Напоминание

Формирование читательской компетенции учащихся в основной школе согласно требованиям ФГОС

Автор: Бельская Эльмира Фарсиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование читательской компетенции учащихся в основной школе согласно требованиям ФГОС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование

читательской

компетенции

учащихся

в

основной

школе

согласно требованиям ФГОС

В 90 – е годы XX века преподавателями активно обсуждалась проблема

отсутствия у школьников интереса к чтению книг, указывались и социальные, и

психологические причины. Прошло два десятилетия, выросло новое поколение.

Что изменилось в приоритетах школьников? Читают ли? Что читают? Что делать

для формирования читательской компетенции?

В

своём

представлении

о

читательской

компетенции

я

опиралась

на

понимании

М.Б.

Ладыгиным

читательская

культуры

(осознанного

выбора

произведения, восприятия и понимания текста, умения получать эстетическое

наслаждение, критического отношения к художественным текстам). Для себя я

определила

читательскую

компетенцию

как

совокупность

компонентов:

продуктивное чтение (творческое), потребность в чтении, читательскую культуру,

сопереживание литературным персонажам. Продуктивное чтение предполагает

наличие

умений

интерпретировать

художественный

текст,

способности

личностного

осмысления

произведения.

Потребность

в

чтении

выражается

в

собственном круге чтения, в умении выбирать произведение, в читательском

вкусе. Культура чтения есть совокупность читательских умений, критического

отношения к художественным текстам, технологий читательской деятельности,

владение

видами

чтения

(просмотровое,

углублённое,

ознакомительное,

исследовательское,

сканирование).

Культура

чтения

опирается

на

информационную и коммуникативную компетентности учащегося. Способность

сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей,

умении понимать и принимать их позицию.

Для изучения читательских интересов проанализировала книжные полки у 39

воспитанниц пансиона. Учащиеся 7 класса читают разнообразные по стилю и

жанру

произведения.

Произведения

классической

и

современной

элитарной

литературы

читают

менее

30

%

школьников.

Основная

доля

отзывов

о

произведениях массовой литературы.

Л и т е р ату р а

т а ко го

р од а

д а же

п ол е з н а ,

т а к

ка к

в ы п о л н я е т

психотерапевтическую

функцию:

помогает

отвлечься,

расслабиться,

снять

состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных

произведениях

есть

определенные

перекосы.

Это

формирует

ошибочное

представление

о

мире

и

о

месте

человека

в

нём,

порождает

агрессивное

отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой мир способно оказать

негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. На мой взгляд,

роль воспитателя в такой ситуации заключается не только в том, чтобы обратить

внимание классного руководителя, родителей на проблемы этого ученика, но и

обсудить

с

ним

его

читательские

интересы,

обратить

внимание

на

другие

произведения,

дать

рекомендации

по

восприятию

художественного

текста,

выяснить,

что

даёт

ему

чтение

подобной

литературы.

Анализ

читательских

интересов

воспитанниц

позволяет

утверждать,

что

потребность

в

чтении

сформирована, что у детей есть желание читать художественные произведения и

умение первичного восприятия текста. Однако уровень культуры чтения низкий.

Одной из основных целей обучения литературе учащихся 5 – 9 класса считаю

формирование

читательской

компетенции

как

условие

интеллектуального

и

нравственного развития учащихся. В связи с этим ставлю перед собой следующие

задачи: совершенствовать читательские умения воспитанниц; создать условия для

формирования

критического

отношения

к

художественным

произведениям;

формировать

навыки

продуктивного

чтения;

формировать

собственный

круг

чтения каждого учащегося. Для решения этих задач использую две формы работы:

читательский дневник и тематические читательская конференция.

Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5

9

классов.

Воспитанница

в

форме

отзыва

формулирует

своё

отношение,

описывает свои впечатления. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что

помогает

в

углублённой

работе

с

текстом

в

старших

классах.

К

9

классу

формируется

свой

круг

чтения

у

каждой

девочки.

Одновременно

предлагаю

список произведений, проверенных временем и эстетическим вкусом нескольких

поколений читателей. Перед каникулами, в конце триместра, года, родителям и

детям

предоставляется

список

произведений

для

чтения,

предназначенных

программой

для

обязательного

изучения.

В

него

включены

программные

художественные тексты большого объёма.

Методика работы с читательским дневником

Формы работы с читательским дневником

1. индивидуальная (через отзывы); индивидуальные собеседования, рекомендации

по чтению;

2.

коллективный

анализ

дневников

и

размышление;

проведение

дискуссии,

диалога по материалам отзывов;

3. обучение навыкам работы с художественным текстом.

В начале года обсуждаем летнее чтение, обсуждаем, чем полезно описание

своих впечатлений, нормы чтения. В соответствии с техникой чтения определены

нормы чтения: для 7 – 9 классов нормой является чтение 500 – 800 страниц (для

произведений массовой литературы); 250 – 500 страниц (для классической и

современной элитарной литературы).

Выбор произведения для чтения осуществляется ребёнком самостоятельно,

на основе своих читательских интересов. К концу 8 класса формируется свой круг

чтения

у

каждой

воспитанницы,

поэтому

в

качестве

поощрения

активные

читатели

освобождаются

от

ведения

читательского

дневника

в

9

классе.

Воспитатель только рекомендует, беседует, объясняет степень художественности

того или иного произведения, но не может заставить прочитать насильно. Важно,

чтобы учащимся были известны критерии и показатели оценивания их отзывов.

Для расширения кругозора знакомлю ребят со списком книг, который создан

совместно с учителями литературы, истории и английского языка. Провожу опрос

на знание текстов зарубежных и русских писателей; вместе с детьми составляем

рекомендации

по

чтению.

В

среднем

звене

ведение

читательского

дневника

способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных

умений

(извлечение

информации,

выделение

главного,

ключевого

момента,

свёртывание

информации),

помогает

ценностно-смысловому

определению

учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению.

В своей работе активно использую тематические читательские конференции.

Сложилась определённая система работы.

Опыт участия в конференциях девочки получили в начальной школе (2 – 4

классы

участвуют

в

программе

обучения

исследовательской

деятельности).

Напоминаю

им

о

требованиях

к

сообщению.

Тематические

читательские

конференции провожу в каждом классе один раз в год. С темами конференций

учащихся

знакомлю

заранее,

список

литературы

в

качестве

рекомендации

предоставляю

за

1

2

недели.

Произведение,

о

котором

ребёнок

будет

рассказывать, не должно быть изучено на уроках.

Сообщение

выступает

как

форма

предъявления

собственного

текста

о

произведении с выражением личной позиции и своим отношением. Кроме этого,

дети демонстрируют уровень владения понятийной базой.

Слушатели оценивают выступление, предварительно обсуждаем, вспоминаем

требования

к

нему.

Тематические

конференции

помогают

совершенствовать

читательские умения, создают условия для совершенствования коммуникативных

навыков

и

информационной

компетентности

(через

подготовку

выступлений,

отбор

материалов,

выделение

ключевых

моментов,

через

аудирование

и

рефлексию

по

итогам

конференции),

формирует

собственный

круг

чтения

учащихся, накапливается читательский опыт.

Считаю,

что

использование

этих

форм

работы

способствует

не

только

формированию

круга

чтения,

совершенствованию

коммуникативной

и

информационной

компетентностей

учащихся,

но

и

помогает

нравственно-

смысловому определению ребёнка, его интеллектуальному развитию.

Значение

тематических

читательских

конференций

и

читательских

дневников.

1.

Формирование

коммуникативной

компетентности

на

уровне

письменной

коммуникации:

оформление мысли в форме стандартных продуктов, представляет результаты

обработки информации; создание текста, содержащего аргументацию;

определение особенностей художественного произведения в соответствии с

поставленной задачей коммуникации; изложение с учетом норм оформления и

предъявления своего текста.

2.

Формирование

коммуникативной

компетентности

на

уровне

публичного

выступления:

соблюдение норм публичной речи и регламента;

подготовка плана выступления;

использование

вербальных

и

невербальных

средств

для

выделения

смысловых блоков своего выступления;

работа с вопросами, заданными на уточнение и понимание.

3. Формирование коммуникативной компетентности на уровне диалога:

учащиеся следуют заданной процедуре обсуждения;

учащиеся фиксируют промежуточные результаты и обобщают их;

учащиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

4.

Формирование

информационной

компетентности

на

уровне

планирования

информационного поиска:

выделяет информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

пользуется разными видами ресурсов.

5.

Формирование

информационной

компетентности

на

уровне

обработки

информации:

самостоятельно

проводит

наблюдение

над

текстом

художественного

произведения;

извлекает необходимую информацию из текста;

отбирает материал для подготовки выступления;

указывает на обнаруженные противоречия;

делает вывод на основе анализа полученной информации;

формулирует оценочные суждения.

Компетентностные

уровни

литературного

образования

предполагают

сформированность читательской, речевой, литературоведческой компетенций.

В

современном

мире,

в

котором

обостренно

господствует

технология,

который парализуют гипертрофические средства коммуникации, установленные

потребительством

и

рекламой,

художественная

литература

дает

возможность

реализовать «экологическую функцию» культуры, в смысле экологии памяти,

экологии интеллекта, Это связано с тем, что литература помогает охранять все

многовековое

гуманистическое

и

культурное

достояние

человечества

от

возможных

угроз

функционализма

и

потребительства.

Она

также

помогает

человеку

осознавать

и

воспринимать

родную

культуру

в

контексте

других,

заставляет

его

задуматься

о

явлениях

«своего»

и

«чужого»

и

стимулирует

осознание того, что мои представления о мире, моя перспектива – не единственно

возможные

и

правильные.

Все

это

способствует

росту

внимания

к

другим

народам, уважения и понимания их культур. Таким образом, художественная

литература

способна

воспитать

толерантность

к

другому

образу

жизни,

мышлению и мироотношению.