Программа кружка "Звонкие голоса"

Автор: Айтуганова Ленмира Айткалиевна
Должность: учитель музыки, ИЗО, МХК, ОРКСЭ
Учебное заведение: МОУ-СОШ с.Лепехинка
Населённый пункт: с.Лепехинка, Краснокутский район, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Звонкие голоса"
Дата публикации: 19.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное Общеобразовательное Учреждение -

средняя общеобразовательная школа с.Лепехинка

Программа кружка

«Звонкие голоса»



Учитель: Айтуганова Ленмира Айткалиевна

2015-2016 г


Пояснительная записка
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир поэзии и драматического искусства. Данная программа позволит реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы:
В певческой деятельности достичь творческого самовыражения обучающихся. Сформировать умения в хоровом, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении современных песен.
Цель программы:
формирование практических умений и навыков в области хорового и вокального пения. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих
целей и задач:
 формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;  развитие мотивации личности к познанию и творчеству;  формирование у обучающихся исполнительского мастерства и художественного вкуса;  выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося;  вовлечение детей в активную творческую деятельность,  развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
 выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
Основное содержание:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу; – усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний; – обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным и направлен на развитие вокально-хоровых навыков обучающихся. В вокальном кружке «Звонкие голоса» занимаются учащиеся от 10 до 14 лет, имеющие хорошие вокальные данные. А также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио). На занятиях кружка «Звонкие голоса»закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе. Формируется развитие навыков эмоционального исполнения в практической деятельности. Именно в практической деятельности происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром хора, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считаю форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Песенный репертуар подобран в соответствие с регистрами детских голосов в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям. Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры. Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.

Организационно-педагогические основы обучения

Необходимые требования к проведению занятий:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся; - целесообразное расходование времени на всех этапах занятия; - применение различных методов и средств обучения; - высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися; - практическая значимость полученных знаний и умений.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы: - участие в концертных программах; - участие в фестивалях, конкурсах.
Воспитательная работа и досуговая деятельность:
- работа с родителями – индивидуальные беседы; - школьные досуговые мероприятия прививают навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят; - участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы. Концертная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности вокально-хорового коллектива. Исполнительский репертуар проходят апробацию на слушателя. Для пропаганды хорового искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса хора важно его участие в фестивалях и конкурсах.



Программа обучения предполагает:




- групповые занятия; - участие в конкурсах и фестивалях разного уровня; - участие в концертах и выступлениях разных уровней.
Год

обучения

Возраст

Продолжительность

занятий

Общее кол-во

хоровых занятий

в год

Общее кол-

во часов в

год
2015- 2016г. 10-14 лет 1 час 35 35


По окончании обучения по данной программе обучающие должны:
- уметь чисто интонировать, петь в единой манере, многоголосием в правильной певческой установке; - знать всю хоровую программу, участвовать в конкурсах и концертах разных уровней
Содержание критериев обученности по уровням

Уровни

Теория

Практика
Высокий (7-10 баллов) Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку. Выработана академическая манера пения, освоено многоголосие, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии. Высокий исполнительский уровень. Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней. Средний (4- 6 баллов) Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку. Не выработана единая манера пения, нет унисона, многоголосие освоено частично. Знание всей хоровой программы, хороший исполнительский уровень. Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.

Тематическое планирование вокального кружка

«

Звонкие голоса

»





Тема занятий

Кол-во

часов
Д
ата
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание голосов. 1 2 Певческая установка. Дыхание. Навыки «цепного» дыхания. 1 3 Дирижерские жесты. 1 4 Унисон. Умение чисто интонировать в унисон. 1 5 Вокальная позиция. 1 6 Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. 1 7 Двухголосие. Развитие навыков двухголосного исполнения. Работа над чистотой строя. 1 8 Работа с солистами. 1 9 Основы музыкальной грамоты 1 10 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. 1 11 Развитие чувства ритма. 1 12 Беседа о гигиене певческого голоса 1 13 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего 1 14 Беседа о творчестве композиторов–классиков. Беседа о творчестве современных композиторов 1 15 Работа над собственной манерой вокального исполнения. 1 16 Творчество и импровизация. 1 17 Сценическое искусство. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. 1 18 Знакомство с многоголосным пением. 1 19 Освоение исполнения бэк-вокал 1 20 Сценическая хореография. 1 21 Сценическая хореография. 1 22 Использование элементов ритмики, сценической 1
культуры. 23 Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. 1 24 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. 1 25 Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. 1 26 Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально- хоровая работа. Нотная грамота. 1 27 Песня- спутник жизни. 1 28 Хоровая музыка. 1 29 Виды хоров. 1 30 Музыка храма. 1 31 Музыка народов мира 1 32/33 Хороводы и игры народов мира. 2 34 Современная песня. 1 35 Выступление на последнем звонке 1
План занятий кружка «Звонкие голоса»

Режим занятий:
1 час в неделю, за год – 35 часов.


Месяц

Тема занятия

Содержание

занятия

Количество

часов./ Дата
1.
Сентябрь
Основные правила пения. Певческая установка. 1час, 2. Разбор песни «Мой добрый учитель», «Учителя для нас вы свет в окошке» Прослушивание голосов. Разучивание мелодии. 1 час, 3. Исполнение песни «Мой добрый учитель», «Учителя для нас вы свет в окошке» Отработка мелодии по куплетам. 1час, 4. Закрепление песни «Мой добрый учитель», «Учителя для нас вы свет в окошке» Отработка дикции и динамики. 1час, 5.
Октябрь
Исполнение песни на празднике «Мой добрый учитель», «Учителя для нас вы свет в окошке» Разучивание мелодии. 1 час, 6. Исполнение песни «Мама, первое слово» Отработка мелодии по куплетам 1 час,
7. Исполнение песни Про козлика Отработка дикции и динамики. 1 час, 8. Закрепление песни «Мама, первое слово» Отработка дикции и динамики. (Закрепление). 1 час, 9. Разучивание песни «Посвящение маме» Разучивание мелодии. 1 час, 10.
Ноябрь
Разучивание песни «Посвящение маме» Разучивание мелодии. 1 час, 11. Отработка песни «Посвящение маме» по куплетам Отработка мелодии по куплетам. 1 час, 12. Отработка песни «Посвящение маме» по куплетам. Отработка дикции и динамики. 1 час, 13.
Декабрь
Работа над новогодними песнями под караоке. (По выбору.) Отработка мелодии по куплетам 1 час, 14. Отработка новогодних песен по куплетам. (Под караоке.) Отработка мелодии по куплетам 1 час, 15. Отработка новогодних песен под караоке. Отработка дикции и динамики. 1 час, 16. Исполнение новогодних песен под караоке на празднике. Отработка дикции и динамики. 1 час, 17.
Январь
Закрепление новогодних песен под караоке. Отработка дикции и динамики. -Закрепление 1 час, 18. Разучивание песни «Не крутите пёстрый глобус» Исполнение хоровое 1 час, 19. Исполнение песни «не крутите пёстрый глобус» Исполнение хоровое 1 час, 20.
Февраль
Отработка песни «Подари улыбку миру» Отработка мелодии по куплетам 1 час, 21. Отработка и закрепление песни «Подари улыбку миру» Отработка дикции и динамики. -Закрепление 1час, 22. Отработка песни «Аист на крыше» Отработка мелодии по куплетам 1 час, 23. Отработка мелодии песни «Аист на крыше» Отработка дикции и динамики. 1 час, 24.
Март
Отработка мелодии песни «Аист на крыше» Отработка дикции и динамики. 1 час, 25. Отработка песни «Аист на крыше» Вокальная-хоровая работа. Отработка дикции и динамики. 1час,
26. Закрепление песни «Аист на крыше» Отработка дикции и динамики. (Закрепление) 1час, 27. Знакомство с песней «Моя Россия» Отработка мелодии по куплетам 1 час, 28.
Апрель
Разучивание песни «Моя Россия» Отработка мелодии по куплетам 1 час, 29. Отработка песни «Моя Россия» Отработка дикции и динамики. 1 час, 30. Отработка песни «Моя Россия» Вокально-хоровая работа 1 час, 31.
Май
Отработка песни «Моя Россия», «Школа, школа», «Прекрасное далеко» Вокально-хоровая работа 1 час, 32. Закрепление песни «Летите голуби» Моя Россия», «Школа, школа», «Прекрасное далеко» Отработка дикции и динамики. -Закрепление 1 час, 33. Отработка песни «Летите голуби» Моя Россия», «Школа, школа», «Прекрасное далеко» Отработка мелодии по куплетам 1 час, 34. Исполнение песни на Последнем звонке Отработка дикции и динамики. (Закрепление) 1 час, 35 Выступление на отчетном концерте.