Напоминание

Технологическая карта занятия по географии на тему"Численность и воспроизводство населения мира"

Автор: Макарова Анна Александровна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ ПО Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта занятия по географии на тему"Численность и воспроизводство населения мира"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта занятия (1 курс СПО)

«Численность и воспроизводство населения»

1 курс

Предмет

География

Курс

1 курс

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология построения урока

Технология деятельностного метода

Тема

Численность и воспроизводство населения мира

Цель

- Изучение и первичное закрепление новых знаний;

- Познакомить учащихся с особенностями численности и воспроизводства

населения;

- Продолжить формирование умений объяснять факты на основе причинно-

следственных связей;

- Научить применять полученные знания в решении познавательных и практических

задач по географии населения;

- Развивать познавательного интереса учащихся к теме посредством развития

навыков самостоятельной работы;

- Содействовать формированию представлений о численности населения в мире;

- Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное

отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

- Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности;

- Осуществление экономического, нравственного воспитания;

- Формирование целостной географической картины мира;

- Способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к

изучаемому предмету.

Основные термины и понятия

демография,

естественный

прирост,

естественная

убыль,

воспроизводство

населения, «демографическая зима», «демографическая весна», демографический

взрыв, демографический кризис, демографическая политика, численность населения

мира

Планируемый результат

Предметные умения

- Сформировать представление о труде и трудовых

отношения;

Метапредметный результат

Личностные УУД:

- Сформировать знания о причинно-следственных

отношениях между трудом и трудовыми отношениями

- Дать представление об основания возникновения

трудовых правоотношений.

- Устанавливать взаимосвязи между воспроизводством

населения и демографией;

- Использовать приобретенные знания и умения в решении

познавательных и практических задач по географии

населения

Регулятивные УУД:

- Умение организовать свою деятельность, определять её

цели и задачи, выбирать средства реализации цели и

применять их на практике, оценивать достигнутые

результаты;

- Оценивать достижения на занятии;

- Оценивать работу одногруппников;

- Высказывать суждения, подтверждая ее фактами;

- Работать с текстом, презентацией, раздаточным

материалом.

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и

обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие

в группе.

Организация пространства

Методы и формы работы

Ресурсы

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-

поисковый.

- книжные ресурсы:

1. Баранчиков Е.В., Горохов С.А. и др.География: Учебник

для студентов образовательных учреждений СПО. – М.:

Издательский центр «Академия»,2013.

2. Максаковский В. П. География 10 класс.

М.:Просвещение, 2014.

3. Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки

по географии, 10

класс. М.: Вако, 2014.

- Презентация

Дидактические задачи этапов урока

№п/п

Этапы урока

Дидактические задачи

1.

Мотивация к учебной

деятельности

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пусть он всем пойдет вам впрок,

Будем слушать, отвечать, Работать с текстом и считать. Ребята, я вам желаю

сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг

другу (ответ каждой группы)

2.

Актуализация знаний и пробное

учебное действие

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, что надо сделать?

(Надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового.)

- Ответьте на следующие вопросы:

Прием организации внимания на уроке: «Неизвестная тема». . На доске

и экране ничего не написано. В начале урока тема не озвучивается учителем.

На экране высвечивается столбиковая диаграмма «Изменение численности

населения мира по годам» (диаграмма не подписана). На ней отмечены

следующие данные: по горизонтали – года, по вертикали – единица

измерения численности населения (в млн. чел.).

Задание предлагается выполнить в группах. После выполнения зада

ния одна из групп озвучивает ответы на вопросы, остальные работают на

дополнение

и

уточнение.

Или

можно

предложить

на

вопросы

отвечать

разным группам.

Создаются условия для возникновения у обучающихся внутренней

потребности включения в учебную деятельность.

3.

Выявление места и причины

затруднения

Производится анализ проведенной работы

Высказываются о причинах затруднения

Учитель задает наводящие вопросы учащимся:

-Ребята!

Вашему

вниманию

представлена

диаграмма.

Какую

информацию она для вас несет?

-Какие выводы можно сделать по диаграмме?

После того, как дети дали свои варианты анализа диаграммы, учитель

подводит к итогам их рассуждения:

-Действительно, мы видим изменение численности населения (в этот

момент

на

экране

напротив

диаграммы

высвечивается

понятие

«Численность населения»).

-Абсолютно

верно,

что,

судя

по

данным,

численность

населения

постоянно

растет

за

счет

естественного

воспроизводства

людей

(высвечивается понятие «Воспроизводство населения»), которое происходит

за

счет

изменения

соотношений

рождаемости

и

смертности

(на

экране

высвечивается

формула

« Рождаемость

смертность

=

естественный

прирост»), и поэтому мы наблюдаем постоянный естественный прирост

населения.

Таким образом, на экране высвечены основные понятия темы, главная

диаграмма, отражающие тему урока.

Учитель

просит,

исходя

из

всех

рассуждений,

сформулировать

тему

урока:

-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

-Какая цель стоит сегодня перед нами?

По ходу обсуждения диаграмма убирается и на экране высвечиваются

основные понятия урока.

4.

Построение проекта выхода из

затруднения

Учитель

просит,

исходя

из

всех

рассуждений,

сформулировать

тему

урока:

-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

-Какая цель стоит сегодня перед нами?

По ходу обсуждения диаграмма убирается и на экране высвечиваются

основные понятия урока

Определяем тему урока, цель, задачи.

На доске фиксируется тема урока:

«Численности и воспроизводство населения мира» », тема записывается

в тетрадях.

Каким может быть алгоритм вашей работы?

Студенты работают по составленному плану.

5.

Реализация построенного

проекта

Перед учащимися высвечивается план – схема урока:

В данной схеме выделены 4 блока: «Численность населения», «Первый

тип воспроизводства населения», «Второй тип воспроизводства населения»,

«Демографическая политика». Затем учащимся выдаются задания по

Ч

и

с

л

е

н

н

о

с

т

ь

и

в

о

с

п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

о

н

а

с

е

л

е

н

и

я

Ч

и

с

л

е

н

н

о

с

т

ь

и

в

о

с

п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

о

н

а

с

е

л

е

н

и

я

1

б

л

о

к

1

б

л

о

к

разным блокам. Задания можно выполнять разными способами:

индивидуально, в парах, в группах. Например, если в классе 24 человека и

работа выполняется в парах, каждый блок целесообразно разбирать трем

парам учащимся. Если задания выполняются индивидуально, каждый блок

разбирают по 6 человек.

.

6.

Реализация проекта выхода из

затруднения.

Обеспечение усвоения новых знаний.

Выполнение заданий, ответы на

спорные вопросы занятия.

Содержание заданий по блокам для получения зрительного ряда:

1 блок «Численность населения»:

1. Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его

численность, естественный прирост и половой состав, называется…………

2.

Текущий

учет

численности

населения

производится

за

счет…………..

3.

На

сегодняшний

день

численность

населения

мира

составляет

более………….

4.

Самые

крупные

страны

по

численности

населения

(от

3

до

5

названий стран)………….

5. Численность населения страны зависит от…………..

2 блок «Первый тип воспроизводства населения»

1.

Совокупность

процессов…………..и…………….,

которые

обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений,

называется………………..

2. Для первого типа воспроизводства характерны…………показатели

рождаемости, смертности и естественного прироста.

3. Первый тип воспроизводства характерен для …………..стран, где

н а б л юд а е т с я

… … … … ,

ко т о р о е

в е д е т

к

… … … … . ,

и л и

к

демографическому………………

4. Первый тип воспроизводства получил название «…………….........»

5.

Страны,

в

которых

первый

тип

воспроизводства

получил

распространение (от 3 до 5 названий стран)………………

3 блок «Второй тип воспроизводства населения»

1. «Формула» воспроизводства:……………-- ………………=…………

2.

Для

второго

типа

воспроизводства

характерны

высокие

показатели…………….. и относительно низкие показатели ……………….

3. Второй тип воспроизводства характерен для ……………..стран, где

наблюдается…………..населения.

4. Второй тип воспроизводства получил название «…………………»

5.

Страны,

в

которых

второй

тип

воспроизводства

получил

распространение (от 3 до 5 названий стран)………………….

4 блок «Демографическая политика»

1.

Система………….,

……………,

……………мероприятий,

с

помощью которых государство влияет на естественное движение населения

в желательном для себя направлении, называется……………………

2.

В

странах

с

первым

типом

воспроизводства

демографическая

политика направлена на …………….через……………

3.

В

странах

со

вторым

типом

воспроизводства

демографическая

политика

направлена

на

……………..

Самые

большие

усилия

в

этом

отношении прилагают две самые большие страны…………….

4.

В

нашей

стране

демографическая

политика

сопровождается

следующими мероприятиями:………………….

5 .

Ст р а н ы ,

н е

п р о вод я щ и е

а кт и в н о й

д е м о г р а ф и ч е с ко й

политики……………..

7.

Первичное закрепление во

внешней речи

Повторим главное:

Воспроизводство населения, демографический кризис, демографический

взрыв, демография, естественный прирост, естественная убыль

8.

Самостоятельная работа с

самопроверкой

Прием организации самооценки: после выполнения задания педагог с

учащимися проверяет работу. В ходе проверки высвечиваются слайды с

правильными ответами. После этого преподаватель просит оценить свои

работы самим ребятам. Студенты оценивают сами себя, используя градацию

отметок:

5 правильных ответов – отметка «5»

4 правильных ответа – отметка «4»

3 правильных ответа – отметка «3»

Затем преподаватель обращается к аудитории: «На основе полученных

знаний

давайте

обратимся

к

картам».

Студенты

анализируют

две

предложенные

карты

«Численность

населения

мира»

и

«Типы

воспроизводства населения мира», делают выводы.

9.

Включение в систему знаний и

повторение.

1.

Что такое воспроизводство населения?

2.

Что такое демография?

3.

Что такое демографический кризис?

4. Что такое демографический взрыв?

5. Что такое естественный прирост?

6. Что такое естественная убыль населения?

7. что такое демографическая политика?

10.

Рефлексия учебной

деятельности.

- Что нового мы узнали на занятии?

- Какие затруднения вы испытали?

- Как вы смогли их преодолеть?

- Состоялось ли самостоятельное открытие нового знания?

- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?

- Помогла ли вам работа в парах, в группах? Поблагодарите друг друга за

помощь в совместной работе.

- Проанализируйте свою работу на занятии.

Возможно выставление отметок тем студентам, которые работы наиболее

успешно и активно.

11.

Домашнее задание

прочитать текст учебника – стр. 57 – 66.

Дифференцированные задания:

1.

составить тест по данной теме из 10 вопросов;

2.

составить кроссворд из 10 вопросов;

3.

подготовить сообщение на тему «Состав населения мира»

(опережающее задание).

Структура и дидактические задачи урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи

Показатели результата решения задачи

1

Мотивация к

учебной

деятельности

7 мин

Подготовка студентов к работе на занятии

Полная готовность группы и оборудования,

быстрое включение учащихся в деловой

ритм.

2

Актуализация

знаний и

пробное учебное

действие

10 мин

Установление правильности и осознанности

выполнения домашнего задание всеми

студентами, выявление пробелов и их

коррекция

Оптимальность сочетания контроля,

самоконтроля и взаимоконтроля для

установления правильности выполнения

задания и коррекции пробелов

3

Выявление

места и причины

затруднения

10 мин

Обеспечение мотивации и принятия

студентами цели, учебно-познавательной

деятельности, актуализация опорных знаний

и умений

Готовность студентов к активной учебно-

познавательной деятельности на основе

опорных знаний

4

Построение

проекта выхода

из затруднения

10 мин

Обеспечение восприятия осмысления и

первичного запоминания знаний и способов

действий, связей и отношений в объекте

изучения

Активные действия студентов с объемом

изучения; максимальное использование

самостоятельности в добывании знаний и

овладении способами действий

5

Реализация

построенного

проекта

20 мин

Установление правильности и осознанности

усвоения нового учебного материала;

выявление пробелов и неверных

представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и

способов действий на репродуктивном

уровне. Ликвидация типичных ошибок и

неверных представлений у учащихся

6

Реализация

проекта выхода

из затруднения.

10 мин

Обеспечение усвоения новых знаний и

способов действий на уровне применения в

измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий,

требующих применения знаний в знакомой и

измененной ситуации.

7

Первичное

закрепление во

внешней речи

10 мин

Формирование целостной системы ведущих

знаний по теме, курсу; выделение

мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности

учащихся по включений части в целое,

классификации и систематизации,

выявлению внутрипредметных и

межкурсовых связей

8

Самостоятельна

я работа с

самопроверкой

10 мин

Выявление качества и уровня овладения

знаниями и способами действий, обеспечение

их коррекции

Получение достоверной информации о

достижении всеми студентами планируемых

результатов обучения

9

Включение в

систему знаний

и повторение.

3 мин

Дать анализ и оценку успешности

достижения цели и наметить перспективу

последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценке

учителя. Получение студентами информации

о реальных результатах учения

10

Рефлексия

учебной

деятельности.

5 мин

Мобилизация студентов на рефлексию своего

поведения (мотивации, способов

деятельности, общения). Усвоение принципов

саморегуляции и сотрудничества.

Открытость студентов в осмыслении своих

действий и самооценке. Прогнозирование

способов саморегуляции и сотрудничества

11

Домашнее

задание

2 мин

Обеспечение понимания цели, содержания и

способов выполнения домашнего задания.

Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных

условий для успешного выполнения

домашнего задания всеми студентами в

соответствии с актуальным уровнем их

развития.