее

предметов.

Приемы выполнения светотеневой моделировки.

11.

Этюд

сидящего

человека,

в

одежде,

желательно

в

национальном

костюме.

Задача:

работа

большими

цветовыми

отношениями.

Внимание

пластической выразительности фигуры.

12.

Итоговая постановка . Натюрморт с использованием разных фактур

и драпировкой. Цель-умение самостоятельно сравнивать разные фактуры

поверхностей.

Светотеневая моделировка, световоздушная перспектива.

Методические рекомендации к разделу «Живопись» 3 год обучения

Главные задачи 3 года :

закрепление понятий

композиционного

равновесия

в

цвете,

колористическая

цельность

решения

постановки,

углубление понятий холодной и теплой гаммы.

Н ат юрмо рт ы

и з

б ы то в ы х

п р ед ме то в

с т а н о вя т с я

б о л е е

разнообразными: темное на светлом, монохромное на цветном, контрасты

форм и цвета, складки на ткани.

Еще более углубляется внимание учащимися тонального решения

натюрморта.

Для выполнения заданий на тоновое решение и выявление объема

учащимся ставятся постановки в стиле " гризайль". Композиционные эскизы

для длительных постановок становятся неотъемлемой частью обучения.

С начала работы над этюдом необходимо постоянно развивать умение

держать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных

плоскостей. В отдельные натюрморты необходимо включать предметы из

разных

материалов:

керамические,

стеклянные,

драпировки,

при

этом

вырабатывать навыки передачи фактуры.

В 3-й год обучения вводится понятие о взаимодействии цветов и

соподчинении их друг другу.

Передавая предметы во всей сложности цветовых нюансов, необходимо

приводить любую постановку к единой цветовой гамме.

Итогом ежегодной работы по живописи является экзаменационная работа

Рисунок – 72 часов

1.Вводная беседа о задачах на третий год. Рисунок натюрморта "Осенний".

Освещение естественное.

Творческое

задание.

Задача

вспомнить

навыки

2-го

года

обучения.

Хорошая компоновка рисунка, выразительная передача характера формы

плодов, веток, предметов. Передача материальности, фактуры.

2.Рисунок гипсовых форм: куб, призма, конус и т.д.

Задача–

конструктивное

построение,

четкость

штриха,

цельность

изображения.

3.Рисунок

гипсового

орнамента

на

фоне

однотонной

драпировки.

Освещение контрастное.

Задача

конструктивное

построение.

Развитие

навыков

брать

сложную

форму рельефа, светотеневые отношения.

4.Натюрморт

из

трех

-четырех

предметов

в

мягком

материал

,контрастный по тональности.(А3, соус).

Задача – вспомнить навыки работы с мягким материалом. Ритм больших и

малых пятен.

5.Три зарисовки фигуры человека. Освещение естественное.

Задача

–конструктивное

построение

большой

формы.

Передача

позы,

характера.

6. Рисунок гипсового слепка черепа.

Задача: изучение строения черепа. Внимание на цельность видения. Тоновое

решение.

7.

Рисунок

гипсового

слепка

головы.

Освещение:

верхнее,

боковое,

нерезкое.

Изучение и построение формы головы.

8.

Итоговая постановка за полугодие . Портрет.(А3, карандаш).

Задача

показать

усвоение

учащимися

знаний

и

навыков

за

первое

полугодие.

Передача характера. Построение формы головы. Светотеневое решение.

9.

Гипсовая розетка.

Задача – научить строить геометрический орнамент, показать воздушно-

линейную перспективу на примере розетки с простым орнаментом.

10.

Рисунок кувшина на фоне драпировки, висящей на стене, со складками

в мягком материале.

Приемы выполнения светотеневой моделировки складок.

11.

Наброски с фигуры человека (А3, карандаш).

Изучение анатомии человека.

12.

Итоговая

постановка

-

натюрморт

с

гипсовым

орнаментом.

Освещение

верхнее,

боковое. Светотеневая

моделировка,

световоздушная

перспектива.

Задача – самостоятельно показать приобретенные навыки за 3год обучения

13.

Графические зарисовки на улице

Методические рекомендации к разделу «Рисунок» 3 год обучения

Учащиеся

3-го

года

обучения

должны

овладеть

навыками

линейно-

конструктивного построения формы, с учетом перспективного сокращения.

В

3-й

год

обучения

много

времени

уделяется

рисованию

гипсовых

геометрических форм и розеток, их построению и светотеневой разработке.

Даются навыки в построении формы головы человека, конструкции тела

человека.

Наброски фигуры человека очень важны именно в этот период, поэтому им

отведено достаточно много времени.

Правильность

конструктивного

построения,

тщательность

светотеневой

разработки должны сочетаться с цельностью и выразительностью рисунка в

длительных постановках.

В третий год обучения помимо карандаша вводятся разнообразные другие

графические

материалы:

соус,

сангина,

уголь,

тушь.

У

учащихся

расширяется диапазон овладения графическими возможностями различных

материалов.

По

усмотрению

преподавателя

некоторые

задания

могут

выполняться

выбранным воспитанником материалом, при этом необходимо учитывать

цели и задачи занятий и возможности материала.

В

процессе

обучения

совершенствуются

навыки

конструктивного

рисования,

умения

передавать

форму

выразительной

линией,

совершенствуется

техника

моделирования

формы

предметов

светотенью,

решаются задачи пространств

Композиция – 72

1.Выполнение композиции на тему "Счастливое детство".

Задача – вспомнить все средства композиции, изученные на 2 году обучения

и применить их в данном задании. Выражение своих впечатлений о мире

вокруг нас и гармоничного единства с ним.

2.

Короткое упражнение на тему "Старое или новое". Рекомендуемый

материал: уголь, сангина.

Понятие тонального и размерного ритма.

3. Серия этюдов на тему "Сохраним природу».

Общественная и гражданская позиция. Яркость образа.

Сбор

материала.

Продолжать

учиться

подмечать,

выделять

значительное, интересное в окружающем мире.

4.

Иллюстрация

какого-либо

произведения

Пушкина,

Чехова,

Гоголя.

Необходимо ориентировать учащихся на изучение творчества русских и

зарубежных писателей.

Проявление

способности

образно

мыслить.

Выявление

главного

в

композиции.

5.

«Животные и их удивительный мир».

Композиция

может

быть

выполнена

в

технике

графики.

Закрепление

понятий: неделимость, равновесие.

6.

Выполнение композиции на тему "Театр" в технике коллажа.

Изучение

специфики

данной

техники.

Колористическое

и

стилевое

единство. Материал: ( цветная бумага, элементы журнальной печати,

текст, ткань)

7. Композиция "В парке". Исполнение - кисть, тушь.

Силуэт. Выявление выразительных особенностей силуэтных изображений.

(изучение творчества художника Остроумовой- Лебедевой).

8.Композиция на тему "Горы" .

Передача

воздушной

перспективы,

простора,

грандиозности. Вытянутый

вверх

формат

придает

изображению

ощущение

стройности

и

возвышенности.

Формат

в

виде

прямоугольника,

расположенного

по

горизонтали удобен для изображения панорамы.

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных,

статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными

центральными

осями

и

равными

сторонами

границ

изображения.

Воспитанникам

предлагается придумать композицию в разных

вариантах формата (формат А3-2, гуашь).

9.

Итоговая работа « Профессия».

Продолжаем учиться подмечать, выделять интересное, значительное в

заданной теме.

10.

Выполнение композиции на свободную тему.

Творческая

композиция.

Возможность

продемонстрировать

учащимися

приобретенные знания и умения.

Методические рекомендации к разделу «Композиция» 3 год обучения

С третьего года обучения получают дальнейшее развитие задачи обучения

композиции. От задания на развитие воображения, постепенно переходим к

воспитанию

умения

видеть,

отражать

в

композиции

значительное

в

окружающей жизни.

Необходимо

поддерживать

в

воспитанниках

увлеченность

жизнью,

действительностью, поддерживать композиционные пристрастия, что часто

является признаком дарования. В старшем возрасте все более усиливается

требование профессионального отношения к работе.

Длительная

подготовительная

работа

ведется

над

эскизами,

повышается

теоретическая

обоснованность

заданий

и

оценки,

более

конкретными

становятся установки каждого задания.

Все больше внимания уделяет педагог в процессе сочинения композиции

способности

воспитанников

образно

мыслить.

Здесь

очень

важной

становится общественная и социальная позиция учащегося. Она во многом

определяет композиционное решение темы.

Можно давать учащимся большую свободу в выборе материала

Учебно-тематический план (4 год обучения)

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Теория

Практика

1

Живопись

72

10

62

2

Рисунок

72

9

63

3

Композиция

36

4

32

Всего:

216

23

193

Содержание программы (4 год обучения)

Живопись -72час.

1.Постановка из цветов, свежих овощей и фруктов.

Задача: цельность и декоративность колористического решения.

2Букет в стеклянном сосуде с водой.

Задача: композиционное решение натюрморта. Передача пространства,

взаимодействие с фоном.

3.Натюрморт

из

нескольких

предметов,

разных

по

материалу,

усложненных по форме, с богатой по фактуре драпировкой.

Задача:

гармоническое

решение

композиции,

богатство

нюансировки,

передача световоздушной среды.

4.

Этюд головы человека.

Задача: индивидуальная цветовая характеристика. Элементы моделировки

головы цветом.

5.

Фигура человека. Несложная постановка.

Задача: подготовительные эскизы. Композиционное решение. Пластическая

завершенность формы. Моделировка головы и рук. Цветовое единство.

6.

Постановка из 3-4 предметов, разнообразных по форме, с введением

гипсового орнамента или маски на заднем плане.

Задача:

умение

последовательно

вести

длительную

постановку.

Лепка

формы цветом, передача материальности предметов. Решение планов.

7. Фрагмент интерьера (ясный по теме_); угол мастерской, письменный

стол.

Задача: пространственные планы. Передача свето - воздушной среды.

8.

Натюрморт из разнохарактерных предметов.

Задача:

поиск

композиционного

решения,

тщательная

светотеневая

модулировка,

световоздушная

среда,

цветотеневая

тональность

и

целостность.

9.

Поясной портрет. Этюд.

Выявление индивидуальности и цветовой целостности.

10. Женский портрет в платке.

Приемы

выполнения

светотеневой

моделировки.

Колористическая

цельность.

Методические рекомендации к разделу «Живопись» 4 год обучения

В 4 году обучения закрепляются все навыки, необходимые для завершения

курса.

Основные задачи 4 года:

Умение найти задачу в поставленном натюрморте, умение четко представить

композиционное решение, всеми средствами живописи выявить главное,

подчиняя ему все второстепенное.

К 4-му году обучения у учащегося должен сформироваться определенный

уровень

живописной

культуры

и

технических

навыков.

Для

этого

постановки преследуют различные цели. Например, для выявления четкого

композиционного

решения

нужно

поставить

натюрморт

графически-

плоскостного решения из живых или засушенных цветов, или из бытовых

предметов, где, прежде всего, требуется выявить общий силуэт натюрморта.

Необходимо

ставить

постановки,

где

от

учащихся

требуется

найти

гармоническое

решение

ограниченными

средствами

(

в

несколько

цветов).Решить

натюрморт

из

предметов,

различных

по

своей

окраске

(внимание

гармоничному

сочетанию

красок).

Найти

ритмическое

построение цветовой плоскости листа.

На 4-м году обучения чаще следует писать человеческую фигуру в

интерьере

с

вниманием

на

проработку

головы

и

рук.

Следует

писать

натюрморты в интерьере и интерьер.

Часть натюрмортов можно выполнить темперой и маслом, по усмотрению

преподавателя и с утверждением дирекции учреждения.

Рисунок – 72 часов

1.Рисунок сложного натюрморта из предметов быта.

Освещение верхнее, боковое.

Задача:

композиция

натюрморта.

Конструктивное

построение

формы,

передача

освещенности

предметов,

материальности.

Владение

линией,

штрихом, пятном.

2.Рисунок натюрморта с гипсовой розеткой высокого рельефа.

Освещение: искусственное, боковое.

Задача–

конструктивное

построение,

четкость

штриха,

цельность

изображения.

3зарисовка гипсовой головы на фоне однотонной драпировки. Освещение

искусственное, мягкое.

Задача –конструктивное построение. Выявление характера и передача его в

рисунке

4.Зарисовка головы натурщика в мягком материале в различных поворотах.

(соус).

Освещение искусственное.

Задача –изучение и передача формы выразительной по характеру головы в

двух поворотах..

5.Рисунок капители с драпировкой.

Освещение: искусственное , боковое.

Задача: линейно – конструктивный рисунок. Последовательность ведения

работы. Светотеневые отношения..

6. Рисунок гипсовой головы.

Освещение: верхнее, боковое, хорошо выявляющее объем головы.

Задача:

конструктивное

построение

формы,

передача

световоздушной

среды.

7.Натюрморт с гипсовой головой или маской.

Освещение: верхнее, боковое, хорошо выявляющее объем головы.

Задача:

конструктивное

построение

формы,

тональное

решение,

живописный рисунок..

8.Наброски и зарисовки одетой фигуры в различных положениях ( стоя,

сидя).

Задача:

передача

пропорций

тела,

выразительности,

движения

,

характера, связь фигуры с одеждой.

9.Портрет поясной.

Задача: Передача характерных пропорций, моделировка головы и рук.

Методические рекомендации к разделу «Рисунок» 4 год обучения

Учащиеся 4-го года должны уметь:

-сознательно пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы.

-уметь конструктивно строить и лепить светотенью портрет и гипсовую

голову.

-моделировать форму сложных предметов тоном.

-последовательно

вести

длительную

постановку(

натюрморт,

интерьер,

гипсовый орнамент).

-«ставить» предметы на плоскость.

-передавать пространство средствами светотени.

-передавать материал, фактуру предмета.

-владеть линией, штрихом, пятном, иметь навыки линейного и живописного

рисунка.

-в набросках выявлять характерные детали предмета.

-выразительно решать постановки.

-рисовать по памяти предметы в разных положениях.

Следует помнить, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся

усвоение материала может идти неравномерно. Преподаватель должен для

отстающих

учеников

ограничивать

задачи

постановки

и

добиваться

выполнения основной.

Композиция – 72

1. Композиция в интерьере. «Театр», «Вокзал», «на выставке».

Задача –сбор материала. Поиск композиционных решений. Выразительность

композиционного и колористического решения.

2. Декоративное панно «Город».

Условное

цветовое

решение.

Понятие

о

параллельной

гамме

цвета

и

равновесии в плоскостном решении.

3.

Триптих на тему « Гармония». ( «Человек и животные», «Человек и

растения», «Люди».

Сбор

материала.

Продолжать

учиться

подмечать,

выделять

значительное, интересное в окружающем мире. Связь и единство частей

композиции.

(Соподчинение

частей).

Выделение

доминирующей

части

композиции. Подчинение главному замыслу.

4.

«Художник».

Умение

видеть

в

окружающей

жизни

пластические

мотивы

для

воплощения

в

композиции.

Выражение

личного

отношения

к

изображаемому.

Методические рекомендации к разделу «Композиция» 4 год обучения

На 4 году обучения еще острее становится внимание к индивидуальности

учащегося.

Возможна

некоторая

специализация

и

работа

в

плане

подготовки

к

поступлению в специальные художественные учебные заведения.

Ведется

обязательная

серьезная

работа

с

натуры

в

процессе

поиска

композиционного решения для некоторых =тем. Зарисовки с натуры должны

быть

на

достаточно

высоком

профессиональном

уровне.

На

итоговых

просмотрах обязательно учитывается

весь ход работы над композицией:

эскизы, и весь рабочий материал.

Часть

композиции

выполняется

в

графической

технике

или

по

выбору

учащегося. Необходимо ориентировать учащихся на изучение творчества

мастеров

и

народного

национального

искусства.

Изучение

творчества

должно

быть

серьезным,

т.е.

учащиеся

должны

знакомиться

с

эпохой,

социальными условиями, мировоззрением художника.

Формат работы определяется предварительным эскизом.

Важно, чтобы учащиеся не останавливались на маловыразительном эскизе.

В процессе работы над темой педагог проводит анализ работ- всей группы и

индивидуальный.

Закрепляются понятия силуэта, масштабности, ритма, равновесия, сюжетно-

композиционного центра композиции.

Мера

законченности

определяется

решением

задач

заданной

темы,

временем,

отведенным

на

него

по

программе

и

индивидуальными

особенностями учащегося.

Учебно–методическое обеспечение программы, приложения

Монографии русских и зарубежных художников, DVDдиски с

документальными фильмами о художниках и музеях, наглядные таблицы по

композиции, рисунку и живописи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

1.

ВатагинВ. Изображение животных. – М.1957

2.

Голубкина

А.

Несколько

слово

ремесле

скульптора.

М.1963

3.Писаревская Л. Лепка головычеловека – М.1962

3.РабиновичМ.

Пластическая

анатомия

человека,четвероногих

животных и птиц и ее применение врисунке. М. 1978

4 .Соколов В.Лепка фигуры. – М. 1968

5 .

Школа изобразительного искусства: Сб.В 9-ти вып. М. 1960-1963

6.Юномухудожника.Практическоеруководствопоизобразительному

искусству. Раздел:«Скульптура»-М. 1963

7.Айвазовский. – М.:Белый город, 2001.

8.АлексееваВ.В.Чтотакоеискусство?–М.:Советскийхудожник.– вып. 1, 1973;

Вып. 2, 1979.

9.Аристова В.Икона. – М.: Росмен, 2001.

10.Артемов В. Русскиехудожники. – М.:Росмэн-Пресс, 2003. 5.В. Васнецов.–

М.-Белыйгород», 1999.

11.Волков Н.Н.

Композиция

в

живо п и с и .

– М.:Искусство,1977.

7.

1 3 .Волков Н.Н. Цвет в живописи.– М.: Искусство,1984.

Используемая литература. По живописи

Алексеев С.С. О колорите;

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974;

Беда Г.В. Живопись и ее выразительные средства. М., Просвещение,1977;

Беда Г.В Основы изобразительной грамоты. М., 1979:

Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1980;

Даниэль С.М. Искусство видеть. С-Пб.: Амфора,2006;

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись;

Киплик Д.И. Техника живописи. М.Сварог и К, 1988;

Раушенбах

Б.В.

Геометрия

картины

и

зрительное

восприятии.

М.:

Интерпракс, 1994;

Шорохов Е.В. Основы композиции. М., Учебный предмет, 1979.

Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Учебное пособие, 2-е издание. М.:

Агар, 1999;

Теория,

история

изобразительного

искусства

и

методика

художественно-

педагогического образования. Сборник научных трудов. Краснодар, 1998.

Используемая литература. По рисунку.

Авсиян

О.А.

Натура

и

рисование

по

представлению.

Изобразительное

искусство. М., 1985.

Алпатов М.В. Композиция в живописи, М., Искусство 1940

Арнхейм Р. Искусство в визуальном восприятии. М., Прогресс 1974

Барщ А. Наброски и зарисовки. Искусство. М., 1970.

Барышников А.П. Основы композиции, М., Учебный предмет 1951

Волков Н.Н. Композиция в живописи, М., Искусство 1977

Васютинский Н.А. Золотая пропорция, М., Молодая гвардия 1990

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. М., Искусство, 1986

Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. М., Академия художеств 1961

Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., Академия художеств 1961

Иогансов Б.В. Молодым художникам о живописи. М., 1959

Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. М., 1954

Лушников Б.В. Рисунок. Портрет. М.: Владос. 2004.

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.;

Эксмо, 2007.

Костин В.И. Среди художников. М., Советский художник, 1986

Раушенбах

Б.В.

Геометрия

картины

и

зрительное

восприятие.

М.,

Интерпракс, 1994

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995.

Шорохов Е.В. Основы композиции. М., Просвещение 1979

Учебный рисунок. Изобразительное искусство. М.1981.

Используемая литература. По композиции.

Алексеев С. О цветах и красках, М., 1978.

Алексеев С.С. О колорите;

Алпатов М.В. Композиция в живописи, М., Искусство 1940

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974;

Беда Г.В. Живопись и ее выразительные средства. М., Просвещение,1977;

Васютинский Н.А. Золотая пропорция, М., Молодая гвардия 1990

Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977;

Даниэль С.М. Искусство видеть. С-Пб.: Амфора,2006;

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. М., Искусство, 1986

Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. М., Академия художеств 1961

Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., Академия художеств 1961

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986;

Иогансов Б.В. Молодым художникам о живописи. М., 1959

Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. М., 1954

Раушенбах

Б.В.

Геометрия

картины

и

зрительное

восприятии.

М.:

Интерпракс, 1994;

Шорохов Е.В. Основы композиции. М., Учебный предмет, 1979.