Напоминание

Использование приемов мыследеятельностной технологии к теме "Упражнения гимнастического многоборья на снарядах" для студентов физкультурного отделения по дисциплине "Гимнастика с методикой преподавания"

Автор: Антоев Альберт Спартакович
Должность: преподаватель дисциплины "спортивная гимнастика"
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов мыследеятельностной технологии к теме "Упражнения гимнастического многоборья на снарядах" для студентов физкультурного отделения по дисциплине "Гимнастика с методикой преподавания"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование приемов

мыследеятельностной технологии к теме

«Упражнения гимнастического многоборья на снарядах» для студентов

физкультурного

отделения

по

дисциплине

«Гимнастика

с

методикой

преподавания»

Преподаватель по спортивной гимнастике: Антоев А.С.

Современные социально-экономические условия развития общества вы-

двигают

повышенные

требования

к

будущим

специалистам

среднего

профессионального

образования.

Одной

из

стратегических

задач

профессионального

образования

является

формирование

специалиста

с

высоким

уровнем

профессиональной

компетентности,

способного

адаптироваться

к

быстро

изменяющимся

экономическим

и

социальным

условиям, а также, подготовка конкурентоспособного специалиста на рынке

труда, готового к непрерывному профессиональному росту, самообразованию

и самосовершенствованию.

Конкурентоспособный

специалист

в

области

физической

культуры

в

физической культуре рассматривается нами как результат освоений основной

образовательной программы и вбирающее в себя научные знания и умения,

креативные

способности,

самостоятельность

умение

адекватно

оценивать

себя, сформированность культурно-нравственных ценностей. Это желаемый

«образ-результат» специалиста, который должен сформироваться в условиях

нашего колледжа.

Дисциплина

«Гимнастика с методикой преподавания»

является профилирующим предметом.

В

связи

с

этим,

перед

нами

поставлена

задача

внедрение

мыследеятельностной технологии обучения по дисциплине «Гимнастика с

методикой

преподавания».

В

основе

мыследеятельностной

технология

обучения

лежит

развитие

познавательных

навыков

студентов,

умения

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном пространстве, а также развитие критического и творческого

мышления. Использование мыследеятельностной технологии при обучении

технике двигательных действий позволит более осознанному овладению не

только техникой гимнастических упражнений, но и методикой обучения.

Исходя из этого, возникает проблема, каким должно быть содержание

занятий с использованием приемов

мыследеятельностной технологии к

теме «Упражнения гимнастического многоборья на снарядах» для студентов

физкультурного

отделения

по

дисциплине

«Гимнастика

с

методикой

преподавания»?

Цель

проекта:

Разработка содержания занятий с

использованием

приемов

мыследеятельностной

технологии

к

теме

«Упражнения

гимнастического многоборья на снарядах» для студентов физкультурного

отделения по дисциплине «Гимнастика с методикой преподавания»

Ожидаемые результаты:

-

Пересмотр тем рабочей программы в предлагаемом

нами аспекте

позволит сформировать модель выпускника колледжа с учетом специфики

подготовки будущих учителей физкультуры по следующим компетентностям

- осознанное овладение методикой обучения упражнениям гимнастического

многоборья на снарядах;

- владение техникой двигательного действия на гимнастических снарядах;

- умение работать совместно с другими «Я» (в коллективе и в команде);

- развитие творческих способностей;

-

умение рефлексировать.

Способы измерения умений: наблюдение, анализ, тестирование.

О б е с п е ч е н и е

п р о ц е с с а

р е а л и з а ц и и

п р о е к т а :

- технические средства обучения: видеотехника;

-учебные карточки.

Механизм реализации:

1. Проектирование содержания занятий с

использованием приемов

мыследеятельностной технологии

к теме «Упражнения гимнастического

многоборья

на снарядах»

для студентов физкультурного отделения

по

дисциплине «Гимнастика с методикой преподавания»

2. Частичная апробация разработанных занятий.

3.Организация диагностики результативности проведенных занятий.

Разработка проекта осуществлена в рамках опытно- экспериментальной

работы колледжа.

В

психолого-педагогической

литературе

мыследеятельностная

технология

обучения

рассматривается

как организация

педагогического

процесса,

когда

студент

систематически

включается

в

процесс

решения

проблем и проблемных заданий, построенных на содержании программного

материала.

В

таких

занятиях

идет

всесторонний

анализ

явлений,

размышление, сравнение, поиск истины, приобретения новых знаний или

применения

полученных

ранее,

тем

самым

создает

творческое

усвоение

содержания учебного материала, усвоение опыта творческой деятельности.

Также

студенты

овладевают

новыми

способами

поиска

информации,

развивают проблемное мышление, систематизируют основы научных знаний

по дисциплине.

Поскольку методика обучения является групповой, то это еще более

усиливает

ее

эффективность,

т.к.

по

материалам

научных

исследований

групповые

формы

являются,

наиболее

результативными

развивают

социальные и коммуникативные умения.

В отличие от традиционного занятия, ориентированного на знания, этот

подход

целостен

и

ориентирован

на

развитие

компетенций,

поэтому

его

можно назвать компетентностным подходом.

Согласно

ОЭР

колледжа

данная

технология

обучения

формирует

социально-личностные компетенции и профессиональные.

-готовность работе в коллективе, строит отношения всеми субъектами

образовательного учреждения, умение вести диалог, дискуссию;

- способность и готовность применять на практике физической культуры

и спорта методы, методики и технологии развития, обучения и воспитания;

- способность к анализу качества своей профессиональной деятельности

и корректировки по ее улучшению;

-

способности

проектированию,

а

именно

планировать

процесс

и

результаты

профессиональной

деятельности,

учебно-методическую

документацию, уроков физической культуры;

- способность использовать различные виды технического оборудования

в сфере профессиональной деятельности;

Перечисленные компетенции в основном отражают специфические для

специалиста

физической

культуры,

которые

необходимы

сфере

его

деятельности и повседневной жизни

.

Таким

образом,

на

занятиях

такого

характера

студенты

находятся

в

постоянном

процессе

«сомышления»,

и

в

конечном

итоге

становятся

соавторами

в

решении

проблемных

задач.

Все

это

приводит

к

хорошим

результатам,

так

как,

во-первых,

знания,

усвоенные

таким

образом,

становятся

достоянием

студента,

т.е.

в

какой-то

степени

знаниями-

убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и

легко

актуализируются

(обучающий

эффект),

более

гибки

и

обладают

свойством

переноса

в

другие

ситуации

(эффект

развития

творческого

мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным

тренажером

в

развитии

интеллекта

(развивающий

эффект);

в-четвертых,

подобного

рода

занятия

повышает

интерес

к

содержанию

и

усиливает

профессиональную

подготовку

(эффект

психологической

подготовки

к

будущей деятельности).

Практическая

реализация

проекта

осуществлялась

по

следующим

этапам:

Подготовительный

этап:-

Изучение

теоретического

материала

по

содержании мыследеятельностной технологии обучения (сентябрь – октябрь)

Проектирование и разработка содержания занятий с использованием

приемов

мыследеятельностной

технологии

к

теме

«

Упражнения

гимнастического

многоборья

на

снарядах»

для

студентов

2

курса

физкультурного

отделения

по

дисциплине

«Гимнастика

с

методикой

преподавания» (апрель – май ) .

Основной этап: Апробация разработанных занятий в рамках пробного

обучения со студентами 2 курса ФО (сентябрь)

Рефлексивный

этап.

Анализ

полученных

результатов

апробации

разработанных занятий (март).

На

подготовительном

этапе

разрабатываются

содержания

занятий

по

т е м е : «Упражнения

гимнастического

многоборья

на

снарядах»

для

студентов 2 курса физкультурного отделения по дисциплине «Гимнастика с

методикой преподавания».

Занятие построены в следующем ключе-

-

Вводная часть занятия - Ознакомление с темой урока. Выход на цель

урока. Постановка проблемы. На данном этапе определяются цели, план

деятельности,

устанавливаем

регламент.

Важно

научить

студентов

самим

ставить

цели.

Учебный

материал

стараемся

делать

предметом

анализа,

исследования.

Поэтому

учебные

задачи

ставлю

так,

чтобы

их

структура

соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу.

- Основная часть - организация мыследеятельности по проектированию

обучения технике двигательных действий . Создание микрогрупп.

При создании творческих микрогрупп учитываем сложность учебного

материала,

грамотность

и

подготовленность

студентов,

уровень

знаний,

психологическую совместимость. Основными

приемами мыслетехники на

данном этапе выступают:

- диалог – сотрудничество ( коррекция действий студентов, организация

общения, оказание помощи)

- использование раздаточного материала в виде карточек – карточки по

проектированию обучения технике двигательных действий

-

использование

видеоматериалов

для

анализа технике

выполнения

двигательных действий и методике их обучения

Заключительная часть – рефлексия. Анализ групп о проведенной Де по

проектированию техники двигательного действия и заполнению карточек

(анализ приемов и возможных ошибок). Основными моментами рефлексии

при этом выделяются следующие:

- основные понятия (умения)

- цель выполненной деятельности

- результат Де.

На

рефлексивном

этапе

подведены

первые

итоги

апробации

разработанных занятий

к теме « Упражнения гимнастического многоборья

на

снарядах»

для

студентов

2

курса

физкультурного

отделения

по

дисциплине «Гимнастика с методикой преподавания».

Построение

и

конструирование

содержания

занятий использованием

прие мов

мыследеятельностной

технологии

способствует

более

эффективному формированию профессиональных навыков и умений

на

основе содержательного анализа содержания занятий и подробного изучения

формируемых навыков и умений в ходе группового обсуждения в творческих

микрогруппах

,

позволяет

через

рефлексию

определять

содержательный

аспект основных характеристик будущей профессии – учителя физкультуры с

точки зрения не только освоения двигательных действий студентами

а с

точки зрения

самостоятельного определения алгоритма действий будущих

педагогов,

по

конструированию

методики

обучения

осваиваемых

двигательных действий.