Напоминание

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях учреждения дополнительного образования детей (на примере МБУ ДО ЦДОД МР "Усть-Алданский улус" Республики Саха (Якутия)

Авторы: Аманатова Изабелла Николаевна, Бурнашева Анна Михайловна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: с. Борогонцы, Усть-Алданский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях учреждения дополнительного образования детей (на примере МБУ ДО ЦДОД МР "Усть-Алданский улус" Республики Саха (Якутия)







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в

условиях учреждения дополнительного образования детей (на примере

МБУ ДО ЦДОД МР «Усть-Алданский улус» Республики Саха (Якутия)

Бурнашева Анна Михайловна

Аманатова Изабелла Николаевна

педагоги дополнительного образования

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования «Центр

дополнительного образования детей»

С

целью

развития

интеллектуального,

логического

мышления,

развития

умения

находить

способ

деятельности

и

способ

извлечения

информации

в

нестандартных

условиях

в

центре

дополнительного

образования

детей

Усть-Алданского

улуса

в

2016

г.

организовано

интеллектуально-творческое объединение «Мир детства».

Разработали

дополнительную

образовательную

программу

интеллектуально

творческого

объединения

«Мир

детства».

Срок

реализации программы 1 год. В кружке занимаются дети с 6 до 11 лет, так как

в этом возрасте дети пытаются исследовать, познавать мир.

Н о в и з н а данной

дополнительной

образовательной

программы

заключается

в

объединении

нескольких

видовв

различных

сочетаниях:

интеллектуальную,

творческую,

трудовую,

художественно-эстетическую,

спортивную

и

игровую

деятельности.

С

точки

зрения

всестороннего

воспитания детей она богата разнообразием содержания и форм.

Педагогическая

целесообразность данной

образовательной

программы заключается в том, что методика проведения занятий, подбор

заданий, усложнение тем программного материала учитывает возрастные и

индивидуальные

особенности,

состояние

здоровья

обучающихся,

их

способности к творчеству и работоспособности. Задание одной темы могут

быть

различны

как

в

постановке

конкретной

творческой

задачи,

так

и

объемом исполнений. Такие объединения привлекательны для родителей,

прежде всего тем, что обеспечивают ребёнку возможность посещать в одном

месте занятия по различным направлениям.

1

Технология опыта.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Образовательные задачи:

Способствовать

формированию

знаний

и

умений

в

области

интеллектуально-творческого развития.

Развивающие задачи:

Развивать

творческие

способности

(фантазию,

образное

мышление,

художественно-эстетический вкус и др.).

Развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира,

удовлетворять любознательность.

Создание

условий

для

творческой

деятельности

обучающихся

способствует

правильному

социальному

выбору

формирования

их

личностных качеств успеха (успешности).

Воспитательные задачи:

Воспитывать у обучающихся ответственное отношение и интерес к

занятиям, развивать навыки самостоятельной работы;

Формировать у обучающихся личностные качества (ответственность,

исполнительность,

самостоятельность,

усидчивость,

трудолюбие,

аккуратность и др.);

Формировать у обучающихся культуру труда.

Формы:

игровая

деятельность

(развивающие

игры:

настольно-печатные,

динамические, словесные, ролевые игры);

творческие задания (рукоделие);

экскурсии;

развлечения (конкурсы, праздники, выставки, викторины);

познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-

иллюстрированного

материала,

музыкального

сопровождения,

художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий);

чтение, прослушивание и просмотр сказоки.т.д.

Используем

следующие

приёмы

и методы

учебно-воспитательного

процесса:

2

1.

объяснительно-иллюстративный (рассказ,

беседа,

объяснение,

наблюдение,

демонстрация

иллюстраций,

слайдов,

репродукций,

изделий народных мастеров.)

2.

репродуктивный (выполнение

действий

на

занятиях

на

уровне

подражания,

тренировочные

упражнения

по

образцам,

выполнение

практических заданий.)

3.

изучение

развития

ребенка (наблюдение

за

особенностями

развития

личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности,

беседы, анализ творческой деятельности учащегося, и т.д.)

Содержание работы.

Работу с детьми реализуем по следующим направлениям:

1.

Краеведческое

2.

Интеллектуальное

3.

Литературное

4.

Художественно-прикладное

5.

Здоровьесберегающее

Направления

Вид деятельности

Содержания

Краеведческое

(Тематические

беседы)

Беседы,

экскурсии,

праздники,

обсуждение,

прослушивание

аудиозаписей

Бе седа

создает

условия

д л я

ф о р м и р о в а н и я

у м е н и й

классифицировать,

анализировать,

с р а в н и в а т ь ,

с о п о с т а в л я т ь ,

д о к а з ы в а т ь

и

о т с т а и в а т ь

собственную точку зрения.

Интеллектуальн

ое (Почемучка)

загадки,

викторины,

ребусы, кроссворды

Развитие

памяти,

логиче ско е

мышление, внимания, воображения

Литературное

(Читаем вместе)

чтение,

обсуждение,

беседы,

экскурсия

в

детскую библиотеку

П о л у ч а ют

р а з в и т и е

н а в ы к а

с л у ш а н и я

н а

о с н о в е

целенаправленного

восприятия

элементов

формы

и

содержания

литературного

п р о и з вед е н и я .

Учатся

выражать

собственное

отношение к тексту.

Художественно-

п о д е л к и

с в о и м и

Работа на занятии -

прекрасное

3

прикладное

(рукоделие)

руками,

р и с у н к и ,

оригами, конкурсы

средство

развития

творчества,

у м с т в е н н ы х

с п о с о б н о с т е й ,

эстетического

вкуса,

а

также

конструкторского мышления детей.

Здоровьесберега

ющее

(подвижные

игры)

и г р ы ,

э с т а ф е т ы ,

соревнования,

беседы,

настольные

игры,

прогулки

на

свежем воздухе

В

играх

в о с п и т ы в а е т с я

сознательная

дисциплина,

дети

приучаются к соблюдению правил,

с п р а в е д л и в о с т и ,

у м е н и ю

контролировать

свои

поступки,

правильно и объективно оценивать

поступки других.

Результативность опыта.

Для

отслеживания

результативности

используются

следующие

виды

контроля:

1.

Начальный контроль (сентябрь)

2.

Промежуточный контроль (декабрь)

3.

Итоговый контроль (май)

Тестирование (1-4 классов)

Начальный контроль

Промежуточный

контроль

Итоговый контроль

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

2

6,25%

11

39,28%

14

40%

Средний

19

59,37%

13

46,42%

17

48,57%

низкий

11

34,37%

4

14,28%

4

11,42%

Формы подведения итогов: выставки работ обучающихся, тестирование,

диагностика, отзыв родителей.

4

Примечание: в связи с нестабильностью количества детей показания

немного изменяются в процентах

начальный контроль промежуточный контроль

итоговый контроль

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

6,25%

39,28%

40,00%

59,37%

46,42%

48,57%

34,37%

14,28%

11,42%

высокий

средний

низкий

Вывод: По итогам контроля показали:

o

высокий уровень –40%

o

средний уровень – 48,57%

o

низкий уровень - 11,42%

знания

умения

навыки

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

70,00%

80,00%

90,00%

100,00%

37,14%

34,28%

28,57%

57,14%

71,42%

62,85%

94%

100%

97%

Сравнительные результаты

мониторинга ЗУН обучающихся по дополнительным образовательным программам "Мир детства

(2016-2017 уч.г.)"

сентябрь

декабрь

май

5

% успеваемости

в начале уч.года

% успеваемости

в середине уч.года

% успеваемости

в конце уч.года

знания

37,14%

57,14%

94,28%

умения

34,28%

71,42%

100%

навык

28,57%

62,85%

97,14%

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

70,00%

80,00%

90,00%

100,00%

51,42%

25,71%

57,14%

14,28%

77,14%

37,14%

88,57%

40,00%

100,00%

97,14%

100,00%

91,42%

Сравнительные результаты

мониторинга УУД обучающихся по дополнительным образовательным программам "Мир детства

(2016-2017 уч.г.)"

сентябрь

декабрь

май

% успеваемости

в начале уч.года

% успеваемости

в середине уч.года

% успеваемости

в конце уч.года

личностные

51,42%

77,14%

100%

познавательные

25,71%

37,14%

97,14%

коммуникативные

57,14%

88,57%

100%

регулятивные

14,28%

40%

91,42%

Из таблицы видно, что все обучающиеся усвоили образовательную

программу.

Таким образом, данные, полученные в ходе диагностики, позволяют

прогнозировать

развитие

конкретного

ребенка.

В

ходе

диагностического

обследования

результатов

показал,

что

дети

к

концу

года

овладели

определенными

знаниями,

умениями

и

навыками.

Дети

стали

больше

интересоваться

развивающими,

логическими

играми,

творческой

деятельностью.

6

Использование новых технологий помогло нашим детям расширить

представление об окружающем мире, понять многие взаимосвязи предметов

и

явлений,

и

способствовало

развитию

познавательных

способностей,

мышления, воображения и творческой активности.

У детей появилась уверенность в своих силах и способностях.

Список использованной литературы:

1.

Библиотечка. ООО «Новое образование». №1 2016 г.

2.

Сборник докладов дистанционной научно – практической конференции

«Педагогические проекты: инновации в дополнительном образовании»,

посвященной

95-

летию

государственной

системы

дополнительного

(внешкольного) образования детей РФ / М-во образования Респ. Саха

(Якутия), ГБУ ДО МО РС (Я) «Республик. центр развития дополн.

образования и детского движения»; (сост.: Т.Н. Багаева и др.; - Якутск:

Дани – Алмас, 2014. – 207 с.)

3.

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика

социально-педагогической

деятельности

/

-Ярославль.

Академия

развития: 2004.-304 с.

7