Автор: Бельская Эльмира Фарсиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование читательской компетенции учащихся в основной школе согласно требованиям ФГОС
Формирование
читательской
компетенции
учащихся
в
основной
школе
согласно требованиям ФГОС
В 90 – е годы XX века преподавателями активно обсуждалась проблема
отсутствия у школьников интереса к чтению книг, указывались и социальные, и
психологические причины. Прошло два десятилетия, выросло новое поколение.
Что изменилось в приоритетах школьников? Читают ли? Что читают? Что делать
для формирования читательской компетенции?
В
своём
представлении
о
читательской
компетенции
я
опиралась
на
понимании
М.Б.
Ладыгиным
читательская
культуры
(осознанного
выбора
произведения, восприятия и понимания текста, умения получать эстетическое
наслаждение, критического отношения к художественным текстам). Для себя я
определила
читательскую
компетенцию
как
совокупность
компонентов:
продуктивное чтение (творческое), потребность в чтении, читательскую культуру,
сопереживание литературным персонажам. Продуктивное чтение предполагает
наличие
умений
интерпретировать
художественный
текст,
способности
личностного
осмысления
произведения.
Потребность
в
чтении
выражается
в
собственном круге чтения, в умении выбирать произведение, в читательском
вкусе. Культура чтения есть совокупность читательских умений, критического
отношения к художественным текстам, технологий читательской деятельности,
владение
видами
чтения
(просмотровое,
углублённое,
ознакомительное,
исследовательское,
сканирование).
Культура
чтения
опирается
на
информационную и коммуникативную компетентности учащегося. Способность
сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей,
умении понимать и принимать их позицию.
Для изучения читательских интересов проанализировала книжные полки у 39
воспитанниц пансиона. Учащиеся 7 класса читают разнообразные по стилю и
жанру
произведения.
Произведения
классической
и
современной
элитарной
литературы
читают
менее
30
%
школьников.
Основная
доля
отзывов
о
произведениях массовой литературы.
Л и т е р ату р а
т а ко го
р од а
д а же
п ол е з н а ,
т а к
ка к
в ы п о л н я е т
психотерапевтическую
функцию:
помогает
отвлечься,
расслабиться,
снять
состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных
произведениях
есть
определенные
перекосы.
Это
формирует
ошибочное
представление
о
мире
и
о
месте
человека
в
нём,
порождает
агрессивное
отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой мир способно оказать
негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. На мой взгляд,
роль воспитателя в такой ситуации заключается не только в том, чтобы обратить
внимание классного руководителя, родителей на проблемы этого ученика, но и
обсудить
с
ним
его
читательские
интересы,
обратить
внимание
на
другие
произведения,
дать
рекомендации
по
восприятию
художественного
текста,
выяснить,
что
даёт
ему
чтение
подобной
литературы.
Анализ
читательских
интересов
воспитанниц
позволяет
утверждать,
что
потребность
в
чтении
сформирована, что у детей есть желание читать художественные произведения и
умение первичного восприятия текста. Однако уровень культуры чтения низкий.
Одной из основных целей обучения литературе учащихся 5 – 9 класса считаю
формирование
читательской
компетенции
как
условие
интеллектуального
и
нравственного развития учащихся. В связи с этим ставлю перед собой следующие
задачи: совершенствовать читательские умения воспитанниц; создать условия для
формирования
критического
отношения
к
художественным
произведениям;
формировать
навыки
продуктивного
чтения;
формировать
собственный
круг
чтения каждого учащегося. Для решения этих задач использую две формы работы:
читательский дневник и тематические читательская конференция.
Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5
–
9
классов.
Воспитанница
в
форме
отзыва
формулирует
своё
отношение,
описывает свои впечатления. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что
помогает
в
углублённой
работе
с
текстом
в
старших
классах.
К
9
классу
формируется
свой
круг
чтения
у
каждой
девочки.
Одновременно
предлагаю
список произведений, проверенных временем и эстетическим вкусом нескольких
поколений читателей. Перед каникулами, в конце триместра, года, родителям и
детям
предоставляется
список
произведений
для
чтения,
предназначенных
программой
для
обязательного
изучения.
В
него
включены
программные
художественные тексты большого объёма.
Методика работы с читательским дневником
Формы работы с читательским дневником
1. индивидуальная (через отзывы); индивидуальные собеседования, рекомендации
по чтению;
2.
коллективный
анализ
дневников
и
размышление;
проведение
дискуссии,
диалога по материалам отзывов;
3. обучение навыкам работы с художественным текстом.
В начале года обсуждаем летнее чтение, обсуждаем, чем полезно описание
своих впечатлений, нормы чтения. В соответствии с техникой чтения определены
нормы чтения: для 7 – 9 классов нормой является чтение 500 – 800 страниц (для
произведений массовой литературы); 250 – 500 страниц (для классической и
современной элитарной литературы).
Выбор произведения для чтения осуществляется ребёнком самостоятельно,
на основе своих читательских интересов. К концу 8 класса формируется свой круг
чтения
у
каждой
воспитанницы,
поэтому
в
качестве
поощрения
активные
читатели
освобождаются
от
ведения
читательского
дневника
в
9
классе.
Воспитатель только рекомендует, беседует, объясняет степень художественности
того или иного произведения, но не может заставить прочитать насильно. Важно,
чтобы учащимся были известны критерии и показатели оценивания их отзывов.
Для расширения кругозора знакомлю ребят со списком книг, который создан
совместно с учителями литературы, истории и английского языка. Провожу опрос
на знание текстов зарубежных и русских писателей; вместе с детьми составляем
рекомендации
по
чтению.
В
среднем
звене
ведение
читательского
дневника
способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных
умений
(извлечение
информации,
выделение
главного,
ключевого
момента,
свёртывание
информации),
помогает
ценностно-смысловому
определению
учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению.
В своей работе активно использую тематические читательские конференции.
Сложилась определённая система работы.
Опыт участия в конференциях девочки получили в начальной школе (2 – 4
классы
участвуют
в
программе
обучения
исследовательской
деятельности).
Напоминаю
им
о
требованиях
к
сообщению.
Тематические
читательские
конференции провожу в каждом классе один раз в год. С темами конференций
учащихся
знакомлю
заранее,
список
литературы
в
качестве
рекомендации
предоставляю
за
1
–
2
недели.
Произведение,
о
котором
ребёнок
будет
рассказывать, не должно быть изучено на уроках.
Сообщение
выступает
как
форма
предъявления
собственного
текста
о
произведении с выражением личной позиции и своим отношением. Кроме этого,
дети демонстрируют уровень владения понятийной базой.
Слушатели оценивают выступление, предварительно обсуждаем, вспоминаем
требования
к
нему.
Тематические
конференции
помогают
совершенствовать
читательские умения, создают условия для совершенствования коммуникативных
навыков
и
информационной
компетентности
(через
подготовку
выступлений,
отбор
материалов,
выделение
ключевых
моментов,
через
аудирование
и
рефлексию
по
итогам
конференции),
формирует
собственный
круг
чтения
учащихся, накапливается читательский опыт.
Считаю,
что
использование
этих
форм
работы
способствует
не
только
формированию
круга
чтения,
совершенствованию
коммуникативной
и
информационной
компетентностей
учащихся,
но
и
помогает
нравственно-
смысловому определению ребёнка, его интеллектуальному развитию.
Значение
тематических
читательских
конференций
и
читательских
дневников.
1.
Формирование
коммуникативной
компетентности
на
уровне
письменной
коммуникации:
оформление мысли в форме стандартных продуктов, представляет результаты
обработки информации; создание текста, содержащего аргументацию;
определение особенностей художественного произведения в соответствии с
поставленной задачей коммуникации; изложение с учетом норм оформления и
предъявления своего текста.
2.
Формирование
коммуникативной
компетентности
на
уровне
публичного
выступления:
соблюдение норм публичной речи и регламента;
подготовка плана выступления;
использование
вербальных
и
невербальных
средств
для
выделения
смысловых блоков своего выступления;
работа с вопросами, заданными на уточнение и понимание.
3. Формирование коммуникативной компетентности на уровне диалога:
учащиеся следуют заданной процедуре обсуждения;
учащиеся фиксируют промежуточные результаты и обобщают их;
учащиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.
4.
Формирование
информационной
компетентности
на
уровне
планирования
информационного поиска:
выделяет информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
пользуется разными видами ресурсов.
5.
Формирование
информационной
компетентности
на
уровне
обработки
информации:
самостоятельно
проводит
наблюдение
над
текстом
художественного
произведения;
извлекает необходимую информацию из текста;
отбирает материал для подготовки выступления;
указывает на обнаруженные противоречия;
делает вывод на основе анализа полученной информации;
формулирует оценочные суждения.
Компетентностные
уровни
литературного
образования
предполагают
сформированность читательской, речевой, литературоведческой компетенций.
В
современном
мире,
в
котором
обостренно
господствует
технология,
который парализуют гипертрофические средства коммуникации, установленные
потребительством
и
рекламой,
художественная
литература
дает
возможность
реализовать «экологическую функцию» культуры, в смысле экологии памяти,
экологии интеллекта, Это связано с тем, что литература помогает охранять все
многовековое
гуманистическое
и
культурное
достояние
человечества
от
возможных
угроз
функционализма
и
потребительства.
Она
также
помогает
человеку
осознавать
и
воспринимать
родную
культуру
в
контексте
других,
заставляет
его
задуматься
о
явлениях
«своего»
и
«чужого»
и
стимулирует
осознание того, что мои представления о мире, моя перспектива – не единственно
возможные
и
правильные.
Все
это
способствует
росту
внимания
к
другим
народам, уважения и понимания их культур. Таким образом, художественная
литература
способна
воспитать
толерантность
к
другому
образу
жизни,
мышлению и мироотношению.