Авторы: Паршина Елена Анатольевна, Денисова Наталья Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ №14 "Ручеек"
Населённый пункт: городского округа город Фролово, Волгоградской области
Наименование материала: проектная деятельность
Тема: "Берегите птиц зимой".
Проект «Берегите птиц зимой!»
Авторы: воспитатели Денисова Н.В., Паршина Е.А.
Муниципальное
казенное
дошкольное
образовательное
учреждение
«
Детский
сад
№ 14 «
Ручеек
»
городского
округа
город
Фролово
Актуальность
•
Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы.
Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность
насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые
виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей
животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых
организмов.
•
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно
важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится
значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
•
Перед нами – взрослыми- встает задача – расширять
представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, с их
видами и характерными особенностями; воспитывать желание
заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Вид проекта- экологический,
познавательно, практико-
информационный
.
Тип проекта по продолжительности-
среднесрочный
Тип проекта по количеству участников
групповой.
Участники: дети 6- 7 лет, родители,
воспитатели.
Срок реализации: декабрь - март
Цели проекта
- формировать системы экологических
знаний и представлений.
- формировать осознанно правильное
отношение к объектам живой природы
(птицам).
- участие детей в посильной для них
деятельности по уходу за птицами, по
охране и защите природы.
-
расширять представления детей о зимующих птицах, их образе
жизнедеятельности;
-обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц;
-
расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой
природой, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;
-расширять представления детей и родителей о видах кормушек, способах
их изготовления из разного материала;
-
заинтересовать детей и их родителей природоохранной
деятельностью, ее организацией, довести до их сознания необходимость
воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам;
-воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.
Задачи проекта
Формы и методы работы
•
Экскурсии в природу;
•
Презентации;
•
Консультации;
•
Викторины;
•
Игры –ситуации;
•
Беседы;
•
НОД, сезонные развлечения;
•
Выставки поделок и рисунков и др.
Ресурсы проекта
•
Методическая литература,
•
Мультимедийное оборудование, ТСО
•
Дидактический материал,
•
Видео ролики по теме,
•
Презентации.,
•
Альбомы: «Зимующие птицы»,
«Перелётные птицы», «Птицы наших
лесов».
Основные этапы реализации проекта
•
I этап – предварительный.
•
II этап – основной (перспективное
планирование).
•
III этап – Заключительный (реализация
проекта).
•
IV этап – Презентация проекта
(подведение итогов)
Предварительный этап
•
Постановка цели, задач проекта,
актуальности темы,
•
Мониторинг знаний детей по данной теме,
•
Анкетирование родителей,
•
Подбор и изучение познавательной и
художественной литературы,
•
Проведение бесед, чтение художественной
литературы, оформление консультаций,
•
Изготовление дидактических игр.
Основной этап
•
Работа с детьми.
•
Работа с родителями воспитанников.
•
Работа с педагогами дошкольного
учреждения, учреждений города и
района.
Работа с детьми
•
формирование знаний детей о зимующих птицах;
•
изготовление кормушек ;
•
заготовка корма для птиц;
•
наблюдение за поведение птиц на кормушке;
•
выпуск стенгазеты «Берегите птиц»;
•
выставка рисунков, оформление стенгазеты;
•
проведение занятия по развитию речи по теме «Перелётные и
зимующие птицы»
•
доклады детей на тему: «Зимующие птицы»
•
наблюдения за птицами, их повадками; составление описательных рассказов о
зимующих птицах;
•
организация «Птичьей столовой»;
•
создание дневника наблюдений;
•
самостоятельная художественная деятельность,
•
проведение тематических праздников и музыкально – литературных
развлечений.
Работа с родителями:
•
консультации: «Наблюдаем вместе
за птицами», «Берегите птиц», «Как изготовить
кормушку для птиц своими руками», «Покормите птиц
зимой», «Выбор корма для птиц», «Как помочь птицам
пережить зиму»
•
оформление папки-передвижки «Птицы – наши друзья»
•
фотоконкурс «На моей кормушке»
•
экологическая акция «Помогите птицам»
•
организация выставки «Лучшая кормушка»
•
участие родителей в изготовлении кормушек и
реализации проекта.
Работа с педагогами дошкольного
учреждения
•
Выступления на педагогических советах,
мастер – классах с целью
распространения опыта по данной
теме.
•
Разработка методических пособий,
конспектов и авторских игр,
•
Повышение уровня самообразования по
теме «Зимующие и перелётные птицы.
Помощь зимующим птицам» и др.
-формирование представлений о жизнедеятельности
зимующих птиц;
-формирование умения совместно с родителями
изготовить кормушку из разного материала;
-формирование осознанного отношения к объектам живой
природы;
-развитие практических действий по охране природы;
-воспитание любви и бережного отношения к птицам.
Ожидаемый результат
Реализация проекта
Тематические развлечения
«День птиц», «Птицы зимующие и
перелётные»
Литературно – музыкальное
развлечение.
НОД по развитию речи «Перелётные и зимующие
птицы»
Художественно- эстетическое развитие.
Аппликация «Птички».
Рассматривание картинок и альбомов,
иллюстраций книг о птицах.
Оригами «Птичка»
Самостоятельная художественная
деятельность: «Раскрашивание птиц».
Выставка рисунков «Птицы -
снегири».
Выставка кормушек (совместная работа
родителей и детей).
Кормление птиц на участке
Выставка «Кормушки для птичек»
Наблюдение за птицами на прогулке.
Что это за птица ?
Познавательно –исследовательская
деятельность
Плакат «Берегите птиц!»
Выступления на педагогических
советах по данной теме
Консультации на родительских
собраниях
Распространение опыта среди
педагогов города и района (мастер –
класс)
Результативность проекта
Дети узнали:
• Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие
прилетают к нам на зиму;
• Как различить птиц по внешнему виду;
• Какие корма предпочитают птицы;
• Какие повадки у птиц.
• В детском саду созданы необходимые условия по формированию у
дошкольников целостного представления о жизни птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями
жизнью птиц, появилось желание помогать им. У детей и
взрослых сформировалась определенная система
природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей
природы и место человека в ней.
Список литературы
1). Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников» 2007г.
2) О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». 2001г.
3) В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском
саду» методические рекомендации
4) Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» 2003г.
5) «Времена года» Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева 2005г.
6) О. С. Ушакова «Знакомство детей с литературой» 2004г.
7) О. А. Соломенникова «Занятие по формированию
элементарных экологических представлений» 2009г.
8) Ю. А. Акимов «Знакомство дошкольников с окружающем
миром» 2008г.