Напоминание

Работа с родителями по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Автор: Савватина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НШДС № 105
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с родителями по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работа с родителями по развитию

коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

«Активная жизнь детской мысли – это самая главная

предпосылка и сознательного отношения к обучению,

твёрдых, глубоких знаний и тонких интеллектуальных

взаимоотношений в коллективе».

В.А.Сухомлинский.

В процессе социализации ребёнок с ОВЗ получает навыки необходимые для

полноценной жизни в обществе. Она начинается с самого раннего возраста и

продолжается на протяжении всей его жизни. Родители – играют важную

роль

в

социализации

дошкольников

с

ОВЗ.

От

их

педагогической

компетентности зависит успешность социализации ребёнка.

Поэтому в детском саду важно организовать работу с родителями по

развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Данная деятельность

обеспечит необходимые условия для продуктивного взаимодействия детей с

окружающими.

В работе с родителями мы выделили 4 направления: «Я – это Я», «

Давайте жить дружно», « Как прекрасен этот мир», «Мы вместе»

Данные направления содержащие работу с родителями определены на основе

работ:

Н.Е.

Вераксы

Программа

воспитания

и

обеспечения

в

д/с

«От

рождения

до

школы»,

Л.В.

Чернецкой

«Развитие

коммуникативных

способностей у дошкольников», И.Ю.Левченко «Психологическая помощь

семье , воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии», Е.О.Смирновой

«Особенности

общения

с

дошкольниками»,

А.Г.

Арушановой

«Речевое

общение детей 3-7 лет» , И.И. Мамайчук «Психологическая помощь детям с

проблемами в развитии».

В работе с родителями по воспитанию коммуникативных навыков у детей

использую

различные

традиционные

и

нетрадиционные

формы.

Данные

направления так же реализуются через активные информационные формы

работы

с

родителями.

Перед

собой

поставила

такую

задачу

Создать

условия для повышения педагогической компетентности родителей,

для того чтобы научить детей:

1.

Преодолевать застенчивость, уметь раскрепощаться.

2.

Развивать у них язык жестов, мимики, пантомимики.

3.

Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные

эмоциональные состояния других людей.

4.

Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и

взрослыми.

5.

Воспитывать

доброжелательное

отношение

друг

к

другу,

формировать способность выражать словами свои чувства.

6.

Объединить

усилия

педагогов

и

родителей

для

развития

коммуникативных навыков детей.

Первое направление: «Я – это Я»

Включает в себя работу по развитию умения у родителей понимать

своего ребёнка, наблюдать за ним, видеть перспективу его развития.

Для реализации поставленной цели я провела с родителями

практические

занятия

с

использованием

таких

средств,

как

ситуации

общения,

игровые

образовательные

ситуации,

игры

с

«Экраном

настроения».

Для родителей был подобран цикл успокаивающих игр и практических

упражнений для развития навыков слушания.

Совместно с психологом провели игровые тренинги с родителями по

данной

теме.

Это

были

сказочные

приключения

или

истории

чьей

то

дружбы. Подбирали героев так, чтобы у них были разные характеры, и они

много

общались

между

собой.

На

практических

занятиях

совместно

с

родителями

и

их

детьми

рассматривали

игрушки,

картинки,

читали

литературные произведения с использованием игрового персонажа.

Рассматриваем и решаем ситуации, актуальные именно для наших

детей: ссоры между приятелями, приглашение на день рождение, встреча с

хулиганом. Параллельно с работой с родителями по данной теме я провожу с

детьми

индивидуальную

коррекционную

работу

предполагающую

организацию дидактических игр, с помощью которых формируются добрые

взаимоотношения,

внимание

друг

к

другу,

умение

видеть

настроение

сверстников.

Второе направление: « Давайте жить дружно»

Предполагает научить родителей вступать и организовывать

сотрудничество.

Для

достижения

этой

цели

я

систематизировала

игры

и

упражнения

направленные

на

знакомство

друг

с

другом,

создание

положительных эмоций, развитие эмпатии.

Провела блоки игровых занятий, объединённых одной общей темой. В

начале и конце дня проводим ритуалы приветствия и прощания с взрослыми

и детьми.

Провела с родителями мини-лекции на темы: «Давайте жить

дружно»,

«Идём

в

гости»,

это

обеспечило

общение

со

сверстниками,

родители научили детей выражать себя, управлять другими и вступать в

разнообразные

отношения.

В

группе,

для

родителей

показали

с

детьми

обыгрывание детских песенок, потешек, позволяющих развивать у детей

способности

к

сочувствию

и

сопереживанию

за

героев

произведений

.

Совместно

с

родителями

и

детьми

читали

сказки

с

обсуждением

прочитанного, слушали музыку, рассматривали картины.

3 направление: « Как прекрасен этот мир»

Обеспечивает

приобретение родителями навыков организации

досугового

общения.(с

детьми

других

групп,

ближайшего

социума)

Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр,

развитий,

спортивных

мероприятий,

концертов

праздников.

Выход

из

групповой

изоляции

мы

видим

в

полноправном

участии

детей

в

межгрупповых

мероприятиях

д\с,

районных,

городских

мероприятиях,

взаимодействии.

Подобрала

цикл

игр

направленных

на

достижения

положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на

развитие навыков взаимодействия.

Совместно с родителями

и детьми

участвовали

в

творческих

неделях,

экологических

акциях:

«

Птичий

патруль», «Помоги бездомным животным».

Проведение совместных праздников, спортивных развлечений, бесед

с чаепитием так же позволяют развивать у родителей навыки организации

досугового общения.

Для организации взаимодействия родителей с ребёнком участвовали

в городских конкурсах рисунков и поделок.

Родители видели наше стремление организовывать выставки

«Поделки из природного материала», «Дары осени» и охотно принимали в

них

участие.

В

завершении

конкурсов

подводили

итоги

и

награждали

победителей грамотами и сувенирами, это вызывало у родителей уверенность

в себе и в своём ребёнке.

4 направление: «Мы вместе»

Предполагает научить родителей общаться с ребёнком в различных

видах деятельности и организовывать их. Традиционными в группе стали

такие

формы

работы

с

родителями,

как

устный

журнал,

родительская

гостиная

с

приглашением

специалистов,

обмен

опытом,

семинары

для

родителей,

беседы

за

круглым

столом,

совместные

физкультурные,

театрализованные, музыкальные досуги и развлечения.

В своей работе мы практикуем «День открытых дверей», как одну

из

форм

работы

с

родителями,

которая

предоставляет

возможность

познакомиться с ДОУ, его традициями, правилами, установить доверительные

отношения

с

другими

родителями

и

педагогами,

определить

задачи

совместного воспитания детей и их реализации.

Совместно с родителями и детьми создали проекты: «Путешествие

Капельки»,

«Синица»,

«Снегири»,

«Мой

верный

друг».

Все

участники

проекта испытали радость открытия, чувствовали себя уверенно в коллективе

взрослых

и

сверстников,

а

родители

обогатили

свой

опыт

приёмами

взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.

Достаточное количество родителей в нашей группе имеет высшее

образование, многие интересуются методической литературой и выступают

на

родительских

собраниях,

участвуют

в

развлечениях,

предоставляют

материалы об опыте своего семейного воспитания.

Эти мероприятия способствуют сплочению родителей, воспитанию у

них

способности

принятия

другого

человека

таким,

каков

он

есть,

формируют единое образовательное пространство «родители - детский сад».

Благодаря такой целенаправленной работе, дети приобретают опыт

организации

совместной

деятельности

и

установления

отношений,

основанных

на

чувстве

общности

и

доверия.

У

детей

с

ограниченными

возможностями совместная деятельность ведёт к формированию адекватного

социального поведения, более полной реализации потенциала развития, а у

сверстников и их родителей воспитывается толерантность, способность к

диалогу.

Для оценки эффективности работы с родителями провели повторное

анкетирование с детьми «Семья глазами ребенка». Результаты позволили

получить представление о типах семейного воспитания и способах контактов

за поведением ребенка в семье.

Благодаря организации совместной деятельности с родителями

наблюдается положительный

рост

динамики

развития

коммуникативных

навыков. Сотрудничество является эффективным и оказывает положительное

влияние

на

развитие

детей.

Участие

семей

в

образовательном

процессе

повысилось до 70%.

В результате наблюдений, я сделала

количественный анализ уровня

социального развития детей нашей группы, из которого видно, что работа по

формированию коммуникативных навыков младших дошкольников способна

обогатить социальный опыт детей и устранить большую часть проблем в

общении. Рост динамики развития коммуникативных навыков обусловлен

следующими

причинами:

системное

обучение,

правильный

выбор

дидактических

игр,

сотрудничество

с

родителями,

конструкции

специалистов.

Низкие

показатели

обусловлены

следующими

причинами:

редкое

посещение

детского

сада,

органические

нарушения

ЦНС,

непонимание со стороны родителей.

На

основании

проведённой

работы,

можно

сделать

вывод,

что

полноценное и сбалансированное общение ребёнка возможно лишь в случае

взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми. Отовсюду малыш

впитывает

необходимые

ему

навыки

коммуникации

для

дальнейшего

развития в себе процессов социализации.