Автор: Савватина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НШДС № 105
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа с родителями по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Работа с родителями по развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
«Активная жизнь детской мысли – это самая главная
предпосылка и сознательного отношения к обучению,
твёрдых, глубоких знаний и тонких интеллектуальных
взаимоотношений в коллективе».
В.А.Сухомлинский.
В процессе социализации ребёнок с ОВЗ получает навыки необходимые для
полноценной жизни в обществе. Она начинается с самого раннего возраста и
продолжается на протяжении всей его жизни. Родители – играют важную
роль
в
социализации
дошкольников
с
ОВЗ.
От
их
педагогической
компетентности зависит успешность социализации ребёнка.
Поэтому в детском саду важно организовать работу с родителями по
развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Данная деятельность
обеспечит необходимые условия для продуктивного взаимодействия детей с
окружающими.
В работе с родителями мы выделили 4 направления: «Я – это Я», «
Давайте жить дружно», « Как прекрасен этот мир», «Мы вместе»
Данные направления содержащие работу с родителями определены на основе
работ:
Н.Е.
Вераксы
Программа
воспитания
и
обеспечения
в
д/с
«От
рождения
до
школы»,
Л.В.
Чернецкой
«Развитие
коммуникативных
способностей у дошкольников», И.Ю.Левченко «Психологическая помощь
семье , воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии», Е.О.Смирновой
«Особенности
общения
с
дошкольниками»,
А.Г.
Арушановой
«Речевое
общение детей 3-7 лет» , И.И. Мамайчук «Психологическая помощь детям с
проблемами в развитии».
В работе с родителями по воспитанию коммуникативных навыков у детей
использую
различные
традиционные
и
нетрадиционные
формы.
Данные
направления так же реализуются через активные информационные формы
работы
с
родителями.
Перед
собой
поставила
такую
задачу
– Создать
условия для повышения педагогической компетентности родителей,
для того чтобы научить детей:
1.
Преодолевать застенчивость, уметь раскрепощаться.
2.
Развивать у них язык жестов, мимики, пантомимики.
3.
Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные
эмоциональные состояния других людей.
4.
Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми.
5.
Воспитывать
доброжелательное
отношение
друг
к
другу,
формировать способность выражать словами свои чувства.
6.
Объединить
усилия
педагогов
и
родителей
для
развития
коммуникативных навыков детей.
Первое направление: «Я – это Я»
Включает в себя работу по развитию умения у родителей понимать
своего ребёнка, наблюдать за ним, видеть перспективу его развития.
Для реализации поставленной цели я провела с родителями
практические
занятия
с
использованием
таких
средств,
как
ситуации
общения,
игровые
образовательные
ситуации,
игры
с
«Экраном
настроения».
Для родителей был подобран цикл успокаивающих игр и практических
упражнений для развития навыков слушания.
Совместно с психологом провели игровые тренинги с родителями по
данной
теме.
Это
были
сказочные
приключения
или
истории
чьей
–
то
дружбы. Подбирали героев так, чтобы у них были разные характеры, и они
много
общались
между
собой.
На
практических
занятиях
совместно
с
родителями
и
их
детьми
рассматривали
игрушки,
картинки,
читали
литературные произведения с использованием игрового персонажа.
Рассматриваем и решаем ситуации, актуальные именно для наших
детей: ссоры между приятелями, приглашение на день рождение, встреча с
хулиганом. Параллельно с работой с родителями по данной теме я провожу с
детьми
индивидуальную
коррекционную
работу
предполагающую
организацию дидактических игр, с помощью которых формируются добрые
взаимоотношения,
внимание
друг
к
другу,
умение
видеть
настроение
сверстников.
Второе направление: « Давайте жить дружно»
Предполагает научить родителей вступать и организовывать
сотрудничество.
Для
достижения
этой
цели
я
систематизировала
игры
и
упражнения
направленные
на
знакомство
друг
с
другом,
создание
положительных эмоций, развитие эмпатии.
Провела блоки игровых занятий, объединённых одной общей темой. В
начале и конце дня проводим ритуалы приветствия и прощания с взрослыми
и детьми.
Провела с родителями мини-лекции на темы: «Давайте жить
дружно»,
«Идём
в
гости»,
это
обеспечило
общение
со
сверстниками,
родители научили детей выражать себя, управлять другими и вступать в
разнообразные
отношения.
В
группе,
для
родителей
показали
с
детьми
обыгрывание детских песенок, потешек, позволяющих развивать у детей
способности
к
сочувствию
и
сопереживанию
за
героев
произведений
.
Совместно
с
родителями
и
детьми
читали
сказки
с
обсуждением
прочитанного, слушали музыку, рассматривали картины.
3 направление: « Как прекрасен этот мир»
Обеспечивает
приобретение родителями навыков организации
досугового
общения.(с
детьми
других
групп,
ближайшего
социума)
Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр,
развитий,
спортивных
мероприятий,
концертов
праздников.
Выход
из
групповой
изоляции
мы
видим
в
полноправном
участии
детей
в
межгрупповых
мероприятиях
д\с,
районных,
городских
мероприятиях,
взаимодействии.
Подобрала
цикл
игр
направленных
на
достижения
положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, на
развитие навыков взаимодействия.
Совместно с родителями
и детьми
участвовали
в
творческих
неделях,
экологических
акциях:
«
Птичий
патруль», «Помоги бездомным животным».
Проведение совместных праздников, спортивных развлечений, бесед
с чаепитием так же позволяют развивать у родителей навыки организации
досугового общения.
Для организации взаимодействия родителей с ребёнком участвовали
в городских конкурсах рисунков и поделок.
Родители видели наше стремление организовывать выставки
«Поделки из природного материала», «Дары осени» и охотно принимали в
них
участие.
В
завершении
конкурсов
подводили
итоги
и
награждали
победителей грамотами и сувенирами, это вызывало у родителей уверенность
в себе и в своём ребёнке.
4 направление: «Мы вместе»
Предполагает научить родителей общаться с ребёнком в различных
видах деятельности и организовывать их. Традиционными в группе стали
такие
формы
работы
с
родителями,
как
устный
журнал,
родительская
гостиная
с
приглашением
специалистов,
обмен
опытом,
семинары
для
родителей,
беседы
за
круглым
столом,
совместные
физкультурные,
театрализованные, музыкальные досуги и развлечения.
В своей работе мы практикуем «День открытых дверей», как одну
из
форм
работы
с
родителями,
которая
предоставляет
возможность
познакомиться с ДОУ, его традициями, правилами, установить доверительные
отношения
с
другими
родителями
и
педагогами,
определить
задачи
совместного воспитания детей и их реализации.
Совместно с родителями и детьми создали проекты: «Путешествие
Капельки»,
«Синица»,
«Снегири»,
«Мой
верный
друг».
Все
участники
проекта испытали радость открытия, чувствовали себя уверенно в коллективе
взрослых
и
сверстников,
а
родители
обогатили
свой
опыт
приёмами
взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.
Достаточное количество родителей в нашей группе имеет высшее
образование, многие интересуются методической литературой и выступают
на
родительских
собраниях,
участвуют
в
развлечениях,
предоставляют
материалы об опыте своего семейного воспитания.
Эти мероприятия способствуют сплочению родителей, воспитанию у
них
способности
принятия
другого
человека
таким,
каков
он
есть,
формируют единое образовательное пространство «родители - детский сад».
Благодаря такой целенаправленной работе, дети приобретают опыт
организации
совместной
деятельности
и
установления
отношений,
основанных
на
чувстве
общности
и
доверия.
У
детей
с
ограниченными
возможностями совместная деятельность ведёт к формированию адекватного
социального поведения, более полной реализации потенциала развития, а у
сверстников и их родителей воспитывается толерантность, способность к
диалогу.
Для оценки эффективности работы с родителями провели повторное
анкетирование с детьми «Семья глазами ребенка». Результаты позволили
получить представление о типах семейного воспитания и способах контактов
за поведением ребенка в семье.
Благодаря организации совместной деятельности с родителями
наблюдается положительный
рост
динамики
развития
коммуникативных
навыков. Сотрудничество является эффективным и оказывает положительное
влияние
на
развитие
детей.
Участие
семей
в
образовательном
процессе
повысилось до 70%.
В результате наблюдений, я сделала
количественный анализ уровня
социального развития детей нашей группы, из которого видно, что работа по
формированию коммуникативных навыков младших дошкольников способна
обогатить социальный опыт детей и устранить большую часть проблем в
общении. Рост динамики развития коммуникативных навыков обусловлен
следующими
причинами:
системное
обучение,
правильный
выбор
дидактических
игр,
сотрудничество
с
родителями,
конструкции
специалистов.
Низкие
показатели
обусловлены
следующими
причинами:
редкое
посещение
детского
сада,
органические
нарушения
ЦНС,
непонимание со стороны родителей.
На
основании
проведённой
работы,
можно
сделать
вывод,
что
полноценное и сбалансированное общение ребёнка возможно лишь в случае
взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми. Отовсюду малыш
впитывает
необходимые
ему
навыки
коммуникации
для
дальнейшего
развития в себе процессов социализации.