Напоминание

"Я-учитель"

Автор: Глухова Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Фокинская СОШ
Населённый пункт: с. Фоки, Чайковский район, Пермский край
Наименование материала: Эссе
Тема: "Я-учитель"
Дата публикации: 12.03.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальный этап Всероссийского

конкурса «Учитель года — 2018»

Глухова Любовь Михайловна

Конкурсное испытание «Эссе».

ТЕМА:

«Чтобы научить другого, требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому...». М. Монтень.

Современной школе нужен современный учитель и, чем больше

работаешь в школе, начинаешь понимать, что, научить другого, требуется

больше ума, чем чтобы научиться самому.

Многие в наше время считают, что учиться можно самостоятельно,

добывая

информацию

через

телевидение,

интернет.

Многим

родителям

просто

не

хватает

времени,

чтобы

уделять

достаточно

внимания

своим

детям. Современный ребенок окружен огромным морем информации, но

ничто

не

заменит

живого

человеческого

общения

с

учителем.

Именно

учитель, а особенно учитель начальных классов, учит учиться, учит любить

этот мир, изучать его. Именно учитель, своим примером, воспитывает в своих

учениках доброту, человечность, порядочность, дает веру в себя, в свои силы.

Я, Глухова Любовь Михайловна, учитель начальных классов. Передо

мной практически никогда не стоял вопрос о выборе профессии. В школьные

годы на своем пути я встретила замечательных педагогов, которые стали для

меня примером, ориентиром для подражания.

Я – сельский учитель, работаю в родной Фокинской средней школе. Не

зря нашу школу называют «Кузницей педагогических кадров» - 60% учителей

закончили нашу школу и вернулись в нее педагогами. Сейчас у меня второй

класс и в классе обучается ребенок с ОВЗ (слабовидящий).

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья одна из

самых обсуждаемых и актуальных проблем современного образования. По

данным ЮНЕСКО два миллиона детей имеют особенности в физическом и

психологическом

развитии.

По

статистике

Министерства

образования,

в

России,

ежегодно

количество

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья увеличивается на 5%. В нашей школе, количество таких детей также

неуклонно возрастает: в 2015 году – 2,5 %, на начало 2017 учебного года –

уже 3,4%.

В «Конституции РФ», в Законе «Об Образовании в РФ» сказано, что дети с

особенностями

в

развитии

имеют

право

вместе

со

всеми

на

получение

образования.

И

эти

дети

приходят

к

нам

в

обычный

класс,

в

общеобразовательную школу. И перед каждым педагогом встают вопросы:

-

как

дать

равное

образование

детям

с

ОВЗ,

с

учетом

различных

потребностей и индивидуальных возможностей;

-

в

связи

с

введением

ФГОС

ОВЗ,

как

научить

учиться

таких

детей

формировать универсальные учебные действия;

-

как

отдельному

педагогу

построить

образовательный

процесс

в

инклюзивном классе, для всестороннего развития и социальной адаптации

детей.

Для того, чтобы решать эти проблемы, современный учитель должен

быть творческим, инициативным человеком, обладать ИКТ компетентностью,

заниматься

самообразованием.

Мое

кредо

не

останавливаться

на

достигнутом,

решать

возникающие

передо

мной

задачи.

Наша

школа

является

апробационной

площадкой

для

детей

с

ОВЗ

и

в

2017

году

я

принимала участие в проведении семинара «Инклюзивное образование для

детей

с

ОВЗ

с

тяжелыми

нарушениями

речи»,

являюсь

руководителем

Муниципальной

проблемной

группы

«Технологии

педагогического

сопровождения детей с ОВЗ в начальной школе», где с педагогами города и

района мы обмениваемся опытом, пытаемся ответить на эти вопросы.

Перед собой я поставила цель – создание доступной среды для детей с

ОВЗ в обычном классе.

В теории воспитания сложились разнообразные подходы к развитию и

формированию личности. Одним из главных принципов в коррекционном

образовании является личностный подход. Каждый ребенок – личность, со

своим умом, сердцем, душой. Ученые, принимая во внимание современные

реалии, приходят к выводу, что в воспитании детей необходимо учитывать

все

возрастающее

влияние

среды.

Необходимо

организовывать

образовательное пространство для детей с ОВЗ.

Как путь решения этой проблемы, я вижу в использовании технологии

средового подхода Ю.С. Мануйлова.

Согласно этой теории, необходима организация «ниш». Встает вопрос:

что это такое?

«Ниша» - это школа, в первую очередь урок, где необходимо создавать

здоровьесберегающее пространство для всех детей, особенно детей с ОВЗ.

Слабовидящим

нужно

сидеть

за

первой

партой

среднего

ряда,

для

них

необходимо

увеличивать

размер

наглядных

пособий,

проецировать

наглядность на экран, напоминать о необходимости пользования очками. Я

прихожу к выводу, что, если в классе есть ребенок с ОВЗ, от этого выигрывают

все дети, учитель начинает более бережно относиться к здоровью всех ребят.

На

уроках

мы

проводим

физминутки,

пальчиковые,

зрительные,

дыхательные гимнастики, в которых участвуют все дети. Для формирования

правильной

осанки

во

время

чтения

и

письма,

родители

сшили

индивидуальные мешочки с песком на головы ребят.

Вторым

условием

реализации

средового

подхода

является

поиск

«меченых» - людей, увлеченных, горящих, заинтересованных, отдающих все

свои

знания,

умения

детям

это

завуч,

педагоги,

психолог,

логопед,

работающие

в

команде.

Перед

учителем

встает

важная

задача,

чтобы

родители стали тоже «мечеными», принимали активное участие в школьной

жизни

своего

ребенка,

способствовали

реализации

индивидуального

образовательного маршрута.

В-третьих, это запуск «стихий». Как сделать так, чтобы ребенку учиться

было

интересно?

У

младших

школьников

только

формируется

умение

учиться и, первостепенным для них является формирование мотивации к

обучению – это запуск «стихии». Чему научили ребенка в начальной школе, с

этим он пойдет дальше, это будет условием его успешности в будущем. На

уроках

необходимо

создать

условия

для

познавательной

активности

и

успешной мотивации обучения. В своей деятельности я использую игровые

технологии,

ИКТ

презентации,

аудио,

видеофильмы.

В

2014

году

представляла свой опыт работы «Использование электронных приложений к

учебникам» на Муниципальной методической конференции «Введение ФГОС

НОО. Вектор развития и матрица успеха».

Для развития мелкой моторики рук, а, следовательно, и для развития

речи, я использую прием работы с мячами Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук,

который очень нравятся детям.

Ю.С.

Мануйлов

считает,

что

для

запуска

«стихий»

социализации,

социальной адаптации, развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ,

большую

роль

играет

внеурочная

деятельность.

На

кружке

«Из

истории

предметов»

мы

с

ребятами

изучаем

семейные

традиции,

строим

генеалогическое

древо,

делаем

фотовыставки.

В

школьной

музейной

комнате знакомимся с миром старинных вещей, с историей школы, села.

Ходим

на

интереснейшие

экскурсии

к

местному

коллекционеру,

увлеченному, «меченому» В.П. Низгиренко.

И, наконец, важной составляющей теории Ю.С. Мануйлова является

«трофика».

Образовательное пространство для детей с ОВЗ необходимо наполнить

«трофикой»,

среда

должна

питать

ребенка.

Дома

это

благоприятный

климат,

на

улице

игры,

общение

со

сверстниками.

В

школе

для

положительного

эмоционального

состояния,

я

применяю

арт-технологию:

изотерапию – рисование пальчиками, ладошками, рисование «крошкой» из

сухих

листьев,

солью

по

мокрому,

музыкотерапию

прослушивание

музыкальных произведений, рассматривание репродукций картин, чтение

книг. Применение арт-технологии снимает мышечное напряжение, позволяет

раскрывать

резервные

силы

организма

детей

с

ОВЗ,

повышенную

тревожность переводит в интерес.

Творческий, целеустремленный, любящий свою профессию педагог,

используя

современные

технологии,

поддержку

и

заинтересованность

родителей,

научится

учить

таких

особых

детей,

несмотря

на

то,

что

в

инклюзивном образовании пока вопросов больше, чем ответов.