Автор: Айтуганова Ленмира Айткалиевна Должность: учитель музыки, ИЗО, МХК, ОРКСЭ
Учебное заведение: МОУ-СОШ с.Лепехинка
Населённый пункт: с.Лепехинка, Краснокутский район, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Звонкие голоса"
Пояснительная записка
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в
себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети
чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к
творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир поэзии и драматического искусства.
Данная программа позволит реализовать творческий потенциал ребенка,
способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию
певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы:
В певческой деятельности достичь творческого самовыражения
обучающихся.
Сформировать умения в хоровом, сольном пении, одноголосном и
двухголосном исполнении современных песен.
Цель программы: формирование практических умений и навыков в
области хорового и вокального пения.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение
следующих целей и задач:
формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части
духовной культуры;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
формирование у обучающихся исполнительского мастерства и
художественного вкуса;
выявление и развитие творческой индивидуальности каждого
обучающегося;
вовлечение детей в активную творческую деятельность,
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти и восприимчивости, способности к
сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения, певческого голоса; приобщение к
музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра
как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной
деятельности;
выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства,
настроение человека, определение компонентов, связывающих
музыку с другими видами искусства и жизнью;
Основное содержание:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся
к музыке и вокалу;
– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых
знаний;
– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Материал, отобранный для занятий, является педагогически
целесообразным и направлен на развитие вокально-хоровых навыков
обучающихся.
В вокальном кружке «Звонкие голоса» занимаются учащиеся от 10 до 14
лет, имеющие хорошие вокальные данные.
А также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными
ансамблями (дуэтами, трио).
На занятиях кружка «Звонкие голоса»закладываются хоровые навыки,
основными из которых следует считать навыки правильного певческого
дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки
общения и работы в коллективе. Формируется развитие навыков
эмоционального исполнения в практической деятельности. Именно в
практической деятельности происходит закрепление вокально-хоровых
навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с
репертуаром хора, активная концертная деятельность, индивидуальная
работа с солистами.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считаю
форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и
вокальные особенности детского голоса. Голос ребенка формируется
постепенно, в течение длительного периода.
Песенный репертуар подобран в соответствие с регистрами детских
голосов в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям.
Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры. Овладение
певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий,
внимания, терпения со стороны обучаемого. Навык выразительного
исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и
воспитательный смысл певческой деятельности.
Организационно-педагогические основы обучения
Необходимые требования к проведению занятий:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и
активности обучающихся;
- целесообразное расходование времени на всех этапах занятия;
- применение различных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и
обучающимися;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся
используются следующие формы:
- участие в концертных программах;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Воспитательная работа и досуговая деятельность:
- работа с родителями – индивидуальные беседы;
- школьные досуговые мероприятия прививают навыки общения друг с
другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят;
- участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед
коллективом, самостоятельность и веру в свои силы.
Концертная деятельность является неотъемлемой частью
жизнедеятельности вокально-хорового коллектива. Исполнительский
репертуар проходят апробацию на слушателя.
Для пропаганды хорового искусства, дальнейшего развития коллектива,
поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса хора важно
его участие в фестивалях и конкурсах.
Программа обучения предполагает:
- групповые занятия;
- участие в конкурсах и фестивалях разного уровня;
- участие в концертах и выступлениях разных уровней.
Год
обучения
Возраст
Продолжительность
занятий
Общее кол-во
хоровых занятий
в год
Общее кол-
во часов в
год
2015-
2016г.
10-14
лет
1 час
35
35
По окончании обучения по данной программе обучающие должны:
- уметь чисто интонировать, петь в единой манере, многоголосием в
правильной певческой установке;
- знать всю хоровую программу, участвовать в конкурсах и концертах
разных уровней
Содержание критериев обученности по уровням
Уровни
Теория
Практика
Высокий
(7-10 баллов)
Обучающийся хорошо знает
типы дыхания, певческую
установку.
Выработана академическая манера
пения, освоено многоголосие, унисон,
правильное дыхание. Знание всей
хоровой программы и своей хоровой
партии. Высокий исполнительский
уровень. Участие в конкурсах и
фестивалях различных уровней.
Средний
(4- 6 баллов)
Обучающийся знает типы
дыхания, певческую установку.
Не выработана единая манера пения,
нет унисона, многоголосие освоено
частично. Знание всей хоровой
программы, хороший
исполнительский уровень. Участие в
конкурсах и фестивалях различных
уровней.
Тематическое планирование вокального кружка
«
Звонкие голоса
»
№
Тема занятий
Кол-во
часов
Д ата
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Прослушивание голосов.
1
2
Певческая установка. Дыхание. Навыки «цепного»
дыхания.
1
3
Дирижерские жесты.
1
4
Унисон. Умение чисто интонировать в унисон.
1
5
Вокальная позиция.
1
6
Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией.
1
7
Двухголосие. Развитие навыков двухголосного
исполнения. Работа над чистотой строя.
1
8
Работа с солистами.
1
9
Основы музыкальной грамоты
1
10
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
1
11
Развитие чувства ритма.
1
12
Беседа о гигиене певческого голоса
1
13
Знакомство с великими вокалистами прошлого и
настоящего
1
14
Беседа о творчестве композиторов–классиков. Беседа о
творчестве современных композиторов
1
15
Работа над собственной манерой вокального
исполнения.
1
16
Творчество и импровизация.
1
17
Сценическое искусство. Знакомство с произведениями
различных жанров, манерой исполнения.
1
18
Знакомство с многоголосным пением.
1
19
Освоение исполнения бэк-вокал
1
20
Сценическая хореография.
1
21
Сценическая хореография.
1
22
Использование элементов ритмики, сценической
1
культуры.
23
Движения под музыку. Постановка танцевальных
движений, театральные постановки.
1
24
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
1
25
Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и
артикуляция. Расширение диапазона голоса.
1
26
Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-
хоровая работа. Нотная грамота.
1
27
Песня- спутник жизни.
1
28
Хоровая музыка.
1
29
Виды хоров.
1
30
Музыка храма.
1
31
Музыка народов мира
1
32/33
Хороводы и игры народов мира.
2
34
Современная песня.
1
35
Выступление на последнем звонке
1
План занятий кружка «Звонкие голоса»
Режим занятий: 1 час в неделю, за год – 35 часов.
№
Месяц
Тема занятия
Содержание
занятия
Количество
часов./ Дата
1.
Сентябрь
Основные правила пения.
Певческая установка.
1час,
2.
Разбор песни
«Мой добрый учитель»,
«Учителя для нас вы свет в
окошке»
Прослушивание голосов.
Разучивание мелодии.
1 час,
3.
Исполнение песни «Мой
добрый учитель», «Учителя для
нас вы свет в окошке»
Отработка мелодии по
куплетам.
1час,
4.
Закрепление песни «Мой
добрый учитель», «Учителя для
нас вы свет в окошке»
Отработка дикции и
динамики.
1час,
5.
Октябрь
Исполнение песни на празднике
«Мой добрый учитель»,
«Учителя для нас вы свет в
окошке»
Разучивание мелодии.
1 час,
6.
Исполнение песни
«Мама, первое слово»
Отработка мелодии по
куплетам
1 час,
7.
Исполнение песни
Про козлика
Отработка дикции и
динамики.
1 час,
8.
Закрепление песни «Мама,
первое слово»
Отработка дикции и
динамики.
(Закрепление).
1 час,
9.
Разучивание песни
«Посвящение маме»
Разучивание мелодии.
1 час,
10.
Ноябрь
Разучивание песни
«Посвящение маме»
Разучивание мелодии.
1 час,
11.
Отработка песни
«Посвящение маме» по
куплетам
Отработка мелодии по
куплетам.
1 час,
12.
Отработка песни
«Посвящение маме»
по куплетам.
Отработка дикции и
динамики.
1 час,
13.
Декабрь
Работа над новогодними
песнями под караоке. (По
выбору.)
Отработка мелодии по
куплетам
1 час,
14.
Отработка новогодних песен по
куплетам.
(Под караоке.)
Отработка мелодии по
куплетам
1 час,
15.
Отработка новогодних песен
под караоке.
Отработка дикции и
динамики.
1 час,
16.
Исполнение новогодних песен
под караоке на празднике.
Отработка дикции и
динамики.
1 час,
17.
Январь
Закрепление новогодних песен
под караоке.
Отработка дикции и
динамики.
-Закрепление
1 час,
18.
Разучивание песни «Не крутите
пёстрый глобус»
Исполнение хоровое
1 час,
19.
Исполнение песни «не крутите
пёстрый глобус»
Исполнение хоровое
1 час,
20.
Февраль
Отработка
песни «Подари улыбку миру»
Отработка мелодии по
куплетам
1 час,
21.
Отработка и закрепление песни
«Подари улыбку миру»
Отработка дикции и
динамики.
-Закрепление
1час,
22.
Отработка песни
«Аист на крыше»
Отработка мелодии по
куплетам
1 час,
23.
Отработка мелодии песни
«Аист на крыше»
Отработка дикции и
динамики.
1 час,
24.
Март
Отработка мелодии песни
«Аист на крыше»
Отработка дикции и
динамики.
1 час,
25.
Отработка песни
«Аист на крыше»
Вокальная-хоровая
работа.
Отработка дикции и
динамики.
1час,
26.
Закрепление песни
«Аист на крыше»
Отработка дикции и
динамики.
(Закрепление)
1час,
27.
Знакомство с песней
«Моя Россия»
Отработка мелодии по
куплетам
1 час,
28.
Апрель
Разучивание песни «Моя
Россия»
Отработка мелодии по
куплетам
1 час,
29.
Отработка песни
«Моя Россия»
Отработка дикции и
динамики.
1 час,
30.
Отработка песни
«Моя Россия»
Вокально-хоровая
работа
1 час,
31.
Май
Отработка песни «Моя Россия»,
«Школа, школа», «Прекрасное
далеко»
Вокально-хоровая
работа
1 час,
32.
Закрепление песни
«Летите голуби» Моя Россия»,
«Школа, школа», «Прекрасное
далеко»
Отработка дикции и
динамики.
-Закрепление
1 час,
33.
Отработка песни «Летите
голуби» Моя Россия», «Школа,
школа», «Прекрасное далеко»
Отработка мелодии по
куплетам
1 час,
34.
Исполнение песни на
Последнем звонке
Отработка дикции и
динамики.
(Закрепление)
1 час,
35
Выступление на отчетном
концерте.