Автор: Шаипова Елена Зайниевна
Должность: педагог- организатор
Учебное заведение: МБОУ С(К)Ш №18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Обобщение педагогического опыта по отработке навыков поведения на дорогах у учащихся коррекционной школы"
«Обобщение педагогического опыта по отработке навыков поведения на дорогах у
учащихся коррекционной школы»
Безопасность детей на дороге – проблема первоочередная, особенно
для жителей городов. Первое, с чем сталкивается ученик в своем ежедневном
походе
за
знаниями
-
дорога,
автотранспорт
и
не
всегда
осознающие
опасность своего поведения для окружающих водители. Даже до школы,
расположенной
внутри
жилого
квартала,
ребенку
приходится
добираться
среди
припаркованных
на
тротуарах
автомобилей,
часто
к
тому
же
выбирающихся из тесноты двора задним ходом.
В
обеспечении
безопасности
школьника задача школы, педагога –
научить
ребенка
правилам
безопасного
поведения
на
дороге,
выработать
устойчивое и сознательное отношение к выполнению достаточно простых, но
жизненно необходимых правил.
Участниками дорожного движения являются и дети с ограниченными
возможностями здоровья, имеющие:
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- нарушения слухового аппарата;
- нарушения зрительного аппарата;
-
нервно-психические
расстройства
(ранний
детский
аутизм,
дефицит
социального
взаимодействия
и
общения,
ограниченные
интересами
и
повторяющимися действиями).
Эти дети требуют индивидуальной коррекционной работы:
- четкое сохранение поставленной задачи;
- разнообразие способов достижения основной задачи занятия;
- поддержание эмоционального тонуса с учетом специфики интересов;
В школе сложилась определенная система решения проблемы формирования
у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, обеспечения
защиты жизни и здоровья воспитанников и обучающихся.
Считается, что дети до 7 лет должны знать 70% всех знаний по ПДД.
А тестирование показывает, что уровень знаний наших детей о дорожной
безопасности намного ниже, а если учесть стрессовую обстановку на дороге
и
необходимость
мгновенного
принятия
решения,
то
шансов
у
ребенка
выжить в такой ситуации остается еще меньше.
Начиная
со
Дня
знаний,
организуются
в
школе
встречи
детей,
их
родителей
с
сотрудниками
ГИБДД
–
инспекторами
Ахъямовой
А.А.,
Харитонюк
С.В.
Так
в
этом
году
перед
родителями
выступал
зам.
начальника ГИБДД Пушкарь К.Г. Устранение причин и условий аварийности
должно стать одним из основных национальных приоритетов.
-2-
Поставлена
задача:
Формирование
законопослушного
поведения
участников
дорожного
движения
(детей,
их
родителей
и
других
совершеннолетних участников дорожного движения) по соблюдению ПДД.
Акцентировано, что обязательно должен быть личный пример родителей
правильного поведения на дороге, при перевозке детей в автотранспорте
обязательное применение фиксирующих удерживающих устройств (кресел) и
наличие на верхней одежде детей (в темное время суток) световозвращающих
элементов - фликеров.
Инспектор Ахъямова А.А. регулярно встречается с нашими учащимися
при проведении практических занятий по отработке ПДД, на общешкольных
и классных воспитательных мероприятиях, с родителями на родительских
общешкольных и классных собраниях.
Работа
с
родителями
продолжается
в
течение
всего
учебного
года
классными руководителями и воспитателями ГПД по: отработке маршрута
«Мой путь в школу и обратно домой»,
по соблюдению ПДД, наличию
фликеров, удерживающих устройств (кресел).
*
Из 100 обучающихся в здании школы, примерно 80 детей пользуются
школьным
автотранспортом
-
это
подвоз-развоз
обучающихся
и
воспитанников: подвоз - в 3 рейса по трем разным маршрутам, развоз - в 4
рейса по 2 маршрутам и в субботу еще дополнительный маршрут. Каждая
поездка сопровождается ответственным педагогом, назначенным приказом и
получившим
инструктаж.
Пользуются
школьным
автотранспортом
и
родители
с
воспитанниками
дошкольного
отделения.
По
организации
перевозки составлена необходимая документация, имеющаяся как на стендах
в
школе,
так
и
в
автотранспорте:
графики
(время,
о становки,
сопровождающие,
их
телефоны),
списки
детей
(ФИО,
даты
рождения,
остановки,
сопровождающие,
их
телефоны),
справочники
контактных
телефонов родителей, которые есть и на вахте в школе. Пытаемся добиться,
чтобы учащихся начальных классов провожали взрослые (совершеннолетние)
до автобуса и встречали при возвращении домой.
С
первых
дней
занятий
в
дневниках
у
школьников
помещаются
индивидуальные схемы маршрутов «Дом-школа-дом» и ведется работа по
созданию отрядов ЮИД. В рекреации школы размещена схема безопасных
маршрутов следования детей «Дом-школа-дом» для проживающих в шаговой
доступности от школы.
В школьном курсе обучение детей правилам безопасного поведения на
дороге отдельной программой не выделено. Количество часов, выделяемых
программами на изучение ПДД, включены:
- в начальной школе в «Окружающий мир» и
- в основной школе в «СБО» (социально-бытовая ориентировка) и «ОБЖ»
(факультативно).
-3-
Очевидно, что обучение школьников по существующим программам в
существующем объеме недостаточно для формирования у них системы
знаний, умений и навыков, обеспечивающих грамотные и ответственные
отношения
между
участниками
дорожного
движения.
Образовательные
программы,
наряду
с
решением
сегодняшних
проблем
безопасности
на
дорогах, должны быть нацелены и на перспективу – многие сегодняшние
школьники – будущие водители и от них будет зависеть безопасность на
дорогах.
* Поэтому в помощь педагогам в школе составлена учебная программа по
ПДД (18 часов), по которой можно заниматься в режиме ГПД, включающая 4
раздела:
1.
Правила дорожного движения – закон улиц и дорог (10ч.);
2.
Опасность на дороге. Меры безопасности.(5 ч.);
3.
Требования
безопасности
к
водителям
велосипеда,
при
катании
на
роликовых
коньках,
скейтбордах
и
других
подобных
средствах
передвижения (2 ч.);
4.
Дорожно-транспортные происшествия и их причины (1ч.)
Программа предусматривает не только изучение правил дорожного движения,
требований, предъявляемых к участникам движения, но и формирование
чувства ответственности за свои действия на дороге, которые наполняются
содержанием в соответствии с возрастом учащихся при переходе из класса в
класс.
*Курс направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной
жизни, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих
социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение
уровня их общего развития. Такие занятия формируют и совершенствуют у
детей необходимые им навыки ориентировки в окружающей обстановке на
дороге, в транспорте, обеспечивая безопасность, учитывают возможности уч-
с я специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их
знаний и умений, по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Педагоги,
соблюдая
принципы
систематичности
и
последовательности
в
обучении, используют имеющийся опыт уч-ся, как базу для расширения их
знаний, совершенствуя имеющиеся у них умений и навыков и формируя
новые.
*Основными
формами
и
методами
обучения
являются:
практические
работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, рисунки и поделки,
беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения:
оборудование напольной игры по ПДД «Азбука дорожного движения» –
светофоры, дорожные знаки, жезл, пешеходные дорожки, рули, жилеты (виды
автотранспорта), активно используются программы ИКТ, просмотры учебных
и
воспитательных
фильмов,
способствующих
формированию
реальных
образов и представлений.
-4-
Все разделы программы предусматривают проведение практических
работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и
физических возможностей, должен овладеть всеми необходимыми знаниями
и
умениями.
Здесь
используются
как
коллективные,
групповые
так
и
индивидуальные методы организации практических работ. Но при любой
форме организации занятий, ученик должен на практике овладеть знаниями и
умениями. Учащимся, испытывающим трудности в обучении, назначается
помощник из отряда ЮИД. Беседа на занятиях по ПДД, как основной метод
обучения,
применяется
в
сочетании
с
сюжетно-ролевыми
играми,
различными
практическими
работами
на
площадке
(перекресток,
пешеходный
переход,
показания
светофоров,
дорожных
знаков)
и
в
зависимости от задач занятия, может иметь различное назначение: носить
информационный
характер,
выяснение
знаний
учащихся,
передача
новых
сведений, закрепление полученных знаний. Т.к. что из года в год объем и
сложность
материала
возрастает,
изменяются
и
усложняются
методы
и
приемы
работы.
Воспроизводя
в игре
конкретные
жизненные
ситуации,
учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.
Для
изучения
в
реальной
обстановке
возможных
в
повседневной
жизни
опасных
ситуаций,
проводятся экскурсии в
окрестностях
школы
на
перекрестки и пешеходные переходы с практической отработкой навыков
поведения
на
дороге,
правил
поведения
в
общественных
местах
(на
остановках) и в транспорте, знаний и умений по ПДД, предлагается выбрать
рациональный
маршрут,
транспортные
средства.
Также экскурсии
проводятся по СБО в аптеку, магазин , почту, … Для прочного закрепления
знаний и умений, постоянно проводится повторение пройденного.
*
Реализация этого позволяет:
- привить уч-ся начальные знания, умения и навыки в области безопасности
жизни на дороге;
- сформировать у детей систему понятий основ безопасности на дороге;
-
выработать
необходимые
умения
и
навыки
безопасного
поведения
в
повседневной
жизни,
в
случае
возникновения
различных
опасных
и
чрезвычайных ситуаций.
Главными
задачами
обучения
по
данной
программе
являются
развитие у детей ответственности за свое поведение, бережное отношение к
своему
здоровью
и
здоровью
окружающих;
стимулирование
у
ребенка
самостоятельности
в
принятии
решений
и
выработка
умений
и
навыков
безопасного поведения в реальной жизни, формирование модели безопасного
поведения
в
условиях
повседневной
жизни
и
в
различных
опасных
и
чрезвычайных ситуациях.
*Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя
позволит
достичь
желаемых
результатов.
Обязательна
преемственность
накопленного опыта. Помогают углубить и систематизировать знания детей в
-5-
этой
области
-
регулярно
проводимые
воспитательные
мероприятия
учителями
и
воспитателями
в
классе,
в
группе
ГПД,
общешкольные
воспитательные мероприятия, участие в школьных, муниципальных,
региональных, всероссийских, международных проектах, блиц-олимпиадах
(классные
часы,
беседы,
викторины,
просмотр
театрализованных
представлений,
практические
отработки
знаний
ПДД
на
площадке
«перекресток» и на пешеходной дорожке, участие в конкурсах на проверку
знаний по ПДД, в конкурсах детских творческих работ по ПДД, путешествия
в страну Безопасность по станциям, регулярное оформление и обновление
информационных стендов по тематике, оформление и обновление классных
«Уголков безопасности»).
Ежегодно в системе проводятся мероприятия по ПДД:
1.
Во время «Месячника безопасности» - в 1-ую неделю учебного года
«Дети
за
зеленый
свет»
-
изготовление
схем
индивидуальных
маршрутов уч-ся, практические отработки знаний ПДД на площадке,
организация отрядов ЮИД, размещение информации на стенде, акции
«Внимание
–
дети»,
«Письмо
водителю»,
«Соблюдаешь
правила
–
поступаешь правильно!», конкурсы детских творческих работ по ПДД,
общешкольное воспитательное мероприятие по ПДД;
2.
Во
время
«Месячника
гражданской
обороны»
в
последнюю
предканикулярную
неделю
–
традиционную
неделю
«Безопасные
каникулы» (акции «Правила ПДД – закон жизни», «Внимание – дети»,
конкурсы
детских
творческих
работ
по
ПДД,
общешкольное
воспитательное мероприятие по ПДД);
3.
Участие в конкурсах «Безопасное колесо» (школьном и муниципальном
турах);
4.
В 3-ю неделю ноября – «Всемирный день памяти жертв ДТП» - акция
«Береги
себя!»,
конкурсы
детских
творческих
работ
по
ПДД,
общешкольное воспитательное мероприятие по ПДД;
5.
В предканикулярную неделю 2-ой четверти – традиционную неделю
«Безопасные
каникулы»
(акции
«Дети
дороги,
дороги
жестоки»,
«Внимание
–
дети»,
конкурсы
детских
творческих
работ
по
ПДД,
общешкольное воспитательное мероприятие по ПДД);
6.
В
3-ей
четверти
–
акция
«01-02-Дети»,
и
в
по следнюю
предканикулярную
неделю
–
традиционную
неделю
«Безопасные
каникулы»
(акции
«Дети
за
зеленый
свет»,
«Внимание
–
дети»,
конкурсы
детских
творческих
работ
по
ПДД,
общешкольное
воспитательное мероприятие по ПДД);
7.
В 4-ой четверти – школьная акция «День защиты детей от ЧС» (акции
«Дорога не любит шалости – наказывает без жалости», «Внимание –
дети», конкурсы детских творческих работ по ПДД, общешкольное
воспитательное мероприятие по ПДД);
-6-
8.
В предканикулярную неделю 4-ой четверти – традиционную неделю
«Безопасные
каникулы»
(акции
«Здравствуй
лето
красное
–
лето
безопасное!», «Дети за зеленый свет», «Внимание – дети», конкурсы
детских
творческих
работ
по
ПДД,
общешкольное
воспитательное
мероприятие по ПДД).
*Профилактике травматизма при проведении занятий уделяется серьезное
внимание.
Проблема
предупреждения
травматизма
приобретает
особое
значение, т.к. при высокой двигательной активности повышается вероятность
получения травмы. Работа по профилактике травматизма и возникновения
несчастных случаев является, наряду с образовательными и воспитательными
задачами, одной из важнейших задач педагогов.
***
Требуются:
-
совершенствование
научно-методической
базы
в
работе
по
профилактике травматизма,
- преемственность накопленного опыта,
-
единое
образовательное
пространство
–
создание
«Платформы
безопасности».
*
По
данным
проведенного
03.11.2017
г. вебинара
по
теме
«Формирование
у
детей
компетенций
безопасного
участника
дорожного
движения и стратегия развития системы профилактики детского дорожно-
транспортного травматизма»:
- в 2016 году в России погибло 710 детей, ранено 20621, количество
ДТП - 19269.
- А с 2007-2016 г.г. в ДТП пострадали 227 000 детей в возрасте до 16
лет.
Рост пострадавших увеличился на - 6,4 %,
а пострадавших пассажиров на - 28,8 %.
Многочисленны риски и угрозы в области БДД (безопасности дорожного
движения).
Каждое ДТП – это сочетание многих факторов приведших к трагедии.
Определяются цели:
- Совершенствовать действующие системы обучения;
- Повышать защищенность от ДТП совершенствованием улично-дорожной
сети;
- Добиваться снижения числа ДТП совершенных:
- по собственной неосторожности;
- по вине водителя.