Автор: Лоза Людмила Сергеевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств№52"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Классический танец"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образование "Школа
искусств№ 52"
Методическая разработка
Тема: «Классический танец»
Выполнила: преподаватель
по классу хореографии
Лоза Людмила Сергеевна
Новокузнецк, 2018
Содержание
1. Позы классического танца …………………………………….. ……………. 3
2. Полупальцы и их роль в классическом танце ………………………………. 8
3. Список литературы …………………………………………………………… 9
I. Позы классического танца
Балет часто называют искусством поз. Особенно это справедливо для классического
балета, возникшего в Европе в XV – XVI веках, как придворно – аристократическое
искусство.
Балет
появился
в
следствие
театрализации
бальных
танцев,
представлявших собой поочерёдное выполнение фигур и смену поз участниками под
музыку. С развитием классического балета в нём появилось всё больше динамики,
экспрессии, собственно танца, в современном его понимании.
Элементы танца видоизменялись, было введено много новых. Но и в наше время
поза (положение) является одним из основных элементов балетного искусства.
Наше
тело
обладает
неограниченными
возможностями,
мы
можем
принимать
различные позы. Однако если речь идет о позах или позициях танца, то их следует
внимательно контролировать, они должны строго соответствовать всем
законам
балетного искусства.
Поэтому логично предположить, что танцовщик не должен
выбирать позы произвольно. Далеко не каждая из всего их многообразия отвечает
всем эстетическим требованиям. Когда речь идет о позе в балете – имеется в виду
строго определенное положение тела.
Урок классического танца начинается с экзерсисов (упражнений, фр.exercice) у
станка, а затем на середине зала. Учащиеся занимают различные позы и выполняют
движения, нагружая определенные группы мышц. Таким образом вырабатывается
выворотность и сила мышц ног, правильная постановка корпуса, рук и головы,
устойчивость, координация движений. Во время выступления танцовщики также
принимают различные позы, чередующиеся друг с другом или прочими элементами
танца (прыжками, вращениями, поддержками и т.д.).
Под позой в классическом танце понимают остановку в движении, вовремя
которой
тело
танцовщика
находится
в
положении
равновесия
на
одной
ноге,
называемой опорной. В это время другая нога (работающая) отведена вперёд, в
сторону или назад.
Позы танца подразделяются на:
- малые позы (работающая нога находится на полу)
- большие позы (работающая нога поднята)
К основным позам (положениям) классического танца относят: а ля згонд (фр.
a La seconde), 4 вида арабеск (фр. arabesgue), аттитюд (фр. attitude), круазе (фр.
croise), еффасе (фр. efface), экарте (фр.
ecarte), эпольман (фр. epaulement). Путь
работающей ноги при переходе от одной позы к другой называется пассе (фр.passe).
2. Позы Croise и Efface
План зала:
Зритель
В классическом танце встречаются различные положения фигуры: прямо (en
face), в полуоборот (epaulement), спиной и в профиль к зрителю. Наиболее широко в
танце применяются положения epaulement и en face.
Epaulement – положение фигуры вполуоборот к зрителю по диагонали. Оно
тесно связано с положениями croise и efface.
Классический танец весь построен на croise и efface, из них он черпает
богатство своих форм, которое не могло бы так пышно расцвести, если бы мы имели
только скучноватое и однообразное face (когда корпус остается прямым). Говоря о
поворотах плеч в ту или иную сторону, не надо забывать, что направление головы
имеет доминирующую роль, являясь составной его частью.
П о н я т и е C r o i s e означает
скрещенность
линий
в
позе
танцующего
(направление поворота головы и корпуса создает как бы скрещенную линию, ноги
скрещены). Поза croise бывает вперёд и назад.
Croise вперед: стать на левую ногу, правая открыта вперёд с вытянутыми
пальцами,
корпус
повернут
в
точку
8
(рис.
«План
зала»),
голова
направо
–
получается скрещивание ног. Левая рука наверху, в III позиции, а правая отведена в
сторону, на II позицию, - это основное положение croise в перед, но положение рук и
головы можно комбинировать различно.
Предположим, правую руку поднимем вверх, а левую отводим на 2 позицию –
чтобы дорисовать это движение, можно наклонить голову вперёд, заглядывая под
правую руку. Можно держа руки, в первом варианте, повернуть
голову налево,
смотря под левую руку, или же поднять глаза на левую руку, причем в этом случае
голова должна отклониться немного назад. При этом переходе взгляда невольно
изменится выражение лица: если в предыдущих позах опущенная голова собирает
черты лица, то переведенный на верх, взгляд, откинутое лицо расправляет черты
лица, выражение становится строже, одухотворённее. Ввести в танец как можно
раньше
эти
перемены
выражения
лица
очень
желательно,
чтобы
не
иметь
впоследствии одного окаменелого раз и навсегда выражения или вечно застывшей
улыбки. И то и другое нередко встречается на сцене.
Croise
назад: стать на правую ногу, с тем же поворотом корпуса и головы,
левая нога с вытянутыми пальцами сзади. В croise вперед для основной позы наверх
поднималась рука, противоположная вытянутой ноге, здесь поднимается то же рука,
что и отведенная нога. И здесь можно различно комбинировать голову и руки.
Например, правая рука наверх, левая в сторону, корпус подать вперед, и с наклоном
головы взгляд под правую руку. Можно одну руку поднимать наверх, другую согнуть
в 1 позицию.
3.
Поза
efface
(еффасе) означает
развернутое
положение
фигуры
без
скрещенных линий.
Efface вперед: стать на левую ногу, правая открыта вперед с вытянутыми
пальцами, корпус в точку 2, голова налево, левая рука в III позиции, правая открыта
на II позицию, корпус отклонен назад. Это основная поза. Но можно отклонить
корпус
вперед
и
смотреть
под
левую
руку.
Возможны
и
другие
комбинации,
например кисти рук, могут быть раскрыты наружу.
Efface
назад: стать на правую ногу, левая с вытянутыми пальцами назад в
точку 6. Голова, руки и корпус в том же положении. Но корпус немного наклонен
вперед, и поза получает оттенок полета. И здесь возможны дальнейшие комбинации.
4. Ecarte (экарте) – поза классического танца в которой тело танцовщика
развернуть по диагонали, нога поднята в сторону (a La seconde), корпус отклонен от
поднятой ноги, рука, соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции,
другая отведена во II позицию, голова повернута в направлении этой ноги (еcarte
вперед) или от нее (еcarte назад).
Attitude (аттитюд, «поза, положение») – это поза, при которой нога согнута в
колене. Существует 2 вида аттитюда:
- attiude derriere (нога согнута сзади)
- attiude devant (нога согнута впереди) – это pas называют ещё тербульшон.
Корпус
может
находиться
в
epaulement
croise,
epaulement
efface,
en
face
и
др.
позициях.
Эту позу изобрел К. Блазис вдохновленный статуей Меркурия Джованни де
Болоньи.
Балетмейстер
К.
Блазис
писал
об
Attiude:
«Танцовщик,
движущийся
против ветра в каком бы то ни было направлении, должен тщательно сохранять
центр тяжести на линии, которая поддерживает. Это особое положение называемое
аттитюдом, самое изящное, но и самое трудное из всех положений танца, на мой
взгляд, это нечто из позы «Меркурия» Болоньи».
5. Arabesgue (арабеск), – одна из основных поз классического танца. Слово пришло,
как
и
все
основные
термины
классического
балета,
из
французского
языка,
в
буквальном переводе – арабский.
Во время выполнения арабеска тело опирается на выпрямленную ногу, другая,
так же прямая, поднимается и вытягивается назад вверх, одна рука вытягивается
вперед,
другая
отведена
в
сторону
или
назад.
Корпус
наклонен
вперед,
спина
вогнута, вытянутая нога и рука уравновешивают корпус.
Арабеск может исполняться на вытянутой ноге, в plie, на полупальцах, на
пуантах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать.
Как позиции классического балета виды арабесков известны издавна. Эту позу
ещё
многократно
использовали
в
своих
хореографиях
многие
выдающиеся
балетмейстеры прошлого: Ш. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа, Л. И. Иванов, М. М.
Фонеш, Ю. Н. Григорович.
Методика Энрико Чекетти включала пять различных поз арабесков.
Выдающийся русский балетный педагог А. Я. Ваганова, классифицировав
балетные термины, определила четыре основных вида арабесков. Эта методика,
разрвботанная А. Вагановой, сегодня является основной в классическом балете.
Четыре основных арабеска по методике Вагановой:
I арабеск – ноги в положении efface, рука соответствующая опорной ноге,
вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти
обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.
II
арабеск
–
ноги
в
положении
efface,
вперед
направлена
рука,
соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за
спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина выгнута.
III
арабеск
-
ноги
в
положении
croise,
(фр.
скрещены),
соответствующая
поднятой ноге, рука устремляется вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука
отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.
IV
арабеск
–
ноги
в
положении
сroise,
впереди
рука,
противоположная
поднятой ноге, корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию
плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.
Позу можно бесконечно варьировать, что придает ей большие возможности.
Изменения спины и головы, направленности взгляда влечет за собой преображение
выразительной сути арабеска.
6.
Tire
–
bouchon (тир бушон - закручивать, завивать). В этом движении
поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Соблюдение правильной формы в позах важно не только для самих поз, но и
для успешного исполнения туров и прыжков в больших позах.
II. Полупальцы и их роль в классическом танце.
Полу пальцы имеют большое значение в классическом танце. Упражнения на
полупальцах развивают силу стопы, устойчивость, опорную устойчивость всей ноги,
гипкости пальцев, упругость голеностопа.
Высокие полупальцы помогают сильнее развить и укрепить свод ступни, при
этом нога в больших позах tours, chaines и в других движениях.
Releve - простое движение, посредствам которого танцовщик поднимается на
полупальцы или на пальцы, удерживая на них вес всего тела и находясь в идеальном
равновесии. Движение Releve имеет особое значение, в особенности для adagio, в
котором оно очень часто используется
и входит в число тех движений. Которые
соответствующим
образом
развивают
мускулатуру
для
того,
чтобы
было
легче
удерживать равновесие.
Releve следует выполнять, поднимаясь на полупальцы или на пальцы обеих
ног, или же, что гораздо более сложно, удерживая равновесие, стоя на полупальцах
или на пальцах одной ноги.
Техника исполнения этого движения в двух указанных случаях (при вставании
на полупальцы и на пальцы), различная, хотя конечный результат один и тот же.
Releve на обеих ногах: выполняется в V позиции: слегка согнуть колени, а
затем
с
силой
распределить
их,
поднимаясь
на
полупальцы.
Ноги,
плотно
примыкающие друг к другу, должны быть предельно вытянуты. Руки в позиции
расслабления.
Движения releves выполняются во всех позициях стоп. В закрытых позициях,
ноги примыкают к друг другу; в открытых не примыкают.
Releve на одной ноге: поднятая нога принимает любую позицию (четвертую
вперед или назад, вторую, аrabesgue, attiude и т.д.), руки принимают положение,
гармонирующее с позицией ног. Затем надо слегка согнуть в колене опорную ногу и
с силой распрямляя её, подняться на полупальцы. Мышцы поясницы должны быть
очень крепкими.
Список литературы
1. Ваганова А. Я.»Основы классического танца», М; 1954 г.
2. Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца», Л; 1976 г.
3. Кузнецова И. А. «Красота человека в искусстве», М; 1980 г.
4. Тарасов Н. И. «Классический танец», М; 1981 г.
5. Чеккетти Г. «Полный учебник классического танца». – М; АСТ «Астрель» 2007 г.