Автор: Цымбал Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 75 Санкт - Петербург
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детский мастер-класс. Новогодние украшения для елочки"
Методическая разработка «Детский мастер-
класс. Новогодние украшения для елочки»
Цымбал Светлана
Методическая разработка «Детский мастер-класс. Новогодние украшения
для елочки»
«Детский мастер-класс – Новогодние украшения для елочки»
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста
Вид мастер-класса: групповой
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством изготовления елочных украшений.
Задачи:
Обучающие: освоить практические способы действий при
изготовлении елочных украшений, развивать умение презентовать свою
деятельность, организовывать свою работу, извлекать пользу из
опыта (своего и других людей);
Развивающие: развивать умение планировать свою деятельность
(ставить цель, составлять план действий, умение анализировать, обобщать
и систематизировать, развивать воображение, фантазию;
Воспитательные: развивать умение устанавливать и поддерживать
отношения с другими, с разными социальными группами (дети, взрослые,
понимать мотивы собственных действий и действий других людей (дети,
взрослые, принимать разные социальные роли и действовать в
соответствии с ними в контексте ситуации, управлять своим поведением и
способами общения.
Планируемые результаты: владеет новыми практическими способами
действий изготовления елочных украшений, умеет планировать
деятельность по реализации замысла, способен обращаться с вопросами и
просьбами, умеет выступать, презентовать свою деятельность, свой
практический результат, проявляет коммуникативные навыки, чувство
ответственности, регулирует своё поведение, проявляет любознательность,
инициативу.
Образовательная среда:
-Предметно-практическая среда: телевизор, карты-схемы
последовательности изготовления елочных игрушек, гирлянд, простые
образцы со «скрытыми элементами», незавершенные изделия,
пооперационные схемы, разнообразный материал для
изготовления новогодних украшений.
-Среда взаимодействия «Взрослый-ребенок»: ситуативно-личностная
форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, сотворчество,
совместный поиск (обсуждает способы изготовления украшений, способ
презентации результата).
-Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок»: объединяются в группы,
видят действия других, непринужденно обсуждают цели, ход работы и
получаемые результаты.
-Среда отношений к миру, другим людям, к себе: отвечают на вопросы,
размышляют, делятся впечатлениями, мнениями и открытиями («Смотри,
как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).
-Помощь и поддержка: поддерживать у детей чувство гордости и радости
от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и
творчества, предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание;
совершенствование деталей и т. п.
-Организация контроля, самоконтроля: сравнение своей работы с
работой мастера, со своими предыдущими работами или с работами
сверстников.
-Практическое применение результатов: продукт деятельности
продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения
или у него дома.
Примерный алгоритм подготовки к мастер-классу:
Первый этап – определение целей. Педагог совместно с детьми
выбирает тему будущего мастер-класса, уточняет необходимые
представления о елочных украшениях, игрушках. Совместно с детьми
проводится исследование: что нужно подготовить, что нужно знать и уметь.
Определяется план действий: узнать секреты самого лучшего теста (глины,
изготовления бумажной массы, выбрать самую интересную форму, рисунок,
научиться смешивать краски для декора, изучить историю елочных
украшений. Активно вовлекаются родители: выявляются их инициативы
(рассказать о новогодних украшениях их детства, рассказать об
особенностях полимерной глины и т. п.)
Второй этап – содержательно-действенный. Организуется обследование
материалов, их свойств, выбор интересных решений. Рецепты замешивания
теста, глины, изготовления бумажной массы записываются схемами-
картинками вместе с детьми. В форме игровых тренингов в изготовлении
дети обучают друг друга: рассказывают, как и что хотят сделать.
Третий этап – рекламный. Совместно с детьми проводится обсуждение
приглашения других детей, взрослых, изготавливаются пригласительные
билеты, рекламные буклеты или афиша.
Четвертый этап – проведение мастер-класса:
1 часть – мотивационно-побудительная.
Дети и педагог приветствуют гостей на мастер-классе, кратко и образно
рассказывают о том, что удалось узнать по теме. Для актуализации
представлений детей применяются следующие приемы:
«А знаете ли вы, что…»;
интервьюирование детей: «Где было создано самое необычное елочное
украшение? Как могут выглядеть елочные игрушки?»;
мультимедийная презентация «Елочные украшения из разных
стран».
Создание проблемной ситуации: «У нас мало новогодних игрушек для
украшения елочки и группы к празднику, как быть?»
Совместное обсуждение педагога с детьми вариантов решения
проблемы. Активное обсуждение решения изготовить украшения своими
руками. Обсуждение и выбор формы представления своих работ.
Организация и проведение игры «Какую игрушку я задумал?». Воспитатель
совместно с ребенком загадывает игрушку, с помощью движений
показывают, дети отгадывают.
2 часть – основная.
Воспитатель представляет детей-мастеров (бейджи, галстуки,
обозначающие принадлежность к мастерам, которые могут научить других
детей изготавливать елочные украшения. Для активизации действий детей
применяются составленные ранее карты-схемы последовательности
изготовления елочных украшений. Дети-мастера становятся
консультантами по выбору формы, окраске, материала (тесто, глина,
бумажная масса, теплый воск, декорированию, предлагают понравившиеся
им способы украшения, способы изготовления елочных украшений. Дети-
участники объединяются в группы, основанные на выполнении поделок в
одной технике.
Предлагаемые варианты выполнения работ (с учетом индивидуальных
особенностей детей):
По образцу. Простые образцы елочных игрушек (из теста, глины,
декорированные пайетками, пуговицами, расписанные красками)
со «скрытыми» элементами, требующие анализа: как это сделано?
С незавершенным продуктом. Незавершенные изделия, требующие
дополнения целого по заданным в самом материале условиям – с
использованием трафаретов, шаблонов.
Работа по графическим схемам. Схемы-выкройки, пооперационные
схемы, схемы-чертежи соединения, подкрепленные объемным
изображением новогодней игрушки.
3 часть – рефлексивная.
Дети по желанию представляют свою поделку, анализируют ее,
рассказывают о процессе ее создания. Анализируют свое отношение к
проведенной деятельности, довольны ли они ее результатом. Украшают
группу и елочку новогодними поделками, созданными своими руками.
Методические рекомендации. В процессе проведения мастер-класса
необходимо обеспечить включенность воспитателя в деятельность наравне
с детьми. Воспитатель принимает ролевую позицию «Я –
ученик мастера» (с обсуждением позиции – чему хочу научиться, выбирает
способ изготовления новогоднего украшения, материал, презентует свой
практический результат.
В первой части для активизации поиска интересных решений
изготовления новогодних украшений следует способствовать проявлению
индивидуальных предпочтений («придумайте свой…», «не похожий»).
Развивающая игра «Какую игрушку я задумал?» организуется и проводится
совместно с музыкальным руководителем (подбор музыкального
сопровождения, музыкально-ритмических движений). Возможно
использование атрибутов и вспомогательных предметов (кусочки
ткани, новогодняя мишура и т. п.).
В ходе основного этапа в организации деятельности следует
предусматривать индивидуально-дифференцированные «маршруты
освоения»: возможность индивидуально выполнить работу
(декорировать елочную игрушку, возможность объединиться в группы
(изготовить новогоднюю гирлянду – создание общей композиции из
аналогичных работ, учитывать предпочтения мальчиков и девочек в
изготовлении новогодних украшений (предложить
изготовление елочных игрушек-богатырей для мальчиков, декорировать
снежинки – девочкам).
На рефлексивном этапе в процессе рассматривания продуктов
деятельности необходимо активизировать высказывания
собственных предпочтений: «Мне нравиться…», стимулировать детей
обнаруживать «красивое» в работах других детей: «Чья работа
понравилась? Чем?».