Напоминание

"Детский мастер-класс. Новогодние украшения для елочки"

Автор: Цымбал Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 75 Санкт - Петербург
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детский мастер-класс. Новогодние украшения для елочки"
Дата публикации: 12.03.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка «Детский мастер-

класс. Новогодние украшения для елочки»

Цымбал Светлана

Методическая разработка «Детский мастер-класс. Новогодние украшения

для елочки»

«Детский мастер-класс – Новогодние украшения для елочки»

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста

Вид мастер-класса: групповой

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста посредством изготовления елочных украшений.

Задачи:

Обучающие: освоить практические способы действий при

изготовлении елочных украшений, развивать умение презентовать свою

деятельность, организовывать свою работу, извлекать пользу из

опыта (своего и других людей);

Развивающие: развивать умение планировать свою деятельность

(ставить цель, составлять план действий, умение анализировать, обобщать

и систематизировать, развивать воображение, фантазию;

Воспитательные: развивать умение устанавливать и поддерживать

отношения с другими, с разными социальными группами (дети, взрослые,

понимать мотивы собственных действий и действий других людей (дети,

взрослые, принимать разные социальные роли и действовать в

соответствии с ними в контексте ситуации, управлять своим поведением и

способами общения.

Планируемые результаты: владеет новыми практическими способами

действий изготовления елочных украшений, умеет планировать

деятельность по реализации замысла, способен обращаться с вопросами и

просьбами, умеет выступать, презентовать свою деятельность, свой

практический результат, проявляет коммуникативные навыки, чувство

ответственности, регулирует своё поведение, проявляет любознательность,

инициативу.

Образовательная среда:

-Предметно-практическая среда: телевизор, карты-схемы

последовательности изготовления елочных игрушек, гирлянд, простые

образцы со «скрытыми элементами», незавершенные изделия,

пооперационные схемы, разнообразный материал для

изготовления новогодних украшений.

-Среда взаимодействия «Взрослый-ребенок»: ситуативно-личностная

форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, сотворчество,

совместный поиск (обсуждает способы изготовления украшений, способ

презентации результата).

-Среда взаимодействия «Ребенок-ребенок»: объединяются в группы,

видят действия других, непринужденно обсуждают цели, ход работы и

получаемые результаты.

-Среда отношений к миру, другим людям, к себе: отвечают на вопросы,

размышляют, делятся впечатлениями, мнениями и открытиями («Смотри,

как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).

-Помощь и поддержка: поддерживать у детей чувство гордости и радости

от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и

достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и

творчества, предлагать несколько вариантов исправления работы:

повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание;

совершенствование деталей и т. п.

-Организация контроля, самоконтроля: сравнение своей работы с

работой мастера, со своими предыдущими работами или с работами

сверстников.

-Практическое применение результатов: продукт деятельности

продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения

или у него дома.

Примерный алгоритм подготовки к мастер-классу:

Первый этап – определение целей. Педагог совместно с детьми

выбирает тему будущего мастер-класса, уточняет необходимые

представления о елочных украшениях, игрушках. Совместно с детьми

проводится исследование: что нужно подготовить, что нужно знать и уметь.

Определяется план действий: узнать секреты самого лучшего теста (глины,

изготовления бумажной массы, выбрать самую интересную форму, рисунок,

научиться смешивать краски для декора, изучить историю елочных

украшений. Активно вовлекаются родители: выявляются их инициативы

(рассказать о новогодних украшениях их детства, рассказать об

особенностях полимерной глины и т. п.)

Второй этап – содержательно-действенный. Организуется обследование

материалов, их свойств, выбор интересных решений. Рецепты замешивания

теста, глины, изготовления бумажной массы записываются схемами-

картинками вместе с детьми. В форме игровых тренингов в изготовлении

дети обучают друг друга: рассказывают, как и что хотят сделать.

Третий этап – рекламный. Совместно с детьми проводится обсуждение

приглашения других детей, взрослых, изготавливаются пригласительные

билеты, рекламные буклеты или афиша.

Четвертый этап – проведение мастер-класса:

1 часть – мотивационно-побудительная.

Дети и педагог приветствуют гостей на мастер-классе, кратко и образно

рассказывают о том, что удалось узнать по теме. Для актуализации

представлений детей применяются следующие приемы:

«А знаете ли вы, что…»;

интервьюирование детей: «Где было создано самое необычное елочное

украшение? Как могут выглядеть елочные игрушки?»;

мультимедийная презентация «Елочные украшения из разных

стран».

Создание проблемной ситуации: «У нас мало новогодних игрушек для

украшения елочки и группы к празднику, как быть?»

Совместное обсуждение педагога с детьми вариантов решения

проблемы. Активное обсуждение решения изготовить украшения своими

руками. Обсуждение и выбор формы представления своих работ.

Организация и проведение игры «Какую игрушку я задумал?». Воспитатель

совместно с ребенком загадывает игрушку, с помощью движений

показывают, дети отгадывают.

2 часть – основная.

Воспитатель представляет детей-мастеров (бейджи, галстуки,

обозначающие принадлежность к мастерам, которые могут научить других

детей изготавливать елочные украшения. Для активизации действий детей

применяются составленные ранее карты-схемы последовательности

изготовления елочных украшений. Дети-мастера становятся

консультантами по выбору формы, окраске, материала (тесто, глина,

бумажная масса, теплый воск, декорированию, предлагают понравившиеся

им способы украшения, способы изготовления елочных украшений. Дети-

участники объединяются в группы, основанные на выполнении поделок в

одной технике.

Предлагаемые варианты выполнения работ (с учетом индивидуальных

особенностей детей):

По образцу. Простые образцы елочных игрушек (из теста, глины,

декорированные пайетками, пуговицами, расписанные красками)

со «скрытыми» элементами, требующие анализа: как это сделано?

С незавершенным продуктом. Незавершенные изделия, требующие

дополнения целого по заданным в самом материале условиям – с

использованием трафаретов, шаблонов.

Работа по графическим схемам. Схемы-выкройки, пооперационные

схемы, схемы-чертежи соединения, подкрепленные объемным

изображением новогодней игрушки.

3 часть – рефлексивная.

Дети по желанию представляют свою поделку, анализируют ее,

рассказывают о процессе ее создания. Анализируют свое отношение к

проведенной деятельности, довольны ли они ее результатом. Украшают

группу и елочку новогодними поделками, созданными своими руками.

Методические рекомендации. В процессе проведения мастер-класса

необходимо обеспечить включенность воспитателя в деятельность наравне

с детьми. Воспитатель принимает ролевую позицию «Я –

ученик мастера» (с обсуждением позиции – чему хочу научиться, выбирает

способ изготовления новогоднего украшения, материал, презентует свой

практический результат.

В первой части для активизации поиска интересных решений

изготовления новогодних украшений следует способствовать проявлению

индивидуальных предпочтений («придумайте свой…», «не похожий»).

Развивающая игра «Какую игрушку я задумал?» организуется и проводится

совместно с музыкальным руководителем (подбор музыкального

сопровождения, музыкально-ритмических движений). Возможно

использование атрибутов и вспомогательных предметов (кусочки

ткани, новогодняя мишура и т. п.).

В ходе основного этапа в организации деятельности следует

предусматривать индивидуально-дифференцированные «маршруты

освоения»: возможность индивидуально выполнить работу

(декорировать елочную игрушку, возможность объединиться в группы

(изготовить новогоднюю гирлянду – создание общей композиции из

аналогичных работ, учитывать предпочтения мальчиков и девочек в

изготовлении новогодних украшений (предложить

изготовление елочных игрушек-богатырей для мальчиков, декорировать

снежинки – девочкам).

На рефлексивном этапе в процессе рассматривания продуктов

деятельности необходимо активизировать высказывания

собственных предпочтений: «Мне нравиться…», стимулировать детей

обнаруживать «красивое» в работах других детей: «Чья работа

понравилась? Чем?».