Напоминание

"Обобщение педагогического опыта по отработке навыков поведения на дорогах у учащихся коррекционной школы"

Автор: Шаипова Елена Зайниевна
Должность: педагог- организатор
Учебное заведение: МБОУ С(К)Ш №18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Обобщение педагогического опыта по отработке навыков поведения на дорогах у учащихся коррекционной школы"
Дата публикации: 12.03.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Обобщение педагогического опыта по отработке навыков поведения на дорогах у

учащихся коррекционной школы»

Безопасность детей на дороге – проблема первоочередная, особенно

для жителей городов. Первое, с чем сталкивается ученик в своем ежедневном

походе

за

знаниями

-

дорога,

автотранспорт

и

не

всегда

осознающие

опасность своего поведения для окружающих водители. Даже до школы,

расположенной

внутри

жилого

квартала,

ребенку

приходится

добираться

среди

припаркованных

на

тротуарах

автомобилей,

часто

к

тому

же

выбирающихся из тесноты двора задним ходом.

В

обеспечении

безопасности

школьника задача школы, педагога

научить

ребенка

правилам

безопасного

поведения

на

дороге,

выработать

устойчивое и сознательное отношение к выполнению достаточно простых, но

жизненно необходимых правил.

Участниками дорожного движения являются и дети с ограниченными

возможностями здоровья, имеющие:

- нарушения опорно-двигательного аппарата;

- нарушения слухового аппарата;

- нарушения зрительного аппарата;

-

нервно-психические

расстройства

(ранний

детский

аутизм,

дефицит

социального

взаимодействия

и

общения,

ограниченные

интересами

и

повторяющимися действиями).

Эти дети требуют индивидуальной коррекционной работы:

- четкое сохранение поставленной задачи;

- разнообразие способов достижения основной задачи занятия;

- поддержание эмоционального тонуса с учетом специфики интересов;

В школе сложилась определенная система решения проблемы формирования

у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, обеспечения

защиты жизни и здоровья воспитанников и обучающихся.

Считается, что дети до 7 лет должны знать 70% всех знаний по ПДД.

А тестирование показывает, что уровень знаний наших детей о дорожной

безопасности намного ниже, а если учесть стрессовую обстановку на дороге

и

необходимость

мгновенного

принятия

решения,

то

шансов

у

ребенка

выжить в такой ситуации остается еще меньше.

Начиная

со

Дня

знаний,

организуются

в

школе

встречи

детей,

их

родителей

с

сотрудниками

ГИБДД

инспекторами

Ахъямовой

А.А.,

Харитонюк

С.В.

Так

в

этом

году

перед

родителями

выступал

зам.

начальника ГИБДД Пушкарь К.Г. Устранение причин и условий аварийности

должно стать одним из основных национальных приоритетов.

-2-

Поставлена

задача:

Формирование

законопослушного

поведения

участников

дорожного

движения

(детей,

их

родителей

и

других

совершеннолетних участников дорожного движения) по соблюдению ПДД.

Акцентировано, что обязательно должен быть личный пример родителей

правильного поведения на дороге, при перевозке детей в автотранспорте

обязательное применение фиксирующих удерживающих устройств (кресел) и

наличие на верхней одежде детей (в темное время суток) световозвращающих

элементов - фликеров.

Инспектор Ахъямова А.А. регулярно встречается с нашими учащимися

при проведении практических занятий по отработке ПДД, на общешкольных

и классных воспитательных мероприятиях, с родителями на родительских

общешкольных и классных собраниях.

Работа

с

родителями

продолжается

в

течение

всего

учебного

года

классными руководителями и воспитателями ГПД по: отработке маршрута

«Мой путь в школу и обратно домой»,

по соблюдению ПДД, наличию

фликеров, удерживающих устройств (кресел).

*

Из 100 обучающихся в здании школы, примерно 80 детей пользуются

школьным

автотранспортом

-

это

подвоз-развоз

обучающихся

и

воспитанников: подвоз - в 3 рейса по трем разным маршрутам, развоз - в 4

рейса по 2 маршрутам и в субботу еще дополнительный маршрут. Каждая

поездка сопровождается ответственным педагогом, назначенным приказом и

получившим

инструктаж.

Пользуются

школьным

автотранспортом

и

родители

с

воспитанниками

дошкольного

отделения.

По

организации

перевозки составлена необходимая документация, имеющаяся как на стендах

в

школе,

так

и

в

автотранспорте:

графики

(время,

о становки,

сопровождающие,

их

телефоны),

списки

детей

(ФИО,

даты

рождения,

остановки,

сопровождающие,

их

телефоны),

справочники

контактных

телефонов родителей, которые есть и на вахте в школе. Пытаемся добиться,

чтобы учащихся начальных классов провожали взрослые (совершеннолетние)

до автобуса и встречали при возвращении домой.

С

первых

дней

занятий

в

дневниках

у

школьников

помещаются

индивидуальные схемы маршрутов «Дом-школа-дом» и ведется работа по

созданию отрядов ЮИД. В рекреации школы размещена схема безопасных

маршрутов следования детей «Дом-школа-дом» для проживающих в шаговой

доступности от школы.

В школьном курсе обучение детей правилам безопасного поведения на

дороге отдельной программой не выделено. Количество часов, выделяемых

программами на изучение ПДД, включены:

- в начальной школе в «Окружающий мир» и

- в основной школе в «СБО» (социально-бытовая ориентировка) и «ОБЖ»

(факультативно).

-3-

Очевидно, что обучение школьников по существующим программам в

существующем объеме недостаточно для формирования у них системы

знаний, умений и навыков, обеспечивающих грамотные и ответственные

отношения

между

участниками

дорожного

движения.

Образовательные

программы,

наряду

с

решением

сегодняшних

проблем

безопасности

на

дорогах, должны быть нацелены и на перспективу – многие сегодняшние

школьники – будущие водители и от них будет зависеть безопасность на

дорогах.

* Поэтому в помощь педагогам в школе составлена учебная программа по

ПДД (18 часов), по которой можно заниматься в режиме ГПД, включающая 4

раздела:

1.

Правила дорожного движения – закон улиц и дорог (10ч.);

2.

Опасность на дороге. Меры безопасности.(5 ч.);

3.

Требования

безопасности

к

водителям

велосипеда,

при

катании

на

роликовых

коньках,

скейтбордах

и

других

подобных

средствах

передвижения (2 ч.);

4.

Дорожно-транспортные происшествия и их причины (1ч.)

Программа предусматривает не только изучение правил дорожного движения,

требований, предъявляемых к участникам движения, но и формирование

чувства ответственности за свои действия на дороге, которые наполняются

содержанием в соответствии с возрастом учащихся при переходе из класса в

класс.

*Курс направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной

жизни, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих

социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение

уровня их общего развития. Такие занятия формируют и совершенствуют у

детей необходимые им навыки ориентировки в окружающей обстановке на

дороге, в транспорте, обеспечивая безопасность, учитывают возможности уч-

с я специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их

знаний и умений, по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Педагоги,

соблюдая

принципы

систематичности

и

последовательности

в

обучении, используют имеющийся опыт уч-ся, как базу для расширения их

знаний, совершенствуя имеющиеся у них умений и навыков и формируя

новые.

*Основными

формами

и

методами

обучения

являются:

практические

работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, рисунки и поделки,

беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения:

оборудование напольной игры по ПДД «Азбука дорожного движения» –

светофоры, дорожные знаки, жезл, пешеходные дорожки, рули, жилеты (виды

автотранспорта), активно используются программы ИКТ, просмотры учебных

и

воспитательных

фильмов,

способствующих

формированию

реальных

образов и представлений.

-4-

Все разделы программы предусматривают проведение практических

работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и

физических возможностей, должен овладеть всеми необходимыми знаниями

и

умениями.

Здесь

используются

как

коллективные,

групповые

так

и

индивидуальные методы организации практических работ. Но при любой

форме организации занятий, ученик должен на практике овладеть знаниями и

умениями. Учащимся, испытывающим трудности в обучении, назначается

помощник из отряда ЮИД. Беседа на занятиях по ПДД, как основной метод

обучения,

применяется

в

сочетании

с

сюжетно-ролевыми

играми,

различными

практическими

работами

на

площадке

(перекресток,

пешеходный

переход,

показания

светофоров,

дорожных

знаков)

и

в

зависимости от задач занятия, может иметь различное назначение: носить

информационный

характер,

выяснение

знаний

учащихся,

передача

новых

сведений, закрепление полученных знаний. Т.к. что из года в год объем и

сложность

материала

возрастает,

изменяются

и

усложняются

методы

и

приемы

работы.

Воспроизводя

в игре

конкретные

жизненные

ситуации,

учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

Для

изучения

в

реальной

обстановке

возможных

в

повседневной

жизни

опасных

ситуаций,

проводятся экскурсии в

окрестностях

школы

на

перекрестки и пешеходные переходы с практической отработкой навыков

поведения

на

дороге,

правил

поведения

в

общественных

местах

(на

остановках) и в транспорте, знаний и умений по ПДД, предлагается выбрать

рациональный

маршрут,

транспортные

средства.

Также экскурсии

проводятся по СБО в аптеку, магазин , почту, … Для прочного закрепления

знаний и умений, постоянно проводится повторение пройденного.

*

Реализация этого позволяет:

- привить уч-ся начальные знания, умения и навыки в области безопасности

жизни на дороге;

- сформировать у детей систему понятий основ безопасности на дороге;

-

выработать

необходимые

умения

и

навыки

безопасного

поведения

в

повседневной

жизни,

в

случае

возникновения

различных

опасных

и

чрезвычайных ситуаций.

Главными

задачами

обучения

по

данной

программе

являются

развитие у детей ответственности за свое поведение, бережное отношение к

своему

здоровью

и

здоровью

окружающих;

стимулирование

у

ребенка

самостоятельности

в

принятии

решений

и

выработка

умений

и

навыков

безопасного поведения в реальной жизни, формирование модели безопасного

поведения

в

условиях

повседневной

жизни

и

в

различных

опасных

и

чрезвычайных ситуациях.

*Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя

позволит

достичь

желаемых

результатов.

Обязательна

преемственность

накопленного опыта. Помогают углубить и систематизировать знания детей в

-5-

этой

области

-

регулярно

проводимые

воспитательные

мероприятия

учителями

и

воспитателями

в

классе,

в

группе

ГПД,

общешкольные

воспитательные мероприятия, участие в школьных, муниципальных,

региональных, всероссийских, международных проектах, блиц-олимпиадах

(классные

часы,

беседы,

викторины,

просмотр

театрализованных

представлений,

практические

отработки

знаний

ПДД

на

площадке

«перекресток» и на пешеходной дорожке, участие в конкурсах на проверку

знаний по ПДД, в конкурсах детских творческих работ по ПДД, путешествия

в страну Безопасность по станциям, регулярное оформление и обновление

информационных стендов по тематике, оформление и обновление классных

«Уголков безопасности»).

Ежегодно в системе проводятся мероприятия по ПДД:

1.

Во время «Месячника безопасности» - в 1-ую неделю учебного года

«Дети

за

зеленый

свет»

-

изготовление

схем

индивидуальных

маршрутов уч-ся, практические отработки знаний ПДД на площадке,

организация отрядов ЮИД, размещение информации на стенде, акции

«Внимание

дети»,

«Письмо

водителю»,

«Соблюдаешь

правила

поступаешь правильно!», конкурсы детских творческих работ по ПДД,

общешкольное воспитательное мероприятие по ПДД;

2.

Во

время

«Месячника

гражданской

обороны»

в

последнюю

предканикулярную

неделю

традиционную

неделю

«Безопасные

каникулы» (акции «Правила ПДД – закон жизни», «Внимание – дети»,

конкурсы

детских

творческих

работ

по

ПДД,

общешкольное

воспитательное мероприятие по ПДД);

3.

Участие в конкурсах «Безопасное колесо» (школьном и муниципальном

турах);

4.

В 3-ю неделю ноября – «Всемирный день памяти жертв ДТП» - акция

«Береги

себя!»,

конкурсы

детских

творческих

работ

по

ПДД,

общешкольное воспитательное мероприятие по ПДД;

5.

В предканикулярную неделю 2-ой четверти – традиционную неделю

«Безопасные

каникулы»

(акции

«Дети

дороги,

дороги

жестоки»,

«Внимание

дети»,

конкурсы

детских

творческих

работ

по

ПДД,

общешкольное воспитательное мероприятие по ПДД);

6.

В

3-ей

четверти

акция

«01-02-Дети»,

и

в

по следнюю

предканикулярную

неделю

традиционную

неделю

«Безопасные

каникулы»

(акции

«Дети

за

зеленый

свет»,

«Внимание

дети»,

конкурсы

детских

творческих

работ

по

ПДД,

общешкольное

воспитательное мероприятие по ПДД);

7.

В 4-ой четверти – школьная акция «День защиты детей от ЧС» (акции

«Дорога не любит шалости – наказывает без жалости», «Внимание –

дети», конкурсы детских творческих работ по ПДД, общешкольное

воспитательное мероприятие по ПДД);

-6-

8.

В предканикулярную неделю 4-ой четверти – традиционную неделю

«Безопасные

каникулы»

(акции

«Здравствуй

лето

красное

лето

безопасное!», «Дети за зеленый свет», «Внимание – дети», конкурсы

детских

творческих

работ

по

ПДД,

общешкольное

воспитательное

мероприятие по ПДД).

*Профилактике травматизма при проведении занятий уделяется серьезное

внимание.

Проблема

предупреждения

травматизма

приобретает

особое

значение, т.к. при высокой двигательной активности повышается вероятность

получения травмы. Работа по профилактике травматизма и возникновения

несчастных случаев является, наряду с образовательными и воспитательными

задачами, одной из важнейших задач педагогов.

***

Требуются:

-

совершенствование

научно-методической

базы

в

работе

по

профилактике травматизма,

- преемственность накопленного опыта,

-

единое

образовательное

пространство

создание

«Платформы

безопасности».

*

По

данным

проведенного

03.11.2017

г. вебинара

по

теме

«Формирование

у

детей

компетенций

безопасного

участника

дорожного

движения и стратегия развития системы профилактики детского дорожно-

транспортного травматизма»:

- в 2016 году в России погибло 710 детей, ранено 20621, количество

ДТП - 19269.

- А с 2007-2016 г.г. в ДТП пострадали 227 000 детей в возрасте до 16

лет.

Рост пострадавших увеличился на - 6,4 %,

а пострадавших пассажиров на - 28,8 %.

Многочисленны риски и угрозы в области БДД (безопасности дорожного

движения).

Каждое ДТП – это сочетание многих факторов приведших к трагедии.

Определяются цели:

- Совершенствовать действующие системы обучения;

- Повышать защищенность от ДТП совершенствованием улично-дорожной

сети;

- Добиваться снижения числа ДТП совершенных:

- по собственной неосторожности;

- по вине водителя.